Рассказ о профессии фельдшера лаборанта
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ЛАБОРАНТ!
Антонова Т.В.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры»
В мире профессий существуют такие, от которых зависит осуществление очень важной работы, однако сам сотрудник часто не получает заслуженного признания или внимания. Например, известны имена великих учёных, которые сделали важные открытия. Но стоит признать, что большинство гениальных изобретений достигнуто усилиями нескольких человек: самого учёного и его помощников. В настоящее время их называют лаборантами.
Понятие «лаборант» имеет следующие определения:
— научный или технический сотрудник, работающий в лаборатории;
-помощник профессора, преподавателя, руководящий лабораторными
занятиями» [4, с.605]. Таким образом, лаборант является «правой рукой» учителя, преподавателя или ученого.
Согласно статистике, представители профессии лаборанта являются достаточно востребованными на рынке труда (66%). Представители данной профессии действительно редки в наше время: не каждый решится стать им, так как по результатам анкетирования, лаборанты имеют минимальные карьерные возможности. Причём, это совсем не зависит от профессионализма, просто профессия лаборанта не имеет схемы карьерного роста. Неслучайно, на специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, так как эту профессию считают редкой (67 %) [2].
Рассмотрим роль лаборанта в образовательной организации в управлении документами кафедры информатики и документоведения факультета документных коммуникаций ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» (ФГБОУ ВО «ОГИК»).
Лаборант назначается на должность и освобождается от нее приказом ректора по представлению заведующего кафедрой [1, с. 2]. Выполняя обязанности, закрепленные в должностной инструкции, лаборант является связующим звеном между заведующим кафедрой и профессорско-преподавательским составом с одной стороны и обучающимися с другой.
Основными документами, определяющими правила документирования и организацию работы с документами на кафедре, являются Инструкция по делопроизводству и Номенклатура дел. В конце каждого календарного года лаборант формирует номенклатуру дел кафедры на следующий год и подаёт её архивариусу, который включает её в сводную номенклатуру дел института.На основе номенклатуры дел группируются исполненные документы в дела, обеспечивается поиск документов и учёт дел, определяются сроки их хранения.
На 01.03.2016 г. документационный массив кафедры информатики и документоведения, за сохранность которого отвечает лаборант, следующий:
— документы (приказы, письма, распоряжения и др.), относящиеся к деятельности кафедры, копии;
— положение о кафедре;
— должностные инструкции сотрудников;
— протоколы заседаний кафедры;
— протоколы научно-методических конференций;
— планы работы кафедры;
— план научно-исследовательской работы кафедры;
— планы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, копии;
— индивидуальные планы и отчёты о работе преподавателей;
— учебные планы и графики учебного процесса;
— годовой отчёт о работе кафедры;
— годовой отчёт о научно-исследовательской работе кафедры;
— документы о педагогической нагрузке преподавателей кафедры (отчёты, справки и др.);
— выпускные квалификационные работы и документы к ним (рецензии, отзывы и др.) (работы, отмеченные первыми премиями на всероссийских и вузовских конкурсах хранятся постоянно);
— экзаменационные билеты, зачётно-экзаменационные требования по лекционным курсам;
— журнал учёта учебной нагрузки преподавателей;
— документы (отчёты, дневники и др.) о прохождении практики обучающимися;
— документы учебно-методического комплекса (рабочие программы, учебно-методические комплексы, методические рекомендации и др.);
— журнал взаимопосещения занятий преподавателями;
— журнал посещения занятий заведующим кафедрой;
— документы по воспитательной работе (планы, отчеты кураторов и др.);
— документы (справки, отчеты и др.) о проведении проверок кафедры;
— журнал регистрации выдачи во временное пользование выпускных квалификационных работ, курсовых работ, отчётов о прохождении практики обучающимися;
— документы (планы, отчеты и др.) по системе менеджмента качества;
— описи передачи дел в архив вуза;
— акты о выделении дел к уничтожении;
— номенклатура дел (копия) [3, с. 18-19].
Лаборант участвует в заседаниях кафедры, которые проводятся регулярно. Регулярность заседаний кафедры определяется планом заседаний кафедры, представляющим собой перечень запланированных мероприятий по месяцам в течение учебного года, составленным заведующим кафедрой. План заседаний утверждается в начале учебного года на первом заседании кафедры.
