Актер
Актер – это тот, кто воплощает разные образы, снимается в кино, видеоклипах и рекламе, играет в театре, выступает в цирке.
Мечтой многих юношей и девушек стала эта профессия.
Актер, кажется им, купается в лучах славы и деньгах, не прилагая особых усилий, но это не так.
Стать актером очень сложно и долго, это требует огромного упорства и трудолюбия. Не все выдерживают напряжения, поэтому известными становятся лишь единицы.
Содержание:
История профессии
Профессия актер древняя. Еще до нашей эры шаманы надевали особые наряды и выступали перед всем племенем, совершая таинственные обряды.
В античной Греции зародилось актерство как искусство. В те времена лицедеев уважали и ценили.
В средние века в Европе церковь не одобряла актёров, считая их деятельность бесовской. Подобная ситуация была и на Руси. Скоморохов, шутов, лицедеев церковнослужители могли избить и отправить за решетку. Лишь в эпоху Возрождения актеры стали снова цениться.
Особенности профессии
Работа актером предполагает множество преимуществ:
Но есть в профессии актера и минусы:
Актёрская работа нестабильная. У каждого, даже самого известного актера, возникают периоды простоя.
Обязанности
Перевоплощение может быть как внешним (грим, костюмы, мимика, жесты, интонации), так и внутренним. Последнее гораздо сложнее, ведь актеру нужно суметь показать зрителю сущность своего героя, передать его характер и переживания.
Актер не только передает личность другого, но и привносит в него нечто свое. Его игра должна вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Важные качества
Работа актером подходит далеко не всем. Успеха в профессии может добиться тот, кто способен много и упорно трудиться, обладает терпением и ответственностью.
Также необходимо уметь работать в команде, находить общий язык с разными людьми и быть уверенным в себе.
Немаловажны для актера:
Конечно, у актера должны быть хорошая память и харизма.
Навыки и знания
Актеру, чтобы вжиться в образ, требуется разбираться в психологических особенностях речи и мимики, знать жанрово-ролевую специфику. Также он обязан уметь создавать образ по краткому словесному описанию.
Разумеется, актер не должен бояться сцены, зрителей и камеры. Обязательны идеальная артикуляция и грамотная речь. Нелишними будут навыки в области музыки и хореографии.
Перспективы и карьера
Актеры работают на телевидении, в театрах, киностудиях, рекламных и event агентствах.
Карьера большинства актеров начинается с небольших ролей в театре или массовке. Начинать работу лучше еще во время учебы. Постепенно, набираясь опыта, актер получает все более крупные роли, вплоть до главных.
Обучение
Чтобы стать актером, необходимо окончить театральный ВУЗ. Для этого нужно пройти непростой конкурс. Также можно поступить в известную школу-студию.
Нередко стать актёром предлагают актерские курсы. Этот вариант не подходит тем, кто собрался чего-то добиться в профессии. Выпускников таких курсов режиссеры крайне редко берут на значимую роль, обычно они участвуют в массовке.
Известно, что у многих известных актеров нет образование. Они смогли добиться многого только благодаря таланту и большой работоспособности.
Детям о профессии артист
Беседа для детей о профессии Артист
Дорогие друзья! Думаю, что я не ошибусь, если предположу, что многие из вас мечтают стать артистами.
Артист — необыкновенная профессия! Знаменитых артистов знают миллионы людей во всем мире, ими восхищаются, им хотят подражать. Их фотографии украшают обложки журналов, а в жизни этим счастливцам сопутствуют цветы и аплодисменты.
Все так. Но это только одна сторона жизни артиста, которая на виду у всех.
А есть и другая, скрытая от глаз публики, наполненная неустанным трудом, многочасовыми репетициями, ежевечерними спектаклями, переездами из города в город, многодневными съемками в кино и т.д.
Давайте поговорим о профессии артиста более подробно.
Представьте, что вы с мамой собрались в театр на спектакль «Золушка».
Открывается занавес, и вы видите комнату в небогатом доме, где мать собирает своих капризных дочерей на королевский бал.
Ей помогает юная, прелестная Золушка. Она не родная дочь, а падчерица. Поэтому, бедняжка, на бал не поедет, одета она в лохмотья.
И мачеху, и ее дочерей, и Золушку играют артисты, но вы забываете об этом!
