Рассказ о происхождении слов алфавит и азбука детям

Сказки

Кто создал азбуку русского языка?

Как появился русский алфавит?

С 9 по 10 век одним из самых крупных государств являлась Великая Моравия. В конце 862 года ее князь Ростислав написал письмо императору Византии Михаилу с мольбой о разрешении ведения богослужений на славянском языке. В то время жители Моравии имели общий язык, но письменности не было. Использовалось греческое письмо или латынь. Император Михаил удовлетворил просьбу князя и отправил в Моравию миссию в лице двух ученых братьев. Кирилл и Мефодий были хорошо образованными и принадлежали к знатному роду. Именно они стали основателями славянской культуры и письменности. Однако не нужно думать, что до этого момента люди оставались безграмотными. Они использовали буквы из велесовой книги. Кто придумал буквы или знаки в нее, до сих пор не известно.

Любопытный факт, что братья создали буквы алфавита еще до приезда в Моравию. Около трех лет понадобилось им, чтобы создать русскую азбуку и упорядочить буквы в алфавит. Братьям удалось перевести с греческого языка Библию и богослужебные книги, отныне литургия в церкви велась на языке, понятном для местного населения. Некоторые буквы в азбуке имели большое сходство с греческими и латинскими знаками. В 863 году была создана азбука, состоявшая из 49 букв, но позднее она была упразднена до 33 букв. Оригинальность созданной азбуки в том, что каждая буква передает один звук.

Интересно, почему буквы в азбуке русского языка имеют определенную последовательность? Создатели русской азбуки рассматривали буквы с точки зрения упорядочивания чисел. Каждая буква определяет цифру, поэтому буквы-цифры расположены в направлении возрастания.

Кто придумал русский алфавит?

В 1917-1918 гг. была проведена первая реформа, направленная на усовершенствование орфографии славянского языка. Министерством народного просвещения было принято решение об исправлении книг. Азбука или русский алфавит регулярно претерпевали изменения, так появился русский алфавит, которым мы пользуемся сейчас.

История русского языка таит в себе многочисленные открытия и секреты:

Русская азбука полна интересных фактов, практически у каждой буквы своя история. Но создание алфавита отразилось лишь на научно-просветительской деятельности. Новаторам предстояло обучить новым буквам людей и, прежде всего, духовенство. Догматика тесно переплелась с духовенством и политикой. Не выдержав бесконечных гонений, умирает Кирилл, а через несколько лет и Мефодий. Благодарность потомков дорого обошлась братьям.

Алфавит не менялся длительное время. В прошлом веке по старой русской азбуке дети обучались в школе, поэтому можно сказать, что современные названия букв вошли во всеобщее употребление лишь в период правления советской власти. Порядок букв в русской азбуке оставался прежним со дня своего создания, так как знаки использовались для образования чисел (хотя мы уже давно используем арабские цифры).

Старославянская азбука, созданная в девятом веке, стала основой для формирования письменности у многих народов. Кирилл и Мефодий внесли колоссальный вклад в историю развития славянских языков. Уже в девятом веке понимали, что честь использовать собственный алфавит имеет не каждая народность. Наследием братьев мы пользуемся и по сей день.

Источник

ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.»

Светлана Ушатова
ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.»

ООД по развитию речи с мультимедийной поддержкой

«Кто придумал алфавит»

1. Познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с её

основоположниками Кириллом и Мефодием.

2. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы

3. Сформировать представление о сходстве и различии современной

азбуки и кириллицы.

4.Словарная работа: азбука, кириллица, основоположники Кирилл и

Мефодий, славянский алфавит.

5. Прививать детям бережное отношение к книгам, формировать интерес

Оснащение: старинная книга (написана на кириллице, Кириллица (славянская азбука, старославянские пословицы, гусиное перо (для письма, современный алфавит.

Ход беседы:

Показать детям книгу. Спросить у детей, что значит для них книга. (Ответы детей.)

