Рассказ о простейших по биологии 5 класс

Сказки

Урок биологии по теме «Простейшие». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

ЦЕЛИ УРОКА

ТИП УРОКА

Открытия нового знания

УЧЕБНИК

Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 158, с.: ил.

СТРУКТУРА
УРОКА

I. Орг.момент

10 мин
Просмотр фрагмента
2 мин

II. Актуализация знаний
1. Фрагмент мультфильма «Смешарики. Пин код. Нобелевский сезон. Супер бактерии»

Беседа

Работа с электронным микроскопом

Рассматривание под микроскопом одноклеточных животных: инфузории туфельки, амёбы и эвглены зелёной.
Кто то знает название этих животных?

Что объединяет?
— Просто или простейшее

Слайд № 3

Слайд № 4

ПРОСТЕЙШИЕ.
Прикрепить к основе тему урока.
А какие организмы относятся к простейшим?
— ЭВГЛЕНА, ИНФУЗОРИЯ, АМЁБА
Прикрепить к основе.
Почему их так назвали «ПРОСТЕЙШИЕ»
— состоят из одной клетки, т.е. просто устроены

Слайд № 5

Слайд № 6

Изучить строение, место обитание и значение простейших

Слайд № 7

Учитель: Мы сегодня будем составлять карту.
Давайте вспомним элементы карты?
— Легенда карты, в которую входят условные знаки
Прикрепить к основе.

Работа в группе.
15 мин

Командиры групп получают конверты с заданиями.
Распределяют в группе поручения.

Задания для I группы:
1. Прочитайте текст.
2. Рассмотрите рисунок эвглены.
3. Заполните пустые поля в шаблоне, подпишите основные части эвглены.
4. Почему ботаники относят эвглену к растениям, а зоологи к животным?

Задания для II группы:
1. Прочитайте текст.
2. Рассмотрите рисунок инфузории.
3. Заполните пустые поля в шаблоне, подпишите основные части инфузории
4. Составить памятку аквариумисту.

Задания для III группы:
1. Прочитайте текст.
2. Рассмотрите рисунок амёбы.
3. Заполните пустые поля в шаблоне, подпишите основные части амёбы.
4. Составьте памятку «Меры профилактики заражения дизентерийной амёбой», используя ключевые слова, условные знаки.

Физминутка
2 мин

Отчёт групп
10 мин
Слайд № 8, 9, 10

Отчитываются группы.
Прикрепить к основе.

Слайд № 11
2 мин

Рефлексия

Выполнение
Упражнения
2 мин

Упражнение «Ожерелье»

Обучающиеся у доски перемещаются

3 мин

« Да – нет»
1) Непостоянная форма тела (амёба)
2) Постоянная форма тела (инфузория, эвглена)
3) Передвигается при помощи ложноножек (амёба)
4) Питается бактериями, обрывками водорослей (амёба)
5) В питании участвуют хлоропласты (эвглена)
6) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль. (амёба)
7) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через сократительные вакуоли (инфузория, эвглена)
8) Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях. (амёба, инфузория)
9) Пищеварительные вакуоли не образуются. (Эвглена)
11) При неблагоприятных условиях превращается в цисту (эвглена, амёба)
12) В цитоплазме одно ядро (амёба)
13) В цитоплазме два ядра (инфузория)

Д/ з составить кроссворд или ребусы на тему «Простейшие»

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Одноклеточные животные (Простейшие)

Простейшие — одноклеточные организмы, строение которых можно изучить только с помощью микроскопа. В клетке такого организма располагается цитоплазма с одним или несколькими ядрами. В настоящее время науке известно около 70 тыс. видов простейших.

Одноклеточные беспозвоночные имеют простое строение, несмотря на это, такие процессы как обмен веществ, процессы пищеварения, дыхания, размножения и движения осуществляются так же как на уровне многоклеточного организма.

