Конспект беседы по содержанию пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
Оксана Налимова
Конспект беседы по содержанию пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
Беседа по содержанию пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
Разработала и провела воспитатель МКДОУ п. Кедровый
Налимова О. А. 2018г.
Группа, возраст детей: старшая (5 – 6 лет).
Форма организации деятельности: фронтальная.
Цель: формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической музыкой П. И. Чайковского.
Задачи:
• продолжать развивать ритмический, тембровый, динамический слух;
• совершенствовать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки;
• учить различать 3-х частную форму произведения.
Учебно – методический комплект: образовательная программа, МКДОУ Детский сад п. Кедровый, разработанная на основе примерной основной общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Методы:
• демонстрация иллюстраций, слайдов;
• динамическая пауза (физминутка).
Средства (оборудование): портрет П. И. Чайковского; нотный сборник «Детский альбом» П. И. Чайковского; аудиозапись пьесы «Марш деревянных солдатиков»; слайды компьютерной презентации, иллюстрирующие 3-х частную форму произведения.
Предварительная работа:
С детьми: рисование на тему «Солдатики»; прослушивание маршей различных композиторов (в ходе выполнения утреней гимнастики, на музыкальных занятиях, в свободной игровой деятельности).
С педагогами: консультация на тему «Воспитательное значение произведений «Детского альбома» П. И. Чайковского
С родителями: размещение материалов в родительском уголке на тему: «Послушайте с детьми музыку П. И. Чайковского»
Ход беседы:
Приветствие: Педагог пропевает в ритме марша слова: «Здравствуйте, здравствуйте!»
Задание повторяется 3 раза с последовательным повышением высоты звука.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой композитор? Кого называют композитором? (ответы детей)
Правильно, композитор – это человек, который сочиняет музыку.
Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (показывает портрет)
Мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он жил в середине прошлого века. Его музыку знают и любят слушать люди всего мира. Познакомимся с ней и мы. И начнём знакомство с «Детского альбома». Это не альбом для рисования, который нам хорошо знаком. Это нотный сборник. Он состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Почему так?
В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как Володя играет скучные гаммы и упражнения. И чтобы было интересно играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название. Всего пьес 24. Эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей в те далёкие времена. Композитор рассказал о детских играх, забавах, радостях и огорчениях, о родной русской природе, путешествиях и сказках. (педагог показывает и листает нотный сборник, перечисляя доступные детям по содержанию названия)
«Марш деревянных солдатиков»
Сегодня мы с вами послушаем одну из пьес «Детского альбома». Какую? Отгадайте загадку.
Они в коробочке лежат,
Но, если их достать,
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Скажите, как же их зовут (деревянные солдатики)
Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков» в записи.
Педагог: Вы услышали, как четко, ритмично, по-военному шагают игрушечные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. А какой характер у этого марша?
Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы услышали? Что представили, слушаю музыку?
А всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей)
Правильно, ребята. В произведении три части.
Ощущение кукольности и деревянности композитор передает четким ритмом, негромким звучанием музыки.
В средней части солдатики как будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент на фортепиано). Солдатики как будто играют на барабанах.
Динамическая пауза (физминутка)
Барабан и барабум поднимают страшный шум
В заключительной части пьесы звучание марша затихает, словно «игрушечное» войско удаляется. (исполняется фрагмент на фортепиано)
Рефлексия:
Что интересного вы сегодня услышали и увидели? Какую музыку мы с вами слушали? Вы сегодня хорошо, активно работали. На занятиях мы обязательно послушаем другие произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Песня, танец, марш» Музыкальная деятельность с детьми в старшей группе Тема: «Песня,танец,марш» Цель: Знакомство детей с жанрами музыки: песня,танец,марш.
Конспект слушания «Детского альбома» П. И. Чайковского в старшей группе Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского. Задачи: 1. Образовательные: а) познакомить детей с биографией.
Оркестр шумовых инструментов. Чайковский П. И. «Марш деревянных солдатиков». Оркестр шумовых инструментов. Чайковский П. И. «Марш деревянных солдатиков». Дети поют и играют одновременно. В 1, 7, 8 куплетах маршируют.
План-конспект беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» План-конспект Беседы о содержании музыкального произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» для подготовительной группы. Цель: способствовать.
Сценарий пьесы-сказки для театрализации «Теремок» в средней группе «Теремок» (по русской народной сказке) Театрализованная постановка сказки «Теремок» в средней группе. Группа: средняя группа. Сценарий.
