Маршрут-путешествие по родному краю
специалист в области арт-терапии
Добрый день, уважаемые гости нашего района. Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одно из самых живописных мест Промышленновского района.
И первая наша остановка – это с. Ваганово. Оно входит в состав Вагановского сельского поселения Промышленновского муниципального района. Основано в 1777 переселенцами из Европейской России и названо по фамилии первых поселенцев Вагановых. Расположено в западной части области в подтаежной зоне у подножия гор Салаирского кряжа при впадении Чебуры в реку Исток бассейна Ини.
Ваганово является опытной территорией научной деятельности Новосибирской сельхозакадемии. Здесь расположен один из крупнейших в западной Сибири животноведческий комплекс ОАО «Ваганово», в хозяйстве которого насчитывается 1200 дойных коров. Надой на одну фуражную корову составляет около 11 тыс. кг молока. Хозяйство имеет статус племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой, голштинской пород и овец романовской породы.
Предприятие насчитывает 50 тыс. га пашни.
На предприятие доставлены 612 нетелей голштинской породы, выращенных в Дании.
ОАО «Ваганово» получило статус племорганизации по трансплантации эмбрионов КРС.
Но не только этим славится с. Ваганово.
Сибирская тайга – самый большой лес на всей Земле, это царство хвойных деревьев, простирается на 1300 км. к югу от полярного круга. Основными представителями флоры являются ель, сосна, лиственница, пихта, кедр. Множество нетронутых уголков есть в тайге, куда не ступала нога человека, и природа здесь часто сохраняется в своем первозданном виде. Именно поэтому тайга издревле вызывала у людей священный трепет, становясь источником сказок, легенд, традиций и обрядов у коренных народов Сибири.
А теперь, дорогие друзья, мы с вами отправляемся дальше по нашему маршруту. И следующая остановка – озеро Танай, что в переводе с тюркского означающий Ата-Танай (Отец-Мать). В течение многих веков озеро было хорошим местом для жизни человека. Здесь проживали древние племена рыболовов, охотников, скотоводов.
В настоящее время здесь расположен горнолыжный курорт.
Сейчас озеро Танай – популярное место летнего отдыха кемеровчан, любителей природы, автотуризма, кемпинга и рыбалки. На берегах озера проводятся акции событийного туризма, фестивали. Формирование сопутствующей туристской инфраструктуры в окрестностях Таная и с. Журавлево связано с развитием горнолыжного комплекса Танай. Летом здесь предложат совершить конные и велосипедные прогулки, прыгнуть с парашютом, отправиться в Этнографический музей или удивительный Парк дикой природы, прокатиться на квадроциклах или порыбачить на красивом и большом озере Танай, которое располагается недалеко от курорта.
Прежде, чем вы познакомитесь со следующим пунктом нашего маршрута, давайте немного поиграем.
Итак, сейчас мы с вами оказались на Аэродроме Танай.
Это одна из лучших баз для занятия парашютным спортом в стране. В 2020 году здесь пройдёт чемпионат мира в данной дисциплине. Е жегодно на аэродроме совершается более 10 000 прыжков с парашютом. Аэродром «Танай» укомплектован самолётами типа Л-410 и АН-2. Весь лётный и инструкторский состав имеет необходимые навыки и большой опыт проведения спортивных соревнований как российского, так и международного уровней. «Танай» на постоянной основе является местом тренировок спортивной сборной России по парашютному спорту.
На базе аэродрома организованы ежегодные профильные смены детско-юношеских военно-патриотических лагерей «Десантник» и «Крылья». Ежегодно 1 500 подростков из Кузбасса и соседних регионов проходят здесь обучение. Ребята продемонстрировали навыки военно-прикладного искусства, которые они получают наряду с изучением практической аэродинамики, устройства самолёта, истории авиации и парашютизма.
Мы надеемся, что Вам понравилось наше путешествие и вы захотите приехать в наш район в гости.
Конспект ОД для подготовительной группы «Путешествие по родному краю»
Роза Хамзина
Конспект ОД для подготовительной группы «Путешествие по родному краю»
Конспект образовательной деятельности
для подготовительной группы
Образовательная область: «Познание с региональным компонентом»
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
-формировать умения правильно строить предложения,обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;
— дифференцировать понятия край — страна;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;
-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Интеграция полученных знаний,умений и навыков через образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка»;через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации.
Материал:Демонстрационный: картинный ряд, знаки по охране природы, карта России, карта Башкортостана, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка, флажок Башкортостана.
Раздаточный: ключ, знаки полезных ископаемых.
Словарная работа: Башкортостан, белоречане, полезные ископаемые,
Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Башкортостана»;
-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;
-создание в группе познавательного центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку по теме «Краеведение»;
-игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
—динамические упражнения — речь с движением.
-прослушивание музыкальных произведений.
Технические средства: Музыкальный центр.
Ход ОД:
-Здравствуйте, дорогие друзья! — Здравствуйте, дорогие гости!
-Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу?
-Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
-Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.
-Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).
-Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина!
А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса и сила, так о России писал поэт Сергей Есенин.
-И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.
-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).
-Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?
Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).
-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.
(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).
Ритмическое упражнение «Велосипед»:
Ед — ед — ед —едет мой велосипед?
Да — да — да — быстрая езда.
Али — али — али — нажимаю на педали.
Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.
— Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая».
-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту — это Россия, вот она, какая большая наша страна!
-Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
-Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша республика Башкортостан в окружении России, кажется сравнительно небольшой.
— Ребята, а здесь лежит записка, видно для нас.Давайте мы ее прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней башкирской земле. Ребята. А что вы знаете о вашем башкирском крае? Что означают слова Родина и малая родина? (Педагог повторно зачитывает каждый вопрос отдельно, а воспитанники отвечают).
-Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.
Наш Башкортостан — это республика, где мы с вами живем.
-Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (город Белорецк).
-Да, наш город — это и есть наша малая родина.
-Как, называют жителей нашего города? (Белоречане).
-А кто из вас, ребята, скажет, чем богата наша республика? (Полезными ископаемыми — это уголь, золото, руда, мрамор, нефть, газ и т. д.).
— Посмотрите, ребята, перед вами лежат знаки полезных ископаемых.Задание такое: возьмите по знаку, назовите, что это за знак и какую пользу он приносит людям? (Воспитанники берут знак и отвечают на поставленный вопрос).
-Ребята, а что я держу в руке? (Флажок нашей республики Башкортостан).Я предлагаю вам игру: «Знаешь — называешь и передаешь». Давайте с вами вспомним, какие города нашей республики мы знаем?
Игра «Знаешь — называешь и передаешь».
(Воспитанники передают флажок друг другу и называют города Башкортостана).
А сейчас, ребята,я хочу вам загадать загадку:
Наш край родной, наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом.
Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина).
-Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).
Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:
Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв.
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
(Прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
(Ходьба на носках, руки — в стороны).
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! (маршировать).
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).
Лес весенний увидали и к нему все побежали.
Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.
-Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это высокие горы, могучие леса, голубые ленты рек — все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).
-Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).
-А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу.
-Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.
Упражнение на дыхание «Аромат леса».
(Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»).
-Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т. д.).
-А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).
-Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, глухаря, рябчика, ворону, воробья и т. д.).
-Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, дубы, сосны и т. д.). (Появляется лесовичок).
-Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все — то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать!
(Воспитанники разгадывают ребусы и знаки по охране природы, предложенные лесовичком).
-А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми.
Гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).
Гостя вкусно угощала: — ну-ка, дятел, посмотри —
(Перемещать взгляд вверх-вниз).
Вот орехи: раз, два, три! — Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.
Мы не будем собирать их больших букетов.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,
То не будет красоты и не будет доброты.
Педагог:- Значит, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой.
-Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).
-Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, и полезными ископаемыми. Но, главное богатство земли башкирской — это люди, которые добывают полезные ископаемые, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.
-Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).
(Варианты значков: «солнышко» — на душе светло, радостно; «тучка» — на душе пасмурно).
Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок — вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад. (Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).
Воспитанники уезжают на «автобусе»,проговаривая ритмично слова:
Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,
И его на остановке с нетерпением все ждут.
Маму с папой на работу отвезет за пять минут.
Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.
Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.
(Лесовичок — машет им рукой).
Сценарий мероприятия «Путешествие по родному краю. Белгородчина. Валуйки» Ведущий. Дети, сегодня мы с вами отправимся в поход по нашему родному краю. В мире очень много красивых мест, но самые лучшие места, где.
Сюжетно-ролевая игра «Увлекательное путешествие по родному краю. Река Белая» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Росинка» комбинированного вида г. Ишимбай муниципального.
Фотоотчет об экскурсии по родному краю Морозным ноябрьским деньком мы с ребятами старшей и подготовительной к школе группе отправились на очередную экскурсию по родному краю.
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) «Экскурсия по родному краю» Цель: Закрепить знания детей об Алтайском крае, богатстве растительного и животного мира края и кулундинской степи, о достопримечательностях.
Конспект НОД «Путешествие по родному краю. Дагестан» (средняя группа) Задачи: Образовательные: 1. Расширить представление детей о малой Родине – республике Дагестан. 2. Продолжать знакомить с национальностями.
Конспект квест-игры «Путешествие по родному городу» для старшей группы Квест-игра «Путешествие по родному городу» (старшая группа) Цель: воспитание у детей чувства любви, гордости за свою малую Родину, и привязанности.
Методические рекомендации для воспитателей: «Народное творчество и любовь к родному краю» В условиях духовного возрождения общества стала ведущей реализация идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепления.
Семинар-практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю» Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю». Подготовила:.
Воспитать любовь к родному краю Воспитать любовь к родному краю «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в.
Конспект экологического квеста для детей 5–6 лет «Путешествие по родному краю» Цель: формирование интереса к природе родного края через совместную деятельность взрослых и детей. Задачи: •расширять представления детей.
Путешествие по родному краю
Просмотр содержимого документа
«Путешествие по родному краю»
МБОУ Поповская ООШ
Внеклассное мероприятие «Путешествие по родному краю»
(для начальных классов)
Составитель: Серова Надежда Васильевна
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, очень актуальная на сегодняшний день.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в формировании личности каждого ребенка. Частица любимой отчизны, дорогие сердцу места… Но, мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатство природы, культуру, традиции. Все это относится и к нашим родным местам – Верхнедонской земле.
Изучение родного края способствует воспитанию настоящих патриотов, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской деятельности.
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения родного края через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Для достижения цели и задач используются технологии коммуникативно-игрового, проектно-исследовательского обучения. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. В разнообразной практической деятельности школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 10-13 лет. Мероприятие предусматривает участие каждого ребенка как на занятии, так и в предварительной подготовке. В подборе материала, нужной информации помощь детям могут оказать работники библиотеки, родители. Презентацию можно использовать на уроке «Окружающий мир» при изучении регионального компонента.
В ходе мероприятия обучающиеся смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах деятельности, могут испытать радость успеха.
Цель: посредством игры и проектной деятельности углубить знания детей о родном крае
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— расширить кругозор детей;
— развивать коммуникативные навыки, интеллектуальные, творческие способности детей, умение совершенствоваться в коллективе, самостоятельность;
— воспитывать любовь к родному краю, причастность к родным истокам, чувство гордости за свой родной край, желание сделать его еще краше, богаче;
— привлекать родителей к участию в решении воспитательных задач школы и организации семейного досуга.
— поиск необходимой информации по родному краю;
— подготовка участников художественной самодеятельности;
— подготовка рисунков, оформление фотовыставок;
— конкурс стихотворений «Мой край»;
— подготовка раздаточного материала для конкурсов;
— обеспечение призами и сувенирами;
— техническое и музыкальное оформление программы;
— рисунки, стенды, плакаты: «Солнечная поляна», «Экологический»; муляжи грибов, корзины; карточки с заданиями; проигрыватель, технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.
группа «Юные художники»,
историк, биолог, эколог (можно привлечь учителей школы),
Звучит песня «Верхнедонье мое». Показ слайдов из презентации «Верхнедонье»
Презентация «Родные милые места. Путешествие по родному краю»
Ведущий. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же он неразрывно связан и со своею родиной – местом, где он родился и вырос.
Светлые березовые рощи, прохладные сосновые леса, бескрайние степные поля, широкая, спокойная и таинственная гладь реки, лесные озера и овраги, заросшие кустарником… Чего только нет в нашем краю!
Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле. Ребята, а в чем вы видите красоту родного края, за что вы его любите и цените?
Дети из творческой группы читают стихотворения о родном крае донских писателей и свои собственные стихотворения.
Как странно это слышать
Ведь каждый человек свой любит край
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река,
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит
И выйдет с берегов река – в апреле.
Я много мест видала.
И можно хоть пол мира обойти
Но ближе и родней родного края
Я думаю, мне больше не найти!
Люблю свой край, простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль гонимый
Низовым ветром до утра.
Вокруг простор степи бескрайней
Весь зеленеющий в цветах, и аромат необычайный
В глубоких тает небесах.
Ты самый лучший, в целом мире нету!
Я знаю и люблю твой каждый уголок
И в сердце я храню
Мой маленький мирок.
И на каком краю страны я б ни был
(Лобов Влад, Поповская ООШ)
Небо синее надо мной
Лес осенний, золотой,
Гладь речная над водой.
Красота, хоть песню пой!
Солнце, ветер и луна.
Шелест лип, берез и сосен.
Дождь слепой весной и осенью
А над Доном – красота.
Радуги огромный мост.
Детский смех, ладошки вверх,
Как же счастлив человек!
(Топольсков Павел, Поповская ООШ)
Ведущий. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая, но в то же время хрупкая и легко ранимая. Мы совершим путешествие по родному краю, делая привалы, остановки:
1 остановка «Следопыты»
2 остановка «Мир растений»
3 остановка «Мир животных»
4 остановка «Берегите природу!»
Ведущий. А сейчас я представлю участников двух команд (команды выкрикивают название и девиз). Оценивать участие в конкурсах будет уважаемое жюри. Внимание, отправляемся в путь. А чтобы нам было веселее шагать, исполним песню «Вместе весело шагать по просторам»
Исполняет вокальная группа
Нам природа – дом родной,
Пойте звонче, пойте звонче.
Будем счастливо мы жить все под небом.
Синим небом и под солнцем.
Вот ручей шумит и солнце улыбается,
А зеленый лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звезды падают.
Это все мой край родной, он сердце радует.
И куда бы не пошел я по краю,
По родному я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Все я знаю, замечаю.
Первая остановка «Следопыты» или «Из истории Донского края»
Историк. Территория Ростовской области чаще именуется Землей Донской. Она раскинулась почти на 55 км от Калачской возвышенности на севере до раздольных Кубанских степей на юге, от древнего Лукоморья на Западе до полупустынь Калмыкии на востоке. Когда в южных районах области уже идет весенний сев, то на севере ее поля еще покрыты снегом. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон, который несет в своих волнах «историю и жизнь народов», а поэтому и называется наш край Землей Донской. Прекрасно выразил любовь к родной земле М.А.Шолохов:
«… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь».
Как называли Подонье древние греки и римляне? (Танаисом, Скифией, Сарматией)
Как называлась территория донского края в ранее средневековье? (Диким полем)
Всем известны строки поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
У Лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том…
А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?
(Лукоморье – старинное название Таганрогского залива, Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук)
В народных песнях и сказаниях Дон часто называют «Ивановичем». Почему? (В недалеком прошлом наша река вытекала из Иван-озера, расположенного близ города Новомосковска Тульской области)
Угадайте уникальный уголок природы Верхнедонского района Слайд №8
Это интересно! (информационная группа)
Каменный лес – это самая необычная достопримечательность нашего края, это своеобразное окно в прошлое нашего края. Его появление связано с Днепровским оледенением, которое состоялось 10-12 тысяч лет назад. Видимо, один из языков ледника продвигался по древней долине Дона и оказался на западе нашего района. На нашей равнинной местности каменный лес удивительным образом напоминает горный район.
Какая птица является символом нашего края? Слайд №10
Вторая остановка «Мир растений»
Ботаник. Богат и разнообразен растительный мир нашего края. Широкой полосой тянутся луга и поля. Ярко-зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами. Под дуновением ветра травы колышутся, по зеленому морю пробегают волны. В нашем районе есть особо ценные лесные массивы – биологические памятники природы; Песковатско-Лопатинский лес, Белогорское урочище, «Калинов куст», «Донецкое», «Карпов лес». Эти уникальные памятники природы отличаются высоким уровнем разнообразия растительного мира, в них произрастают многие виды растений, внесенных в Красную книгу Ростовской области и Российской Федерации.
