Прямая речь
Оформление
Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.
Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.
Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.
Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.
Прямая речь стоит после слов автора
Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора становится двоеточие, а прямая речь выделяется кавычками. В этом случае собственно прямая речь начинается с заглавной буквы. Завершающие предложение знаки препинания, кроме точки, входят в состав прямой речи.
К завершающим предложение знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Пример: Мама сказала ему: «Завтра пойдем в парк!».
Прямая речь стоит внутри слов автора
Если прямая речь стоит внутри слов автора, то перед авторской речью ставится двоеточие, а после прямой речи ставится запятая или тире.
Пример: Мама сказала: «Завтра пойдем в парк!» – и вышла из комнаты.
Прямая речь стоит перед словами автора
Если прямая речь стоит перед словами автора, то прямая речь выделяется кавычками. Завершающие знаки препинания, кроме точки, ставятся внутри кавычек, а если такие знаки отсутствуют, то ставится запятая, но уже после кавычек. После этого ставится тире, за которым следуют слова автора, которые пишутся со строчной буквы.
Пример: «Завтра пойдем в парк», – сказала мама.
Прямая речь обрамляет слова автора
Если прямая речь обрамляет слова автора, то кавычки ставятся в начале и в конце всей прямой речи. Между прямой речью и словами автора повторно кавычки ставить не нужно.
Если первая часть прямой речи включает в себя завершающие знаки препинания, кроме точки, то их нужно ставить не в конце всей прямой речи, а в конце первой части собственно прямой речи.
После первой части прямой речи ставится запятая (при отсутствии завершающих предложение знаков препинания, кроме точки) и тире, после чего следуют авторские слова, которые пишутся со строчной буквы. Если после первой части прямой речи должна быть точка, то она ставится после слов автора.
После слов автора ставится запятая (если первая часть прямой речи не должна заканчиваться точкой) и тире, а затем следует вторая часть прямой речи.
Примеры: «Завтра, – сказала мама, – пойдем в парк». «Завтра пойдем в парк? – спросил мальчик. – Я очень хочу».
Что мы узнали?
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Оно состоит из двух компонентов: прямой речи и слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает прямая речь по отношению к словам автора. Прямая речь может стоять после слов автора, внутри слов автора, перед словами автора и обрамлять слова автора. В каждом случае прямая речь оформляется по-своему.
Урок-практикум «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: закрепление изученного
Вид урока: урок-практикум
Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода
Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.
Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.
Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация
I. Организационный момент.
— Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
2. Объявление темы урока.
На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.
Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)
3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:
1) Что такое прямая речь? (слайд 3)
2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)
3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)
4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)
5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)
6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)
На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.
Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей. (слайд 10)
Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.
II. Тренировочные упражнения
1. Схематический диктант (один ученик у доски).
3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.
Проверяю себя (слайд 11).
2. Расставьте пропущенные знаки препинания
Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)
Все это верно согласился строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
3. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник
2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина
4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.
(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
Проверяю себя (слайд 15)
5. Работа в группах.
Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд 16)
Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.
1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!
2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)
Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. (слайд 18)
1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.
III. Физкультминутка (слайд 20)
IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)
(демонстрация таблицы – слайды 24,25)
V. Работа в группах.
В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? (слайд 26)
1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю
2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.
3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.
Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
2) Какое предложение соответствует схеме?
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________
VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)
1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
Конспект урока «Прямая речь» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок русского языка в 5 классе (ФГОС).
Тема: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»
Цель деятельности учителя
Дать понятие прямой речи. Научить различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью. Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности
Планируемые образовательные результаты
Предметные : научиться различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; объяснять языковые явления.
— коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
— регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
— познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью.
Личностные УУД: формирование творческого конструирования по алгоритму.
-проблемного обучения (с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей);
-критического мышления через чтение и письмо.
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, в парах
Проектор, экран, компьютер
Маршрутный лист, презентация
Прямая речь, слова автора, двоеточие, тире, кавычки
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Определите уровень своей готовности к уроку – покажите мне соответствующую карточку
3 балла (я не очень хорошо себя чувствую, я не понимаю материал, мне нужна помощь)
Покажите мне карточку, соответствующую вашему уровню готовности.