Театрализованное развлечение «Играем в солдатиков» Цель: Развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней, вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры; развивать.
Театральное развлечение «Играем в солдатиков» Цель: Развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней, вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры; развивать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дерево и свойства деревянных предметов» Цель:Заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить понимание первоначальных знаний в природе. Программные задачи: 1. Уточнить и закрепить.
Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Ирина Чичина
Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.
Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П. И. Чайковского. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках.
«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания музыкальности детей.
«Детский альбом», ор. 39 был написан П. И. Чайковским в мае 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке, близ Киева, «родовом гнезде» большой дворянской семьи Давыдовых и часто, слушая игру любимца Володи, которому тогда было 6 лет, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Он любил гулять со своими племянниками, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят.
На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П. Чайковского». Действительно, можно проследить связь «Детского альбома» П. И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.
В «Детском альбоме» П. И. Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание, однако несколько относительно самостоятельных сюжетных линий можно отметить. В сборнике запечатлён широкий круг образов.
«Марш деревянных солдатиков» (№5, наравне с «Игрой в лошадки» (№3, относится к «игровым» пьесам детского цикла, это «игры мальчиков». Пожалуй, это самые безоблачные, детские наивные пьесы «Альбома».
«Марш деревянных солдатиков» представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Эта «игрушечность» подчеркнута очень тонкими средствами – тихое (piano) и даже очень тихое (pianissimo, в самом начале, исполнение. В этой миниатюре композитор рисует музыкальный образ точными и экономичными средствами выразительности– ощущение кукольности и деревянности передается четкостью ритмического рисунка, выверенностью штриха. Вся пьеса исполняется предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Для фортепианной фактуры П. И. Чайковского характерна значительная роль аккордового типа изложения. Тесное расположение аккордов, согласованность ритма и штрихов образно передают слаженные движения солдатиков, идущих тесным строем под дробь барабанщика.
Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии. Но и эта по динамике часть не выходит за рамки звучности piano.
В репризе вновь восстанавливается первоначальная звучность, еще тише, чем в середине пьесы, словно «игрушечное» войско удаляется.
П. И. Чайковский при написании «Альбома» достиг своей цели, создав маленькие шедевры, запоминающиеся пьесы, близкие и понятные каждому ребенку.
«Куклы из деревянных ложек». Мастер-класс Дорогие коллеги,спасибо большое,что вы делитесь своими наработками, столько интересного, необычного материала можно встретить. Вот и я решила.
Фотоотчет о проведении спортивного развлечения «За здоровьем — шагом марш» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Совсем недавно, в нашей группе «Подсолнушки» (детки 2-3 года, прошло спортивное развлечение. Назвали мы.
Итоговое мероприятие к Дню пожилого человека. Создание альбома «Мои бабушки и дедушки» К Дню пожилого человека в моей группе (2-я младшая группа) был создан альбом «Мои бабушки и дедушки». В его создании активное участие принимали.
Музыкально-дидактическая игра «Танец-песня-марш» (старшая группа) Основной вид деятельности: музыкальная Продукт деятельности (результат): развитие памяти и музыкального слуха. Форма: интегрированная Длительность:.
Оформление деревянных лопаточек «Подарок любимой мамочке» Оформление деревянных лопаточек «Подарок любимой мамочке» Задачи: 1. Обучающая: учить создавать узоры по образцу, используя разнообразные.
Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» Тема урока: Работа над звуком в произведении кантиленного характера,пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» из сюиты «Танцы кукол». Цель.
Путешествие по страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского В музыкальной школе села Яр-Сале прошла встреча с дошкольниками. Преподаватели музыкальной школы и их учащиеся подготовили концерт по.
Развлечение в первой младшей группе «Играем в солдатиков» Разработала воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый улей» ст. Старопавловской Деревянко Надежда Николаевна Развлечение в первой младшей.
Роспись деревянных досок городецкой и хохломской росписью Когда я работала в одной из групп нашего детского сада в период моего совмещения, я решила расписать одиноко стоящие на полочке, ни чем.
Конспект музыкального занятия «Слушание произведения П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
Кристина Федоровна Антипова
Конспект музыкального занятия «Слушание произведения П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
— познакомить детей с произведением П. И. Чайковского пьеса из «Детского альбома «Марш деревянных солдатиков».
Развивающие: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления, воображения, музыкальных и творческих способностей детей.
Обучающие: дать знания о композиторе П. И. Чайковском, о сюжете;
— формировать умение слушать музыку, умение размышлять о ней, умение выделять средства музыкальной выразительности, навык движения под музыку, навык умения игры на музыкальных инструментах.
