Рассказ о птицах 1 класс в общем

Сказки

Окружающий мир в 1-м классе по теме «Кто такие птицы?»

Цель: Знакомство с классом птицы.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация, карточки морские и пресноводные рыбы, плакат “строение рыб”, “Мир вокруг нас” А.Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь.

На доске: карточки морские и пресноводные рыбы.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?

II. Проверка домашнего задания.

— Игра “Кто больше” по цепочке называем названия рыб.

— Используя плакат, расскажите строение рыб.

— Внимательно посмотрите на доску, обсудите в парах и назовите пресноводных рыб.

— Почему эти рыбы называются пресноводными?

(Они живут в озерах, реках, т.е. в пресной воде.)

— Внимательно посмотрите на доску, обсудите в парах и назовите морских рыб.

— Почему их называют морскими?

(Это обитатели моря, они живут в соленой воде.)

III. Работа над новым материалом.

1. Тема нашего урока: “Кто такие птицы”

— Сегодня мы познакомимся с различными птицами, узнаем, где они живут, чем питаются, какие у них особенности.

Строение птиц (видеосюжет слайд 3, приложение 2).

— У птиц есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги. Почти все птицы покрыты перьями (слайд 4).

2. Птицы, живущие рядом.

-Назовите, каких птиц вы знаете.

-Какие из них на зиму улетают в теплые края?

— Как называют таких птиц?

— Птицы, которые не улетают в теплые края, называются зимующими. Например: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, дятел …

— Птицы строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов (слайд 5).

3. Знакомство с распространенными птицами.

Песню скворушка споет,
Все личинки соберет,
В черной в крапинку рубашке
Щеголяет эта пташка.
Прилетает к нам весной
Домик обживает свой.

— Как называется домик, который человек строит для скворцов

Из Африки весною ласточки летят,
Под крышами из глины гнезда мастерят.
Летят, как самолетики, изящны и легки.
Раздвоенные хвостики, собой невелики.
Треугольным клювиком хватают на лету
Мошек и комариков, домой к себе несут.
Похожие на ноты, сидят на проводах
И весело щебечут, о солнце и дождях.

— Ласточка – зимующая или перелетная птица? (слайд 7)

— Каких еще перелетных птиц знаете?

— Чем питаются ласточки?

— Почему ласточки улетают в теплые края?

(С наступлением холодов исчезают насекомые, которыми питаются ласточки, им приходится улетать туда, где тепло и много корма.)

Что за птица:
Никого не боится,
Когти крючком,
Крылья могучи,
Несут выше тучи.
Видит далеко,
Спастись нелегко,
Для деток малых
Гнездо вьет на скалах.

— Орлы питаются мелкими грызунами, или небольшими птицами. Как ты думаешь, какая птица орел?

(Орел – хищная птица)

Физкультминутка.

Зимующие птицы. (слайд 9)

Удивляется луна:
Засветились два окна,
А за ними два крыла
Показались из дупла.
Тенью вылетела птица:
Ночью ей в дупле не спится.
Если писк она услышит,
Плохо будет серой мыши.
Если птицу знаете,
Загадку отгадаете.

— Сова – птица, которая питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Как мы можем сказать, какая это птица? (Сова – это хищная птица). Каких еще хищных птиц вы знаете? Как вы думаете, вред или пользу природе приносят такие хищники?

(Эти птицы приносят пользу, так как нападают в основном на больных или старых животных.)

— Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Это что за мужичок
Сел у дуба на сучек?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит:
Он без молотка, без рук
По стволу стучит: тук-тук.
Трещинку в коре найдет
Длинный нос в неё суёт,
Вытащит за спинку
Всякую личинку.
Мужичок тот непростой –
Это доктор наш лесной.

Какую пользу приносит дятел?

(Дятел своим клювом чистит кору дерева от личинок вредных насекомых.)

— Клест (слайд 10). Эта птица выводит птенцов зимой, в очень холодное время года. Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.

Кукушка (слайд 11). Кукушка – единственная из птиц, которая не строит гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает яйца в чужие гнезда. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы.