Следовательно, эта самостоятельная жизнеспособная клетка — целый живой организм. Одна единственная клетка выполняет у них функции всего организма. Движутся они с помощью ложноножек, жгутиков или ресничек. Обитают в пресной и соленой воде, почве, а также ведут па­разитический образ жизни в теле человека и животных. Определенные виды простейших живут колониями.

Впервые одноклеточных рассмотрел под микроскопом голландский ученый Антони ван Левенгук.

Немаловажную роль играют большая численность и широкое рас­пространение простейших в природе. Питаются они бактериями, одно­клеточными водорослями или другими простейшими. В свою очередь, сами они служат пищей для множества животных. Особое внимание им уделяется при исследовании периодов возникновения и развития живых организмов на Земле, деталей возникновения мира многоклеточных бес­позвоночных.

Читайте также:  Сказочные зачины и название сказок

По способам передвижения и особенностям размножения простейших делят на 7 типов. Наиболее изучены саркомастигофоры, ресничные и споровики (рис.1).

Рис.1 Классификация простейших

Многие саркодовые обитают в морях и пресных водах (амеба) (рис.2), есть и паразитирующие виды (дизентерийная амеба).

Рис.2 Строение амебы обыкновенной

Некоторые саркодовые живут в почве и моховых подушках болот и лесов. Многие име­ют внутренний или наружный (в виде раковинки: арцелла, радиолярия, диффлюгия) скелет (рис.3).

Рис.3 Раковинные саркодовые

У представителей корненожек форма клетки, постоянно меняясь, образует ложноножки. Это их органеллы захвата пищи и движения (рис.4).

Рис.4 Схема питания амебы обыкновенной

Размножаются корненожки простым делением клетки пополам (рис.5)

Рис.5 Деление амебы обыкновенной

При наступлении неблагоприятных условий (высыхание водоема, низкие температуры и т.п.) простейшие образуют защитную оболочку — цисту.

Представители жгутиковых имеют постоянную форму тела и передвигаются с помощью специальных выростов — жгутиков.

Трипаносома, лямблии и трихомонада являются паразитами и вызывают заболевания как у людей так и у животных. Лейшмания вызывает лейшманиозы, поражая кожу животных и человека. Переносчиком лейшмании является москит.

К колониальным формам жгутиковых относится вольвокс, который образует колонию в виде катящегося шара.

Представители имеющие хлоропласты (эвглена зеленая), питаются за счет фотосинтеза. Красный светочувствительный глазок позволяет им находить освещенные участки водоема (рис. 6).

Рис.6 Многообразие жгутиковых

У ресничных простейших (рис. 7) клетка устроена более сложно: име­ются 2 ядра, клеточный рот, глотка. Сократительные вакуоли служат для удаления избытка воды из клетки.

Рис.7 Строение инфузории-туфельки

Размножаются ресничные как простым делением клетки, так и обменом ядрами. В частности в ходе сближения простейшие обмениваются малыми (генеративными) ядрами. Данный процесс представляет собой форму полового размножения — конъюгация (рис.8).

Рис.8 Конъюгация инфузории

Органом передвижения являются реснички. (инфузория-туфелька.) Форма тела у нее постоянная. Снаружи оно покрыто плотной тонкой защитной оболочкой.

Сувойки — одиночные или колониальные формы ресничных одноклеточных, ведущие прикрепленный образ жизни (рис.9).

Споровики — это класс паразитических простейших (рис. 10). У них нет органов захвата пищи и передвижения. В организм хозяина они попадают при кровососании (малярийный плазмодий) или с недоброкачественной пищей. Паразитируют в клетках, тканях и органах животных и человека.

Малярию переносят комары из рода Анофелес.