Ведь основа профессии артиста в том и состоит, чтобы ему поверили зрители, чтобы им казалось, будто перед их глазами проходит самая настоящая жизнь.
Когда разряженные сестры уезжают в карете на бал, Золушка остается на кухне одна перебирать бобы и горох. У многих ребятишек на глаза навертываются слезы! Им жалко бедную девушку!
Попытайтесь вспомнить, что же произошло дальше. Чем заканчивается эта сказка?
Зрители выходят из театра взволнованными! Кудесники-артисты подарили им прекрасную сказку, заставили задуматься о добре и зле.
Что же главное в работе артиста?
Артист на время спектакля перевоплощается в другого человека. У него изменяется походка, голос, манера держать себя.
Посмотрите на мачеху Золушки: голос у нее визгливый, движения резкие. А дочери? Жеманные1, плохо воспитанные, грубые. Вжиться артистам в роль помогает и соответствующий грим2, который наложил им на лица гример, и костюмы, подобранные для спектакля театральным художником. Искусство перевоплощения — очень сложное дело!
Играя того или другого героя, артист должен понимать, почему этот герой ведет себя так, а не иначе, говорит именно эти слова, то есть актер должен понять характер своего героя.
У артиста должна быть великолепная память! Ведь ему нужно запомнить не только произносимые слова, реплики, но и весь рисунок роли.
Играя на сцене, актер забывает о технике, слова его льются свободно, словно их «рождает не память рабская, но сердце» (А.С. Пушкин).
Настоящий артист полностью отдается вдохновению, он не думает о том, правильно ли стоит на сцене, красива ли поза, те ли интонации голоса.
Все это остается, если можно так сказать, «за кадром», когда артист долгими часами занимается пением, танцем, ритмикой, фехтованием, учится носить тот или иной костюм.
В детском саду или в школе под руководством воспитателя или учителя ребята сами ставят спектакли по известным сказкам и пьесам.
Трудная роль
Хоть я маленький пока,
Роль мне дали старика.
А ведь я совсем иной —
Прыгать, бегать я привык,
Никакой я не старик!
Чтобы лучше роль сыграть,
Стал за дедом наблюдать:
Ходит старичок, кряхтит,
У него усталый вид,
Опирается на палку —
Мне дедулю очень жалко!
Стал и я ходить, сгибаться,
Стал на палку опираться
И ворчать на всех домашних,
Будто в доме самый старший.
Стал я охать: «Ой, ой, ой,
Чувствую в колене боль».
Все спросили: «Что с тобой?» —
Я войти пытаюсь в роль!
А бывали вы когда-нибудь на спектаклях кукольного театра?
Кукольный театр пришел к нам из глубокой древности.
Кукольные театры в разных странах были разные. В Китае и Японии использовались куклы-марионетки, которые подвешивались и двигались с помощью нитей или тонкой проволоки, а артисты, их ведущие, находились над сценой.
Перчаточные куклы потому так и называются, что надеваются на руки, как перчатки.
Есть еще и тростевые куклы. Актеры, находящиеся за ширмой управляют ими с помощью тростей — прямых тонких палок.
Особенность творчества актеров в кукольном театре состоит в том, что сам он на сцене не появляется (его лицо зрителям незнакомо), но на сцене действует, двигается, танцует, прыгает кукла, им управляемая.
Даже свой естественный голос актер изменяет с помощью особой мембраны, делающей его «кукольным».
Самое главное для артиста-кукольника — руки! Они должны быть пластичными, гибкими. Работа с куклой требует ловкости, виртуозности2 и силы рук.
Знаете ли вы, кто создал самый известный кукольный театр в России?
Замечательный театр кукол в России создал актер, драматург и режиссер Сергей Владимирович Образцов.
А кто из вас, ребята, видел балет? Сочетание прекрасной музыки, отточенных движений создает впечатление дивной гармоничности3 этого вида искусства.
Балет
Тихо музыка звучит.
Скрипки и виолончели
Нежно менуэт запели.
Под напев его старинный
Словно сказочные феи.
Скрипок сладостное пенье,
Красоту и вдохновенье
Дарит зрителям балет!
Кажется, что без малейшего усилия плетут балерины кружево танца.
Но так ли это на самом деле?
Искусству балета учат детей с десятилетнего возраста.
Жизнь артиста балета — беспрерывный изнуряющий труд, труд физический и духовный.