Пингвин (слайд 12). Эти птицы не летают, и не строят гнезда. Пингвин – папа носит яйцо на лапках, согревая его своим теплом.

Забота о птицах (слайд 13)

— Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.)

4. Закрепление. Тесты (слайды 14-16)

— Посмотрите внимательно на экран. Около каждой картинки стоит синяя и красная звездочка. Если вы считаете, что птица перелетная – щелкаете на красную звездочку, если зимующая – синюю.

IV. Итог урока.

— Как они приспосабливаются к условиям жизни?

— Назовите перелетных птиц.

— Назовите зимующих птиц.

— Какая птица выводит птенцов зимой?

— Какая птица не заботится о своих птенцах и подкидывает яйца другим птицам?

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.11.

VI. Рефлексия.

Возьмите карточки-настроения: если было интересно и узнали много нового, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.

День окончен трудовой,
Нам пора идти домой.
Дружно на прощание
Скажем: “До свидания!”

Примечание: Видеоматериал, к работе, можно получить у автора.

Источник

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Что мы знаем о птицах?»

1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Прочитайте слова: ворона, синица, пингвин, дятел, страус, воробей.
– Назовите одним словом? (Птицы.)
– А птицы – это кто? (Это животные, тело которых покрыто перьями, они откладывают яйца, летают (большинство)).
– Сегодня на уроке речь пойдет о птицах. Мы узнаем, какие бывают птицы, почему они улетают на юг?

Объяснение нового материала.

– Наступила зима. Земля, вода и лес – все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Для них наступила суровая пора. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком – спи крепко, смотри сладкие сны. А вот птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

– А где же зимуют птицы?

(Звучат голоса птиц.)

Работа по учебнику на стр. 72.

– Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?
– Как называются такие птицы? (Перелетные.)
– Как вы думаете, почему птицы покидают родные края?

– С наступлением осени и зимы солнце всходит позже, поднимаясь низко над землей. Земля получает мало тепла и света. Осенний перелет большинства птиц связан с исчезновением корма (понижение температуры осенью вызывает исчезновение насекомых, растений, служащих пищей многим птицам).

Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.

Работа по учебнику на стр. 72.

– Ребята, а каких птиц мы не назвали? Как называются такие птицы? (Зимующие или оседлые.)
– Ребята, а знаете ли вы что, существует наука, изучающая жизнь и повадки птиц – это орнитология. А люди, которые этим занимаются, – орнитологи.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Гуль-гуль-гуль.

Знакомство с зимующими птицами.

– Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадав их, узнаете, какие птицы остаются зимовать в наших краях.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица.)

Читайте также:  Сказки на английском present simple

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь.)

По дереву – вниз головой! –
Бежит в одежде голубой…
(Поползень.)

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
(Ворона.)

Все время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит.
(Дятел.)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)

Чтение стихотворения в учебнике на стр. 73.

– О каких повадках сорок говорится в стихотворении?
– Какие звуки издают сороки?

(Звучит запись голоса сороки.)

– Можно ли сказать о человеке “трещит, как сорока”? О каких людях так говорят?

– Скворец, ворона, ласточка, жаворонок, соловей. (Лишняя ворона, так как это оседлая птица, а все остальные перелетные.)

Чтение рассказа “Воробьи” в учебнике на стр. 74.

– Ребята, почему воробью понравилось в метро? А воробей – это дикая или домашняя птица?
– А знаете ли вы, что воробью во многих городах мира поставлены памятники?
– Самый известный и популярный конечно в Санкт – Петербурге, обитающий на Фантанке Чижик-Пыжик. Установлен в 1994 году на реке Фонтанке. Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зеленого цвета с желтыми петлицами и обшлагами. По широко распространенному мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, студентов училища прозвали “чижиками-пыжиками”. Чиж – это птица отряда воробьинообразных. Памятник является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота – 11 см, вес – около 5 кг. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.

г. Барановичи. Беларусь.
Осенью 2003 года в Барановичах появился памятник воробью. Городские власти установили его, чтобы прикрыть трубу, торчащую на центральной площади. Получилось красиво.