Заседания кафедры лаборантом протоколируются, протоколы регистрируются. Протоколам заседаний присваиваются порядковые номера в пределах календарного года. Протоколы подшиваются в дела в соответствии с номенклатурой дел по мере их создания.
К концу календарного года преподаватели кафедры подводят итоги научной работы, которые оформляют в виде отчётов, а также составляют планы научной работы на следующий календарный год. На основе этих документов лаборантом по поручению заведующего кафедройсоставляются черновые варианты сводного отчёта о научной деятельности кафедры за год и план о научной деятельности кафедры на следующий год. Сводные план и отчёт после корректировки и утверждения заведующим кафедры сдаются в отдел науки и международных связей института.
В конце первого полугодия каждого учебного года на заседании кафедры подводятся итоги работы за I семестр, которые оформляются лаборантом в форме статистического отчёта кафедры информатики и документоведения. Сводный статистический отчёт делается на основе отчётов преподавателей и включает в себя таблицу выполнения учебной нагрузки, итоги зимней экзаменационной сессии для бакалавриата и магистратуры очной и заочной форм обучения, сведения о проведённой воспитательной работе с обучающимися кураторами групп.
В конце учебного года преподаватели подводят итоги о выполненной работе за год, на основе которых делается сводный отчёт кафедры за учебный год. Сводный статистический отчёт, годовой отчёт, план работы кафедры сдаются в деканат факультета документных коммуникаций и первому проректору.
Лаборант подготавливает и сдаёт в архив института документы, законченные делопроизводством, составляет описи дел, передаваемых на хранение в архив, и составляет акты о выделении дел к уничтожению. Порядок хранения документов на кафедре устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации по архивному делу, приказами и распоряжениями ректора института, Инструкцией по делопроизводству, а так же в соответствии с номенклатурой дел.
Документы постоянного и временного сроков хранения (свыше 10 лет) передаются по описям на хранение в архив института, и после установленного срока хранения в институте передаются в БУОО «Государственный архив Орловской области». С момента заведения и до передачи в архив института дела хранятся на кафедре. Время текущего хранения дел на кафедре до передачи в архив института 3 года.
Прием каждого дела производится архивариусом в присутствии лаборанта. При этом проверяется количество листов и содержание дела. На обоих экземплярах описи против каждого дела, включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указывается цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приёма – передачи дел, а также подписи архивариуса и лаборанта, передавшего дела.
Кроме того, лаборантом систематически проводится проверка наличия курсовых работ, отчётов по практике, выпускных квалификационных работ. По поручению заведующего кафедрой ведётся учёт разрабатываемых профессорско-преподавательским составом учебно-методического сопровождения: рабочих программ, учебно-методических комплексов, контролируется наличие внешних и внутренних рецензий.
Для совершенствования управления документами кафедры и облегчения работы лаборанта можно предложить ведение журнала регистрации курсовых работ, отчётов и выпускных квалификационных работ обучающихся кафедры информатики и документоведения. Предлагаемый журнал может содержать следующую информацию: № входящего документа, дата поступления документа, вид документа, обучающийся, группа, курс, форма обучения.
Делая вывод, можно сказать,что профессия лаборанта относится к профессиям исключительно умственного (творческого и интеллектуального труда), так как в процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления и эмоциональной сферы. Лаборант долженотличаться эрудированностью, рациональностью, аналитическим складом ума, стремлением к самосовершенствованию, ведь от него зависит система управления документами и их архивного хранения образовательной организации.
Список использованных источников:
3. Номенклатура дел ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» (утв. ректором от 02.12.2015 г.). – Орёл: ОГИК, 2015. – 65 с.
Профессия лаборант — кто такой лаборант. Чем занимается, особенности профессии
Нет такого учебного или научного заведения, где не было бы специалистов, носящих название лаборант кто это, какие профессиональные функции должен выполнять – читайте далее.
Особенности профессии
Лаборантом называют специалиста, работающего в различных учебных, медицинских, научных учреждения, на производстве и в сельском хозяйстве, которые могут проводить исследования, брать анализы, проводить эксперименты, и многое другое, допустимое его уровнем образования и квалификации.
Он может выполнять определенные действия самостоятельно, или совместно с другими специалистами, являться ассистентом у ученого или преподавателя.
Для тех, кто рассматривает эту профессию как свою основную, стоит сказать, что рынок труда еще не до конца наполнен и востребованность в специалистах, имеющих соответствующую квалификацию, является довольно высокой. Причем требуются лаборанты не только в государственных, но и в частных организациях.