Рис.10 Схема развития малярийного плазмодия

1 — укус малярийного комара

2 — проникновение плазмодия в клетки печени

3 — первая стадия деления

4 — выход плазмодия из клеток печени с дальнейшим проникновением в кровяные тельца (цикличная стадия второго деления)

5 — зрелая стадия плазмодия (вновь попадает в тело комара)

У одноклеточных беспозвоночных простое строение. Эта самостоя­тельная жизнеспособная клетка — целый живой организм. Они питаются одноклеточными водорослями, бактериями или другими простейшими. По способам передвижения и особенностям размножения простейших делят на 7 типов. Рассмотрены 3 из них: саркомастигофоры, ресничные и споровики.
Одноклеточных животных — простейших изучает раздел зоологии протозоология.

Источник

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Все живые организмы по количеству клеток делятся: на одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным организмам относятся: уникальные и невидимые невооруженным глазом бактерии и простейшие.

Бактерии микроскопические одноклеточные организмы размером от 0,2 до 10 мкм. Тело бактерий состоит из одной клетки. В клетки бактерий нет ядра. Среди бактерий встречаются подвижные и неподвижные формы. Передвигаются с помощью одного или нескольких жгутиков. Клетки разнообразны по форме: шаровидные, палочковидные, извитые, в форме: спирали, запятой.

Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее количество их находится в почве на глубине до 3 км. Обнаружены в пресной и соленой воде, на ледниках и в горячих источниках. Их много в воздухе, в организмах животных и растений. Не является и исключением и организм человека.

Читайте также:  Рассказ лескова старый гений почему так назван рассказ

Бактерии своеобразные санитары нашей планеты. Они разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений, тем самым способствуют образованию перегноя. Превращают перегной в минеральные вещества. Усваивают азот из воздуха и обогащают им почву. Бактерии используют в промышленности: химической(для получения спиртов, кислот), в медицинской (для получения гормонов, антибиотиков, витаминов и ферментов), пищевой (для получения кисломолочных продуктов, квашения овощей, изготовления вина).

Все простейшие состоят из одной клетки (и просто устроены), но эта клетка целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Амеба (микроскопическое животное) похожа на маленький (0,1-0,5 мм), бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму («амеба» означает «изменчивая»). Питается бактериями, водорослями и другими простейшими.

Инфузория туфелька (микроскопическое животное, ее тело по форме напоминает туфлю) – имеет удлиненное тело длиной 0,1-0,3 мм. Она плавает с помощью ресничек покрывающих ее тело, тупым концом вперед. Питается бактериями.

Эвглена зеленая – тело вытянутое, длиной около 0,05 мм. Передвигается с помощью жгутика. Питается как растение на свету, и как животное в темноте.

Амебу можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном (с загрязненной водой).

Инфузория туфелька – обитатель водоемов с загрязненной водой.

Эвглена зеленая – живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах.

Инфузория туфелька – очищает водоемы от бактерий.

После гибели простейших образуются известковые отложения (например, мел) корм для других животных. Простейшие возбудители различных болезней, среди которых немало опасных, приводящих больных к смерти.

Система понятий

Учебно-воспитательные задачи:

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: продуктивный (поисковый), с применением ИКТ.

Методы и методические приемы

Средства обучения: Слайдовые презентации: «Бактерии», «Простейшие», учебник.

Ход урока

I. Организация класса (3 мин.)

II. Домашнее задание (1-2 мин.)

с. 113-114 прочитать (строение одноклеточных животных)

III. Актуализация знаний (5-10 мин.)

(Актуализация знаний начинается с демонстрации рисунка Царства живой природы).

Посмотрите, внимательно на рисунок, к каким царствам относятся организмы, показанные на рисунке? (презентация 16 слайд 1), (к бактериям, грибам, животным, растениям).


Рис. 1 Царства живой природы

Сколько царств живой природы? (4) (вопрос задается, для того чтобы привести знания в систему и прийти к схеме, слайд 2)

Из чего состоят все живые организмы? (из клеток)

На сколько и на какие группы можно разделить все живые организмы? (слайд 3), (в зависимости от количества клеток)

*ученики могут не назвать представителей одноклеточных (** скорее всего не назовут простейших т. к. – еще не знакомы с ними).

