Окружающий мир 2 класс. Как написать рассказ о живой природе?
Рассказ о живой природе.
Вот, например, червяк. Он живет в земле, питается тем, что там найдет: корешками, другими мелкими червячками. В дождливую погоду он выползает из земли, потому что ему в сырой земле не хватает кислорода.
Зимует червь дождевой тоже в земле. Он там засыпает на всю зиму, а весной оттаивает. Организм дождевого червя так устроен, что если его случайно перерезают лопатой дачники, то червь не погибает, червь продолжает жить.
Для второклассника достаточно написать буквально несколько предложений, в целом обозначив общее понимание живой природы, например:
Вот например птицы.
Сам человек тоже является частью живое природы. Частью живой природы являются все животные: и звери, и рыбы, и птицы, и насекомые.
Отличительные черты объектов живой природы:
Рассказ о живой природе для 2 класса.
Почему эту природу мы называем живой? Название происходит от слов жить, живой. Другими словами, к живому мы относим то, что растет, развивается, размножается, умирает.
В живой природе все взаимосвязанно. Именно поэтому к природе надо относится бережно и охранять ее. Если нарушить связи в живой природе, это может привести к губительным последствиям для человека и всей планеты.
Рассказ о живой природе для 2 класса:
Вся природа делиться на живую и неживую. К живой природе относятся все живые существа: растения, животные и насекомые. Они растут и развиваются, дышат и передвигаются, размножаются и умирают. Человек тоже является частью живой природы, потому, что это все свойственно и ему. В течении разных времен года живая природа способна преображаться. Она очень разнообразна и очень красива. Но она хрупкая и ее постоянно нужно оберегать. Все в живой природе постоянно находится в движении, изменяется и этим она по-настоящему удивительна.
Для второго класса не нужно мудрствовать. Рассказ должен быть написан через восприятие ребёнка.
Поэтому нужно знать о том, что может разрушать почву, и делать всё, чтобы этого не случилось.
В учебнике Плешакова по Окружающему миру за 2 класс мы видим следующее задание:
Скорее всего частично с этим заданием ребёнок справиться самостоятельно и сможет описать весь непростой, трудоемкий процесс изготовления шерстяных вещей, опираясь на картинки. Наверняка, при изображении схемы производства, ребёнку понадобится помощь взрослых. На опорных картинках продемонстрированы все нюансы кропотливого процесса изготовления шерстяных вещей. Этот процесс складывается из труда многих и многих людей, а также последовательного выполнения ими своих рабочих задач. Взрослому нужно помочь ребенку внимательно рассмотреть опорные картинки, обратить внимание на мелкие детали и подробности процесса. В результате у нас должно получиться примерно следующее:
Производственная цепочка (по нашему рассказу):
И вопрос о том, что люди ещё получают от животных. Здесь ребенок может ответить: молоко, яйца. Если углубляться, то можно ответить: мясо, пух-перо, мех, кожа, сырьё для лекарственных препаратов и пищевой промышленности и многое другое.
Для начала можно написать/рассказать что это такое, и что в себя включает.
Потом выделим пункты, по которым потом легко составить рассказ о личной гигиене.
Значение, гигиена тела, полости рта, кожи, не забываем гигиена сна и вообще про распорядок дня надо рассказать, про режим бодрствования, сна, проветривание комнаты перед сном, влажная уборка.
Необходимо сбалансированное питание, уход за ногтями и волосами, гигиена одежды, обуви, не забываем.
Напишем все это и получится план для пересказа.
Вот так и составим мы рассказ про личную гигиену для 2 класса.
Интересное задание! Давайте представим, что может рассказать дом? Многое, ведь он свидетель всего, что происходит в его стенах.
Давайте напишем рассказ от имени дома для второго класса
Ночами я сладко сплю под гудение холодильников, компьютеров и счётчиков. Пока мои жильцы спят, дремлю я, согревая их своим теплом.
Но вот они просыпаются, начинают топтаться, бродить как сонные мухи, хлопать дверями и гонять лифты. Людям всё время надо куда-то идти, они не стоят на месте, как я. Моя прапрапрабабушка — Избушка Бабы-Яги — тоже любила гулять, но я не люблю и не хочу. Мне на месте спокойнее. А людям нет.
Люди куда-то бегают. Дети с рюкзаками уходят в школу. Старшие тоже куда-то убегают. Даже старички ходят то в магазины, то в поликлиники. А коты не ходят. В моих стенах живёт много котов, иногда они бегают, иногда кричат, но далеко не уходят. Мы с ними дружим, если можно так сказать.
Так вот, люди. Люди странные. Они меняются. Я тоже меняюсь иногда (это называется «ремонт»), но они сильнее меняются. Они растут, рожают новых людей, стареют, они приезжают и уезжают. Я их очень люблю.
И Машу с третьего этажа первого подъезда — она такая добрая и милая: не топает, не шумит, дверями не хлопает, на стенах не рисует. И Саню с третьего этажа второго подъезда: этот и топает, и шумит, и на стенах рисует, но стоит чужим людям зайти и начать топать, как он их выгоняет. И тетю Зину люблю, которая убирает то, что нарисовал Саня. И Марию Петровну — она учитель музыки и часто играет на скрипке, но только в дневное время. И старика Гену из второго подъезда я тоже люблю, хоть он и кричит на прохожих, когда зимой в трусах выносит мусор. Я вообще их всех люблю. Потому что они мои и я за них отвечаю. И забочусь: чтобы не мёрзли, чтобы на голову им не капало, чтобы вода всегда текла. Надеюсь, что у меня получается.
А когда люди возвращаются домой (а они почти всегда возвращаются) я снова обнимаю их своими стенами и согреваю. А потом мы усыпаем под гудение холодильников и компьютеров.
Сочинение на тему природы и природных явлений пишут в школе дети, начиная от младших классов и до выпускников. Эта тема всегда будет популярна, так же как и тема семьи, профессии, Дня Победы и пр.
Ниже приведённый рассказ повествует о влиянии окружающего мира на флору и фауну. Содержит призыв любить и хранить природу. Также в изложении приведены примеры баланса. Текст написан для младшей школы, уроков природоведения начальных классов.
Рассуждение затрагивает такие серьёзные вопросы как экология и влияние вредоносной деятельности человека на окружающую природу.
Что такое природа
Также немаловажными составляющими окружающей среды является земля, воздух и вода. Именно они обеспечивают жизнь на планете земля. Если что-либо пошло не так, то это отразится на всём окружающем.
Описание природы по временам года для школьников начальной школы
В природе важно равновесие, этот фактор поддерживается сменами времён года.
Зимой преобладает белый цвет. Снежным искристым покрывалом окутаны деревья, кусты и земля. Водоёмы покрыты бронёй из толстого льда. Иногда кажется, что волшебник рассыпал самоцветы, которые переливаются разными красками.
В холодное время года природа отдыхает, накапливая силы для буйного цветения и последующего плодоношения. По сути год начинается именно с зимы.
Это время покоя и переосмысления ценностей, период остаться с собой наедине. Также зима — это время тишины и отдыха. В природе зимой происходит естественный отбор. Слабые существа зачастую погибают, уступая место более сильным.
Весна
Одним из самых любимых времён года поэтов, художников и композиторов считается весна. Время подъёма душевных сил воспевается в музыке и литературе. В это время года даже воздух пропитан жизнью.
С приходом потепления деревья одеваются в зелёный убор, становясь загадочными и очаровательными для человеческого глаза. Воздух наполняется пряными запахами молодой листвы и первых распустившихся цветов. Животные и птицы готовятся к обзаведению потомством.
К лету начинают вызревать ранние ягоды, такие как малина, клубника или земляника. По лесу несутся умопомрачительные ароматы первых ягод и цветущих растений. Вездесущие пчёлы собирают нектар для производства мёда. Животные, птицы и насекомые с удовольствием лакомятся дарами природы. Нагуливают жирок и другие представители фауны, природные процессы достигают апогея.
К середине лета температура значительно повышается. Это влияет на травянистые растения. Они к этому моменту уже оканчивают свой жизненный цикл. Их семена вызрели, что способствует скорому выгоранию травы.
К концу лета активно идет подготовка потомства к самостоятельной жизни в дикой природе. Птенцы покидают гнёзда, обучаются летать. Хищники учат щенков добывать пищу. Световые дни идут на убыль.
Осень
Когда жара спадает, приходит пора сбора урожая и заготовки его на зиму. Лес стоит украшенный, в богатом убранстве. Иной раз приятно оказаться за городом, пройтись по лесным тропинкам, прошуршать осенней листвой.
Поздней осенью на траве начинает образовываться иней. Перелётные птицы улетают в тёплые страны. Некоторые животные, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку. На землю падают первые снежинки, знаменуя приход зимы.
Сочинения на тему природы
«Мое отношение к природе»
Разве можно не прийти в восторг от красок осеннего леса. Торжественность момента подчёркивается богатством и яркостью красок. Зимние пейзажи не менее очаровательны. Возникает ощущение, что снег срывает несметные богатства. Весенний птичий гомон заставляет душу ликовать радоваться.
Смена времён года также играют огромную роль в обеспечении питания животного и растительного мира.
На протяжении всей жизни любое живое существо окружает природный мир. С момента рождения и до окончания жизни оно существует в природе, перерабатываясь после гибели с другими живыми существами. Всё взаимосвязано.
Однако человек очень часто рвёт связующие нити, устоявшиеся миллионами лет. Он загрязняет землю и воду, отравляет воздух. Это ведёт к вымиранию массы видов животных, насекомых и птиц, что грозит плачевными последствиями, ведь всё взаимосвязано между собой.
Например, исчезновение какого-либо насекомого может отрицательно сказаться на существовании охотящегося на него хищника. При отсутствии питания животное не сможет вырастить потомство или будет слабым следующее поколение.
Чтобы остановить создавшуюся страшную тенденцию, необходимо с малых лет прививать человечеству любовь и бережное отношение к природе.
«Сила природы»
Немаловажную роль в процессе играет солнце. Его свет запускает у растений такое явление как фотосинтез. Без него развитие флоры не получится. В природе всё строится на взаимности. Также солнце дарит тепло и свет, необходимые для развития.
Например, если бы не было атмосферы вкруг земного шара, то всё живое подверглось бы ультрафиолетовому излучению и погибло. Однако атмосфера мешает проникать ультрафиолету в больших количествах, ограничивая его до приемлемых значений. До сих пор учёными изучаются процессы, связанные с природными явлениями, сделано множество открытий.
Интенсивность солнца зависит от времени года. Зимой солнце почти не греет и световой день короткий. Природа отдыхает и набирается сил перед дальнейшими свершениями. Это время покоя, сна природы.
Весной больше влаги, под воздействием которой заканчивает перегнивание прошлогодняя листва, отдавая в почву полезные вещества. Эти микроэлементы являются кирпичиками для роста и плодоношения живых растений.
Зато летом наступают длинные и жаркие дни. В это время вызревают плоды растений, животные к этому моменту обзаводятся потомством. В природе очень чётко предусмотрено, что появление потомства приурочено к вызреванию большого количества плодов.
Осенью лес обогащается новыми красками. Листва из зеленой становится жёлтой или окрашивается в пурпурный цвет. Начинается линька у животных. Это занимает небольшой отрезок времени, до холодов шерсть должна полностью поменяться.
Солнечные дни сменяются затяжными дождями. Деревья полностью избавляются от листвы. По ночам на траве образовывается иней, а лужи подёргиваются тонкой коркой льда. Когда приходит зима, земля скрывается под снегом.
«Человек и природа»
Взаимосвязь людей с природой очень сильна. Процессы, происходящие вокруг, сильно влияют на качество жизни не только человека, но и животных. Однако из всех живых существ только люди могут менять реалии жизни по своему усмотрению.
Они отстраивают города, занимаются генной модификацией растений и животных. Человечество ещё не разгадало многих явлений природы, однако это их не останавливает.
Каждое живое существо зависит напрямую от природы. Ведь окружающая среда обеспечивает всем необходимым для жизни. Большое значение играет экология. Если ареал обитания загрязнён, это пагубно сказывается на всём живом.
Жизнедеятельность людей наносит природе непоправимый вред. Стремление человека обогатиться любым путём искажает природные процессы, провоцируя сбои. Уже не редкость цветение плодовых деревьев осенью. Это говорит о плохой экологии и нарушении гармонии.
Многие производства не имеют фильтров, поэтому выбросы парниковых газов осуществляется напрямую в воздух. Скапливаясь в верхних слоях атмосферы, они в скором времени с осадками выпадают на землю. Растения менее защищены и более чувствительны к подобным вещам. Они, как правило, сразу начинают увядать и погибать.
Если человек не прекратит действовать в подобном стиле, не пересмотрит своё варварское отношение к природе, то в очень скором времени существование на планете земля перестанет быть возможным.