Стать артистом балета может далеко не каждый! Валены и рост, и телосложение, и чувство ритма, и музыкальный слух, и координация движений, и очень крепкое здоровье! Ведь тело балерины должно стать гибким, чутким, способным выполнить любое движение легко и красиво!
Очень многие дети, да и взрослые, любят яркие, эффектные цирковые представления! Звучит веселая зажигательная музыка, сияют разноцветные огни прожекторов. Все блестит, сверкает позолотой и блестками! В центре любого циркового представления — артист цирка. Он главное лицо сложного циркового искусства. Это и ловкий жонглер, подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету. Предельная ловкость, мгновенная реакция, развитое чувство ритма — вот качества, необходимые жонглеру. Это и акробат — физически сильный, бесстрашный, с развитой мускулатурой, он восхищает зрителей полетами под куполом цирка.
Давайте вспомним, какие еще есть артисты в цирке.
ВерноI Дрессировщик, клоун, фокусник.
Дрессировщик занимается с различными животными. Он учит их танцевать, прыгать через обручи, возить повозку, играть в футбол.
Многие дрессировщики работают с собаками. Собаки понятливы, не боятся ни яркого света, ни громких аплодисментов. Другие дрессировщики работают с крупными хищниками — львами, тиграми, третьи — с птицами и даже с обитателями морей — дельфинами, моржами, морскими котиками.
Цирковые собачки
В голубой кафтан одета,
Пышную везет карету,
А каретой правит кот,
Кошку он на бал везет.
С ними рядом две болонки
В желтых шляпах из соломки.
Ловко поправляя шляпки,
Кружатся на задних лапках,
Забавляя в цирке нас,
Весело танцуют вальс.
А что делают на арене клоуны?
Правильно! Они нас смешат, развлекают, то подражая другим артистам, то отпуская остроумные реплики. Нескладная фигура клоуна среди стройных и ловких артистов уже сама по себе вызывает смех.
Попробуйте рассказать, как выглядит клоун.
Верно! У него рыжий или малиновый парик, красный нос, нелепая шляпа, огромные башмаки с загнутыми носами.
А теперь давайте вспомним фокусника.
Его трюки так загадочны!
То он вытягивает из кармана целую сотню шелковых платков, то выпускает из рукава стаю голубей.
Вот с какими разными артистами мы с вами познакомились, ребята!
Но все они способны доставить нам радость своим творчеством, оставить незабываемые впечатления.
Хотите ли вы стать артистом?
Почему? Что привлекает вас в этой профессии?
Как вы думаете: когда артист исполняет какую-либо роль, он играет самого себя или другого человека?
Что помогает артисту перевоплощаться?
Расскажите о кукольном театре. Какие бывают куклы?
Ставили ли вы в детском саду или в школе какой-либо спектакль? Участвовали ли вы в нем?
Расскажите, что вам особенно запомнилось, когда вы были в цирке.
Конспект занятия «Профессия актер театра»
Ирина Ордина
Конспект занятия «Профессия актер театра»
Администрация муниципального образования
«Костомукшский городской округ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект занятия
«Профессия актер театра»
Воспитатель: Ордина И. Н.
Цель: дать детям первоначальное представление о профессии «актер»
Задачи проекта (в соответствии с ФГОС):
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
— Воспитывать уважение к людям творческих профессий, которые много вкладывают сил и души, чтобы получить признание народа.
— Воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, желание доставить зрителям радость.
ОО «Речевое развитие»
— Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками
— Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного или музыкального произведения).
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
— Способствовать формированию интереса к театру, музыкальным и литературным произведениям.
— Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Ход занятия
Дети проходят в групп, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришло много гостей. Я предлагаю ещё раз поздороваться друг с другом, а затем с гостями.
Друг друга за руки возьмите.
В круг вас встать я попрошу
(Руки поднять вверх)
(Руками над головой описать большой круг)
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
А теперь улыбнёмся нашим гостям.
Ребята я хочу пригласить вас в кино. Мы посмотрим на очень интересных людей.
Дети садятся и смотрят презентацию «Актеры в ролях сказочных персонажей».
Воспитатель: Кого вы сейчас увидели?
Дети: (перечисляют сказочных героев).
Воспитатель: Где вы видели этих персонажей?
Воспитатель: А кто их играет или изображает?
Дети: Актеры.
Воспитатель: А где работает актер?
Дети: В театре или в кино.
Воспитатель: Да, правильно, актер работает в театре, в кино. Чтобы стать актером нужно многому научиться. Как вы думаете, чтобы перевоплотиться в какого – нибудь персонажа, как актер может изменить себя?
Дети: Надеть костюм, парик, головной убор. Лицо накрасить.
Воспитатель: Да, действительно работа актера очень сложная, им приходиться играть различных персонажей и не только положительных, но и отрицательных героев, таких как баба Яга, Кощей, Карабас Барабас. И чтобы превратиться в них, актеру нужно правильно подобрать костюм, парик, загримироваться. Посмотрите, как изменился актер, когда стал играть роль (презентация продолжение: актер в жизни, актер в роли)
А вы ребята, хотите стать актерами? Тогда я предлагаю вам поступить в театральное училище, где вас научат актерской профессии.
На ширме написано «Театральное училище» (ширма раздвигается, дети проходят в «учебный класс»).
Восп: Мы с вами в учебном классе. Перед вами ваш преподаватель по актёрскому мастерству ….(представить второго воспитателя)
Восп 2: В учебном классе как в школе, происходит обучение. Нам нужно превратится в героя, которого будем играть. В театральном училище это называется показать этюд.
Воспитатель показывает, дети повторяют (свернуться «клубочком», мелко семенить ногами, увидеть яблоко, испугаться, обнюхать)
«Мы попали под дождик» (дрожим, ёжимся, дышим на руки, колени сомкнуты)
«Довольный медведь» (медведь, медленно шел по лесу, вдруг он почувствовал чудесный аромат, остановился огляделся и заметил куст малины, облизнулся от удовольствия)
«Лиса у курятника» (лиса подбиралась курятнику, чтобы полакомиться молоденьким петушком или курочкой. Хитрая плутовка, тихо кралась вдоль забора, заметая следы хвостом, но вдруг она остановилась, насторожилась, понюхала воздух и учуяла присутствие дворового пса. Пес громко залаял и лиса испуганно поджала хвост)
Восп 1: теперь мы переходим в гримёрную мастерскую. Здесь мы будем учиться превращаться в своего героя. Я проведу с вами курсы по гриму. Грим это такая краска, которую наносят на лицо. С её помощью я загримирую.
(посадить детей на коврик, взять грим, сделать из девочки кошку, из другого ребёнка собачку, мышку)
Детям раздать лица, нарисованные на листе бумаги, они превращают их с помощью цветных карандашей в любых персонажей и вывешивают их выставку (магнитная доска)
Восп 1: а теперь мы отправимся в костюмерную. Как вы думаете, что это за слово такое? (пояснения детей) Нам необходимо подобрать костюм нашему герою (в костюмерной совместная работа двух воспитателей)
Воспитатели показывают костюмы, дети угадывают персонажей. Затем надевают маски, превращаясь в героев. Проходят на коврик.
Восп: ну что ж, в нашем театральном училище вы учились актёрскому мастерству, научились гримироваться и подбирать костюм. А теперь вам предстоит сдать экзамен. Показать спектакль.
Дети показывают представление по сказке «Репка»
Воспитатель: вот и закончилась ваша учеба в театральном училище. Экзамен вы сдали на отлично. И все получаете дипломы, где написано, что вы являетесь теперь актерами и можете работать в театре «Золотой ключик»
ДЕД. Посмотри-ка, народ, есть у нас огород!
БАБКА. Ловко примемся за дело, чтоб всё к осени поспело!
ВНУЧКА. Помидоры, лук, салат, огурцы сажаем в ряд.
ЖУЧКА. Чтоб на грядках было густо, мы посадим здесь капусту.
КОШКА. Тут посадим мы картошку, баклажаны понемножку.
БАБКА. В огороде овощи сами по себе не растут. Уход за ними нужен и великий труд!
ВНУЧКА. Я речной водицей огород полью.
ЖУЧКА. Время быстренько идёт, поспевает огород.
ПОМИДОР. Вот помидор на грядке, вырос очень сладкий.
КАБАЧОК. Ну, а я кабачок
В огороде уродился
С овощами подружился.
ЛУК. Я расту на огороде
Меня знают все в народе,
Для зубов полезен я,
Ешьте быстренько меня!
ЧЕСНОК. А я братец, чесночок,
Всех микробов убиваю,
Вас от хвори защищаю.