IV. Ход урока (20-25 мин.)

Мы с вами вспомнили: царства живой природы; и на какие группы делятся организмы (по количеству клеток) давайте выскажем предположения о том, что мы сегодня будем изучать. (Ученики высказывают свое мнение, учитель направляет их и «приводит» к теме) (слайд 4).

Тема: Одноклеточные организмы

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Предположения учащихся, учитель направляет, корректирует).

Цель: Знакомство со строением одноклеточных организмов

Для того чтобы выполнить поставленную цель мы с вами отправимся в «Путешествие в страну бактерий и простейших» (слайд 6)

(Самостоятельная работа учеников с презентациями: «Бактерии» (презентация 2), «Простейшие» (презентация 1) по инструкции учителя)

(Перед началом работы проводится физминутка «Мухи», слайд 5)

Таблица 1: Одноклеточные животные (слайды 7, 8)

Название одноклеточных (название: простейших; бактерий) Местообитание (где живут?) Питание (кем или чем питаются?) Строение, размеры тела (в мм) Значение (польза, вред)
Бактерии везде (почва, воздух, вода и т.д.) большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами маленьких размеров; клетки не имеют ядра санитары, повышают плодородие почвы, используются в пищевой промышленности, для получения лекарств
Простейшие:
Амеба в прудах бактериями, водорослями, другими простейшими 0,1-0,5, студенистый комочек корм для других животных, возбудитель заболеваний человека и животных
Инфузория туфелька в водоемах бактериями 0,1-0,3; похожа на туфлю, тело покрыто ресничками корм для других животных, очищает водоемы от бактерий
Простейшие:
Эвглена зеленая в прудах, лужах Питается как растение на свету, и как животное в темноте 0,05, тело вытянутой формы, со жгутиком корм для других животных
Читайте также:  Рассказ про землетрясения на английском языке

После этой работы следует обсуждение таблицы (и, следовательно, нового материала с которым ребята познакомились в ходе «Путешествия»).

(После обсуждения возвращаемся к цели, выполнили ее?)

(Ученики формулируют выводы о том так то же такие одноклеточные организмы?, слайд 9)

V. Подведение итогов урока (5 мин.)

Рефлексия по вопросам:

Литература:

Источник

Презентация «Простейшие » 5 класс

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Царство Животные Простейшие

Общая характеристика царства Животные Активный образ жизни

2. Ограниченный рост. В отличие от растений (рост в течение всей жизни) животные растут до определенного возраста

3. Гетеротрофное питание – поглощение готовых органических веществ.

Общая характеристика Простейших Тело состоит из одной клетки

2. Имеют одно или несколько ядер

3. Есть растительноядные, хищники и паразиты

4. Некоторые имеют раковину, твердый «скелет» или не имеют постоянной формы тела

4. Разнообразная среда обитания

Домашнее задание Параграф 19 читать, пересказ, отвечать на вопросы устно, дорисовать рисунки в тетради.

Номер материала: ДБ-1512686

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Время чтения: 1 минута

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация, доклад по биологии Простейшие (5 класс)

Презентация по биологии Простейшие (5 класс), предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Презентация по биологии
для учащихся 5 классов
на тему: «Простейшие»

МБОУ Новосибирского района Новосибирской области –
Раздольненская средняя школа №19

Выполнила: учитель биологии
Евстегнеева Алевтина Васильевна

Если говорить о физиологическом строении одноклеточных, то все они имеют два основных компонента:
ядро, где содержится наследственная информация и молекулы ДНК;
цитоплазма, которая ограничивается наружной трехслойной мембраной толщиной около 7 нв. Мембрана отвечает за поступление питательных веществ в клетку и состоит из липоидов и белков.

Примеры простейших организмов

Свое название эукариотический организм получил за форму тела, напоминающую подошву туфли. Обитает преимущественно в воде, также можно ее обнаружить в аквариуме. Движение туфельки осуществляется благодаря ресничкам.

Примеры простейших организмов

Источник

Познавательное и интересное