Рассказы о зимующих птицах
Рассказы о зимующих птицах известных детских авторов
Ю. Дмитриев «Снегирь»
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.
Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири — птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.
Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере — на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю… жю… жю…— мы прибыли!» Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.
Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится»
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в расщелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в расщелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.
Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь»
От мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет. Эта храбрая птица — клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет. Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: «кле-кле-кле». Это клесты перекликаются.
В. Бианки «Стая птиц под снегом»
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось — целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют — и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
И. Полуянов «Гвоздик»
Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем… Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы — великаны птичьего мира — покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы…
Но остались с нами корольки! Королёк — малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной. Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые пёрышки на голове его как золотая корона.
Неугомонен, деятелен королёк — неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздит: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год. Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз… Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.
Виталий Бианки «Кусок хлеба»
На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдёт — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить.
Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия. У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.
Чёрные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые. Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.
Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья. Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет. Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет ли он и завтра? Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.
Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём? Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.
Рассказы для детей про птиц зимой
Предлагаем вам прочесть маленькие интересные рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста про птиц зимой. Читая рассказы о живой природе ребёнку, вы прививаете ему доброе и бережное отношение к ней с самого юного возраста, помните об этом!
Добрая девочка
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
Синицы
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове…
Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба в кормушки, – помогают выжить голодным птицам в зимнем лесу.
Источник: Геннадий Яковлевич Снегирёв. На холодной реке. – Уч.-издательство “Детская литература”. – Москва, 1984 (Для дошкольного возраста).
Дружба
Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно, а на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим – прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко – наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят – это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны – ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. как его покормить, чтоб вороны не мешали?
День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.
Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.
Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем, как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.
А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
В то время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы – подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим – Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка,суетится, вокруг него скачет.
Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока – прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать – кормится.
… Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.
Посмотришь на них и невольно думаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.
Источник: Георгий Скребицкий. Друзья моего детства/ Рассказы и сказки. – Художник Иван Литвин. – Издательство “Веселка”, К.: 1988. – 287 с. – ил. (Для младшего и среднего школьного возраста)
Вам могут быть интересны другие близкие по тематике статьи:
Оставляйте свои комментарии! Спасибо, что были с нами!
Занятие «Птицы зимой»
Анна Яковлева
Занятие «Птицы зимой»
Птицы зимой.
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
— формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;
— формировать умения и навыки наблюдать за птицами:
— уточнить представление о причинах отлёта птиц;
— закрепить понятия «зимующие птицы»,
— уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах нашего города.
— любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
— основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Материал к НОД: картинки зимующих птиц; кормушка; картинка кормушки; презентация «Птицы зимой.
Чтение сказок, рассказов, стихотворений о птицах.
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, голуби, синицы).
Ход Занятия.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
— Ребята, как вы думаете, о каких птицах идет речь в этом стихотворении?
(Ответы детей: Зимующие птицы). Слайд 2.
— А как называют птиц, что улетают на юг?
(Ответы детей: Перелетные птицы). Слайд 3.
— Ребята, с нами зимуют разные птицы. «Зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими».
Кочующие птицы прилетают к нам зимой из леса в поисках пищи. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В лесу зимой такой мороз и стужа, поэтому они перебираются поближе к жилью человека, где тепло! Да и корм у нас есть!
Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом.) Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое.
Вы уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте).
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.
Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)
Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.
Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел «доктор леса». Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь (Ответы детей).
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры.
Сороки любопытны, они всегда там,где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.
А как вы думаете, почему ее называют «воровкой»? (Ответы детей).
Правильно, “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем,
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение,
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
— А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.
Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.
Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям.
Удивительным у этих уникальных существ является зрение. Его совершенно не способны ослепить солнце и «молнии» электросварочных аппаратов.
-Правильно! Вы отгадали загадку, это воробей, а по земле он передвигается прыжками, очень, очень быстро, клюют корм. Пищу, они находят во дворах, на свалках, кормушках.