Несмотря на то, что в основном лаборанты выполняют вспомогательные функции, они были и остаются важной частью учебно-исследовательского процесса. Это связано с тем, что им доверено контролировать состояние реактивов и прочего оборудования, проводить подготовку помещения или лаборатории для осуществления исследований или занятий
Что нужно, чтобы стать лаборантом?
Чтобы стать лаборантом не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Зачастую вполне хватает специализированного колледжа или училища.
Так как на каждой кафедре учебного заведения имеется лаборантская, то можно поинтересоваться, нужны ли здесь лаборанты. Это позволит начать свою карьеру уже во время учебы. Одновременно с этим можно будет заниматься научной деятельность, и вырасти из простого лаборанта в специалиста более высокого уровня.
Чем должен заниматься специалист?
В обязанности лаборанта входит выполнения определенных заданий и поручений, которые дает им руководитель. Он должен следить за тем, чтобы все оборудование было готово к использованию, заранее собирает все необходимое для проведения опытов, исследований.
Будут работать с различными видами реактивов и химических веществ. Кроме того, происходит фиксация результатов произведенных исследований в специальный журнал.
Личностные качества специалиста
Для успешного выполнения поставленных задач, лаборант должен будет обладать определенными личностными качествами. Без них не стоит даже пробовать.
К ним относят:
Так как лаборант – преимущественно работник умственного труда, то специалист должен обладать достаточно высоким интеллектом, быть готовым к интеллектуальному или творческому труду.
Очень важно. Чтобы у человека хорошо работали:
Теперь вы знаете о профессии лаборант кто это, что должен уметь делать и какие требования к нему предъявляются.
10 фактов о работе лаборанта
Интересные факты о профессии лаборанта.
Лаборант-эколог
Анализирует пробы грунта, воды, воздуха. Востребован на крупных предприятиях, службах экологического надзора.
Лаборант химического анализа
Фельдшер-лаборант
Анализирует кровь и продукты жизнедеятельности человека. Требуется в поликлиниках, больницах, медико-генетических центрах, санэпидемстанциях, а также в службе скорой помощи.
Лаборант-аналитик
Проверяет качество сырья, готовой продукции, производственные отходы и выбросы. Востребован в исследовательских лабораториях, на промышленных предприятиях, а также в службах санитарно-эпидемиологического надзора.
Мы собрали 10 интересных и важных фактов о профессии лаборанта.
1. Образование
Лаборанту не обязательно иметь высшее образование. Во многих случаях достаточно среднего специального. В колледжах и техникумах лаборантов готовят по специальностям “Лабораторная диагностика” и “Медико-профилактическое дело”.
2. Личность
Чтобы работа приносила удовольствие, лаборант должен быть наблюдательным, любознательным, аккуратным, усидчивым, рациональным. Карьерных перспектив, к сожалению, почти нет.
3. Вакансии
4. Зарплата
Средняя зарплата лаборанта в России за январь 2019 составила 23 143₽. За год зарплата выросла на 13,4%.
Есть и высокие зарплатные предложения:
5. Здоровье
6. Уникальность профессии
По данным опроса портала moeobrazovanie.ru, 67% респондентов считают профессию лаборанта редкой. На квалифицированных лаборантов очень высокий спрос.
7. Обязанности
Помимо стандартных в обязанности лаборанта могут входить калибровка инструментов, выдувание стекла, замораживание тканей, ведение дозиметрического контроля, пайка и просеивание.
8. Риски
Потенциальная опасность для здоровья высокая, но зависит от места работы. Самые частые риски:
Минимизировать риски поможет соблюдение техники безопасности и внимательность.
9. Сферы работы
По данным GorodRabot, больше всего лаборанты востребованы в медицине и фармацевтике (2292 вакансии), на производстве (550 вакансий) и в науке (524 вакансии).
10. Крупнейшие работодатели
ООО Роснефтегаз, Велесстрой, биотехнологическая компания Биокад. Больше вакансий в Москве (223), Санкт-Петербурге (89) и Новосибирске (64).
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ
В функции лаборанта (фельдшера-лаборанта) входит также ведение учетной и отчетной документации, составление заявок на реактивы, реагенты, материалы, лабораторную аппаратуру и др. применяемое оборудование.
Уровень квалификации лаборанта (фельдшера-лаборнта) определяется квалификационной категорией, которая присваивается по результатам аттестации его на соответствие профессионально-должностным требованиям согласно Положению об аттестации среднего медицинского персонала.