ОГУРЕЦ. Я огурчик наливной, кто полакомиться мной?
МОРКОВКА. Я морковка всем на диво, и румяна и красива.
ФАСОЛЬ. Я фасоль, всем вам известна, и вкусна я, и полезна.
ТЫКВА. А я тыквою зовусь
Сочной мякотью горжусь
Нет полезней и вкусней
Каши тыквенной моей.
СВЁКЛА. Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождя я не промокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Все знают, что я свёкла
АРБУЗ. Я большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен я на вкус, в мире слаще всех арбуз.
ВСЕ МЫ ОВОЩИ ВАЖНЫ И ЛЮДЯМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ.
КОШКА. Репка тоже подрастала, Выше деда с бабкой стала.
БАБКА. Репку мы весной сажали,
Все растили, поливали.
Чтоб бежала без оглядки.
ДЕД. Чтоб вытянуть нам репку –
За меня держись-ка крепко!
ВНУЧКА. Баба с дедом – старики, Не справятся с репкой одни.
ВЕДУЩИЙ. Позвали внучку они.
Тянут потянут, вытянуть не могут.
ЖУЧКА. Стали жучку на помощь звать,
Деду, бабе и внучке помогать!
ВЕДУЩИЙ. Тянут потянут, вытянуть не могут.
КОШКА. Никакого с репой сладу-
Тут на помощь кошку надо.
ВСЕ: Тянут потянут, вытянуть не могут.
ВЕДУЩИЙ. Тут в припрыжку вбегает мышка.
МЫШКА. Вот я, мышка, хоть мала,
Но со спортом я дружна.
Деду с бабой помогу!
Ведущий: вытянули репку
Прикреплённые файлы:
«Путешествие в страну театра». Конспект занятия с драматизацией сказки «Теремок» Цель: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать.
Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Программное содержание: • Систематизировать знания о различных видах театра; • Продолжать учить детей выражать разные эмоции (радость,.
Конспект занятия «Знакомство с театром. Посещение кукольного театра» \ Цель: формировать представления детей о кукольном театре, продолжать знакомить с профессиями взрослых в кукольном театре: мастером кукол.
Я не актер, но роли играю… Я не актер, Но в главных ролях бываю. Стихи учу, Про костюмы не забываю. Я то верчусь, то кручусь, то завываю. То доброю фею бываю, То.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра» Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: познакомить детей с.
Конспект занятия «Профессия — музыкант» МАДОУ Д/С №49 г Калининград Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средне-старшая группа Тема: «Профессия.
Конспект занятия «Конструирование здания театра» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» Конспект занятия «Конструирование здания театра» Разработала:.
Конспект занятия «Профессия портной» Программное содержание: Познакомить детей с историей создания мужского и женского костюма. Возникновение профессии портной. Закрепить знания.
Проект «Моя будущая профессия-актер.»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов ………………………………………………………………..
Автор: ……………. учащийся 2 «в» класса
Руководитель: ………… учитель начальных классов
Теоретическое исследование актерской профессии……2
История профессии актера……………………………2
Социальная значимость актера в обществе………….6
Массовость и уникальность профессии……………. 6
Знаменитые представители актерского мастерства…7
Практическое освоение профессии……………………….9
2.2 Вступительные экзамены…………………………….10
2.3 Актерское мастерство…………………………………11
Каждый человек на земле « от мала до велика» должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро наши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Мы сегодня сидим за школьной партой. Учение – тоже труд, и труд непростой. Каждый из нас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У нас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию.
Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И главное здесь не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор. Правильно сделанный выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Тему моего проекта «Моя будущая профессия» считаю актуальной.
Цель работы: изучить историю профессии, выяснить ее социальную значимость, уникальность и риски профессии.
Задачи работы: проанализировать основы овладения профессией, составить план овладения профессией актера.
Теоретическое исследование актерской профессии.
История актерской профессии.
Актёр — это профессиональный исполнитель различных ролей в театре, опере, балете, а также в цирке и на эстраде. Иногда слово «актер» ассоциируется с артистом, хотя значение его немного шире. Артистом обычно называют человека, который достиг определённого уровня мастерства в какой-либо деятельности, не связанной с театром или другим видом зрелищного искусства. Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о карьере актёра. Кому-то это действительно удаётся, для кого-то карьера актёра остаётся недосягаемой.
Истоки профессии актерское мастерство и театральное искусство можно отыскать еще в первобытном обществе, хотя, как такового, понятия «искусство» тогда, конечно, не было. В эпоху существования первобытнообщинного строя в каждом племени были свои ритуалы: танцы, игры, священные действия, различные сцены, связанные с основополагающими моментами жизни общества (ритуалы, направленные на взаимоотношения с силами природы и духами предков, смена времен года и действия, способствующие повышению урожая, охота и ритуалы для привлечения богатой добычи). Обычно их проводили шаманы, часто устраивая из ритуала целое представление. Для придания значимости образу и своим действиям, для поддержания своего индивидуального искусства шаманы стали использовать костюмы и маски. Но главной задачей было эмоциональное воздействие на членов племени. Это впоследствии разделило людей на исполнителей и наблюдателей, можно сказать – на исполнителей действий – артистов и зрителей, где исполнитель находился со зрителями один на один.
Далее намечаются два пути развития театра в целом и актерского искусства в частности. Первый путь можно проследить на примере стран востока, здесь театр сохраняет устойчивую связь с религией, и актерское искусство формируется под влиянием присущих религии аллегорических приемов выразительности, спектакли ставятся в основном на религиозную, мифологическую, эпическую тематику.
В другом случае – это древняя Греция, где в драматургии и театральном искусстве все явственнее звучат светские, социальные мотивы, способствующие более гибкому развитию различных форм театра и актерских техник. Сценическое искусство, в том самом виде, в каком мы с вами привыкли его видеть, зародилось как раз в Древней Греции. Здесь профессия актера была очень популярна. Каждый прославленный полководец, считал своим долгом иметь при себе штат актеров, которые помимо прочего обучали его ораторскому искусству. Имена хороших актеров были известны всему городу, и зрителям часто не хватало мест на спектаклях. Мастерство самого актера, оттачивалось годами, а играть древнегреческим артистам было сложнее, чем нашим современникам. Театры имели огромные размеры, микрофонов не было, актеры должны были быть услышанными и увиденными из любого места в театре, поэтому их лица обязательно закрывались большими масками в трагедиях изображающими горе, а в комедиях – радость; актеры надевали высокие головные уборы, становились на котурны, яркость и выразительность движений актера скрывал широкий, длинный плащ в трагедиях, а в комедиях огромный накладной горб и живот. Поэтому актер мог только своим голосом выразить всю гамму чувств и эмоций, передать напряженный ход действия.
В Древнем Риме актерская профессия была менее престижна. Почет и уважение получали лишь те, кто добился блестящих успехов в актерском мастерстве. Вначале актерское искусство Древнего Рима шло параллельно с Грецией, но в эпоху императоров театр стал вытесняться цирком и пантомимой, актерское искусство пришло в упадок.
В начале нашей эры эта профессия вообще перестала быть популярной, поэтому на игру актеров стали смотреть, как на гладиаторские бои. Эту традицию целиком поддержала средневековая Европа, где театрализованные представления долгое время считались бесовскими, бродячие народные труппы безжалостно преследовались церковью, хотя на протяжении многих веков у всех королей при дворе находились шуты и лицедеи, которые постоянно развлекали своего правителя и его гостей. Некоторые были презираемы публикой, а иные имели власть сравнимую с министром или советником короля.
На Руси в средние века профессия актера (вначале ими были скоморохи) и вовсе была связана с опасностью, потому что за непонравившееся представление, скомороха могли избить, сломать инструменты, выпустить его зверей, а самого посадить в темницу. Изменение отношения к театру и актерскому мастерству в лучшую сторону началось с приходом эпохи Возрождения, но актеры еще долго не могли рассчитывать на уважение окружающих. Вот один из примеров. В XIX веке один из известных русских предпринимателей Савва Мамонтов, находясь в Италии, захотел стать оперным певцом, однако его насильно привезли домой под угрозой отцовского проклятия, к тому же все российские деловые круги были крайне скандализированы произошедшим.
Актерское мастерство эпохи Возрождения унаследовало многие элементы сценической культуры народного театра средних веков. Отдельные сценические условности формировались столетиями и прочно вошли в обиход театра того времени. Но, естественно, что драматургия Шекспира, Марло, Б. Джонсона столь богато и разнообразно показывавшая характеры персонажей, стала требовать другой актерской игры, чем та, которая была нужна для воплощения абстрактных образов добродетелей и пороков в мистериях, моралитэ и фарсах средневековья, которые в основном были поставлены целиком силами любителей, редкие профессионалы привлекались к действу не часто. Именно здесь возникает пристальное внимание к актеру, появляется стремление научить его считаться в первую очередь не с собой, а с творческим замыслом автора пьесы. Профессия актера начинает приближаться к современному ее варианту.
Престижной профессией актерское мастерство стало только в конце XIX и начале XX веков, когда появился режиссерский театр, что в свою очередь привело к разработке и реализации новых актерских методик и тренингов. В настоящее время это одна из интереснейших и уникальнейших профессий, потому что единственным инструментов в работе актера является он сам. Он становится стразу и инструментом в умелых руках режиссера, и мастером и продуктом профессиональной деятельности. Несмотря на огромные возможности театра и разнообразие средств художественной выразительности, каждый актер все равно выходит один на контакт со зрительным залом. Каким бы маститым и известным ни был режиссер спектакля, художник, композитор, конечный результат зависит от мастерства актера, потому что он является накопителем и проводником идей постановочной группы. Здесь важны не только внешние данные и голос, но и обаяние, кураж, непосредственность, чувство ритма, стиля и вкус. Все это как раз позволяет хорошему актеру быть таким разным даже в одном и том же спектакле, помогает воссоздать внутренний мир персонажа и увлечь зрительскую массу своей игрой и мастерством перевоплощения. Высокий уровень актерского мастерства может во много раз увеличить и усилить творческий замысел постановки; тогда как низкий, непрофессиональный уровень актерской игры – уничтожить, свести на нет самое блистательное постановочное решение. Именно в этом и состоит противоречивость профессии актера, обусловливающая большие психологические трудности. С одной стороны, актеры крайне зависимы от множества факторов (от возможностей, заложенных драматургом в ролевой материал и режиссерского умения работать с актером до слаженной работы театральных технических цехов во время спектакля и настроения зрительного зала); с другой стороны – именно в актере заключена квинтэссенция всего театрального искусства. Наверное, недаром на протяжении мировой истории театра популярность ни одного самого именитого режиссера или драматурга не может сравниться с уровнем популярности маститых актеров: именно они становятся подлинными властителями дум зрителей, воплощая и символизируя театр. Успешные актеры, громко заявившие о своем таланте и способностях, пользуются успехом не только на театральных подмостках, но и в среде городских элит всех уровней, становятся постоянными участниками общественной жизни, почетными гражданами, являют собой пример активной жизненной позиции. Общественность не обходит их своим вниманием. В настоящее время известных актеров называют истинными сливками общества и украшением света.
Социальная значимость профессии актера в обществе.
Сегодня профессия актёра играет большую роль в культурной жизни каждого человека. Мы все любим смотреть кинофильмы, посещаем театры. Стать актёром дано не каждому, поэтому профессиональные актёры хорошо востребованы и имеют хорошие гонорары. Профессиональный актёр должен уметь работать как самостоятельно, так и в команде, быть ответственным в работе, а также реализовывать то, что задумал режиссёр.
Массовость и уникальность профессии.
Для того чтобы стать актёром, необходимо иметь артистические навыки, быть склонным к творческой деятельности, а также иметь сценическое обаяние. Профессиональные актёры хорошо востребованы на сценах театров и съёмочных площадках. Зачастую ежедневные гонорары колеблются от 25 до 100 тысяч рублей за один съёмочный день.
Знаменитые представители актерского мастерства.
Говоря о профессии, конечно, нельзя не затронуть яркие имена отечественного и зарубежного кинематографа.
Никита Михалков
Максим Аверин.
Николай Караченцев
Михаил Боярский
Марат Башаров
Армен Джигарханян
Адриано Челентано
Жерар Депардье
Разумеется, список знаменитых актеров можно продолжать бесконечно.
2. Практическое освоение профессии.
Сегодня в нашей стране актёрскому искусству обучают в специализированных учебных заведениях. Для начала необходимо будет пройти предварительное прослушивание, где от вас могут потребовать зачитать какой-либо отрывок из стихотворения или же изобразить какой-нибудь номер. Актёрскому делу можно обучаться бесконечно, так как нет предела своему совершенству.
1.РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ( ГИТИС )
103888,г. Москва, Малый Кисловский пер., 6
Актерский факультет
Режиссерский факультет
Театроведческий факультет
Продюсерский факультет
Факультет музыкального театра
Факультет эстрадного искусства
Факультет сценографии
2.2 Вступительные экзамены.
Перечень вступительных испытаний:
1. Творческое испытание:
— исполнение литературных произведений: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (подготовить несколько произведений разного жанра).
Результаты экзамена оцениваются по 100-балльной шкале.
Минимальный балл на бюджетные места – 70.
Минимальный балл на платные места – 70.
2. Профессиональное испытание:
— проверка голоса и речи: устанавливается наличие здорового голоса, отсутствие органических недостатков речи, четкость дикции;
— проверка музыкальных данных: выполнение упражнений по заданию экзаменатора на проверку музыкального ритма, исполнение песни по своему выбору;
— проверка пластических данных: выполнение по заданию экзаменатора упражнений по проверке пластичности, координации движений, исполнение танца по своему выбору.
Результаты экзамена оцениваются по 100-балльной шкале.
Минимальный балл на бюджетные места – 70.
Минимальный балл на платные места – 70.
3. Русский язык – ЕГЭ
Минимальный балл – 45.
4. Литература – ЕГЭ
Минимальный балл – 45.
2.3 Актерское мастерство.
1. Зеркало. Два человека: Лидер и зеркало встают напротив друг друга. Лидер показывает эмоции, а «зеркало» их повторяет.
2. Вмешательство. Пока 1 участник читает всем знакомое стихотворение, ведущий подкидывает различные ситуации: ты в автобусе, у тебя нет передних зубов, ты падаешь с высоты, тебе ужасно смешно, тебе хочется в туалет, попала соринка в глаз, рядом с тобой плачет ребенок и т.п.
3. Иди сюда! А.С. Макаренко говорил, что если ты можешь произнести эту фразу 18 способами, то ты можешь считать себя мастером.
4. Шкала эмоций. Выразить любую эмоцию по 10 бальной шкале.
5. Строки в системе стерео. Один и тот же текст читать вдвоем, втроем, вчетвером, а в конце – одному.
6. Я не слышу! Важно уметь говорить не только в пустом зале, но и в наполненном. Нужно знать, что каждый зритель и декорации на сцене «поглащают» звук.
7. Скороговорки. Они позволяют не только развить память, но и дикцию начинающего актера. В качестве усложнения в рот кладут фундук.
8. Грузинский хор. При чтении любого текста в словах тянется один из гласных звуков, например «а». При этом звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим.
9. Метрдотель. Это распорядитель в ресторане, еще так называют человека, который объявляет имена людей. Нужно представить себя в графском доме на балу, один за другим заходят гости, а вы их объявляете. Важно так объявить, чтобы присутствующие не переспрашивали.
10. Чтение. Необходимо много читать вслух с соблюдением верной интонации, ударений, пауз. Читая диалог в тексте необходимо делать так, чтобы слушающий представлял образ героя.
11. Невербальные символы. В актерском мастерстве, кроме выразительного чтения, необходимо знать «золотую середину» в жестах. Для начала необходимо вспомнить как можно больше невербальных символов. Поднятая вверх рука – приветствие, топанье ногами ребенком – недовольство…
12. Игра в жесты. Участвуют 5-15 человек. 1- придумывает жест («рожки»), 2 – повторяет «рожки» и добавляет свой жест и так по кругу.
13. Пантомима. «Актер» без слов показывает задуманное животное, предмет, действие, остальные участники догадываются кто или что это.
14. Пластика. Научиться показывать как кисточкой красят забор, пускать волны через плечо, трогать невидимую стену, грести на веслах, перетягивать невидимый канат.
15. Собери по частям. Научиться показывать как ты собираешь велосипед, устанавливаешь 4 колеса на легковую машину, собираешь из досок лодку, собираешь часы.
16. Поглаживание. Научиться поглаживать невидимого хомячка, кошку, змею, слона, жирафа.
17. Попугай. Представь, что перед тобой клетка с попугаем. Без слов покажи: подошел к клетке, пощупал руками, переставил на другое место, подразнил попугая, найди дверцу и открой, насыпь зернышек и покорми попугая, одерни руку, закрой клетку, помаши угрожающе пальцем, поставь клатку на место.
Людмила Лемешева. Профессия:актер, Букинское издание, 1987 г., 332 стр.