Рассказ о празднике крещение 4 класс
Детям о празднике Крещения Господня
Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
Для того, чтобы нам с вами понять, почему в этот праздник такое внимание уделяется воде, давайте вспомним само это событие, которое произошло почти два тысячелетия назад.
«Покайтесь!» – говорил он, – «Потому что приблизилось Царство Небесное!» Всех кающихся он крестил, то есть омывал, в водах реки Иордан. И вот Сам Иисус Христос пришёл принять крещение. Увидев Его, Иоанн, почувствовал недоумение: Сам Господь пришёл креститься от него, простого смертного, который недостоин даже развязать ремень на обуви Спасителя?
– Так нам надлежит исполнить всякую правду! – ответил на его недоумение Господь.
В чём же смысл и значение этого события?
Мы знаем, что именно после крещения Иисус Христос начал своё общественное служение, то есть стал открыто учить народ. Может быть, Ему надо было перед этим покаяться и очиститься от грехов? Нет! Христос совершенно безгрешен, каяться Ему не в чем. Приняв водное крещение, Он установил Таинство Крещения и показал нам, ЧТО мы должны в первую очередь сделать, чтобы стать христианами – КРЕСТИТЬСЯ!
Это первое церковное таинство, в котором мы участвуем, если хотим быть со Христом! Оно чрезвычайно важно, ведь в нём мы отрекаемся от лукавого, сочетаемся со Христом, умираем для греха и рождаемся для жизни вечной.
Не случайно крещение называют вторым рождением. В нём Господь призывает нас стать сынами Божьими, стать Ему родными. Понимаете, ребята, какая это честь и ответственность! Как важно помнить об этом родстве всю жизнь, не растерять величайшую благодать, данную нам при крещении. Если мы нарушаем обещание данное нами (или нашими крестными вместо нас) Богу при Крещении, то от нашего христианства остается только одно название, пустой звук.
Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.
Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.
С великим праздником вас, дорогие друзья. Храни вас Господь!
Классный час «Народные традиции. Крещение Господне»
Цель: познакомить с православным праздником “Крещение Господне” и традициями русского народа
Ход классного часа
Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. На это Иисус ответил, что “надлежит нам исполнить всякую правду”, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.
Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.
А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но и Бог.
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней “был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.
Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Крещение можно назвать духовным рождением человека, его рождением для Церкви. Посредством Крещения он становится ее членом. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, ко Святому Причастию, в котором происходит соединение человека с Богом. Во время Таинства происходит либо троекратное погружение человека в воду, либо обливание крещаемого с произношением священником молитв.
Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На “новорожденного” христианина надевается освященный нательный крестик – его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой.
Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.
Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам:
1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.
Крещенские традиции.
Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): “В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей”.[2]
Накануне или в день Праздника Крещения Господня многие верующие отправляются к водоемам или заранее вырубленным при храмах прорубям. Искусственные проруби чаще всего имеют форму креста. Такие места крещенского освящения воды называются иорданями – в память о крещениях, совершаемых святым Иоанном Предтечей на берегах Иордана. Священник совершает чин освещения воды: произносит молитвы и троекратно погружает крест в воду. Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, и этим действием освящаются душа и тело человека. В храмах в этот день служится специальный молебен по чину великого освящения воды, и каждый прихожанин может взять с собой бутылочку крещенской воды, которая послужит ему для укрепления духовного, душевного и телесного.
Православные христиане ежегодно 19 января отмечают праздник Крещение Господне, а 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.
Крещенский Сочельник также называют Голодной кутьей, голодным святвечером. В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели. Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали на судьбу по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Крещенский Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки. А поэтому, все кто шел освящать воду, старались как можно быстрее вернуться домой.
В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью. И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать. А вот после Крещения морозы наступало ослабление морозов.
С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней. Кроме этого все, у кого были сокровенные желания, старались помолиться о них 19 января к утру, когда небо откроется, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется.
В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.
Утром 19 января мужчины шли к реке и делали прорубь в форме креста. Ближе к обеду священник освящал воду, после чего ее набирали и пили, совершали купания. А женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались.
Викторина “Крещение Господне”
1. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, так как:
a) Господь явил Себя как Пресвятую Троицу
б) Христос показал Свою человеческую и Божественную сущность
с) Оба ответы верны
2.“Глас вопиющего в пустыне” означает:
б) Голос глашатая, вестника
с) Голос одинокого в пустыне
3. Господь Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в возрасте:
4. Святой Дух явился во время Крещения Господня в виде:
5. Иоанн Предтеча не хотел крестить Господа потому, что:
а) Считал, что недостоин
б) Иисус сказал ему, что не время для этого
с) Сам принял крещение от Господа
Я с Крещением поздравить
Так хочу скорей тебя,
С миром всем желаю ладить,
Жить, тепло в душе храня!
Будь всегда таким же добрым,
Будь здоровым! Сильным будь!
Пусть в твоей душе огромной
Никогда не ступит грусть!
О празднике День крещения Руси для детей
В глубокой древности племена, населявшие Русь, поклонялись многим богам. Такая вера в многобожие называлась язычеством. Языческие боги олицетворяли собой природные стихии. Чтобы умилостивить богов, люди приносили им жертвы, в том числе и человеческие.
В X веке в Киеве правил князь Владимир Святославович, внук княгини Ольги. Он объединил под своей властью русские племена. Однако этого оказалось недостаточно — возникла необходимость религиозного объединения. Владимир попытался объединить воедино всех языческих богов, но вскоре выяснилось, что люди не хотят признавать наряду с привычными для их племени богами еще и каких-то новых.
По миру в то же самое время уже широко распространились другие религии: иудаизм, ислам, христианство, которые объединяло единобожие, т.е. поклонение одному Богу.
Князь Владимир, осознав, что реформирование язычества не удалось, стал искать другую религию, более прогрессивную.
Владимир встречался и долго беседовал с послами из разных стран. Он расспрашивал их о вере, о религиозных обрядах. Затем он отправил своих послов в другие государства. Наиболее сильное впечатление на послов произвело богослужение в православном греческом соборе Святой Софии в Константинополе.
Однако Владимир не торопился принимать крещение в Православие. И причиной этому были сложные отношения Руси и Византии.
Византийские императоры с целью подавить мятеж обратились за военной помощью к Владимиру и пообещали дать ему в жены сестру Анну. Владимир прислал свою армию численностью б тысяч воинов.
После того как мятеж был подавлен, Владимир потребовал руки византийской принцессы. Но ему было отказано под предлогом того, что он некрещеный.
Следующим шагом на пути к крещению был захват Владимиром в Крыму византийского города Корсунь. В общем, за возврат Корсуни Владимир потребовал в жены Анну. И когда в Корсунь прибыла принцесса Анна и Владимир праздновал победу, он неожиданно ослеп. И чудесным образом прозрел лишь тогда, когда принял крещение. Таким образом произошло духовное и физическое преображение князя.
Крещение Руси явилось в значительной степени заслугой самого князя Киевского, полностью переродившегося после своего крещения. Именно поэтому князь Владимир был признан равноапостольным.
Первым шагом святого Владимира стало крещение киевлян, произошедшее, как предполагается, в 988 году.
Таким образом, уже более тысячи лет Русь называется Православной.
Вопросы
• Каким богам поклонялись язычники?
• Зачем князь Владимир попытался объединить всех племенных языческих богов?
• Каким образом Владимир выбирал новую веру?
• При каких обстоятельствах принял крещение в православную веру сам Владимир?
Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о празднике
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.
Дата (новый стиль): 19 января
Статус: господский двунадесятый
Событие
Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк 3: 21-22). В оригинальном тексте Евангелия – греческом – крещение обозначено словом βάπτισμα, что дословно означает «погружение в воду». Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1: 4): приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде. Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3: 15), то есть – Божию волю. Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой новый благодатный закон. Иоанну ничего не оставалось, кроме как допустить Иисуса до крещения.
Сразу после этого на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление.
Тропарь праздника
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, /
извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, /
и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Смысл праздника
Христу не было необходимости смывать с Себя грехи – у Него их не было. Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за чужую скверну, за грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, – и искупить их, пострадав на Кресте. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути – символически взял на Себя человеческие прегрешения, объясняет святитель Иоанн Златоуст.
Схождением в воды Иордана Христос заново освятил водное естество, а через него – и всю сотворенную природу. Некогда грехопадение Адама и Евы изменило весь мир: не только человек, но и природа, с которой он тесно связан, понесли на себе печать греха и смерти – последствия отпадения от Бога. Но Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир, освободив их от скверны и тления. Не случайно главное христианское таинство – Крещение совершается «водою и Духом»: освященная вода воспринимает благодать Святого Духа, и погружаясь в нее, верующий точно так же обновляется и рождается духовно – как христианин. В этом отличие таинства Крещения, установленного Христом (см. Ин. 3: 5), от крещения Иоаннова, которое вело человека к покаянию, но не подразумевало его духовного перерождения.
Освящение воды – самая яркая черта праздника. Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно – именно потому, что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью.
Белый цвет облачений священников на праздник Крещения (как и Рождества) объясняется тем, что у ранней Церкви было в обычае крестить в эти дни новообращенных.
История
Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир, – и Его Рождеству, и Крещению (которое стало по сути дела первым появлением Христа в большом собрании людей). В IV веке эти праздники разделились, а время между ними со временем стали называть святым, или святками.
Иисус Христос в водах реки Иордан. Согласно древним руководствам для иконописцев, изображать Спасителя в Иордане нужно без одежды, и на ранних византийских мозаиках Он действительно покрыт только волнами реки. Со временем сложилась традиция изображать Христа в набедренной повязке.
Иоанн Предтеча возлагает правую руку на главу Христа, совершая обряд Его Крещения (омовения). Склоненная фигура Предтечи — символ его глубокого смирения перед Христом, у Которого Иоанн, как он сам говорит, недостоин развязать ремень обуви (Лк 3:16). Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14) — недоумевает Предтеча и тем не менее крестит безгрешного Господа, как до этого грешных людей, следуя Его же призыву исполнить всякую правду (Мф 3:15) — волю Божию.
Луч, спускающийся с неба, напоминает о гласе Бога Отца, который прозвучал в момент Крещения Иисуса: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). Этот луч преломляется на три части, указывая на Святую Троицу, каждое из Лиц Которой явным образом участвовало в событии Крещения.
Голубь — видимый образ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при Его Крещении.
Ангелы на берегу Иордана появились на иконах Крещения Господня примерно к VI-VII веку. С покровами на руках, они напоминают восприемников, взимающих младенца от купели. В Евангелии ничего не сказано об участии ангельских сил в Крещении Иисуса, но образ ангелов присутствует в богослужебных текстах праздника Крещения. Например: «Како Тя речные струи приимут, нестерпимаго огня ныне идуща? Како обнажение небеснии видят ангелы? Како руку Иоанн прострет на Тя, Слове Божий пребезначальне, того от земли создавшаго?» (6-ая песнь канона предпразднства Крещения). Или здесь: «Ангели Его устрашишася зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды» (седален по второй кафизме на утрене Богоявления).
Мифологические персонажи, один из которых восседает на двух дельфинах, а другой льет воду из кувшина, олицетворяют собой два потока, слившиеся в реку Иордан. Характерно, что оба персонажа обращены лицом назад. С помощью такого приема иконописец напоминает нам о событии, описанном еще в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда при переходе израильтян через Иордан течение реки остановилось и дно в месте переправы обмелело, а прибывавшие воды на время потекли вспять, в обратную сторону (Нав 3:10–17). Этот эпизод вспоминается в богослужении Крещения наряду с другим древним событием — переходом израильтян через Красное море под предводительством Моисея — как прообраз Крещения Христа. Вот характерный пример: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда (замер в ожидании. — Прим. ред.)… Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» (стихиры на литии праздника Крещения).
Описание Иордана как живого существа не означает, разумеется, что авторы песнопений верили в одушевленность реки. Это художественный прием, позволяющий ярче выразить мысль о том, что встреча сотворенной природы с ее Создателем, воплотившимся Богом, стала событием поистине поразительным: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» (стих на малой вечерне крещенского сочельника); «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею, крещение прияти от раба…» (седален по первой кафизме утрени того же дня).