— Где же они зимуют? (Ответы детей: на улице.)
Правильно, а также в щелях стен, под крышей домов, в заброшенных гнездах.
— Ребята, в нашем городе зимой мы можем встретить синиц, воробьёв, снегирей, ворон, голубей, сороку, дятла и др.
Для птиц зимой страшен голод. За короткий день птицы не успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные птицы легко замерзают. Как же можем помочь птицам? (Ответы детей.) (Слайд 11).
— Ребята, как вы думаете, что мы можем положить кормушку, чтоб наши маленькие пернатые друзья были довольны? (Ответы детей).
В зависимости от того каких птиц вы будете кормить, рацион для них готовится различный. Приготовление обеда для пернатых много времени не займет. (Слайд 12).
У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные семечки. Поэтому синички будут рады отведать сырых семечек,
снегири – семян ягодных культур,
щеглы и воробьи любят полакомиться пшеном и овсом,
дятлы больше всего тоже любят семечки, а голуби, что зимуют в городе, с удовольствием полакомятся хлебными крошками.
Кроме того зимой можно давать птицам:
Несоленое сало и говяжий жир, пшено, сухофрукты, овсяные хлопья, пшеничные отруби, а также сушеные ягоды шиповника и боярышника, орехи, шишки, семена арбуза, тыквы, дыни, ягоды рябины.
Надо постараться, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самых разных птиц.
-Ребята, о ком мы сегодня с Вами говорили?
(Ответы детей: О птицах).
(Ответы детей: О зимующих).
— Да, мы вспоминали, как выглядят, и чем питаются зимующие птицы.
На этом знакомство с птицами на сегодня заканчивается.
Я бы хотела, что бы вы дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах
Ираида Иванова
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах
Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах.
Возраст детей: 4-7 лет
Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск
— расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;
— формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах,учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);
-классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
-обогащать словарный запас;
— развивать речь и логическое мышление
— воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним, чтение и анализ сказок, подведение итогов.
Ход беседы:
— Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях,можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?
Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А.Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.
— Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?
— Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.
— Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.
А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.
— Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
— Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы.
В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.
И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их, согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.
Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.
Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы». В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.
И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц, тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.
А теперь, послушайте стихотворение.
Нашла я гнездо лесное
Маленькой пёстрой птички,
Свитое ранней весною,
В гнезде лежали яички.
Как же она испугалась,
Прикинулась птичка больною,
Крыло волочила, металась
В густой траве предо мною.
Давалась мне прямо в руки,
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы!
Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.
— А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся.
— Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы!
Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц.
Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!
1. На какие две группы делятся птицы?
2. Каких зимующих птиц вы знаете?
3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?
4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?
5. Какие гнёзда строят птицы?
6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?
7. Как можно помочь птицам зимой?
Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения.
Конспект итоговой ООД по формированию обобщенных представлений о зимующих и перелётных птицах Конспект итоговой ООД по позновательно-речевому развитию «Перелетные птицы» Воспитатель: Калимуллина Г. З. Цель: формировать обобщенное.
Конспект НОД по формированию представлений о зимующих птицах в подготовительной к школе группе «Юные орнитологи» Тема: «Юные орнитологи» Подготовил воспитатель: Каргина Светлана Леонидовна Цель: уточнить и расширить представления о зимующих птицах,.
Сказка о зимующих и перелётных птицах Сказка о зимующих и перелётных птицах Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались.
СОД экологической направленности «Забота о зимующих птицах» Пояснительная записка к СООД экологической направленности на тему «Забота о зимующих птицах» Занятие экологической направленности, образовательная.
Внеклассное занятие по окружающему миру для 1–4 класса «Все о зимующих птицах» Цели: Познакомить с птицами, зимующими в наших краях, показать их разнообразие, учить выделять существенные признаки птиц, с устройством.
Забота о зимующих птицах (фотоотчёт) Здравствуйте,уважаемые коллеги! Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько.