Рассказ о пустыне россии 4 класс

Сказки

Урок окружающего мира по теме «Зона пустынь». 4-й класс

Класс: 4

Цели:

Оборудование: карточки со словами «оазис», «болото», «верблюд», «солнце», «колючка», «змея», «бархан», «северное сияние»; экран, проектор, презентация к уроку, фильм о пустыне, учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, энциклопедии «География» и «Чудеса природы», песочные часы, 4 разноцветных флажка, таблица для заполнения, 2 карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек).

Знакомство с гостями.

II. Стадия вызова и повторение пройденного.

Посмотрите на доску. На доске написаны слова: оазис, болото, верблюд, солнце, колючка, змея, бархан, северное сияние. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)

Для того, чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд 1.

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной пустыни. Слайд 2.

Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Слайд 3 или Приложение 2 (видеофильм).

IV. Работа в группах.

Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне пустынь. Слайд 4.

Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.

Те, у кого на тетради:

индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География» и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)

V. Работа в экспертных группах.

Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.

Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Приложение 3. Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)

VI. Презентация групп.

Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.

Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.

Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.

1 группа – Слайды 5-10.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

2 группа – Слайды 11,12

3 группа – Слайды 13,14

4 группа – Слайд 15.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

ПУСТЫНЯ
Географическое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.
Климат Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.
Растительный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.
Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.
Деятельность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,

Дополнительное задание для двух групп включало в себя задания на карточках: Приложение 4.

Выделите особенности растений:

Растения (по высоте) _____________.

Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.

Листья растений похожи на _________.

Растения появляются только во время _____________.

Выделите особенности животного мира:

Животные (по размерам) __________.

Окраска ___________ цвета.

Ведут ________ образ жизни.

VII. Подведение итогов.

Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки?

А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание.

Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.

X. Дополнительно.

Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд 16.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Пустыни и полупустыни» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПУСТЫНИ И ПОЛУПУСТЫНИ РОССИИ

Астраханская пустыня Значительный участок полупустынь и пустынь расположен на территории, которая ранее была морским дном, теперь это – Прикаспийская низменность. Ландшафт тут весьма своеобразный – на многие километры вперед, до самого горизонта простирается абсолютно ровная поверхность земли. Поэтому находиться тут несколько жутковато.

Лето в пустыни России всегда жаркое и засушливое. Поверхность земли может нагреваться до 70 градусов, а температура в тени повышается выше 40. Осадки в этих краях – явление нечастое, а большая их доля приходится на весенний период и изредка на начало лета. Однако учитывая высокий уровень испарения, «зелёная пора» в пустынной части России длится не более месяца – буквально с апреля по май.

К наиболее интересным представителям растительного мира можно отнести: мятлик луковичный, способный при наличии влажности укрыть своим зеленым ковром обширные территории и саксаул, практически не имеющий листьев. мятлик луковичный саксаул

Злак элимус может достигать высоты в рост человека, он настолько пышно и мощно разрастается, что издали его можно принять за большой куст.

ЖИВОТНЫЙ МИР ПУСТЫНЬ и ПОЛУПУСТЫНЬ Разнообразие животного мира в этих краях впечатляет. Большая часть животных пустыни ведёт исключительно ночной образ жизни, таким образом, им удаётся уберечься от палящего солнца. В этих краях обитает множество тушканчиков, гекконов, удавов, песчанок, полевок, хомяков и сусликов, которые вплоть до захода солнца прячутся в своих глубоких норах. тушканчик серый геккон суслик

Крупные животные пустыни Из крупных животных можно выделить сайгаков – удивительных антилоп, которые способны развивать совершенно немыслимую скорость – до 80-ти километров в час. Благодаря действиям природоохранных структур этих редких животных, ещё недавно находившихся на грани полного исчезновения, удалось спасти.

