Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе «Знакомство с профессией гончара»
Овчарова Лариса
Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе «Знакомство с профессией гончара»
• закрепить знания детей о профессиях: их название, конечный продукт деятельности. Помочь детям понять, что труд – это проявление заботы людей друг о друге;
• познакомить с профессией гончара, показать ее значимость; расширить представление детей об истории создания глиняных предметов, о их функциях;
• продолжать развивать умение слышать звуки, с которых начинается слово, называть их; поощрять четкое и правильное проговаривание слов; образовывать слова множественного числа;
• развивать культуру диалога, умение выслушивать, не перебивать;
•активизировать словарный запас: швея, художник, писатель, повар, доярка, хлебороб, строитель, врач, почтальон, моряк, летчик;
• закрепить знания приемов лепки из глины, развивать творчество, фантазию;
• воспитывать уважение и интерес детей к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает.
1. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в необычную страну, которая называется Профессинляндия (это страна взрослых людей).
— Но, чтобы отправиться в эту страну необходимо одеть на глаза необычные очки. (показ воспитателя как сделать очки из пальчиков). Давайте посмотрим что находится вокруг нас чуть-чуть по-другому. (звучит спокойная музыка).
Психогимнастика «Давайте поздороваемся».
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением людей разных профессий.
— Кто изображен на иллюстрациях? (ответы детей)
— Правильно. Люди разных профессий, люди труда. Как вы думаете, почему все они выбрали разные профессии? (ответы детей).
— Конечно, если человек хорошо рисует, то он хочет стать художником, любит петь – хочет стать певцом, любит танцевать – станет танцором. Ребята, послушайте, как интересно звучат названия профессий. (перечисляет ряд профессий). Интересно кто придумал их так называть? (ответы детей).
— Вы заметили, что слова «певец» и «петь» чем-то похожи. Чем? (ответы детей).
— Да, правильно. Они начинаются с одного и того же звука «п». А теперь я буду называть слова, относящиеся к той или иной профессии, а вы будете подсказывать ее название.
Игра «Узнай и назови».
Игра «Чем пахнут ремесла».
2.Воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопросы:
Зачем взрослые ходят на работу?
Что ваши родители делают полезного? (ответы детей).
Обобщая ответы детей,воспитатель предлагает послушать стихотворение: «Незнакомые друзья» Т. Граутин.
Человек построил дом
Был чужим, он не был мне знаком
Но присев устало на крыльце
Думал он о будущем жильце.
Был не друг и вовсе не родня
Тот, кто шил одежду для меня,
Но и он, орудуя иглой
Обо мне подумывал порой.
Никогда нигде и видеть я не мог
Вот того, кто хлебушек испек,
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Сколько их, друзей в нашей стране
Что все время помнят обо мне.
— Ребята, давайте, и мы сделаем добро и покрасим стены для жителей страны Профессинляндия.
Пальчиковая гимнастика «Маляры». «Строители».
Красят домик маляры
Для любимой детворы
Если только я смогу
Дом мы строим выше, выше
Есть окошко в нем и крыша.
Игра «Когда я стану взрослым».
Воспитатель предлагает детям представить, что они взрослые и выбрать картинку с изображением профессии.Воспитатель выборочно уточняет:
— Как называется твоя профессия? Какую пользу приносит твоя работа?
3. Воспитатель обращает внимание детей на стол, покрытый скатертью.
— Ну-ка, скатерть, край нам отверни, покажи, что там внутри… Что это? (глиняные кувшины, ваза, фигурки зверей, людей и т. п.)
Дети рассматривают, трогают, определяют, для чего нужен тот или иной предмет.
— Как вы думаете, человек какой профессии все это сделал? (ответы детей).
Сегодня я хочу рассказать вам об этой старинной и редкой профессии.
Сказка о гончаре, глине и воде.
Было это блюдо когда-то твердой глиной, камешком и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды. (звучит музыка и на ширме появляется мастер).
Мастер. Ой, хорошо в лесу, а птички как поют! А воздух свежий! Хожу я, ищу что-нибудь полезное. В моем хозяйстве все пригодится. Вот, кажется, что-то нашел. Что за камушек такой интересный у меня под ногой? Взять или пройти мимо?
Глина. Возьми меня с собой человек мастеровой-деловой. Я ведь не простой камушек, на что-нибудь тебе сгожусь. Очень хочется мне быть полезной.
Мастер. А как звать-то тебя, величать?
Глина. Глина я, твердая, коричневая.
Мастер. Интересно…Что это такое глина и что я буду с тобой делать?
Глина. А это ты сам придумай, ты же мастер. Если бы, я знала, сказала, но я не знаю.
Мастер. И правда, возьму-ка я тебя, может на что пригодишься.
Воспитатель. Пошел мастер домой. Показал свою находку всем, но никто не знал что же делать, куда приладить этот камушек. Положил у дома, во дворе, а внучка Аленка взяла, да и нарисовала глиной домик. Вот такой. (показ).
Мастер. Ну вот и сгодилась. Пусть ребятишки рисуют, все польза.
Воспитатель. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от домика не осталось.
Мастер. А где же рисунок? Эх-эх полезной хочет глина стать, а какая же тут польза. В другой раз Аленка и рисовать этим камушком не захочет.
Воспитатель. И тут вдруг чудо случилось. Каждая капелька дождя в ручеек превратилась, и стали капельки успокаивать глину.
1 капелька. Кап-кап надо тебе быть помягче.
2 капелька. Я намочу тебя, ты станешь мягкой и только тогда сможешь понравиться мастеру.
3 капелька. И я тебя намочу. Вот теперь ты размякла и можешь сделать для всех людей добро.
Воспитатель. Капельки воды прикасались и прикасались к глине, и она стала мягкой. Невелика капля, а даже камень долбит. Увидел это мастер и удивился.
Мастер. Вот та дела! Глина, да из тебя можно посуду слепить. Ну –ка, я попробую. Вот и получилось. И вправду, полезный оказался камушек. Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.Недаром в народе говорят: «Дело мастера боится», «Умел взять, умей и дать».
Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром. Почему именно гончаром? Как вы думаете? (дети делают свои предположения).
Дети по музыку двигаются и говорят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – фигура человека разных профессий замри».
4. Воспитатель предлагает детям из глины, оставленной мастером-гончаром, слепить посуду для кукол. (Дети лепят разнообразную посуду для кукол.)
5. Итог занятия. Мастер хвалит детей и вручает каждому медаль.
«Труд людей осенью». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) 1-6 недели здесь 7 неделя. Тема: Труд людей осенью (6-10 октября 2014 года) Коммуникация. «Что посеешь, то и пожнёшь. «. Программное.
Проект «Знакомство с профессией «Повар» Технологическая карта проекта Содержание Название проекта Знакомство с профессией «Повар» Тип Творческо-информационный Участники воспитатель,.
Беседа на тему «Профессия гончар»
Божикова Неля
Беседа на тему «Профессия гончар»
Беседа с детьми на тему: «Профессия гончар»
Цель: продолжать знакомить детей с глиной и ее использование человеком
Задачи: познакомить детей с профессией гончара.
Материалы: иллюстрации, детский гончарный круг
Ход беседы:
Как вы думаете чем занимается этот человек?
Воспитатель: Гончарное ремесло возникло тысячелетия назад. С древних времен глина была незаменимым материалом, из которого изготовлялись почти все бытовые предметы. Использовались пластические свойства глины, ее способность приобретать и сохранять придаваемую ей форму. Человек научился лепить из глины посуду, строить дома, изготавливать украшения, детские игрушки. Из глины были сделаны первые таблички для письма. Острой палочкой по влажной глине писали разные значки.
По предположениям ученых, занимались обработкой глины в основном женщины, которые с древних времен занималась обустройством быта.
Предложить детям рассмотреть фото
Шли годы, развивался научно-технический прогресс. Стали появляется и различные приспособления для работы с глиной. Самым главным из них стал, конечно же, гончарный круг.