Благо остались борцы за чистоту земли, они устраивают акции и митинги в поддержку чистоты природы. Их предложения и инициативы вносят весомый вклад в защиту природных запасов. Бригады зелёных убирают мусор в лесах и полях. Эти люди проводят акции по сбору средств, позволяющих осуществить посадку новых деревьев и кустов для очистки воздуха.
Поэтому, чтобы хоть немного помочь природе, желательно посадить хотя бы одно дерево. В лесу заботящиеся об экологии люди не захламляют места своего отдыха. Они прибирают весь мусор. Тот, который может сгнить, закапывают, остальной уносят с собой. Только уважая окружающий мир, можно сохранить природу в удовлетворительном виде для потомков. Это свободное волеизъявление каждого сознательного гражданина.
«Природа родного края»
На территории России большое количество климатических зон. Каждая из них достаточно уникальна. Я живу на юге России и хочу рассказать об этом чудесном крае земли. Регион славится произрастающими на его территории растениями, которых великое множество.
Обычно люди думают об этом регионе только в связи с отдыхом на море. Море, конечно, великолепно, морской воздух полезен, прогулки по глади воды увлекательные. На территории южного федерального округа имеются также горы и лес.
Красота этих мест не оставит равнодушным ни одного человека. Множество доисторических памятников можно обозреть на территории юга России. В перечне имеются наскальные рисунки и другие чудеса, как созданные руками человека, так и самой природой. Чего стоит посещение сталактитовых пещер. Нахождение в них приводит в неописуемый восторг.
Любое время года на Кавказе преподносит свои дары. Экологически чистые продукты продаются на любом рынке. Летом в чистых водах горных рек можно заняться ловлей форели. Пешие прогулки под кронами многочисленных деревьев добавят не только положительные эмоции, но и обогатят здоровье на многие последующие месяцы. Дурманящие ароматы цветущих трав не скоро забудутся.
Люди отдыхают на русском юге, чтобы не только получить свежие эмоции, но и подлечить своё тело. Грязи сероводородных источников применяют при кожных заболеваниях, при болезнях мышц, а также при сложностях с опорно-двигательным аппаратом. Поистине, применение этих средств способно сотворить чудо.
Рынки Кавказа ломятся от обилия различных овощей, фруктов и ягод. Цена на эти продукты в регионе минимальна, ведь они производятся на месте. Знаменитые писатели, побывавшие в этих местах, были очарованы природой региона, которая помогла создать художественные произведения.
Заключение
Всему миру стоит обратить пристальное внимание на заботу об экологии и заняться чисткой природы. Чтобы отравляющие вещества меньше попадали в почву, необходимо сортировать мусор. Не следует его сжигать, нужно отходы определять в отведённые для этого контейнеры и отправлять на переработку.
Рассказы о природе для школьников
Интересные рассказы о лесных животных, рассказы о птицах, рассказы о временах года. Увлекательные лесные истории для детей среднего школьного возраста.
Михаил Пришвин
ЛЕСНОЙ ДОКТОР
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька только и занимались тем, что пилили лес.
— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено сухостойные деревья, а вы что сделали?
— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.
Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.
— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.
Михаил Пришвин.
БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Георгий Скребицкий
ЛЕСНОЙ ГОЛОСОК
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле. И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.
Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.
Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.
Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»
Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.
А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»
Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.
Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.
Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.
Константин Ушинский
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
Витя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Вера Чаплина
КРЫЛАТЫЙ БУДИЛЬНИК
У Серёжи радость. Он с мамой и папой переехал в новый дом. Теперь у них квартира из двух комнат. Одна комната с балконом, в ней поселились родители, а в другой — Серёжа.
Серёжа огорчился, что в комнате, где он будет жить, балкона нет.
— Ничего, — сказал папа. — Зато мы сделаем кормушку для птиц, и ты будешь зимой их кормить.
— Вот и станут летать одни воробьи, — недовольно возразил Серёжа. — Ребята говорят, они вредные, и из рогаток их стреляют.
— А ты не повторяй глупостей! — рассердился отец. — В городе воробьи полезные. Они своих птенцов гусеницами кормят, а выводят птенцов за лето два-три раза. Вот и считай, сколько от них пользы. Тот же, кто птиц из рогаток стреляет, никогда не будет настоящим охотником.