Я рада, что вы все готовы работать и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь
Запишите число, классная работа
Определяют уровень своей готовности к уроку (выбирают и показывают карточки)
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель: контроль сформированности навыка определять виды сложных предложений и ставить знаки препинания.
Конспект урока в 5 классе по теме «Прямая речь»
специалист в области арт-терапии
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.
Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор
Наглядно-демонстрационный материал : презентация, схема, раздаточный материал
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Залия Юлдашовна, сегодня я буду у вас вести урок русского языка.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Сядьте удобно. Выпрямите спины. Поздоровайтесь ладошками с соседом по парте. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Запишите в тетрадях дату.
Мотивация. Постановка проблемы.
На доске предложение: Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»
Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)
( кавычки, знаки препинания)
— Кто знает, как называются такие предложения?
Это предложения с прямой речью.
Формулирование темы и целей урока.
Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?
Сформулируйте тему урока.
Какие цели мы поставим на урок?
Знать: Что такое прямая речь? «слова автора»?
Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью.
Открытие новых знаний.
Возвращаемся к предложению .
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»
– Из какого произведения это предложение ?(Из сказки «Царевна-лягушка»)
— Кому принадлежит первая часть предложения? (автору)
— А вторая часть кому принадлежит? (царю)
Итак, 1 часть предложения – слова автора, а вторая часть – слова героя. Значит, какой вывод мы сделаем. Что такое прямая речь? ( Это слова автора и слова говорящего. ). А правильно будет, если мы скажем слова автора и прямая речь.
Вывод: Прямая речь – это передача чужой речи. То, что в кавычках – это речь, переданная дословно, без изменений. В этих предложениях есть слова автора и прямая речь.
Схема этого предложения выглядит так: А: «П!», где А – слова автора, П- прямая речь. (схема вывешивается на доске)
Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.
Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь? Наша схема подходит к данному предложению? (Нет) Так значит предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:
( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.
Работа в группах. Наблюдение. Каждой группе даны по три предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.
Вывод: 1 гр . Прямая речь стоит перед словами автора. Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.
Принял от среднего, посмотрел и сказал : «Только у ворот его стелить!»
Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»
Принял у среднего, взглянул и сказал : «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».
Вывод: Слова автора стоят перед прямой речью. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.
«Не губи меня, Иван –царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»
«Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»
Вывод: Прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Прямую речь мы изучали
Встанем, ручки разведем,
Ножки тоже потрясем
Корпус дружно повернем
Сядем, рассуждать начнем!
Продолжаем наблюдение. Работа в парах. Вернитесь к предложениям. Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова? Что это за слова? (Глаголы)
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.
Работа с учебником. А теперь сравните наши совместные выводы с материалом учебника. Правильно ли мы сделали выводы.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)
Чтобы узнать, насколько вы усвоили новую тему, вам надо будет выполнить тест.
Тест. Самопроверка по слайду. Оценивание.
Домашнее задание: Упр. 248
Конспект урока на тему «Прямая речь», 5 класс
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по теме «Прямая речь» на конкурс «Лучшее из педагогического опыта»
Номинация «Разработка урока»
Ф.И.О. Бугримова Ольга Николаевна
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Прямая речь (5 класс)
Тип урока: Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.
Задачи урока: Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Ввести понятие прямая речь
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Урок разработан на основе учебника «Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч.,С.И. Львова – М.Мнемозина, 2012.»
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
3. Постановка учебной цели.
-Прочитайте, что записано на доске? ( Осенью, листья, сухие, на землю, падают) (Слайд 2)
-Что вы прочитали? (Это слова.)
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)
-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось? ( Сухие листья осенью падают на землю..)
-Какой вывод можно сделать? Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу. 2.Предложение выражает законченную мысль)
-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем работать над предложением.) Запишите число, классная работа (Слайд 3)
Работа с текстом. Подводящий диалог. (Слайд 4)
-Попробуйте озаглавить текст.
— Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( Найти действующие лица.)
-Какие здесь действующие лица?.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)
— Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)
-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. «Отпусти меня”.) Кто произносит первую часть? (Автор)
-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)
-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)
-Правильно В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.
— Какая информация для вас новая?
-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
2. Формулирование темы урока. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь» (Слайд 5)
Отвечают на вопросы, работают со словами и предложением.
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
Информационный лист к уроку
Работают с текстом, отвечая на вопросы