На сегодняшний день процесс создания посуды почти полностью автоматизирован и выполняется с помощью специального оборудования. И казалось бы, необходимость в гончарах – мастерах работы с глиной – полностью исчезла. Но это вовсе не так.
Гончарные мастерские до сих пор существуют и пользуются спросом у населения. Возможно, они не так популярны и востребованы, как до появления гончарной техники, а имеют даже скорее элитарных характер, но это изменение не затрагивает саму суть работы и ее актуальность, лишь вносит оттенок.
Так, например, гончары могут создавать абсолютно уникальную продукцию и не стремиться сделать ее одинаковой, потому что покупатели будут как раз искать уникальность.
Рассматривание фото и посудой.
Воспитатель: У гончара множество обязанностей.
Одно из которых создание продукции из глины, также гончар должен
Обслуживать используемую для работы технику.
А выполнять эти обязанности специалист сможет при наличии следующих знаний:
Гончар должен обязательно разновидности глиняной массы
методики и приемы работы с оборудованием
— правила эксплуатации оборудования
— проведения ремонтных работ.
Воспитатель: многие думают, что к работе с гончарным кругом можно допустить кого угодно. Но это не так. Прежде всего гончару нужно освоить методы безопасной работы на гончарном круге.
Так как во время работы гончар часто работает в запыленном и плохо освещенном помещении, ему необходимо предварительно пройти медицинскую комиссию и подтвердить отсутствие противопоказаний для этой работы. К примеру, работа в гончарной мастерской категорически противопоказана людям с астмой и прочими легочными заболеваниями.
Воспитатель: А как вы думаете на профессию гончар нужно учиться?
Воспитатель: Да, конечно. На сегодняшний день таких специалистов учат в художественных школах. Причем далеко не всегда это техникумы или школы, есть отдельные курсы и в высших учебных заведениях.
Гончарное ремесло – это скорее художественных промысел, который требует развитого эстетического вкуса от исполнителя.
А наиболее простым вариантом освоения гончарного ремесла считается работа подмастерьем. Под надзором опытного гончара можно освоить профессию гораздо быстрее, нежели в техникуме.
Воспитатель: но, каждый вид работы может выполнять гончар с определенным разрядом. Всего существует пять квалификационных уровней, которые определяют мастерство гончара.
Гончар 2 разряда – может выполняет подготовительные работы, он работает под присмотром более опытного специалиста.
Воспитатель: Для того, что бы работать гончаромнеобходимо обладать следующими качествами:
— стремление к самосовершенствованию;
Воспитатель: На сегодняшнее занятие я принесла вам детский гончарный круг и сейчас предлагаю вам попробовать поработать на нем.
Беседа на тему «День космонавтики» (старшая группа) Цели: Образовательная: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным. Развивающая: расширять.
Беседа на тему «Дружба. Кто такой друг?» Цель: Показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека; Задачи: Расширять представления.
Беседа-презентация на тему «Международный День толерантности» Беседа – презентация на тему: Международный День толерантности Цель данного мероприятия: знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное.
Беседа со старшей группой «Мир профессий. Знакомьтесь — профессия шахтер» Беседа со старшей группой «Мир профессий: знакомьтесь – профессия шахтер» Цели: познакомить с профессией шахтер. Оборудование: каменный.
Беседа со старшей группой на тему «Каштан» Цель: Формировать начало экологической культуры у детей дошкольного возраста. Задачи : 1 Расширять представление о дереве – каштан, о.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Профессия Повар» Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Профессия Повар» Цель: расширять и обогащать знания детей.
Презентация «Проект по лего-конструированию на тему «Профессия будущего — архитектор виртуальной реальности» Информационные технологии – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. Происходящие в ней изменения открывают новые, фантастические.
Эссе на тему: «Моя профессия воспитатель.» Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель» Моё педагогическое кредо: Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся.