Рабочее место, орудиЯ труда и условия труда
Организация рабочего места и условия труда лаборанта (фельдшера-лаборанта) зависят как от типа учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, так и от профиля проводимых исследований (клинико-диагностические, бактериологические, гистологические, санитарно-гигиенические).
Условия труда при работе в ряде учреждений (туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделах, кабинетах, ожоговых и гнойных отделениях, онкологических, гематологических учреждениях, психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических отделениях и др.), выполнении исследований с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием характеризуются как опасные и тяжелые и оцениваются 6-8 и более баллами. Работа в этих условиях дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Рабочее место лаборанта (фельдшера-лаборанта) должно соответствовать типовым требованиям и оснащено необходимой технологической и организационной оснасткой: лабораторный стол, лабораторное оборудование (аппаратура) по профилю проводимых исследований, мединструментарий, пробирки, научно-техническая и другая справочная документация.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
РЕЖИМ работы и возможность профессионального роста
В зависимости от профиля учреждения работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) может быть организована по пяти-, шестидневной и непрерывной рабочей неделе. При круглосуточном режиме работы учреждения (больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи, госпитали и др.) работа лаборанта (фельдшера-лаборанта) осуществляется по утвержденному графику в пределах установленной рабочей недели.
По мере повышения квалификации, прохождения курсов специализации и усовершенствования лаборант (фельдшер-лаборант) может занимать должности: рентгенолаборанта, старшего лаборанта (старшего фельдшера-лаборанта), помощника санитарного врача и др.
Требования к качествам РАБОТНИКА
-нормальное функционирование верхних и нижних конечностей;
-хорошее зрение и адекватное цветоощущение;
-отсутствие тяжёлых хронических заболеваний;
-важны функции зрительного восприятия;
-функция внимания, его устойчивость;
-координация движения рук;
-терпение, внимательность, аккуратность, добросовестность,
-осторожность и пунктуальность, точность, ловкие руки.
общительность, доброта, мышечно-суставная чувствительность.
Способности, интересы и склонности
Лаборант (фельдшер-лаборант) должен быть способен к кропотливой работе. Человеку, желающему избрать эту деятельность, надо прежде всего любить химию, иметь склонности к практической работе в этой области.
Медицинские противопоказания
-Хронические заболевания органов дыхания (с частыми обострениями).
-Ревматизм в активной фазе.
-Хронические заболевания почек.
-Заболевания верхних и нижних конечностей.
-Резко выраженные заболевания кожи.
-Стойкое снижение слуха (учитывается степень).
-Снижение остроты зрения (учитывается степень).
-Некоторые глазные заболевания.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Минское медицинское училище № 1 (г. Минск, ул.Долгобродская, 41);
Пинский государственный медицинский колледж (Брестская область, г. Пинск, ул. Рокосовского, 6);
Полоцкое государственное медицинское училище им. З. М. Туснолюбовой-Марченко (Витебская область, г. Полоцк, ул. Ленина, 49).
Гомельский государственный медицинский институт (г. Гомель, ул. Ланге, 5);
Гродненский государственный медицинский институт (г. Гродно, ул. М.Горького, 80);
Минский государственный медицинский университет (г. Минск, проспект Дзержинского, 83).
Лаборант
Некоторые обыватели полагают, будто профессия лаборанта не предусматривает ничего сложного. Они считают, что такие специалисты просто протирают в школе пробирки или складывают по стопкам курсовые работы студентов в институте.
На самом же деле лаборант делает огромную работу, освобождая главного эксперта от второстепенных дел, хотя его должность действительно позиционируется в качестве вспомогательной.
Существует множество разновидностей этой специальности: техник лабораторных исследований, помощник научного сотрудника, эксперт химического анализа. Причем последний пункт обычно затрагивает как работников исследовательских институтов, так и тех людей, в задачу которых входит изучение материалов анализов пациентов из больниц.
Имеются варианты, когда фельдшер попутно назначается лаборантом. Это как раз касается случаев работы в поликлинике или стационарной клиники, когда от работника требуют не только сделать забор анализов, но и заодно помочь больному. От направленности квалификации будет варьировать должностная инструкция и оборудование на рабочем месте.