Отгадайте название растений
Какое растение в народе называют шелковой травой? (ковыль) Слайд №12
О каком растении Дона пишет А. Сафронов:
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета.
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром (бессмертник) Слайд №13
Растение с плавающими на поверхности воды листьями и желтыми цветами, занесено в Красную книгу (кубышка желтая) Слайд №13
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдешь
Хоть не красный он, а синий
Все ж на звездочку похож (василек) Слайд №14
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят (колос) Слайд №15
Угадай растение по иллюстрации Слайд №16
В Ростовской области сохранился свидетель лесной мощи Дона. Что это за свидетель, где он находится? (Это дуб-великан, растущий в 3 км от станицы Вешенской) Слайд №17
« Лесной богатырь» (информационная группа)
Дуб среди деревьев, что лев – царь среди зверей, что орел – царь среди птиц! Дуб – летописец, дуб – красавец, дуб – богатырь! Крепкий, сильный неохватный, живой свидетель истории. Дуб олицетворяет мужество и стойкость человеческую. Долго живут дубки! К примеру живет еще дуб – ровесник Москвы, а в Литве есть дуб, которому более 2000 лет! В Ростовской области вблизи станицы Вешенской растет дуб, которому 400 лет. Непростое это дерево-дуб! Свет, солнышко и тепло любят, холодов боится, а почва ему лучше всего плодородная подходит. Вот почему дубки ближе к югу отходят. А уж как дубочек солнышко любит! Пока подрастает, столько солнечной энергии набирает, как никакое другое дерево, так что дубок можно и впрямь солнышком деревянным величать.
Ведущий. Иногда в наших лесах встречаются болотистые места. Игра «Перейди болото».
Необходимо перейти от одной поляны на другую, прыгая по кочкам, нарисованным на полу. Выигрывает команда, которая быстрее и качественнее преодолеет препятствие (игра проводится под музыку)
Третья остановка «Мир животных»
Ведущий. Животный мир нашего края богат и разнообразен. Сейчас мы с вами постараемся угадать животных по их описанию и иллюстрациям.
Кто в животном мире может долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (еж) Слайд №19
Какая самая крупная рыба в Дону? (Белуга) Слайд №20
Это интересно! Слайд №21
Самая крупная рыба в Дону – белуга. Ее обычный вес от 33 до 200 кг. В мае 1951 года у Ростова-на-Дону была поймана белуга весом 708 кг. А в 1977 году во время замора была обнаружена белуга длиной 7м и весом 1т500кг.
Назовите самую маленькую рыбку Дона (самая маленькая рыбка – бычок-бубырь, его длина 3-4 см, а вес – менее 1г) Слайд №22
У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, он достигает 15 см) Слайд №23
Какое самое прожорливое животное? (Это землеройка – крошечный зверек, похожий на мышь, но отличается от нее вытянутым в длинный хоботок носиком. Без пищи не может обходиться ни одного часа. Вес съеденного за сутки превышает ее собственный вес в несколько раз) Слайд №24.
Какое животное называют «речным водяным» Донских водоемов? (сом)
Это интересно! Слайд №26,
Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку (бобр) Слайд №27
Земноводное животное. Не шагом ходит, не бегает, а прыгает (лягушка Слайд №28
Эта ставшая редкой птица похожа на курицу, но имеет сильно развитые ноги. Во время опасности может очень быстро бегать. Летает тяжело, делая резкие взмахи громадными крыльями (дрофа) Слайд №29
У нас на Верхнем Дону водится очень редкое животное, современник ящеров. Тело его одето в густой коричневый мех с серебристым отливом. Отличается удлиненным носом-хоботком. Обитает в водоемах. Занесено в Красную книгу Ростовской области и Российской Федерации (выхухоль). Слайд №30
Командам раздаются карточки. За определенное время нужно найти как можно больше спрятавшихся птиц. Слайд №31 «Проверь себя»