г. Ульм. Германия.
Символ города Ульма, воробей, когда-то, согласно легенде, помог строителям города. Как гласит легенда, сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, как же пронести через них бревна для строительства? Пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек.
Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен! В благодарность жители города поставили памятник воробью, скульптура которого украшает крышу главного собора города. На улицах города, на стенах его домов множество самых разных воробьев из камня и металла, порой весьма удивительных и забавных.
г. Бостон США.
Похоже, что первый памятник воробью был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. До 1860 года в Америке воробьев не было. Их завезли из Англии специально для борьбы с гусеницами. Скромные птахи с честью справились с возложенной на них миссией, да так и остались жить на новом месте. Воробьи буквально спасли бостонцев от голода, когда на полях появились гусеницы невиданного доселе насекомого. Их было так много, что казалось, земля шевелится. Обжоры съели траву, листья на деревьях и добрались до садов. Ловкие птички в два счета расправились с вредителями и спасли сады и посевы хлебов.
г. Минск. Беларусь.
У входа на центральный рынок Минска воробей в кампании с доброй торговкой семечками радует людей.
г. Кемерово. Россия.
Эта небольшая каменная лужа с отражающимся в ней небом и стаей огромных воробьев, “слетевшихся на водопой”, находится в центре Кемерово в сквере Театра для детей и молодежи.

г. Токио
Эта стайка токийских воробушков так же греют душу, как и минская тетушка с семечками.
Сингапур.
На берегу реки Сингапур стоит тоже памятник воробью.

На березу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)
И с кровати не встает (встать, развести руками в стороны).

Работа по учебнику на стр. 75.

– Рассмотрите рисунки, назовите птиц. Есть ли среди них домашние птицы?

Чтение рассказа “Кто обедал в птичьей столовой?” в учебнике на стр. 76.

– Какие птицы обедали в птичьей столовой? Что положили в кормушку?

Учащиеся наизусть читают стихи о птицах зимой.

А.Яшин “Покормите птиц зимой”.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Е.Благинина “Морозы”

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.

Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков,
Галок, синиц.

У нас приготовлено
Все для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.

Побольше сенца
В конуру принесем,
Беднягу дворнягу
От стужи спасем.

Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

– Ребята, а можем ли мы помочь птицам зимой? Чем мы можем помочь им? (Нужно делать кормушки). Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Можно воспользоваться подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.

– А чем же можно кормить птиц?

– Ребята, наш урок подошел к концу.
– Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.

Источник

Проект о птицах 1 класс

специалист в области арт-терапии

МБОУ «Холтосонская СОШ»

«Помогите птицам зимой!»

Выполнил: Баских Никита,

Руководитель: Торсогоева Н.А.

Помогать мы будем птицам!

Им так голодно зимой.

Птицам мы морозным днем

Зерна, крошек принесем!

Изучить зимующих птиц нашего края.

Вести за птицами наблюдения, результаты записывать в дневник наблюдений.

Провести беседу с одноклассниками на тему: «Помогите птицам зимой».

Не меньшую пользу приносят хищные птицы , спасая поля и луга от грызунов .

Птицы разносят семена , некоторые их них опыляют растения.

Многие виды птиц не могут выжить без помощи человека!

Людям надо спасать братьев наших меньших!

Зимующие птицы нуждаются в нашей помощи!

Приходит осень. Все меньше становится корма для птиц, ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы не смогли бы находить себе корм. Вот почему в конце лета и осенью они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ.

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называются ЗИМУЮЩИМИ. Это синицы, снегири, воробьи, поползни, свиристели, дятлы, вороны, сороки и другие птицы.

Птицы не бояться холода. Голод, бескормица губят многих пернатых. Зимующие птицы нуждаются в нашей помощи!