Конспект ООД «Профессия «Гончар» с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет
Воинова Татьяна
Конспект ООД «Профессия «Гончар» с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет
Конспект организованной образовательной деятельности
по теме «Профессия «Гончар»»
Воинова Татьяна Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 149»
Ярославль, 2019 год
Цель: расширение представлений детей о мире профессий взрослых, через знакомство с профессией «Гончар».
Виды задач Интеграция образовательных областей Предпосылки УУД
1.1. Уточнить представления детей о профессии «Гончар».
1.2. Расширить и обогатить представления детей о трудовых действиях, спецодежде, орудиях труда и результатах труда гончара.
2.1. Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие.
2.2. Развивать познавательный интерес.
2.3. Стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи.
2.4. Развивать мелкую моторику.
Контроль: осуществляет действия по образцу и заданному правилу;
Общеучебные: находит и выделяет необходимую информацию;
Логические: анализ – выделяет существенные признаки объекта.
3.1. Воспитывать самостоятельность в производственных действиях.
3.2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время выполнения совместной работы.
3.3. Продолжать формировать трудовые и культурно-гигиенические навыки.
Смыслообразование:проявляет осознанные познавательные процессы Коммуникативные:
Владение речью: слушает собеседника, вступает в диалог;
участвует в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование и материалы к ООД:экран; проектор; ноутбук; презентация PowerPoint; мольберт; напольный ковер; подушки по количеству детей; гончарный круг; макет печи; изделия из глины; картинки с этапами изготовления тарелки; плакат с изображением гончара; картинки с одеждой, инструментами и изделиями;по количеству детей: фартуки и нарукавники, глина, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, пластмассовые тарелки различной формы, украшения, влажные салфетки.
Ход ООД:
Этапы ООД Продолжительность Задачи Методы, приемы, формы Ход Анализ ООД
1. Организационный этап (подготовка к ООД) 1 мин.
Дети заходят в группу, где их ждут гости. В помещении стоит стол, на столе посылка с битой посудой, в стороне импровизированная гончарная мастерская.
В. Здравствуйте ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, предлагаю поздороваться с ними. Улыбнемся и подарим своей улыбкой хорошее настроение.
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) 2 мин. 2.1.
обобщение ответов. В. Ребята,нам прислали посылку, что же в ней лежит? (Педагог вместе с детьми заглядывает в коробку)
(Ответы детей: осколки, черепки)
В. Все, что нам прислали, разбилось, интересно, что же там было? Из чего же все это было сделано?
Как вы думаете почему из глины?
Дети предполагают, рассуждают, воспитатель помогает и подводит к тому, что это были цветочные горшочки из глины.
3. Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) 3. Игровая деятельность 2 мин. 2.1.
2.3. Проблемный вопрос
В. Как обидно, что все разбились, что же мы можем сделать, чтобы все исправить? (дети предлагают склеить, но если склеить будет заметно, что горшок был разбит, педагог подводит детей к тому, что мы можем сами сделать)
Может, вы знаете, человек, какой профессии сможет нам помочь?
(Ответы детей:гончар)
Тогда отправляемся к гончару! Вы согласны?
(дети с педагогом подходят к мастерской)
4. Этап решения проблемной ситуации. 4 мин. 1.1.
Беседа с демонстрацией презентации
Мини – музей «Рабочее место гончара»
Демонстрация и обсуждение оборудования
Составление схемы. Словесная инструкция
Вот и мастерская. Вы берите подушки и присаживайтесь поудобнее на коврик. (перед экраном)
Пока дети располагаются, педагог одевает за ширмой фартук и нарукавники.
Педагог обращает внимание на позу, в которой сидят дети!
Слайд 2. Гончар – это человек, изготавливающий посуду, игрушки, украшения из обожженной глины. Эта профессия появилась много лет назад.
Слайд 3.4. Глину добывали по берегам водоемов. Она бывает разных оттенков.
Поэтому изделия из разной глины, отличаются цветом.
Слайд 5. В Ярославской области, мастера гончарного дела, изготавливали чернолощёную керамику. (Вопросы детям!
Слайд 6. При работе с глиной Гончару необходимо надеть фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться.