Дидактический материал и оборудование: портрет П. И. Чайковского, диск П. И. Чайковского пьеса из «Детского альбома» Марш деревянных солдатиков, музыкальные инструменты – барабаны.
Ход занятия
1. Вступительная беседа
Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (показывает портрет)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кого называют композитором? (ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно, человека, который сочиняет музыку, называют композитором.
Воспитатель: Для чего Пётр Ильич Чайковский сочинил эту музыку? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами послушаем пьесу из «Детского альбома».
Они в коробочке лежат,
Но, если их достать,
Построятся — за рядом ряд
Пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Скажите, как же их зовут? (деревянные солдатики)
Воспитатель: А пьеса из «Детского альбома» называется… (Марш деревянных солдатиков)
2. Прослушивание музыкального произведения «Марш деревянных солдатиков»
3. Беседа по прослушанному произведению «Марш деревянных солдатиков».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель: Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг.
Воспитатель: Всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей)
4. Повторное слушание произведения «Марш деревянных солдатиков» с движениями и музыкальными инструментами (барабаны)
Воспитатель: А в средней части марша нам сыграют барабанщики.
Дети маршируют, на среднюю часть музыки играют на барабанах.
Воспитатель: Какие замечательные деревянные солдатики.
5. Беседа по прослушанному произведению «Марш деревянных солдатиков». Обобщение.
Воспитатель: Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение. Как называется это произведение?
Дети: «Марш деревянных солдатиков».
Воспитатель: А как зовут композитора?
Дети: Пётр Ильич Чайковский.
Воспитатель: Какая была сначала музыка? (тихая)
Воспитатель: Какая была в середине музыка? (громкая, ритмичная)
Воспитатель: А в конце? (становится все тише и тише)
Педагог: Молодцы! Благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Если есть возможность и у вас дома есть компьютер, послушайте это произведение вместе с родными и расскажите им всё, что узнали об этой музыке. До свидания!
Занятие по разучиванию музыкального произведения «Смелый пилот» на металлофоне в средней группе В игре дети с интересом осваивают все новые и новые для них области музыкального мира. Игра на детских музыкальных инструментах приносит.
Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского» Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского» ГБОУ Школа № 982 дошкольное отделение № 3 ЮАО. Музыкальный.
Конспект занятия по чтению произведения К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» Конспект ООД по развитию речи : чтение художественной литературы. На тему: К. Д. Ушинский «Слепая лошадь». (подготовительная группа). Цель:.
Конспект занятия по чтению художественного произведения «Привередница» В. Даля Конспект занятия по чтению художественного произведения «Привередница» В. Даля Цель: Приобщение детей старшей группы к русской народной.
Конспект занятия в средней группе «Слушание сказки Л. Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Тема:Слушание сказки Л. Мурра «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду» автор Лукьянова Л. С. Программное содержание: продолжать знакомить детей.
Конспект занятия по чтению произведения М. Зощенко «Великие путешественники» (подготовительная группа) Цель: Развитие связной речи. Задачи: Познакомить литературным произведением и с творчеством М. Зощенко. Учить.
Слушание музыки, как средство развития музыкального слуха детей дошкольного возраста Кива С. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного.
Конспект занятия «Слушание музыки по ФГОС. Д. Б. Каблевский «Клоуны» для 1 класса, подготовительной к школе группы Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера. Различать мелодию разного характера. УУД: Личностные:.
Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского
специалист в области арт-терапии
Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»
Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.
«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания музыкальности детей.
«Детский альбом», ор.39 был написан П.И.Чайковским в мае 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке, близ Киева, «родовом гнезде» большой дворянской семьи Давыдовых и часто, слушая игру любимца Володи, которому тогда было 6 лет, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Он любил гулять со своими племянниками, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят.
На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского». Действительно, можно проследить связь «Детского альбома» П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.
В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание, однако несколько относительно самостоятельных сюжетных линий можно отметить. В сборнике запечатлён широкий круг образов.
«Марш деревянных солдатиков» (№5), наравне с «Игрой в лошадки» (№3), относится к «игровым» пьесам детского цикла, это «игры мальчиков». Пожалуй, это самые безоблачные, детские наивные пьесы «Альбома».
В репризе вновь восстанавливается первоначальная звучность, еще тише, чем в середине пьесы, словно «игрушечное» войско удаляется.
П.И. Чайковский при написании «Альбома» достиг своей цели, создав маленькие шедевры, запоминающиеся пьесы, близкие и понятные каждому ребенку.