В декабре стало очень холодно, все засыпало снегом, пусто стало на улице. Только птицы стали метаться по двору в поисках пищи. Мы в классе изучали, какие угощения можно приготовить для зимующих птиц. И вот мы с папой смастерили кормушку, повесили на дерево, насыпали корм и стали ждать. В первый день прилетел один воробей. А потом стали прилетать много синичек и воробьев. Мы с мамой кормили их крошками белого хлеба, семечками, овсом, пшеном. Птицы все съедали, а потом довольные рассаживались на заборе, на проводах и громко шумели. Мы вели дневник наблюдений, где записывали дату, какой корм дали, сколько птиц прилетело и наши наблюдения. Мне понравилось кормить птиц и я даже нарисовал их. Наблюдая за кормушкой, мы сделали несколько фотографий. Я продолжу кормить птиц до конца зимы. Мои одноклассники тоже повесили кормушки и подкармливают птиц.

Крошки белого хлеба

Сегодня мы с мамой положили в кормушку крошки белого хлеба, долго ждали, и наконец, прилетел один воробей и начал клевать корм.

Хлебные крошки, семечки

Сегодня положили семечки и к кормушке прилетели сначала 4 воробья, а когда они улетели, прилетели синички. Они мне очень понравились.

Читайте также:  Рассказ про зоопарк для детей 1 класса

Хлебные крошки, пшено

Прилетели 5 воробьев, поклевали все пшено, пришлось для синичек насыпать еще пшена.

Овес, хлебные крошки

Мама взяла у дяди Толи овса и мы насыпали его в кормушку. Птицы были сегодня очень шумными.

Воробьи уже ждали и быстро склевали все зерно. Синицы прилетели очень поздно.

Сегодня прилетело 11 птичек. Мы с мамой были очень довольны.

Сегодня мы не дождались воробьев, наверно, нашли другую кормушку.

Воробьи прилетели первыми, быстро поклевав корм, улетели, громко щебеча. Синички тоже сегодня много шумели, возились на кормушке.

Пшено, хлебные крошки

Сегодня воробьи долго не улетали, а сидели на заборе и громко чирикали.

Овес, хлебные крошки

Сегодня прилетело очень много птиц, поклевав корм, они расселись на заборе и на проводах и громко шумели.

Из литературы я узнал, что на зиму птиц остаётся немного. Это различные виды синиц, поползни, дятлы, клесты, чижи, щеглы, овсянки, сойки. На зиму прилетают – чечётки, снегири, свиристели.

Это птицы, которые выводят птенцов в самые трескучие морозы.

Питаются семенами, которые ловко добывают из еловых шишек.

В любое время года в лесу слышен стук дятла. Он долбит своим сильным клювом кору дерева, доставая из-под неё насекомых-вредителей.

Под пологом леса живут синицы. Зимой они собираются стайками. Её часто можно видеть рядом с жильём человека.

Живёт в лесу. По стволам деревьев ползает вверх и вниз в поисках личинок и своих запасов.

Прилетает к нам на зимовку. Питается семенами хвойных деревьев, ягодами, почками. Обитает недалеко от жилья человека

Деревенский, полевой воробей более робкий. По размеру меньше, но наряднее своего городского собрата. У него белая шейка, на белых щечках черные пятна, и коричневая шапочка на голове.

Очень прожорливые воробьи. Чтобы прокормиться они летают по полям и садам и истребляют не только личинок, насекомых, но и вредят урожаю.

Рядом с жилищем человека строит своё гнездо воробей – под крышей дома или сарая, в дупле дерева, за ставнями окна. Воробей – плохой строитель, поэтому гнездо его простенькое и не красивое.

Из литературы я также узнал, что вовсе не холод заставляет птиц покидать родные места. В основном они улетают из недостатка пищи, потому что зимой исчезают растения, насекомые и мелкие животные, которыми они питаются. А в тёплых краях еды в это время достаточно.

Зимой птицы нуждаются в помощи человека. И человек заботится о них. Развешивает кормушки, подкармливает их. Без помощи птицы погибнут. Ведь зимой очень мало корма для них.

Во время выполнения проекта я узнал много интересного о зимующих птицах, узнал как можно делать кормушки и чем кормить птиц.

Губит птиц не холод, а голод. Каждый школьник может помочь птицам, повесив кормушку у себя в саду, во дворе, на балконе. Этим мы можем спасти многих птичек от гибели зимой. А летом они нам помогут защитить растения от вредителей.

