Рассказ о принятии христианства на руси 5 класс

Сказки

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Принятие христианства на Руси – принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Согласно летописной хронологии, крещение Руси датируется 988 г.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XIXII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Источник

Принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года

Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Читайте также:  Рассказ про каменный уголь для 3 класса

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Источники и дополнительный материал по теме:

Источник

Крещение Руси кратко самое главное. О празднике Крещение Руси, число праздника, история, год крещения, празднование, поздравления

Какого числа празднуют крещение Руси

Конкретной даты, когда состоялось крещение Владимира или населения Киева, до наших дней не дошло. Поэтому крещение Руси принято отмечать в день памяти князя Владимира (т.е. в дату его смерти). Произошло это 15 июля по юлианскому календарю. В переводе на современный календарь эта дата приходится на 28 июля, причем официально она была определена законодательно относительно недавно (31 мая 2010 года). Учитывая то, что на сегодняшний день это дата памятная и не является государственным праздником, то, соответственно, выходной в этот день не предоставляется.

Рассказ — беседа «Владимир и Крещение Руси» материал на тему

Беседа: Владимир и Крещение Руси.

К X веку многие народы и государства Русь окружали. Множество послов в Киев-град приходили, каждый свою землю и свою веру нахваливал. Однако помнил Владимир рассказы своей бабушки, княгини Ольги, о красоте византийских храмов.

Крепко задумался князь о единой для всей русской земле вере. Нельзя сказать, что Владимир своих русских богов не любил. Еще в 980 году на высокой горе в Киеве он всех языческих идолов собрал и место то почитаемым сделал. Однако чем больше смотрел князь на своих божков деревянных, тем чаще сомневался в их силе. Решил он тогда пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.

Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

Отправились десять лучших мужей по свету ровно через год воротились обратно. О мусульманах сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». О католиках – «красоты не видели никакой». Лишь православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.

Вот что поведал Владимиру греческий посланник.

Рассказал он киевскому князю, как много лет назад на окраине Римской империи родился мальчик, которого нарекли Иисус. Тогда еще никто не знал, что именно ему будет суждено изменить мир, очистить души людей от зла. Лишь волхвы-пастухи, увидев, как в небе над Вифлеемом зажглась новая звезда, поняли, что это знамение, то есть знак: в мир пришел Спаситель – Мессия.

Видио ролик для детей «Рождество Христово»

Много добрых дел и чудес совершил Иисус Христос на своем недолгом земном веку: мертвых воскрешал, хромых исцелял, слепым зрение давал. И всюду вместе со своими 12 учениками проповедовал добро и милосердие, просил людей перестать делать зло друг другу, совершать грехи.

С тех времен по всем христианским землям возводят величественные храмы в честь Иисуса Христа. Лучшие художники пишут иконы. И такая сила заключена в этих изображениях, что не зря их называют нерукотворными. Войдет христианин под своды церкви, зажжет свечу, помолится Богу, и снисходит на него благодать – божественный свет истины и прощения.

И.К.Пименова, И.Н.Рассох, И.М.Соломадина, Н.А.Соломадина. История человечества. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998

Крещение Руси князем Владимиром история кратко

До того, как Киевская Русь приняла православие, русичи были язычниками. И попытки систематизировать религию не увенчались успехом, так как невозможно было создать структуру, которая бы объединяла обряды и обычаи всех племен.

Следует сказать, что еще до официального крещения на Руси стали прорастать зерна православия. В археологических раскопках найденные нательные кресты датируются серединой десятого века. Не стоит забывать и принятие православия княгиней Ольгой в 957 году. Примерно с того же времени имеются упоминания о тайных христианских встречах.

Итак, Великий князь Владимир поставил целью объединить все племена, населявшие тогда территорию Древней Руси одной религией. Но тут возникла проблема: какую из существовавших на тот момент выбрать? Тогда к князю потянулись делегации представителей той или иной церкви с предложениями принять их веру.

Так, Волжские Булгары рассказывали о преимуществах Ислама, немецкие послы от папы Римского призывали принять христианство от них, хазарские иудеи склоняли к решению в пользу иудаизма. И даже после беседы с представителем Византии князь не дал окончательного ответа. После совета с боярами было принято решение побывать на богослужениях вышеперечисленных церквей, в результате чего единогласно выбрали православную религию.

И в 988 году сначала крестился великий князь в Херсонесе (по некоторым данным в Константинополе и Киеве), а затем массово крестили население Киева в водах Днепра.

Позже постепенно в православие обращали остальные племена и княжества. Следует отметить, что не везде этот процесс проходил мирно. Некоторые княжества, в том числе Ростовское, оказали сопротивление, однако где словом, а где и силой население принудили принять новую веру. Окончательно процесс крещения Руси закончился к XII веку.

Крещение Руси от 980 до 988 года. А. О. Ишимова

Главная → А. О. Ишимова → История России в рассказах для детей

Можно ли было ожи­дать, милые чита­тели, чтобы этот князь Вла­ди­мир, быв­ший винов­ни­ком гибели брата и несча­стья бед­ной кра­са­вицы Рог­неды, ста­нет потом доб­рей­шим госу­да­рем и пер­вым бла­го­де­те­лем сво­его народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, кото­рые искренне рас­ка­и­ва­ются и сожа­леют о своих пло­хих делах!

Чтобы успо­ко­ить свою совесть, кото­рая все еще напо­ми­нала ему об уби­том брате, Вла­ди­мир часто при­но­сил жертвы своим богам и даже сде­лал одного нового идола с сереб­ря­ной головой.

Но могли ли уте­шить его бес­чув­ствен­ные боги, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начи­нал пони­мать, как и его бабушка Ольга, что такие боги не могут быть истин­ными богами, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и Маго­ме­тане*, и Иудеи*, и Рим­ские като­лики*, и Греки*. Каж­дый из них хва­лил свою веру. Вла­ди­мир, не зная, кого слу­шать, решил отпра­вить десять чело­век в раз­ные земли, чтоб узнать, какой народ лучше всех пони­мает истин­ного Бога. Его послы объ­ез­дили много госу­дарств, и больше всего им понра­ви­лось бла­го­че­стие Гре­ков и свя­тое слу­же­ние в их церк­вах. С вос­хи­ще­нием рас­ска­зы­вали они вели­кому князю о Гре­че­ской вере. Вла­ди­мир радо­вался, что, нако­нец, может молиться истин­ному Богу, и пред­по­чел при­нять хри­сти­ан­скую веру от Греков.

Читайте также:  Раскраска сказка про комара комаровича длинный нос и про мохнатого мишу короткий хвост

Но зна­ме­ни­тому Рус­скому князю, при­вык­шему все­гда пове­ле­вать, каза­лось уни­зи­тель­ным с покор­но­стью про­сить кре­ще­ния у Гре­ков, преж­них вра­гов его Оте­че­ства, и поэтому, отправ­ляя послов в Кон­стан­ти­но­поль к импе­ра­то­рам Васи­лию и Кон­стан­тину, он про­сил у них не одной веры хри­сти­ан­ской, но вме­сте с нею и руки их сестры, царевны Анны. Умный Вла­ди­мир знал, что, став бра­том импе­ра­то­ров, он мог уже, не сты­дясь, назы­вать их сво­ими про­све­ти­те­лями в истин­ной вере.

Греки еще со вре­мен Олега начали бояться храб­рых Рус­ских кня­зей; Вла­ди­мир уже заво­е­вал их бога­тый город Кор­сунь и угро­жал идти с вой­ском к Кон­стан­ти­но­полю, если ему отка­жут в руке царевны. Итак, импе­ра­торы должны были умо­лять свою сестру выйти за Рус­ского госу­даря. Царевна горько пла­кала, желая лучше уме­реть, чем рас­статься с род­ными и Оте­че­ством. Но Бог при­зы­вал ее про­све­тить идо­ло­по­клон­ни­ков. Могла ли она не пови­но­ваться Ему? Доб­рая царевна со сле­зами про­сти­лась с бра­тьями и отпра­ви­лась на корабле в Кор­сунь, где ее ждал жених. Кроме при­двор­ных, с ней поехало много свя­щен­ни­ков для кре­ще­ния Вла­ди­мира и Рус­ской земли.

Народ в Кор­суни с радо­стью спе­шил на берег встре­тить пре­крас­ную неве­сту, назы­вал ее своей спа­си­тель­ни­цей, дивился ее кра­соте и при­вет­ли­во­сти. Но вели­кий князь, с нетер­пе­нием ожи­дав­ший ее, не был так же счаст­лив, как его народ: в то время у него болели глаза, так что он ничего не видел. Он мог только пла­кать о своем несча­стье и бла­го­да­рить царевну за жертву, кото­рую она принесла.

Анна, как Ангел-хра­ни­тель, послан­ный Вла­ди­миру Богом, про­сила его тот­час кре­ститься. Вели­кий князь послу­шал совета своей бла­го­че­сти­вой неве­сты и за это был щедро награж­ден Богом. Как только епи­скоп* Кор­сун­ский и свя­щен­ник* Кон­стан­ти­но­поль­ский в церкви при­сту­пили к совер­ше­нию обряда кре­ще­ния Вла­ди­мира и епи­скоп воз­ло­жил руку на ново­кре­ща­е­мого, его боль­ные глаза откры­лись, и он уви­дел Божий храм, где раз­да­ва­лось свя­тое пение, уви­дел свою пре­лест­ную неве­сту и вме­сте с ней упал на колени бла­го­да­рить мило­серд­ного и все­мо­гу­щего Бога! О! Как сильно он чув­ство­вал тогда, что молится истин­ному Богу, а не своим преж­ним идо­лам! Бояре и его дру­жина, удив­ля­ясь такому чуду, также кре­сти­лись в хри­сти­ан­скую веру и потом весело празд­но­вали сва­дьбу госу­даря с царевной.

Пре­крас­ная Анна уже не пла­кала, как в то время, когда уез­жала из Кон­стан­ти­но­поля: она, как усерд­ная хри­сти­анка, радо­ва­лась, что изба­вила сво­его супруга и его народ от ужас­ного несча­стья быть идо­ло­по­клон­ни­ками, потому что с тех пор все Рус­ские начали кре­ститься в Хри­сти­ан­скую веру.

Когда вели­кий князь воз­вра­тился в Киев с моло­дой супру­гой и со всем своим дво­ром, то прежде всего он велел жечь и рубить всех идо­лов, а глав­ного из них, Перуна с сереб­ря­ной голо­вой, — бро­сить в реку. Потом при­ка­зал всем Киев­ля­нам явиться на дру­гой день на берег Дне­пра. Тогда-то откры­лось чудес­ное, несрав­нен­ное зре­лище. Свя­щен­ники освя­тили Днепр и начали кре­ще­ние народа. Взрос­лые люди вошли в воду; малень­кие дети были на руках отцов и мате­рей, между тем как на берегу сто­яли вели­кий князь, его супруга, бояре и воины, кре­щен­ные еще в Кор­суни. Они сто­яли в тихом бла­го­го­ве­нии и усердно моли­лись за новых хри­стиан. В эту тор­же­ствен­ную минуту Вла­ди­мир под­нял руки к небу и ска­зал: «Тво­рец неба и земли! Бла­го­слови сих новых детей Твоих! Дай им познать Тебя, Бога истин­ного, и утверди веру их».

Так кре­сти­лись наши предки, и такое усер­дие к Богу было не только в Киеве, но и во всем Рус­ском госу­дар­стве: везде народ остав­лял идо­лов и с радо­стью при­ни­мал хри­сти­ан­скую веру.

← 5 стр. История России в рассказах для детей

7 стр. → Страницы:
6
Всего 134 страниц

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Александр Невский крещение Руси

После смерти Владимира Красного Солнышка на территории Киевской Руси начались междоусобные войны. Этим не преминули воспользоваться католическая церковь, а также многочисленное племя монголо-татар. На ослабленную междоусобицей Русь с Запада нападали немцы и шведы, а с Востока пыталось завоевать войско татаро-монгольской Орды. И если последние готовы были довольствоваться финансовыми (в виде регулярного сбора дани) и политическими (назначение князей) делами, то первые своей основной задачей считали насаждение католической веры.

В таких условиях нужен был правитель, который сумел бы сохранить существование Руси между двумя оккупантами. И таким человеком стал Александр Невский. Благодаря ряду его последовательных политических и военных шагов Киевская Русь смогла отбить нападения католических войск и создать благоприятные условия своего существования в период монгольского ига. Ради духовной свободы Руси Александру Невскому пришлось пожертвовать свободой политической.

И говоря о связи Александра Невского с Крещением Руси имеется в виду именно сохранение православия на ее территории с помощью военных кампаний и искусства ведения политических дел. За преданность вере и ее защиту в 1547 году Александр Невский, как и князь Владимир, был причислен к лику святых.

Причины крещения

Основными причинами для принятия веры христианства являются:

Сыграл роль в изменение веры и социальный фактор. Менявшаяся духовная позиция элиты общества создавала условия для глобальных изменений системы человеческих ценностей.

Крещение Киевской Руси

Как было упомянуто выше, процесс перехода от язычества к христианству в Киевской Руси происходил неравномерно. Вслед за крещением Владимира Красного Солнышка и его чудесным исцелением новую религию выбрали некоторые дружинники и бояре. Постепенно к ним примкнули остальные приближенные князя.

Простое население Киева принимало христианство по примеру правителя и его советников относительно спокойно, чего нельзя сказать о других княжествах. Наибольшее сопротивление оказали Полоцк, Муром и Ростов, однако к 1100-му году процесс крещения Руси был закончен.

Поиск новой религии

Князь Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей. Князь склонялся к византийской вере. Владимиру прибывали послы от других государств, предлагая свои религии. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.

Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. первой крещение приняла княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь. Княгиня Ольга вошла в историю не только России, но и в мировую. Ее знают, как единственную женщину-правительницу Руси, которая довольно долго правила державой и прославилась умом, образованностью, хитростью, умением руководить, а также быть жесткой и справедливой. Это она укрепила мощь государства и первой на Руси приняла христианство, чтобы вывести свою державу на мировой культурный уровень. В какой семье родилась будущая княгиня до сих пор неизвестно. Одни историки утверждают, что она из бедной семьи, другие настаивают на том, что она из знатного рода. Но неоспорим тот акт, что она была женой князя Игоря, о чем говорится в «Повести временных лет». Игорь Рюрикович долго выбирал себе жену, но выбор пал именно на Ольгу. Она стала его верной женой, советчицей и соратницей, родила сына Святослава. Когда князь отправлялся в поход, Ольга руководила державой. Князь Игорь погибает, и Русь находится в опасности, ибо сын Святослав еще маленький, и править не может. И вот решительность и ум княгини спасают державу. Ольга, заручившись поддержкой бояр и военачальников, становится правительницей Руси. Взяв власть в свои руки, Ольга правила на Киевской Руси 17 лет, да и когда Святослав стал взрослым, фактически она была правительницей, ибо он предпочитал правлению походы. За время правления княгини Ольги Русь укрепилась как государство. Она не была приверженицей войн и не проводила их, отдавая предпочтение налаживанию внутренней политики, навела порядок в государстве. Строились новые города, укреплялись крепости. Положительными были проведенные реформы, особенно налоговая, что дала возможность бедным людям жить богаче. Простые люди любили правительницу за то, что она была справедливой. Княгиня была наделена от природы не только умом, но и хитростью. Она была отличным дипломатом, налаживала торговые и политические связи с другими государствами. Чтобы вывести Киев на мировой уровень развития и процветания, она, первая среди князей еще до крещения Руси приняла христианство в Константинополе. В христианстве ее нарекли Еленой, а крестным отцом стал сам Византийский император. Это имело огромное значение для Киевской Руси, возобновился торговый договор. Она строила храмы, но не заставляла население Руси насильно принимать христианскую религию. При правлении Ольги Русь стала процветающим государством. Прожила она около 80 лет и уже при правлении князя Владимира ее причислили к лику святых и в 1547 году она причислена к лику святой равноапостольной. Она неустанно заботилась о порядке в Русской земле. Православная церковь нарекла Ольгу Святой, а русский народ прозвал Мудрой. (слайд 7-8) Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

Крещение князя Владимира

Факты из бигорафии

Великий князь Владимир крестился в греческом городе Херсонесе, по русски — Корсуне, который располагался в южной части нынешнего полуострова Крым. (слайд 9)

Владимир, является, младшим сыном Святослава и ключницы, имя которой доподлинно неизвестно. Судьба матери после воспитания сына неизвестна, однако, есть предположение, что Владимир после восхождения на престол забрал мать к себе во дворец, и до конца дней она ни в чем не нуждалась. Этот человек стал первым князем, который расширил территорию Руси в несколько раз, крестил Русь и запомнился людям на века.

По мнению ученых именно бабка Владимира, княгиня Ольга, которая приняла Крещение в Константинополе, привила внуку любовь к христианству и передала его многие свои взгляды и убеждения.

Как гласит легенда, перед принятием решения о вере, князь отправил послов исследовать разные веры и донести ему о результатах. После их донесений, он сделал выбор в пользу христианства.

Самому же ему пришлось принять христианство, чтобы ему отдали в жены царевну Анну – сестру греческих императоров.

Есть версия о том, что одним из его верных помощников был воевода Добрыня (тот самый, о котором говорится в русских былинах). Именно благодаря его советам, он получил расположение жителей города Новгорода.

Говорят, что после Крещения Владимир очень переменился в лучшую сторону и стал настоящим сыном Божием. С принятием святого крещения князь Владимир переродился. Изменилась вся его жизнь. Он стал править Русью по-новому — по-христиански.

Возвратившись в Киев, князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей. Перестав быть жестоким и злым правителем, он примирился со всеми, кого раньше обидел. Он сам начал посещать больных и заключённых в темнице.

После крещения киевлян князь Владимир стал по всей Руси воздвигать православные храмы, а также занялся строительством дорог и пограничных застав.

Всего у Владимира было семнадцать сыновей и около десяти дочерей от разных женщин.

Первая церковь, выстроенная из камня, так же была построена по приказу Владимира Красное Солнышко. Именно в этой церкви похоронили и его, и его жену Анну.

Князь Владимир официально является первым русским Святым.

Прозвище Красное Солнышко, как ни странно, дал Владимиру не народ. Ведь такая кандидатура не вызывала одобрения у жителей Руси. Лишь позже они увидели, какой вклад внес Владимир в становление своей страны.

Правление князя Владимира продолжалось долгих сорок шесть лет.

К концу жизни у Владимира появилось много врагов, особенно в лице своих сыновей, что было для князя сильным ударом. Под конец жизни он стал опасаться за свою жизнь всерьез. Умер князь Владимир Красное Солнышко 15 июля 1015 года. Имя князя Владимира Великого (как прозвали его современники) навсегда останется в истории России, как имя величайшего из Святых.

Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов (слайд 10). На этом месте построили Храм Святого Василия. (слайд 11)

Читайте также:  Рассказы про погоду на английском с переводом

Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно. (слайд 12) Крещение киевлян в водах Днепра совершилось в 988 году. Этим годом отечественная история датировала и само принятие православия нашими предками.

Сценарий крещение Руси для детей

Прививать веру каждому человеку нужно сызмальства, а наиболее удобной формой для этого является игровая, во время которой молодому поколению проще объяснить основы христианства, а также момент его возникновения на Руси. По следующему сценарию, предлагаемому нами, можно поставить «сценку» для учеников начальной школы.

Сценарий крещение Руси в библиотеке

Как известно, в библиотеках производятся тематические мероприятия, посвященные событию или человеку. По случаю празднования Крещения Руси можно устроить детский праздник, сценарий которого в двух действиях мы предлагаем.

Действие первое.

Действующие лица: Бабушка, внуки (Лена, Аня, Ира, Анатолий), послы, боярин и князь Владимир.

Декорации: в комнате, украшенной в русском народном стиле, стоит стол, на котором вышитая скатерть и иконы кн. Ольги и кн. Владимира. Перед иконами горит свеча.

Действие второе.

Декорации: стол, резная лавка, кованый сундук, расположенные на авансцене в виде древнерусского терема.

Стихи о крещение Руси, 5 вариантов

Крестный ход крещение Руси, кратко суть с фото

Крестный ход является частью церковных обрядов. Начало ему было положено на заре христианства. Позже эту идею поддержали на государственном уровне в Риме. Согласно указу императора Юстиниана, запрещалось проведение крестного хода без участия духовных лиц.

Крестный ход представляет собой шествие людей, во главе которого идут представители духовенства с иконами, а далее следуют миряне. Такие шествия бывают нескольких видов:

Помимо наземного, крестный ход в наши дни можно осуществлять по воздуху. Начало этому положили в 1941 году, когда с Тихвинской иконой Божьей Матери на самолете совершили облет вокруг Москвы.

Так уж повелось, что по случаю Крещения Руси также производится крестный ход. Впервые его провели в 1888 году по случаю 900-летия принятия православия Киевской Русью. В наши дни праздник 28 июля нередко сопровождается торжественным шествием с участием первых духовных и государственных лиц.

Памятник крещение Руси фото

Отдельного памятника, посвященного этому событию, нет. Однако в Нижнем Новгороде в 1862 году был поставлен памятник «Тысячелетие России». Он изображает основные этапы становления России в качестве империи и представляет собой шар с крестом (символ державы), стоящий на колокольном основании. Вокруг державы установлены образы шести правителей, в период правления которых происходили поворотные события в судьбе России, начиная от князя Рюрика и заканчивая Петром Первым. Среди прочих, на постаменте имеется скульптурная группа, посвященная принятию христианства в 988 году князем Владимиром и 989 году Киевской Русью, изображающая самого Князя с крестом в руках; женщину, подносящую к нему младенца для крещения и мужчину, низвергающего славянского идола.

Войти на сайт

История Крещения в картинках

Share on facebookShare on twitterShare on emailShare on pintere

Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

В 988 году, великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

5.Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

9. В итогеВладимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом.Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

Рисунки Екатерины Гавриловой.

Поздравления с крещением Руси:

Праздник крещения Руси пока не получил широкого распространения среди граждан нашей страны, но вы можете ему способствовать, поздравив своих близких и друзей посредством смс-сообщений.

проза


стихи

Источник

Познавательное и интересное