Своё обещание папа выполнил, и в первый выходной день они принялись за работу. Серёжа подавал гвозди, дощечки, а папа их строгал и сколачивал.
Когда работа была закончена, папа взял кормушку и прибил её под самой форточкой. Он сделал это специально, чтобы зимой через форточку насыпать птицам еду. Мама похвалила их работу, а про Серёжу и говорить нечего: теперь ему самому понравилась затея отца.
— Папа, а скоро мы начнём кормить птиц? — спросил он, когда всё было готово. — Ведь зима ещё не наступила.
— Зачем же зиму ждать? — ответил папа. — Теперь же и начнём. Ты думаешь, как насыпал корм, так все воробьи его клевать слетятся! Нет, братец, сначала их приучить нужно. Воробей хоть и живёт около человека, а птица осторожная.
И верно, как папа сказал, так и получилось. Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки, зёрна, а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, на большой тополь, и сидели на нём.
Серёжа был очень огорчён. Он и правда думал, что, как насыплет корм, воробьи мигом слетятся к окну.
— Ничего, — утешал его папа. — Вот увидят, что их никто не обижает, и перестанут бояться. Ты только около окна не торчи.
Все советы отца Серёжа выполнял в точности. А вскоре стал замечать, что с каждым днём птицы становились всё смелей и смелей. Теперь они уже садились на ближние ветки тополя, потом вовсе расхрабрились и начали слетаться на столик.
А как осторожно они это делали! Пролетят мимо раз, другой, увидят, что опасности нет, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят. Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.
Пока была осень, Серёжа кормил воробьёв хлебом, но, когда наступила зима, он стал давать им ещё зерно. Потому что хлеб быстро замерзал, воробьи не успевали его склевать и оставались голодные.
Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильные морозы. Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замёрзшие лапки, и терпеливо ожидали угощения.
Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.
Первое время к Серёжиной кормушке прилетали одни воробьи, но вот однажды он заметил среди них синичку. Видно, зимняя стужа тоже загнала её сюда. А как увидела синичка, что здесь можно поживиться, стала прилетать каждый день.
Серёжа радовался, что новая гостья так охотно посещает его столовую. Он где-то читал, будто синицы любят сало. Достал кусочек, а чтобы не утащили его воробьи, подвесил на ниточке, как научил папа.
Синичка мигом догадалась, что это угощение припасли для неё. Тут же уцепилась за сало лапками, клюёт, а сама словно на качелях качается. Долго клевала. Сразу видно, что это лакомство пришлось ей по вкусу.
Кормил Серёжа своих птиц всегда утром и всегда в одно и то же время. Как прозвонит будильник, он вставал и насыпал в кормушку еду.
Воробьи это время уже ждали, но особенно ждала синичка. Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. К тому же птичка оказалась очень смекалистой. Это она разобралась первая, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку. Притом она никогда не ошибалась и, если стучала форточка у соседей, не прилетала.
Но не только этим отличалась догадливая птица. Однажды случилось так, что будильник испортился. Что он испортился, никто не знал. Даже мама не знала. Она могла проспать и опоздать на работу, если бы не синица.
Прилетела птичка завтракать, видит — никто форточку не открывает, никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику, попрыгала и стала клювом по стеклу стучать: «Давайте, мол, кушать скорей!» Да так усердно стучала, что Серёжа проснулся. Проснулся и понять не может, почему синичка в окно стучит. Потом подумал — наверное, она голодная и есть просит.
Встал. Насыпал птицам еду, смотрит, а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. Тут Серёжа маму, папу разбудил и скорее в школу побежал.
С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. И стучала-то как — ровно в восемь. Будто по часам это время угадывала!
Бывало, только постучит она клювиком, Серёжа скорее с постели вскакивал — одеваться спешил. Ещё бы, ведь до тех пор стучаться будет, пока ей корму не дашь. Мама — и та смеялась:
— Ишь, будильник прилетел!
— Молодец, сынок! Такого будильника ни в одном магазине не сыщешь. Выходит, ты недаром трудился.
Всю зиму синичка будила Серёжу, а когда наступила весна, она улетела в лес. Ведь там, в лесу, синицы строят гнёзда и выводят птенцов. Наверное, и Серёжина синичка тоже полетела выводить птенцов. А к осени, когда они будут взрослые, снова вернётся к Серёжиной кормушке, да, быть может, не одна, а со всем семейством, и опять станет будить его по утрам в школу.