Конспект образовательной деятельности «Составление описательного рассказа о людях разных профессий»
Ольга Сморчкова
Конспект образовательной деятельности «Составление описательного рассказа о людях разных профессий»
Развитие монологической речи детей.
Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
При составлении рассказов – описаний рекомендуется поэтапное обучение,включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.
— учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему;
— Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчиненных предложений, учить развернутости, связности, непрерывности высказывания;
— Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий;
— Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
— Развивать память, внимание, мышление.
— демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;
— схема для составления описательных рассказов;
Ход занятия.
Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я встретила почтальона, он передал мне письмо от Незнайки из Солнечного города. Незнайка просит помочь ему. В его Солнечном городе все профессии перепутались: доктор – продает игрушки, строитель – лечит жителей, учитель – делает прически. Разве так бывает? Давайте поможем ему, разъясним значение профессий, а он расставит все по местам в своем городе, объяснит жителям, что они должны делать в своих профессиях.
Но сначала скажите мне А что такое профессия? (Ответы детей)
Профессия – это труд, дело, работа, которому человек посвящает свою жизнь. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
1. «Отгадай загадки, назови профессии.»
По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.
— Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически? (Парикмахер)
— Кто вас научит читать и считать, много знать и красиво писать? (Учитель)
— Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
— Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
— Кто на пожар выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
— Кто вылечит от всех болезней, знает, что кому полезней? (доктор)
— Кто подаст вам платье, куртку и любимые игрушки? (Продавец)
2. Игра «Исправь ошибку.»
В. : Ребята будьте внимательными и постарайтесь исправить все ошибки. Этим мы поможем Незнайке и его друзьям из Солнечного города.
— Повар лечит, а врач готовит;
— Учитель шьет, а портной учит;
— Строитель продает, а продавец строит;
— Парикмахер тушит пожары, а пожарный делает прически.
3. Игра с мячом «Кто где работает?»
— парикмахер – в парикмахерской;
— пожарный – в пожарной команде.
4. Игра «Кем ты будешь?»
Дети отвечают предложением:
— Я буду строителем – построю дома и школы.
— Я буду парикмахером – буду подстригать и делать красивые прически.
— Я буду врачом – буду лечить людей, и т. д.
5. Игра «Кому что нужно для работы.»
Дети садятся за столы и выполняют пальчиковую гимнастику – задание,затем комментируют свои действия:
— Повару нужны кастрюля, сковорода и нож;
— Доктору нужны шприц, градусник, лекарства;
— Строителю нужны кирпичи, молоток, гвозди, пила;
— Учителю нужны тетрадь, ручка, мел.
6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
Схема: см. приложение.
— Название профессии;
— Что делает человек данной профессии;
— Что ему нужно для работы.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Образец: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые, модные прически.Для работы ему нужны: фен, ножницы расчески.
7. Самостоятельные рассказы детей.
В. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось?
Мы помогли Незнайке разобраться, что должны делать жители Солнечного города в определенной профессии. Теперь он расскажет им как правильно нужно работать.
Конспект НОД для старшей группы «Составление описательного рассказа о предметах посуды» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Составила: воспитатель Яковлева С. Ю. «Составление описательного рассказа о предметах.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.
Конспект НОД «Составление описательного рассказа об игрушке «медвежонок» для второй младшей группы МедвежонокПрограммные задачи: Учить детей составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ (3-4 предложения). Активизировать.
Конспект по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушках» для детей 3–4 лет Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное.
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по предмету. «Капуста» Задачи: Образовательные: Уточнение и закрепление знаний детей об овощах. Развивающие: Закрепление умения составлять описательный рассказ.
Конспект занятия в старшей группе «Составление описательного рассказа об овоще» Цель: развитие связной монологической речи. Задачи: 1. Активизировать предметный словарь по теме «овощи», закрепить обобщающее понятие.
Обобщение опыта работы воспитателей «Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста» ГБОУ Школа №1959 Обобщение опыта работы воспитателей дошкольных групп Тема: «Формирование представлений о людях разных профессий.
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушке» Конспект занятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста Тема: Составление описательного рассказа по игрушке – кошке,.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о профессиях»
Анастасия Костюхина
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о профессиях»
Конспект открытого занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Составление описательных рассказов
о профессиях с использованием схемы описания»
Образовательно- познавательные задачи: совершенствовать умение детей составлять подробные описательные рассказы; уточнять и закреплять представления детей о профессиях, что такое профессия, о предметах, необходимых человеку определенной профессии
Речевые задачи: продолжать формировать умение детей говорить связно, четко, последовательно;
-обогатить: профессия
-активизировать: часовщик, экскаваторщик, маляр, портниха, столяр, плотник, крановщик
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, к их труду;
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, слуховое внимание, память
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята послушайте отрывок из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Столяры и плотники.
— Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?
Дети: в стихотворении говорится о профессиях.
Воспитатель: А что означает слово «профессия»?
Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
На свете есть много профессий
А вы знаете, какие есть профессии?
Предлагаю вам игру, где я буду называть действия профессии, а вы название профессии….
Дидактическая игра «Назови профессию»
— Кто работает на экскаваторе? (экскаваторщик)
— Кто красит стены? (маляр)
— Кто укладывает кирпичи? (каменщик)
— Кто сваривает трубы? (сварщик)
— Кто работает на подъемном кране? (крановщик)
— Кто чинит часы? (часовщик)
— Кто сочиняет музыку? (композитор)
— Кто работает на комбайне? (комбайнер)
-Кто ловит рыбу? (рыболов)
-Кто разносит почту? (почтальон)
Молодцы! Вы знаете много профессий.
У каждого взрослого человека есть профессия. А каждая профессия важна и полезна для других людей. А чем именно, мы узнаем на сегодняшнем занятии: мы поговорим о профессиях, и будем учиться составлять рассказы о некоторых из них.
Воспитатель: А теперь, давайте рассмотрим схему для составления рассказов.
Что это за профессия?
Что делает человек данной профессии?
Какие предметы нужны ему для работы?
Воспитатель составляет примерный рассказ. Это продавец. Продавец работает в магазине (супермаркете, универсаме и т. д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т. д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам самим составить рассказ. (На столе у воспитателя разложены карточки с профессиями, ребенок выбирает одну карточку и составляет описательный рассказ по схеме). После рассказа одного ребенка проводится физминутка.
Физ.минутка: игра «Кому что нужно?».
Воспитатель выбирает четырех водящих, раздает им карточки с изображением пожарного, почтальона, швеи, повара. Остальные дети берут по карточке с изображением инструмента и под музыку бегают по кругу. Как только музыка заканчивается, дети, определив, кому нужен этот инструмент, подходят к ребенку, «изображавшему» данную профессию. Побеждает та команда, которая быстрее соберется у своей профессии.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много». Я буду называть единственное число, а вы множественное. Один врач – много врачей, один водитель – много водителей, один повар-много поваров, один учитель-много учителей, один почтальон- много почтальонов, один воспитатель-много воспитателей, один художник- много художников. Молодцы ребята справились с заданием.
Воспитатель: О людях, каких профессий составляли рассказы?
Чем профессии важны для других людей?
Что вам больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось?
Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта по семейным фотографиям Составление рассказов по фотографии для детей подготовительной к школе группы. Цель: Учить составлять рассказы по фотографии. Программное.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Составление описательных рассказов по картине. Знакомство с антонимами» Конспект открытого занятия в средней группе «Малинка» по речевому развитию Воспитатель Савчук И. В. Тема: 1ч. Составление описательных рассказов.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление творческих рассказов об игрушке» Волкова Ирина Васильевна Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление творческих рассказов об игрушке».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по мнемотаблицам» Цель: учить детей составлять связный рассказ Программные задачи: 1)Развивать умение составлять небольшие рассказы по мнемотаблице, используя.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, гостья Зима». Составление рассказов об изменениях в природе Программное содержание: закрепить знание времен года, зимних месяцев, учить составлять небольшие рассказы об изменении в природе в разное.
Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану Тема: «Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану» Цель: закрепить и уточнить знания детей о.
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказов об игрушках» Цели: Учить детей внимательно, рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия; учить описывать предмет, составлять короткий.
Проект «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам» Проект «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам» Тема: «Мнемотехника. Составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов по теме «Птицы» (средняя группа) Составление описательных рассказов по теме «Птицы». Средняя группа Цель: • Развивать у детей умение составлять рассказы о птицах, выделяя.
Конспект занятия «Составление описательных рассказов о диких животных нашего края по опорным схемам» Образовательная деятельность в старшей группе. «речевое развитие» Тема: Составление описательных рассказов о диких животных нашего края.
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых
марина федорова
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых
Информационный банк в помощь педагогам
Тема «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре НОД ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к трудучерез решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Работа ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Виды интеграции образовательной области «Труд»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы Коммуникация развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
Познание формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей
Безопасность формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
Социализация формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых
Физическая культура развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса Чтение художественной литературы использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей
Музыка использование музыкальных произведений,
Художественное творчество использование средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»
Возможность интегрированного подхода
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности:
1. Совместную деятельность взрослого с детьми:
через НОД,осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
2. Самостоятельную деятельность детей
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы:
организованная непосредственно образовательная деятельность;
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
самостоятельная деятельность ребенка;
познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
наблюдения за трудом взрослых;
чтение художественной литературы;
целевые прогулки и экскурсии;
экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
встречи с интересными людьми;
живой пример окружающих взрослых.
Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями
(Что необходимо знать дошкольнику о профессии)
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме:
В своей работе я использую различные методы работы:
Карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме
Моделирование педагогической ситуации
Карусель детских вопросов
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.
Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Путеводитель по профессиям в ДОУ
Младшая группа воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач, повар, продавец
Средняя группа шофер, почтальон, врач и профессии родителей
Старшая группа учителя, работники сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, труд людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства
Подготовительная к школе группа профессии родного города
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач, повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.).
Сценарий методического мероприятия для педагогов «Аукцион педагогических идей» Сценарий методического мероприятия для педагогов «АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» Цель: обобщение опыта работы МБДОУ детского сада III категории.