История профессии
Историки подтверждают, что впервые лаборанты появились еще в средние века. В то время особенным авторитетом пользовались университеты Италии и Австрии, где ежедневно приходилось готовить аудитории к приему студентов медицинских факультетов. Эта тяжелая работа сбрасывалась на плечи лаборантов. Им приходилось не просто расставлять пробирки и инструменты для препарирования лягушек, а еще и искать материал для исследования, либо покупать его у местных жителей.
Считается, что большинство античных мыслителей и прародителей различных биологических, геологических и химических теорий до ХІІ предпочитали свои опыты ставить самостоятельно. При этом далеко не все историки согласны с таким стереотипом, так как во многих экспериментах, описывающихся в старых постулатах, участвовать одному для достижения нужного итога было попросту невозможно. Отсюда рождается теория, что уже тогда младшие сотрудники помогали великим творить знаменательные открытия, оставаясь в тени.
Сегодня значимость представленной профессии значительно возросла, о чем свидетельствуют многочисленные тематические вакансии. Причем касается это не только больших центров в мегаполисах, но и маленьких деревень. Там лаборанты работают для того, чтобы проверять качество урожая и все, что с этим связано, а также выступают «правой рукой» ветеринаров в обширных фермерских хозяйствах.
Также вчерашний химик может податься на работу в отдел стандартизации, местные поликлиники, где всегда нужны люди для проверки крови, кала и мочи, а также в санитарную службу или даже метрологию.
Найдется место и тому специалисту, который получил высшее образование по специальности «Экология». Квалифицированный эколог может стать так называемым полевым работником-лаборантом, который будет добывать опытные образцы чего угодно, начиная от почвы и заканчивая воздухом.
Лаборант для исследовательской деятельности
Это ответвление для специалистов предусматривает работу на кафедрах, где имеется собственная лаборатория. В зависимости от спектра деятельности организации возможности и обязанности сотрудника будут колебаться, ведь далеко не во всех институтах практикуют только теоретическую часть исследований.
Если организация предусматривает необходимость и соответствующие ресурсы, то на плечи специалиста ложится дополнительная ответственность вроде мониторинга контрольной группы испытуемых, даже если это просто подопытные крысы.
Обычно компетенция этой профессиональной категории предусматривает подготовку материалов и оборудования для готовящегося эксперимента или презентации. Там идет речь о результатах опыта, рассматриваются новые перспективы. На его плечах лежит и обратная функция – уборка инвентаря по завершению работы. Но перечисленное больше касается каких-то особенных случаев вроде семинаров или съездов.
Рутина же базируется на снятии промежуточных или контрольных показаний, ведении журнала, обработке поступившей информации. Такой специалист помогает командам, которые могут проводить как небольшие эксперименты, так и опыты глобального уровня. К последним можно отнести поиск лекарств от онкологии или доказательство вреда какой-нибудь пищевой добавки.
Основные обязанности такого сотрудника, вне зависимости от его конкретной категории, предусматривают следующие положения:
Последний пункт иногда обязывает, чтобы кроме профильного биологического или медицинского образования у человека в запасе имелось какое-нибудь техническое.
Инженер – оптимальное решение, если на всю организацию у разных сотрудников будет всего один подобный помощник, которому еще придется налаживать вышедшие из строя аппараты.
Кроме участия в подготовительных этапах опытный работник также часто становится тем, без кого провести опыт полноценно не получается. Особенно это касается случаев, если задействован старший лаборант, на которого возлагают обязанности по наблюдению, снятию показателей, ведении журналов. Иногда отчет требуется вовсе подавать несколько раз в сутки. Тогда команда младших сотрудников делит труд, распределяя его согласно собственным способностям и умениям.
Строгие требования
Как и большинству других медицинских работников, ему время от времени могут пересматривать присвоенный разряд.
Происходит это в зависимости от:
Курсы повышения квалификации традиционно имеются при многих медицинских и исследовательских центрах. После прохождения определенной программы в конце курса выдают тесты, результаты которых определяют судьбу желающих повысить свой уровень.
Делается это для того, чтобы претендовать на более высокую заработную плату или суметь совмещать несколько похожих должностей.
Также стоит приготовиться к тому, что лаборанту поручат не только производить вычислительные и другие графические работы, его попросят сделать выборку данных из литературы, рефератов и даже нормативно-технической базы. Не обойдется без личных поручений руководящего состава, но все они должны быть в рамках общей научной деятельности.