Растительность в пустыне — указание на животворную влагу, благодать Божию, явившуюся в мир с пришествием Богочеловека. Жаждущая пустыня — поэтический образ из книги пророка Исаии: это символ человеческой природы, которая засыхает, гибнет от греха и жаждет спасения. В одной из крещенских паремий (так называются отрывки из Ветхого Завета, читаемые во время богослужения) звучит фрагмент 35-й главы книги Исаии: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин (расцветет, как лилия. — Прим. ред.), и да прозябнет (даст всходы. — Прим. ред.), и вся возвеселятся. А накануне праздника мы слышим призыв радоваться избавлению от засухи: «Веселися пустыня, яже прежде жаждущая, естество все человеческое: ныне явися поток сладости, иорданскими водами решая (уничтожая. — Прим. ред.) зной греха…» (4-ая песнь канона предпразднства Богоявления).
Горы и холмы – еще один образ из книги пророка Исаии: когда оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, то горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам (Ис 55:7, 12). Крещение Господне — праздник обновления всего природного естества, и «горы и холмы» часто упоминаются в богослужебных текстах наряду с водами и пустыней.
Классный час «Традиции Крещения».
специалист в области арт-терапии
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Павловская школа-интернат №2 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
на тему: «Традиции крещения»
Цель: знакомить с православными праздниками и традициями Руси; утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, любви и красоты.
Ход классного часа
Рассказ воспитателя о православном празднике Крещения.
Для народа на крещенье
Прыгнул в прорубь с головой
Жизнь становится иной
А потом махнешь на лед,
Повернешься на восход
Руки вверх поднимешь смело,
Чтоб душа твоя запела!
19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник Крещения называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что он есть Пресвятая троица: Бог Отец, говорил с неба, воплотивший сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя.А также при Крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не только человек, но и Бог.Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Во время таинства происходит троекратное погружение человека в воду. 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.
Крещенский Сочельник также называют Голодной кутьей, голодным святвечером. В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели. Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали на судьбу по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Крещенский Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки. А поэтому, все кто шел освящать воду, старались как можно быстрее вернуться домой.
В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью. И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать. А вот после Крещения наступало ослабление морозов.
С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется.
В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.
Утром 19 января мужчины шли к реке и делали прорубь в форме креста. Ближе к обеду священник освящал воду, после чего ее набирали и пили, совершали купания. А женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались.
· Много снега – много хлеба.
· Утром снег – хороший урожай гречихи.
· Метель – пчелы роиться хорошо будут.
· Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.
· Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.
· Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.
· Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На «новорожденного» христианина надевают освященный нательный крестик- его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крещение – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что 3 дня для нас совершалось благодать Воскресения. Сразу после крещения человека одевают во все новое, белое. Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит человек, желающий жить по христианским законам,нравственной чистоте и доброте.
1Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
4.Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
5.Возлюби ближнего своего как самого себя.
В этот праздник все верующие люди почерпнув воды приносят ее домой и хранят весь год, вода целый год остается свежей. Принимают ее утром на голодный желудок после молитвы.
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
Воспитатель:Доброта — это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
5. Не хвались серебром, а хвались добром.
6. Кто добро творит, того Бог отблагодарит
Приходите на Крещение:
В доме будет угощение
И дадим святой водицы
Вам в честь праздника умыться
И с собой ещё нальем,
Чтоб и ваш стал чистым дом,
Чтоб жилось богато вам.
В день морозный на Крещение
Вы примите приглашение:
Приходите в теплый дом,
С пирогами чай попьем.
Воспитатель: Предлагаю вам послушать сказку-быль. «Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение.
Я с Крещением поздравить
Так хочу скорей тебя,
С миром всем желаю ладить,
Жить, тепло в душе храня!
Будь всегда таким же добрым,
Будь здоровым! Сильным будь!
Пусть в твоей душе огромной
Никогда не ступит грусть!