Школа 311
Знакомство младших школьников с профессиями
Знакомство младших школьников с профессиями
О профессиях с любовью
Бежит неутомимо время,
Проходит жизнь, как тень от облаков.
Дороже всех наград и премий
Слова любви моих учеников.
Они идут у них от сердца,
О чистом чувстве говоря …
Они со мной – и сразу верится,
Что жизнь – то прожита не зря!
В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей по профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».
Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не стольденежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?
Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.
Цель профориентации в начальной школе :
Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Задумывалась ли я, учитель с большим стажем о важности данной проблемы? Нет. Решение пришло позже. Многое приходится осуществлять в процессе работы по данной проблеме.
Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему. Хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живётся тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим.
В работе по профориентации я использовала самые разнообразные формы работы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, создание поэтического альбома «Все работы хороши, выбирай себе на вкус», «Мудрые мысли о труде и выборе профессий» и другие виды работы.
Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
С некоторыми видами этой работы я хочу поделиться со своими коллегами по работе.
Классный час «О профессиях с любовью»
Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
расширять знания и представления о профессиях;
обогащать словарный запас, развивать связную речь;
Что такое профессия?
Знаете ли вы, что такое профессия?
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг). Давайте вместе вспомним некоторые из них. (Ответы детей)
О некоторых из них и пойдёт разговор.
Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу. Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа7 Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему7 (Ответы детей).
Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.
Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано? Взрослые спешат на работу.
А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?
Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие
Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.
Твоё призвание
Строитель нам построит дом.
И мы в нём дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьёт портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечёт в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастёшь
И дело по душе найдёшь!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, как вырастут, дети.
О какой профессии вы мечтаете? Почему?
Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?
Если у вас любимое занятие? Расскажите о нём.
Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдёте какое – то хобби, увлечение, то ваша жизнь станет ярче,
разнообразнее и содержательнее.
Столько есть профессий разных,
Всех их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтёры есть.
Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьёт.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведёт.
Главное – не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Или на Луну летать.
Выбираем профессию вместе
Путешествие по страницам журналов
О том, чем занимаются люди разных специальностей и чем интересна каждая из профессий, мы можем узнать не только из книг, но и из журналов. Так многие номера детских журналов посвящены разным профессиям. Вот они – перед вами. (Показываются подшивки разных журналов)
Из них вы можете подробно узнать о таких специальностях, как дизайнер, эколог, педагог. медик, журналист и т.д. Я прочитаю отрывки из этих журналов, а вы догадайтесь, о какой профессии идёт речь. (Журнал «Клёпа»)
До сих пор люди этой профессии спорят о том, как следует оценивать знания школьников. У нас пятёрка – лучшая оценка, а в Германии лучшей оценкой считается единица, во Франции результаты ученика оценивают по десятибалльной системе; в США вместо цифровых оценок используются первые буквы алфавита: А, В, С и т. д. Непонятно, как же добиться похвалы от родителей? Скорей бы уж эти педагоги договорились между собой!
(Отрывок, посвящённый профессии « педагог»).
Далее зачитываются отрывки о профессиях «экономист», «фермер», «»журналист», «медик» и т. д.
Узнать о профессиях вы можете и из стихов. Например, ответ на вопрос «Кем быть?» вам поможет найти стихотворение Владимира Маяковского, которое так и называется «Кем быть?» А ответ на вопросы «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла?» нам даст Джанни Родари.
Давайте узнаем, чем пахнут разные профессии, прочитав стихотворение и вставляя пропущенные слова.
Желающим выдаются тексты четверостиший стихотворения. Ребята по очереди читают, вставляя пропущенные слова.
У каждого дела запах особый,
В булочной пахнет тестом и … (сдобой),
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей … (доской).
Пахнет маляр скипидаром и …(краской),
Пахнет стекольщик оконной … (замазкой).
Куртка шофёра пахнет … (бензином).
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).
Рыбой и морем пахнет … (рыбак).
Только безделье не пахнет никак.
Далее ребятам предлагается поэтическая игра «Буриме»
Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.
Классный час «В мире профессий» 1-4 классы
специалист в области арт-терапии
Конспект классного часа на тему
Классный руководитель: Гантимурова Е.Ю.
Дата проведения: 15.02.18
Цель : развитие познавательного интереса младших школьников к миру профессий.
-познакомить обучающихся с различными профессиями;
-показать значимость этих профессий;
-развивать любознательность, умение работать сообща;
-воспитывать чувства товарищества, культуру речи, уважительное отношение к любой профессии.
-объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии; прививать любовь к труду, стремление быть полезным своему государству;
— воспитать уважительное отношение к людям разных профессий.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2.Выяснение темы занятия
— Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд (загадки о профессиях). Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте:
1)Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
6) С книжкой кто в руке – читатель.
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
9) В небе синем самолёт,
— Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках.
-Какая у нас сегодня тема занятия?
Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
3.Знакомство с профессиями
-Разговор у нас с вами пойдет сегодня о профессиях.
— Что же такое профессия, как вы думаете?
Профессия –это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа.
Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей.
-Какие профессии знаете?
А теперь поиграем в игру « Узнай профессию по картинке ».
Я сейчас вам буду показывать карточки, а вам надо определить какая это профессия.
А теперь д авайте с вами немного поиграем в “Угадай профессию”.
Я сейчас раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание : необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. А мы должны угадать, какую профессию нам демонстрируют.
Прилагаемый список профессий :
Следующая игра заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию.
— Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)
— Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)
— Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)
— Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)
— Прилавок, продукты, весы. (Продавец.)
— Двор, метла, урна. (Дворник.)
— Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)
— Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)
— Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер.)
— Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)
Следующая игра называется «Кто так говорит?»
— Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
— Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (доктор)
Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы? (почтальон)
Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыпет лёд. (дворник)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (строитель)
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает. (продавец)
Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (водитель)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (парикмахер)
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды ? (повар)
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (учитель)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня. (воспитатель)
Перетянут он ремнём,
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнём. (пожарник)
Вот в скафандре смелый папа,
Он идет в ракету.
Перед ним снимают шляпу
Люди всей планеты.
Для него совсем не новость,
Что такое невесомость! (космонавт)
Ох, какой у мамы цех!
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (портниха)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (моряк)
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (пилот)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (дирижер)
Следующее задание «Подбери картинки»
Вам необходимо побрать нужные предметы к каждой профессии. Выполнять задание будете все вместе. Профессии: врач, повар, художник, парикмахер.
5.Подведение итогов урока
Сегодня мы говорили о разных профессиях.
Ребята, у вас, наверное, тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (дети рассказывают о своих профессиях)
— Итак, скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)
Говорят, что человек рождается два раза. Второй раз человек рождается, когда делает выбор свой профессии. Очень важно выбрать себе занятие по душе, чтобы ваша работа приносила и вам и окружающим радость и удовлетворение.
Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.
А какой труд сейчас важен для вас? (учиться)
Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.
На этом мы наш классный час заканчиваем. Огромное спасибо, вам, ребята. Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий.
А на данный момент главным для Вас должна стать учеба, получение хороших знаний, которые пригодятся в нашей жизни.
И напоследок, выберите одну карточку с профессией, которая вам больше нравится.