Слайд 7. Для изготовления посуды, игрушек и украшений, гончарпользуется различными инструментами: скребки, стеки, прихваты и многое другое.
Слайд 8. Изделия из глины делают на гончарном круге и вручную. Такая работа требует внимания, трудолюбия, аккуратности.
Слайд 9. Для того чтобы глиняные предметы были прочными их отправляют в печь на обжиг.
Слайд 10. Сейчас у каждого из нас дома есть изделия из глины. Это тарелки, вазы, чайники, кувшины, игрушки, статуэтки и много другое. Они красивые, экологически безопасные и практичные.
У каждого гончара есть свое рабочее место. Пойдем посмотрим. (дети с воспитателем подходят к гончарному уголку)
Здесь находиться все необходимое для работы: гончарный круг, инструменты, печь, образцы изделий. (педагог спрашивает, что еще видят дети, дает детям потрогать, посмотреть)
А это ваши рабочие места, т. к. вы сегодня мои подмастерья – мои ученики. А вы уже знаете, что настоящий гончар всегда работает в специальной одежде. Проходите, одевайтесь. (дети одевают фартуки, нарукавники, при необходимости помогают друг другу и занимают рабочие места).
Ребята, посмотрите, что у вас на столах (Ответы детей)
Юные гончары начинают осваивать профессию с самого простого – с изготовления тарелок.
Сейчас я вам расскажу, как их делать.
Делать тарелку мы будем в ручную, без гончарного круга, по форме. На один край салфетки кладем кусок глины, накрываем второй половиной глину и начинаем раскатывать ее скалкой. У нас должна получиться лепешка, только не делайте ее очень тонкой, а то тарелка будет хрупкой. Теперь верхнюю часть салфетки аккуратно снимаем, выбираем форму тарелки, которая вам понравилась, прикладываем на глину. Нажимаем, лишнее отрезаем стекой, переворачиваем, убирая все лишнее. Получившуюся тарелку украшаем.
Дети по инструкции и показу воспитателя изготавливают тарелки. После работы вытирают руки влажными салфетками.
Готовые тарелки поставим на поднос и отправим их в печь просушиться.
Пока тарелки сохнут, мы с вами уберем свои рабочие места и снимаем фартуки и нарукавники. (воспитанники убирают рабочие места, раздеваются)
5. Этап закрепления знания в играх 15 мин.
Дидактическая игра «Что нужно гончару» Вам понравилось учиться гончарному делу? (ответы детей)
Как вы думаете, ребятам из вашей группы будет интересно узнать о профессии гончар? (ответы детей)
Предлагаю вам составить таблицу, что нужно мастеру гончарного дела для работы. Тогда вам будет легче рассказать о профессии гончар своим друзья. Пойдёмте к мольберту вы будете выбирать, что нужно гончару для работы и приклеивать на нашу схему. (дети выбирают картинки, относящиеся к профессии «Гончар», рассказывают почему сделали свой выбор, приклеивают на схему и обсуждают получившуюся схему)
6. Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей). 2 мин. 2.3.
Подведение итогов В. Ребята, кем мы с вами сегодня были? (Ответы детей: гончарами)
Как вы считаете это нужная профессия?
Интересная? Чем вам она понравилась (не понравилась?
На память о такой интересной профессии возьмите наш плакат. Ваши тарелки на подносе я помогу отнести в группу и пусть они там еще подсохнут, а вечером вы возьмете их домой.
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Ряховская Д. Р. к. п. н., учитель-логопед высшей квалификационной.
Конспект НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Бархатцы» Цель: Обобщать знания детей об условиях роста растений, их развития и размножения. Задачи: 1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Буратино» р. п. Кузоватово Конспект НОД с детьми старшего дошкольного.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Буратино» р. п. Кузоватово Конспект НОД с детьми старшего дошкольного.
Конспект соревнований ко Дню космонавтики с детьми старшего дошкольного возраста осударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ.
Конспект занятия «Есть такая профессия — повар» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Тема: «Есть такая профессия – повар». Форма проведения: Инсценированное.