Источник

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»

специалист в области арт-терапии

Рыжова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 17 г. БЕЛЕБЕЯ

План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс»

Тема: «Кто такие птицы?»

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов :

познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

учить выявлять признаки данного вида животных;

отличать новое от уже известного;

продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;

использовать жизненный опыт;

работать с дополнительной литературой,

учить отличать, верно выполненное задание от неверного.

умение работать в паре, вести учебный диалог;

формирование уверенности в себе;

учить оценивать свою работу и работу группы.

воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;

привлекать семью к проблеме помощи животным;

развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Прогнозируемые учебные результаты : первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой, поделки из перьев птиц; карточки «Найди лишнее», синие и зелёные прямоугольники, розовые и оранжевые картинки птиц,рисунки учащихся.

Здоровьесберегающие технологии : психологический настрой, зрительная и пальчиковая гимнастика , физкультминутки, смена динамических поз и деятельности, технология сотрудничества (снятие тревожности) и развивающего обучения (снятие нервно- психического напряжения), стратегии критического мышления(ассоциация, разрядка психического напряжения, работа на свободной волне), хромотерапия, коррекционная гимнастика для мышц глазного яблока, рефлексия.

— Ребята, мы начинаем урок познания мира.

И я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Я спешу сказать вам: « Благости!»

Чтоб пожелать вам счастья нового,

Я спешу сказать вам: «Радости, удач, успехов и везенья!»

Чтоб пожелать всем сегодня прекрасного настроения

— Сегодня мы будем продолжать учиться работать в парах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в паре.

— Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

— На уроке мы будем работать под девизом (Слайд 2)

Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

II. Этап повторения изученного (Слайд 3) – зрит. Гимнастика)

— Сегодня у нас урок – небольшое научное заседание. Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий на этом уроке.

— Ответьте мне: «Кто такие учёные?» ( ответы детей )

(Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный)

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках? (Рыбы. Насекомые)

— Распределите по группам животных и назовите их

— Назовите главные отличительные признаки насекомых и рыб.

— Посмотрите, каких рыбок нарисовали ваши одноклассники (рисунки детей)

— Вспомните название этих рыб и место их обитания (Определяют)

— Чем покрыто тело большинства рыб?

Учитель. А сейчас проведём игру «Найди лишнее». ( Хромотерапия )

— У вас на партах лежат маленькие конверты. Откройте их, достаньте карточки и геометрические фигуры. Какие это геометрические фигуры? (прямоугольники)

— Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.

— Зелёными прямоугольниками закройте рыб, синими прямоугольниками – насекомых. Проверьте друг у друга работу. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. Выполняем работу.

(учитель проверяет работу во время выполнения)

— Замечательно. Скажите, а всех ли вы животных закрыли фишками? (нет)

— Кто остался? (птичка).

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг- скок,

Завертелась как волчок…

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень: Тири- тири, тень- тень- тень

IV. Этап актуализации знаний.

Учитель. А каких птиц знаете? Назовите (дети называют)

-Учитель. Молодцы! Много птиц знаете!

Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние)

V. Этап изучения новых знаний.

— Чему мы будем учиться на уроке?

— А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? (читающие дети читают стр.36)

2) Определение главного признака птиц.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)

Учитель: Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?

Учитель: А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)
(Слайд 6 ) Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы)
Учитель (обобщает ответы и делает вывод): Курица летает плохо, но её учёные, так же как и вы, относят к группе птиц. Почему? (потому что самый главный признак этой группы – перья)

Читайте также:  Рассказ что я видел бориса житкова слушать

Учитель: Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц (Слайд 7 )

— Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)

Учитель. Какой же главный признак птицы? ( Перья).

Учитель. А для чего нужны перья птицам? ( Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.)

Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья. Давайте познакомимся со строением птицы.

Учитель: Посмотрите, что это за птица?

Пальчиковая гимнастика «Голуби»

(средние пальцы обеих рук выпрямит (это головы голубей), остальные пальцы поставить подушечками на стол (это ноги голубей). Быстро «шагать» пальцами по столу, показывая, как идут голуби)

— Дружно шлепали по лужам – шлеп, шлеп, шлеп, шлеп.

(идут вперевалочку и шлепают)

— Грозно топали ногами – топ, топ, топ, топ.

( поочередно постучать подушечками пальцев по столу)

— И кивали головами – оп, оп, оп, оп.

(сгибать и разгибать средние пальцы обеих рук (голуби кивают головами)).

Учитель: Дети, назовите все части тела птицы.

Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.

Учитель: Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)

— Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

— Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт)

4) Знакомство со строением перьев. Практическая работа.

— Чем же покрыто тело птиц? (Перьями)

Учитель. А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

(Слайд 9) У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их. Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)

— Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.
— Учитель. Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)
И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

4 . Практическая работа. (На столах у детей лежат перья ).

— Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.

— Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

— Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: Перья полетят. Они лёгкие.

Учитель. Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)

Коррекционная гимнастика для мышц глазного яблока. (Слайд 10)

Вариант 1. Проследить за траекторией полета лебедя на слайде.

Вариант 2. Проследить за траекторией полета пера по нарисованному на плакате пути.

Вариант 3. Проследить за траекторией полета пера по указанию учителя (перо влетело в дверь, зацепилось за плафон, упало на стол учителя, перелетело на подоконник и тд…)

Учитель (приглашает 3 человек) А теперь ко мне подойдут Настя, Саша и Милана. Они будут проводить наблюдение по инструкции:

Опустите перо в воду.

Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

Учитель. Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)

Учитель. Намокло ли перо? (нет)

Учитель. Что происходит с капельками воды?

Дети: Нет, вода скатилась капельками.

Учитель: Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости )

Учитель. Спасибо за помощь (дети садятся за парты)

Учитель. Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)

Учитель. Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

(Слайд 1 1 ) Для чего нужны птицам большие перья?

Учитель: Для чего нужны маленькие пёрышки?

( Слайд 1 2) Учитель: Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?

Дети: Перьями раньше писали.

Учитель: Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.

5. Сравнение птиц: вороны, галки и грача.

Выполнение заданий в тетради.

Учитель: Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

— Чем эти птицы похожи? ( Имеют чёрное оперение.)

— Чем отличаются? ( Размером.)

У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато-чёрного цвета.

Описание птицы по плану.

— Посмотрите на картинки в учебнике и назовите птиц (с. 37). Каких птиц вы видели у нас в Белебее или в Башкортостане?
— Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали?
— Опишите в парах одну из этих птиц по плану:

Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

Учитель. Опишите одну птицу по плану: название, размер, окраска оперения, особенности частей тела (клюв, глаза, хвост) (Дети описывают птицу)

Заслушиваются выступления 2 пар.

(Показываем павлина с хвостом – смена динамических поз….)

Распустила хвост жар – птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … павлин.

— Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?

Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.

— Посмотрите что это за книга? ( Красная книга Республики Башкортостан) Давайте познакомимся что это за книга. Наша планета заселена множеством различных животных. Но некоторые виды животных исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Если животное занесено в Красную книгу, значит, оно находится под охраной государства. Есть птицы, которые тоже занесены в Красную книгу. Это цапля жёлтая, пеликан розовый, фламинго обыкновенный, казарка краснозобая, филин, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост, дятел зелёный, сыч мохноногий и другие. И некоторые другие птицы занесены в Красную книгу и охраняются на территории Башкортостана.

Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир.

— Сегодня к нам в класс пришло тревожное письмо от птички-синички. Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей). Беседа о бережном отношении к пернатым.

— Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

X. Этап подведения итогов. Рефлексия. (Слайд 15) (Хромотерапия )

— Сегодня на уроке вы были маленькими учёными. Какие важные для себя открытия вы сделали на этом уроке?

— Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите розовую птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.
— Какое задание на уроке было самым интересным?

— Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

— Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия». (ЗСТ)

— А теперь посмотрите какие замечательные поделки выполнили ваши одноклассники со своими родителями, используя перья птиц (показ поделок)

Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.

Источник

Познавательное и интересное