Читайте также:  Сказки про елену прекрасную список

Не менее интересны и такие представители фауны, как: каракалы, джейраны, пустынные бараны и волки, верблюды и многие другие обитатели пустыни. Ещё одно удивительное животное – это корсак или степная лисица, невероятно хитрый зверь умеет притворяться мёртвым и с ловкостью захватывает чужие норы. каракал

Птицы В весенний период в пустыни России встречается очень большое количество птиц, которые слетаются сюда не только полакомиться многочисленными грызунами и змеями, но и для того чтобы вить гнёзда. Удивительно, но многие из них вьют гнёзда прямо на сухой земле, а единственной защитой птенцов от местных хищников служит их специфическая маскировочная окраска. К числу самых редких особей можно отнести: пеликанов, лебедей-шипунов, белых цапель, дроф, славок и пустынных курочек. Пустынная славка

Заповедники На сегодняшний день пустынные и полупустынные территории – это особо охраняемая природная зона России. Пустыня разделена на специальные заповедники, такие как Астраханский, Богдинско-Баскунчакский и Кавказский, а также на запасники – Ильменно-Бугровой, Степной, Пески Берли и многие другие природоохранные территории. Богдинско-Баскунчакский заповедник

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Номер материала: ДБ-886389

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «В пустыне»

Формирование у учащихся представления о природной зоне пустынь.

Развитие умений работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

Развитие речи детей, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе и правильного поведения в природе.

Форма проведения урока:

I. Организационный момент. (Слайд № 1).

Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому прикреплен круг. Они 3-х цветов: желтые, зеленые и красные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.

— Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.

II. Повторение пройденного материала.

— Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.

— Что мы с вами возьмем в дорогу? (воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи).

— Правильно, но еще нам нужно взять рюкзаки, куда мы сложим все знания, приобретенные в дороге и дневниковые записи. Мы должны четко представлять куда мы отправляемся. (Слайд № 2).

— Ребята, в какой природной зоне мы живем? (В зоне лесов) (Слайд № 3).

— Правильно, а на какие части делится лесная зона? (Тайга, смешанные леса и широколиственные леса).

— Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию? (Хвойные – тайга).

— В какой части лесной зоны расположен наш край? (Чувашия находится в зоне смешанных лесов в умеренном климатическом поясе).

— А знаете ли вы, какие леса занимают самые большие площади в Чувашии – березняки, сосняки или дубравы? ( Дубравы – 146 тыс. га).

Что вы можете сказать о климате в нашей республике? (Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето).

— Каков растительный и животный мир зоны лесов? (Растительный и животный мир зоны лесов богат).

— С чем связаны экологические проблемы лесной зоны? (С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса).

Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов? (Степи).

— Как называется промежуточная зона между лесом и степью? (Лесостепи).

А какой характерный признак степей? (Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра суховеи, которые переходят в пыльные черные бури).

— Хорошо. Что характерно для растений степи? (Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья).

А что является основным занятием населения степей? (земледелие).

— Верно, здесь самые плодородные земли. Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство).

III. Сообщение темы и задач урока.

— В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нас надо разгадать.

— В разгадывании кроссворда (Приложение1) помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках по природным зонам: Арктики, тундры, лесной зоны и зоны степей. (Слайд № 4).

— Прочитайте слово, получившееся в сетке кроссворда под № 7. (Пустыня). (Слайд № 5).

— А в путешествие в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга (Слайд № 6). Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские пустыни (Слайд № 7).

— Ребята, к вашим стульям прикреплен кружок, каждый со своим стулом отправится в ту каюту теплохода, где обозначен такой же круг на столе (Слайд № 8,9,10).

Читайте также:  Рассказ приставкина портрет отца распечатать

(Дети переходят в группы) (Звучит фонограмма звуки воды)

IV. Изучение нового материала.

— Давайте запишем в тетради тему: «Пустыни» (Слайд № 11).

— Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни (показ картин-плакатов) (Слайд № 13).

— От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова». (Слайд № 14).

— Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

Поверхность земли в пустыни.

Рассказ ученика по карте у доски.

— Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте). Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.

— Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые (Слайд № 17). Откройте учебник на страницу 123, там есть фотографии этих пустынь.

— Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают (Слайд № 20).

— Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно? (Слайд № 22). (Лучи солнца в пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие).

— Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться).

— Правильно. К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.

Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками (Слайд № 22).

— Ну, а теперь пора включаться в исследовательскую работу нашим ботаникам, зоологам и экологам. У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями. (Далее работа ведется в группах)

Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (страницы 123, 124). Книга «Растительный мир нашей страны».

Общая особенность растений.

Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

Значение в природе.

Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника (страницы 126 – 128), пластмассовые и деревянные фигурки разных животных пустыни, живая сухопутная черепаха.

Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

Значение в природе.

Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 129 – 131).

Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

Охрана редких растений и животных, заповедники.

— Итак, я вижу, многие исследователи готовы. Слово ботаникам.

Рассказ ботаников: (Слайд № 23)

— Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.

— Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, его еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья. (рисунок).

— Как вы думаете, почему? (из-за недостатка влаги).

Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну (Слайд № 25).

— А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

— Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка – это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

— В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерица быстрая, ящерица- круглоголовка (Слайд № 26). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши (Слайд № 27). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (Слайд № 28). Одни из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.

Читайте также:  Рассказ о разных животных на английском языке

— Самыми крупными животными считаются сайгаки (Слайд № 29) и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч). Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы (Слайд № 30), кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.

— Внимательно присмотритесь, здесь на бархане, кто-то прополз. Да это же черепаха! (Слайд № 31).

— Что вы знаете о ней?

Ученик I: Черепаха живет до 100 лет, из 60 лет – 55 лет она спит. Это растительноядное животное, маленькое кожа жесткая, сухая, плотная, чтобы меньше испарять влаги. Зачем ей панцирь? Под ним она спасается от врагов (шакалов, волков) – панцирь очень крепок. Черепаху можно увидеть только утром или вечером. Днем она прячется от жары в норах и углублениях в земле, в зарослях растений.

— Спасибо, ребята, за интересные рассказы.

— В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу – варана (показ на плакате), длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным «крокодилом».

— Ну, а я хочу рассказать об удивительном животном пустыни – верблюде (Слайд № 33).

— Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.

— Вот какие интересные животные обитают в пустыни.

— Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным скарабеем.

Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле (Слайд № 34).

— Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!

VI. Продолжение работы над новой темой.

— Отдохнули? Хорошо. Продолжим наше путешествие.

— Люди в пустынях живут уже много тысяч лет (Слайд № 35). В разных местах в пустынях живут разные народы: это казахи, русские, калмыки, дагестанцы, туркмены, узбеки, таджики, киргизы. На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя дает богатые урожаи. Главные культуры: фрукты, овощи.

— Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.

— Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми

— Некоторые животные, сильно истребленные, сохранились только в заповедниках: дикий осел кулан, джейран, хищный зверек перевязка, гигантский слепыш (показ рисунков).

— Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показ на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

— Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности.

— Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни и как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправлять свои ошибки.

VII. Закрепление изученного материала.

— Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?» (Слайд № 36) (Солнце – хозяин потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует – равнинная поверхность).

— А сейчас я предлагаю вам разобраться в схеме. Из предложенных растений и животных выбрать те, которые характерны для пустыни, «заселить» ими ландшафт (верблюжья колючка, варан, ушастый еж, жук-чернотелка, пестрый скорпион, кобра, тушканчик, двухгорбый верблюд, хлопчатник).

— А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира (Слайд № 37).

(Работа ведется самостоятельно в таблице) (Приложение3)

— Давайте составим схему экологических проблем пустыни (Слайд № 38). (Приложение4)

— Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).

— Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой – в Чувашию. Пересекаем границу, садимся на теплоход и держим курс на северо-запад (Слайд № 39) (Запись звуков воды).

— Вот и закончилось наше путешествие. Мы у себя дома (Слайд № 40,41), а пустыня все так же далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.

— А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги. (выставка книг)

VIII. Подведение итогов работы.

Выставление оценок учащимся.

IX. Домашнее задание (Слайд № 42).

Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Нарисовать, как ты представляешь пустыню – по желанию.

Источник

Познавательное и интересное