Чтобы написать или прочесть, что-нибудь, что мы должны знать? /буквы/. Правильно буквы. На нашей планете живёт много людей разных национальностей и у всех у них есть свои буквы. Мы с вами славяне и у нас есть свои буквы. А кто-нибудь из вас знает, кто придумал славянскую письменность. Сейчас я вам об этом расскажу.

«В IX веке в Византии, в городе Солуни жили два брата Кирилл и Мефодий.

Были они люди мудрые, очень образованные, хорошо знали священное писание и славянский язык. Славяне в ту пору не имели собственных букв, не было у них азбуки. Тогда славянский князь Ростислав пригласил Кирилла и Мефодия, чтобы они создали славянскую азбуку.

Братья вначале горячо помолились перед иконой пресвятой Богородицы, чтобы она помогла придумать для славян буквы.

В храме было тихо, мерцали свечи, в окно смотрели крупные южные звёзды. У Кирилла на душе стало легко и радостно, он почувствовал, что его молитву услышала Сама Богородица.

После молебна братья приступили к созданию славянской азбуки. Сорок дней трудились они. Наконец Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна.

«В начале было слово.»

Теперь славянские народы получили письменность и могли читать и писать.»

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на азбуку, созданную братьями, она называется «Кириллица».

Похож ли алфавит на наш современный. (ответы детей)

В кириллице каждая буква имеет своё имя, название.

Аз, буки, веди, глаголь, добро, живите, земля, люди, покой. Эти названия, должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя.

Читайте также:  Рассказ по картине птичьи враги корзухина

Ребята подумайте и скажите, как образовалось слово

/назвать ещё некоторые буквы, знакомые детям/

Ребята, посмотрите, у меня есть старинная книга, она написана на кириллице /продемонстрировать книгу/, а ещё есть прописи, где тоже буквы кириллицы /показать прописи/.

Двигательная пауза «Буквы алфавита».

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита, воспитатель называет слова, ребёнок у которого буква, с которой начинается это слово, должен сделать шаг вперёд.Затем игру можно усложнить: воспитатель произносит слово /из 4 — 5 букв/, дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.

Ребята послушайте, старославянские пословицы.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Как вы их понимаете? Что они обозначаю? Давайте их запомним.

Хоть мы сейчас не пользуемся кириллицей, но некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых выражениях.

Знать на ять — знать на отлично.

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях. Так скажите мне, как же мы должны обращаться с книгами,

/ответы детей:с книгами нужно обращаться бережно и хранить их в специальных местах: в книжных шкафах, на полках/

Вот послушайте четверостишие:

В книге своя глубина,

Кто доберётся до дна.

Тот и получит награду –

Слов драгоценные клады.

Это значит, что, если мы начали читать книгу, мы должны дочитать её до конца и, прочитав её, мы узнаем много нового и интересного.

Подвести итог вместе с детьми.

Конспект НОД Развитие речи, социально — коммуникативное развитие, аппликация «Страна дружбы» Цель: • формирование представлений детей о дружеских взаимоотношениях. Задачи: Образовательные: • формировать представления детей взаимоотношениях.

Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко» Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко». Цель: развивать речь и мелкую моторику.

Игра «Веселый алфавит» Игра «Веселый алфавит». Вот такую игру я сделала для своих ребят. Буквы и игрушки сшиты из фетра, сзади крепятся небольшие магнитики,.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Подготовила и провела воспитатель Ткаченко Л. В.

Конспект занятия «Удивительная страна с красивым названием Алфавит» Образовательные области: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие». Интеграция.

Источник

Беседа «Кто и когда создал нашу азбуку »

специалист в области арт-терапии

Беседа: Кто и когда создал нашу азбуку

Цель: дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности; познакомить со старославянским алфавитом; формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук; формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: Азбука; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.

— Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

— Все буквы вместе как называются (алфавит)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

— Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности.

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на скалах острым камнем.

— вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В классе большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

-Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту.

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага.

Послушайте историю появления азбуки.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.

Читайте также:  План рассказа по картинкам в старшей группе

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.

Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.

(раздаем бумагу и восковые мелки)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды.

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

— Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад.

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. А буквы мы учим теперь вот по такому букварю. (Показать букварь.)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Если б не было букв,

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

— Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Источник

Рассказ о происхождении слов алфавит и азбука детям

Азбука и алфавит. Возникновение слов

В современном русском языке слово алфавит и азбука представляют собой довольно редкий случай абсолютных синонимов.

В своем основном значении алфавит и азбука — это совокупность букв, которые применяются в той или иной письменности и расположены в определенном порядке. Вопрос о происхождении и употреблении этих слов тесно связан с историей культуры нашего народа.

Слово алфавит — это старое культурное заимствование из греческого. В самом же греческом языке это слово ^образовалось путем сложения двух первых букв греческой системы письма. Заметим, что с некоторыми буквами греческого алфавита каждый из нас знаком хотя бы потому, что они применяются в математических и физических формулах, в терминологических наименованиях, в книжных фразеологических сочетаниях. Это — альфа, бета, гамма, дельта и другие. Например: бета-распад, гамма-излучение’, от альфы до омеги (или: альфа и омега) и т. п.

Но почему же тогда мы говорим алфавит, а не алфабет? Ведь первые буквы греческого алфавита звучат как «альфа» и «бета»? Кстати, в других славянских языках (кроме русского, украинского, белорусского и болгарского) мы встретим именно такие названия; польское alfabet, сербохорватское алфабет. А вот в русском языке мы имеем все таки алфавит. Почему?

Объяснение этому находим в истории. Дело в том, что в классическом древнегреческом языке вторая буква алфавита произносилась как [б], а название ее звучало примерно так, как это принято в современной научной традиции — бета. Так было в «старые» времена Гомера, Софокла и Эврипида.

Но живое греческое произношение со временем менялось: ведь изменения происходят в любом языке. И вот уже в византийскую эпоху и в новогреческом языке вторая буква стала произноситься как [в], а название ее стало звучать как вита.

Можно полагать, что в древнерусский язык еще во времена Киевской Руси слово алфавит попало в результате живых (устных) контактов наших далеких предков с жителями Византии. Заметим, что старое произношение этого слова с ударением на втором слоге — алфавит точно соответствовало живому греческому произношению. Что касается современного ударения в этом слове (на последнем слоге: алфавит), то оно появилось довольно поздно (не ранее XVIII века), вероятно, под влиянием французского языка. Интересно отметить также, что в XVI—XVII веках слово алфавит могло иметь утраченное затем значение «словарь, словник».

Что касается слова азбука, то оно появилось уже в самом древнерусском языке. Составлено оно (по греческому типу) из названий двух первых букв славянского алфавита — кириллицы. Первая буква кириллицы называлась азъ, а вторая — букы, в более позднем произношении — ‘буки. Отсюда и наша современная азбука.

Читайте также:  Презентация к рассказу дети подземелья 5 класс

Названия алфавитов по названиям первых букв — это обычный способ образования таких слов в национальных языках. Например, наряду с алфавитом и азбукой существует известное в ряде латинопишущих европейских языков ‘старинное название латиницы — абецеда (abeceda). Так называется азбука в чешском, словацком, словенском языках.

Источник

История русского алфавита

История алфавита началась задолго до его официального появления.

То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо, которое нельзя не оценить. Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Для этого они рисовали на стенках целые картинки, потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире.

А как же появился наш, русский алфавит?

Краткая история русского алфавита

История букв русского алфавита повествует нам о двух братьях – Кирилле и Мефодии, которые и придумали первый славянский алфавит. Все дело в том, что в период появления христианства и строительства храмов в некогда могучем государстве Великая Моравия понадобилась и письменность, чтобы можно было записывать церковные тексты. Моравский правитель попросил помощи у византийского императора Михаила III, который в качестве помощи отправил в Моравию двух проповедников Кирилла и Мефодия. Это случилось примерно в середине 9 века.

В 863 году братья рассказали о том, что они создали алфавит. Его назвали в честь младшего брата – кириллица. Прародительницей кириллицы была другая придуманная братьями система букв – глаголица. С помощью кириллицы Кирилл и Мефодий перевели с греческого Священное писание и ряд богослужебных книг. Православная церковь назвала братьев чудотворцами. Люди получили буквы, а вместе с ними возможность читать и писать.

С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности. Изначально буквы были похожие на греческие, но потом поменялись и стали такими, какими мы их привыкли видеть. Каждая буква не только означала определенный звук, но и имела свое значение.

В 1917 году был утвержден вариант азбуки из 35 букв. Правда их на самом деле было 37, Ё и Й не были отдельными буквами. В 1918 году вновь азбука изменилась, из нее убрали несколько не используемых букв, в результате чего осталось 33. Вот такой азбукой мы с вами и пользуемся по сей день.

Кстати, у буквы Ё есть день рождения. Ее придумала княгиня Екатерина Романовна Дашкова 18 ноября 1783г. Ее идея стала популярной, на это обратил внимание писатель и историк Н.М.Карамзин, и с тех пор ее стали использовать.

История русской письменности достаточно интересная, давайте поговорим теперь подробнее о ее создателях?

Биография Кирилла и Мефодия

Продолжаем свой рассказ для детей про азбуку историей про Кирилла и Мефодия.

Братья родились в Солуне, сейчас город называется Салоники и располагается в Греции. Семья отличалась богатством и высоким положением в обществе. Мальчикам дали великолепное образование. Кирилл прилежно учился философии и риторике у самых известных византийских учителей совместно с маленьким сыном правителя Византии Михаила III. Потом он даже сам некоторое время был преподавателем.

Его таланты покоряли многих. Ему не раз доверяли сложные и опасные дипломатические миссии в разных городах и странах, с которыми он блестяще справлялся. А старший брат Мефодий состоял долгое время на военной службе, руководил одним из княжеств, где и обучился языку славян. Но через 10 лет он оставил военную карьеру и принял монашеский обет. Вскоре к нему присоединился и брат.

Примечательно, что настоящее имя Кирилла на самом деле Константин, а Мефодия – Михаил. Кирилл и Мефодий – это церковные имена, данные им при крещении.

Оба брата сделали очень много для распространения письменности и божьего слова, поэтому их чтят, помнят и упоминают в книгах, ученых трактатах, на иконах и храмовых росписях. И у них даже есть праздник.

День славянской письменности и культуры

Праздник отмечается каждый год 24 мая с 1863 года. Является государственным праздником, единственным церковно-государственным. В этот день во многих местах проводят научные конференции, открытые чтения, презентации книг, концерты и выставки, посвященные письменности и ее создателям – Кириллу и Мефодию. В большинстве храмов проходит праздничное Богослужение и торжественный крестный ход.

Событие отмечают не только в России, но и в нескольких других странах. К примеру, в республике Беларусь, Македонии, Украине, Словакии, Чехии, Молдавии и, конечно же, Болгарии. В Болгарии это не только день письменности и почитания святых Кирилла и Мефодия, но и национальный день культуры.

Это праздник как бы напоминает нам, что наша культура – это кладезь древних и великих традиций славянской культуры. Давайте и мы с вами начнем традиционно отмечать это праздник вместе со всеми и всегда будем помнить эту интересную историю создания русского алфавита.

Обязательно посмотрите и эти материалы о буквах детям:

Вот такая краткая история создания русского алфавита. Берегите историю, культуру и человечность!

Приятных вам познаний!

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

Познавательное и интересное