Чтобы претендовать на это место, совершенно необязательно соискателю работать где-то раньше. От будущего помощника даже не всегда требуют полное высшее образование. В некоторых случаях достаточно неоконченного высшего или среднего специального.
Это касается должностей, где по большей части предусмотрена «бумажная волокита» или небольшой круг обязанностей, что свойственно лабораториям в школах.
Но если будущий спектр деятельности затрагивает подготовку радиоактивных материалов, сложных в эксплуатации приборов или посещение бактериологических станций, то тут без диплома ВУЗа не обойтись.
Это необходимо для того, чтобы охрана труда, личная и коллективная безопасность окружающих сотрудников были под контролем.
Периодически медицинский центр будет отправлять своего младшего помощника на дополнительные курсы, чтобы он не отставал от общепринятых стандартов. Зная действующее законодательство в закрепленной за ним области, а также способы и средства выполнения расчетов, лаборанту будет проще отыскать себе работу.
На месте ему могут помочь уже с непосредственными правилами эксплуатации конкретной техники, а также дать советы касательно правил внутреннего трудового распорядка. Причем они не должны выходить за рамки основ организации трудового производства.
Заключительным важным пунктом выступает проверка текущего состояния здоровья человека, претендующего на должность, а также регулярная его проверка в будущем.
К будущим экспертам выдвигают требования, среди которых выделяют обязательное знание:
Объясняется подобная забота со стороны трудового законодательства высокими рисками стать жертвой вредных элементов и реактивов.
Многие из них являются аллергенами, а часть срабатывает в качестве яда при накопительном эффекте, из-за чего профессию признают вредной.
Лаборант клинико-диагностической лаборатории
По похожей схеме должен действовать клинический лаборант. Это как раз тот самый человек, к которому пациенты отправляются сдавать кровь на анализ. Он же проводит ряд других тестирований, помогая врачу выявить причину ухудшения самочувствия больного.
Несмотря на отсутствие строгих требований к наработанному ранее стажу в медицине, квалификация работника клинико-диагностического центра должна быть высокой. Речь идет о получении сертификата о неполном высшем образовании или присвоении статуса бакалавра по медицинской части. В список разрешенных специальностей ВУЗа для претендентов попали всего две: лабораторная и клиническая диагностика.
Столь тщательный подход объясняется тем, что медик должен знать не только бумажную часть своей работы вроде нормативных документов по охране здоровья.
Ему также предстоит проявить свои умения в организации деятельности клинико-диагностической лаборатории. Для этого нужно четко знать должностные права, обязанности и быть готовым понести ответственность. Из этого вытекает вывод, что результат труда этой категории лаборантов настолько же важен, как и работа самого врача. Одна ошибка в анализе может стоить пациенту жизни.
Специалист обязан ориентироваться в основах общемедицинских и клинических дисциплин, ведь на нем также лежит ответственность расшифровать результаты анализов:
Из-за того, что для каждого вида анализа методики забора материала варьируют, лаборанту следует все это держать в голове. Не всегда ведь ту же кровь сдают на голодный желудок, а специалист должен опросить пациента на предмет того, придерживался ли он установленных правил перед тестированием.
Также работник обязан уметь хранить полученный материал и доставлять его в другой исследовательский центр, если того требует процедура. На нем лежит и весь спектр обязанностей касательно заготовки реактивов с питательными средами, позволяющими выявить отклонения в собранном материале.
Еще одним важным пунктом выступает дезинфекция и другие формы обработки инструментов, оборудования и даже просто самого помещения. Причем делать это нужно на регулярной основе по строго установленной форме.
Обыватели всего этого не замечают, считая, что клинический лаборант работает только до тех пор, пока очередь желающих сдать мочу или мокроту не иссякнет. На деле же им предстоит еще выявить возможные отклонения в процессе лабораторного исследования, чтобы распознать зарождающиеся или прогрессирующие патологические процессы.
В большинстве случаев от работника дополнительно требуют уметь разбираться в этиологии, симптоматике и патогенезе наиболее распространенных недугов. Во время обучения им даже рассказывают, как правильно оказывать первую помощь.
При экстренных ситуациях такие специалисты смогут разобраться в лекарственных средствах, начиная от методов их введения и заканчивая расчетом нужной дозировки. Вполне вероятно, что это пригодится во время глобальной эпидемии.
Но в обычной жизни на официальном основании лаборант не может назначать какой-либо курс лечения с использованием как медикаментозных методик, так и средств народной медицины. Такими полномочиями обладает только врач.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru