Рассказ о раскольникове преступление и наказание кратко

Сказки

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Источник

Биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, судьба, жизненный путь

Раскольников.
Художник
П. Боклевский

История жизни бедного студента Раскольникова является центральной сюжетной линией в романе «Преступление и наказание». Все события в романе так или иначе связаны с Раскольниковым и его семьей.

В этой статье представлена биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, жизненный путь, судьба героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: история жизни, судьба, жизненный путь

Родион Романович Раскольников — молодой человек 23 лет, красивый, образованный и умный. Он является бывшим студентом юридического факультета Петербургского университета.

Некоторое время назад Родион Раскольников, отучившись около 2 лет в университете, бросил учебу из-за нехватки денег. Также он перестал давать частные уроки, из-за чего впал в нищету. Любопытно, что еще во время учебы в университете Раскольников полгода содержал своего больного друга, который позже умер, и ухаживал за его больным отцом. Также за несколько месяцев до преступления Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух детей из пожара (см. Подвиги Раскольникова).

В начале романа мы уже встречаем Раскольникова, впавшего в апатию и тоску. Он много времени проводит в своей комнате, размышляя о жизни. В конце концов он изобретает собственную теорию «об обыкновенных и необыкновенных людях». Согласно этой теории Раскольникова, великие люди идут к своей цели любой ценой, не волнуясь о нравственности поступков. Также, согласно этой теории, в мире есть и другие люди — обыкновенные, «люди-материал», которым суждено быть лишь толпой без своего мнения.

В конце концов Раскольников решает проверить свою теорию на деле и таким образом доказать себе, что он сам не является «тварью дрожащей», а напротив, является великим, особенным человеком.

Одержимый своей теорией, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее младшую сестру Лизавету. Он грабит имущество старухи и скрывается незамеченным с места преступления. После убийства он впадает в болезненное состояние, его мучают душевные терзания. В итоге молодой человек не использует награбленное и просто прячет его под камень в одном из дворов Петербурга.

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что его теория потерпела крах, потому что истинно великие люди не задаются вопросами о своем величии, а просто действуют несмотря ни на что.

Раскольников после преступления

После преступления Раскольников некоторое время скрывается от правосудия. Однако умный и проницательный следователь Порфирий Петрович догадывается, что именно Раскольников виновен в преступлении. Следователь психологически давит на молодого человека и мучает его своими уловками.

В этот период Раскольников знакомится с Соней Мармеладовой, «девушкой непристойной профессии». Раскольников находит в Соне родственную душу, такую же грешную и глубоко страдающую.

В конце концов молодой человек делает явку с повинной в полицию. После этого его отправляют на 8 лет на каторгу в Сибирь. Вслед за Раскольниковым в Сибирь отправляется и Соня. В Сибири девушка всячески поддерживает друга и помогает ему.

Мать Раскольникова умирает вскоре после суда над сыном. Сестра Раскольникова Дуня выходит замуж за его друга Разумихина. Дуня и Разумихин собираются однажды переехать в Сибирь, чтобы быть ближе к Раскольникову.

На каторге в душе Раскольникова происходит переворот: он наконец понимает, насколько ему дорога добрая и кроткая Соня. Вероятно, молодой человек в конце концов раскаивается и в своем преступлении. Соня и Раскольников ждут конца каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

Это была биография Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: история жизни, судьба героя, его жизненный путь.

Источник

Родион Раскольников

Родион Раскольников. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.

Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.

Описание героя

Биография, внешность

Раскольников – молодой человек в возрасте двадцати трех лет, до недавнего времени – студент юридического факультета университета. Из близких родственников у юноши есть мать, Пульхерия Александровна и сестра Дуня, которые живут в Рязанской губернии. Отец Раскольникова давно умер, умер и младший братик Родиона, не доживший до полугода. Почти три года Раскольников не видел родных, поэтому в письмах, которые он получает от матери, сквозит тревога. Пульхерия Александровна переживает, не поддался ли ее Родя «новейшему модному безверию», не оставил ли он веру в «благодать Творца и Искупителя нашего?»

Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.

Характеристика личности

Уход из университета негативно отразился как на внутреннем состоянии, так и на внешнем виде героя. На него навалилась тяжелейшая депрессия, он постоянно пребывал «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Сутками он мог не покидать свою каморку, похожую на гроб, а если и появлялся на улице – сразу привлекал внимание прохожих своим опустившимся видом. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Из-за отсутствия денег Родион давно перестал платить за квартиру, поэтому старался как можно реже попадаться на глаза хозяйке.

Эта ситуация была настолько унизительна для Раскольникова, что в нем постепенно нарастало злобное презрение ко всему окружающему, а в глазах все чаще появлялось выражение «глубочайшего омерзения». Все эти признаки указывали на то, что всей его сущностью начинала овладевать пока еще неясная, но навязчивая идея.

Читайте также:  Рассказ когда я был маленьким сочинение

Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.

Зарождение теории Раскольникова

Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.

Примерно шесть месяцев назад, в то самое время, когда Раскольников решил оставить университет, его посетила мысль написать статью. Темой для нее он выбрал психологическое состояние преступника и назвал ее «О преступлении». Спустя несколько месяцев она была опубликована в газете «Периодическая речь». Весь смысл статьи сводился к тому, что все люди делятся на две категории: низшую и высшую. К низшей принадлежит большинство, которое Раскольников называет материалом для воспроизведения себе подобных. В высшую входят собственно люди, способные привнести в общество что-то новое, благодаря своим талантам. Подвластные люди из низшей категории призваны приумножать численность людских особей, быть послушными и не нарушать законы. Представителей высшей категории Раскольников называет «законодателями и установителями человечества». Ради идеи этим избранным властителям дается право перешагнуть «через кровь», преступить закон, ликвидировать любое количество людей, чтобы «сделать известными свои открытия всему человечеству».

Вопрос, который не дает покоя Раскольникову, заключается в следующем: к какому разряду людей принадлежит он сам? Его восхищают Наполеон и Магомет. Они грешили, уничтожали огромное количество людей, но не только остались безнаказанными, но и вошли в историю, как великие личности. Обычные люди не способны на такие поступки. Само устройство мира предполагает попрание подвластных людей «Наполеонами». Фигура «сверхчеловека» Бонопарта становится для Родиона символом его теории. Обсуждая статью Раскольникова, Разумихин и Порфирий Петрович ужасаются ее античеловеческой идеологией и приходят к выводу, что его теория страшнее военной доктрины, где официально разрешено «кровь проливать».

Принятие решения

Услышанный разговор и теория «крови по совести» – все это постепенно начинает приобретать черты пока еще туманного плана. Одолеваемый мыслями, Родион идет в трактир, где знакомится с Семеном Мармеладовым. Его пьяная исповедь и поразившая Родиона история Сони, письмо матери, в котором сообщается о вынужденном замужестве Дуни, доводит молодого человека до крайности и обнажает «старые, наболевшие, неразрешимые» проблемы.

Ночью Раскольникову снится сон, в котором он возвращается в детство, и во время прогулки с отцом становится свидетелем жестокого убийства тщедушной лошадки. Эта сцена настолько шокирует Родиона, что он просыпается, полный решимости отказаться от своего плана. Но в этот же день узнает, что вечером Алена Ивановна будет дома одна. Это известие ставит последнюю точку в его сомнениях. Он бредет в свою убогую клетушку, «как приговоренный к смерти». Его воля, рассудок, свобода остаются где-то за пределами сознания. В день убийства он, словно ведомый чьей-то рукой, не в силах сопротивляться, переступает порог дома своей жертвы.

Терзания Раскольникова

Убийство процентщицы и ее ни в чем не повинной, к тому же, беременной сестры Лизаветы заставляет Раскольникова вновь и вновь пережить огромное потрясение. Теперь он оказывается «по ту сторону добра и зла», словно разделенный с остальным человечеством огромной пустыней. Внезапно он осознает весь трагизм своего предстоящего одиночества, у него развивается четырехдневная нервная горячка. Собрав последние силы и одолев лихорадку, он в полубреду выходит на улицу с одной только целью: решить все одним разом. Но при виде оживленной уличной толпы, к нему вдруг возвращается острое желание жить. «Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить!» Вернувшись домой, он начинает молиться, но становится смешон самому себе. Его вновь захлестывает волна безысходности, сейчас он желает только одного – уединения.

Раскольников и Соня Мармеладова

Раскольников терзается не столько от того, что лишил жизни процентщицу и ее сестру, сколько от осознания, что оказался слабым и неспособным перенести последствия этого преступления. Его преследуют не угрызения совести, а мысль, что он не имел никакого права «переступать», оказавшись таким слабым по своей природе. Самобичевание и страдания доводят Раскольникова до полного изнеможения. Он начинает понимать, что не сможет самостоятельно выбраться из этого кошмара и в отчаянии идет к Соне Мармеладовой. Девушка не отвергает его после признания, а, наоборот, с участием выслушивает и дает совет пойти на площадь и покаяться перед людьми. «Убивать? Убивать-то право имеете?» – спрашивает она его. Непреложная истина Сони заключается в том, что каждый человек – божье создание и его жизнь неприкосновенна. Соня сама находится в нелегком положении, но она черпает силы из Библии и делится ими с Раскольниковым, у которого эти силы отсутствуют.

Соня терпеливо разъясняет Родиону, насколько важны любовь и жертвенность по отношению к людям, что лишь любовь может отогреть человеческую душу и вернуть смысл жизни. Раскольникову чужда теория Сони, и он долгое время сопротивляется ее доводам. Но ей удается на примере своей собственной жизни доказать свою правоту. Родион начинает верить девушке и вскоре осознает полную несостоятельность своей теории, что подтверждается его словами: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?» Именно Соня, юная девушка, почти ребенок, оказывается спасительницей измученной души Раскольникова и выводит его на путь раскаяния. После приговора она не оставляет его и следует за ним на каторгу, чем еще больше укрепляет в Раскольникове веру в любовь. Герой окончательно осознает, что выбранный им путь был ошибкой, теперь же перед ним открывается другой путь – возрождение через страдания, путь, который приведет его к духовному очищению.

Роль героя в произведении

Создавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы. Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление. Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».

Развитие героя по мере сюжета

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Прототипы

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Историческими прототипами Раскольникова являются французский император Наполеон и Магомет. Но автор при создании образа своего героя взял не характеры этих исторических личностей, а их идеи, которые пропагандируют «право сильной личности».

Литературными прототипами героя являются: персонаж из Библии Иов, который так же, как и Раскольников олицетворяет собой бунт против несправедливости; персонажи произведений Байрона (Корсар, Манфред); пират романа Ж. Санд Ускок, который разбогател путем преступления; Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное»; пушкинский Германн из «Пиковой дамы», стремящийся разбогатеть, убив старую графиню и некоторые другие персонажи произведений разных авторов.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев. К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре. В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.

Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.

Актеру настолько убедительно удалось войти в образ Раскольникова, что создается впечатление, как будто он сам прожил жизнь этого героя. Ему замечательно удалось передать характер и эмоции Родиона, особенно восхищает талант актера в эпизоде с лихорадкой. Раскольников Тараторкина – это идеальное попадание в цель. Это тот самый Родя, которого одолевают сомнения «тварь он дрожащая или право имеет», а передача состояния героя после убийства – пик мастерства Георгия Георгиевича. Глядя на игру Тараторкина, видишь того самого Раскольникова, которого так стремился представить читателю Ф.М. Достоевский.

Источник

Характеристика Раскольникова из романа «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», недоучившийся студент. Действие романа происходит в Санкт – Петербурге в девятнадцатом веке.

Краткая характеристика Раскольникова

Начиная читать эпопею «Преступление и наказание», мы видим Родиона Раскольникова. Историю главного героя автор рассказывает с особым размышлением.

Читайте также:  Рассказ чехова пересолил краткое содержание для пересказа

Описание образа героя начинается с первоначальной главы. Раскольников был молодым парнем, который переживал жизненные трудности. Он был замкнутым и всегда ходил с мрачным видом.

Ранее Родион учился в университете на юридическом факультете. Из университета Родиона давно отчислили. Он жил в крошечной и мрачной комнате, которая была в плохом состоянии. Родион ходил в изношенной и старой одежде. У него не было денег отдать долги и оплатить квартплату и обучение.

Автор характеризует героя постепенно. Несмотря на бедность, Раскольников был привлекательным парнем. У него были темные глаза и волосы. Родион был худощавого телосложения и высокого роста.

По характеру он отличался независимостью, гордостью и умом. Парень стал замкнутым из-за плохого материального положения. Общение с людьми повышало в нем злобу и гнев. Любую помощь он воспринимал как унижение.

Ему было плохо. Отняв у человека жизнь, Родион стал сторониться общения с другими людьми. Раскольников был на грани сумасшествия. Его единственный друг хотел понять и помочь ему. Раскольников отказался от помощи.

После преступления Родион стал помогать чужим людям. Жизнь Раскольникова разделилась на 2 части. Родион не чувствовал себя преступником и не признавал своей вины. Герой пытался запутать инспектора, который вел дело об убийстве. Герой лишился сил из-за постоянной лжи и напряжения.

Герой вновь приобрел веру в жизнь после знакомства Соней Мармеладовой. Соне было 18 лет, и она жила в полной бедности. Девушка была вынуждена жить и работать по желтой карточке. Заработанные деньги она отдавала семье.

Несмотря на свою работу, Соня была доброй и миролюбивой. Любовь девушки спасла Родиону жизнь. По совету девушки Раскольников признался в преступлении и отправился на каторгу. Раскольников не верил в бога. Соня считала, что счастье дается после получения наказания. Терпение и забота Сони помогли парню начать жизнь заново.

Образ Родиона Раскольникова

Образ Раскольникова является одним из самых сложных и противоречивых образов классической литературы, вокруг него — всегда споры и диаметрально противоположные мнения.

Раскольников – привлекательный молодой человек с тонкими чертами лица. Глаза у него темные, волосы – темно – русые. Высокий, стройный, статью похож на свою сестру, красавицу Авдотью Романовну. И даже, в чем-то, не хуже, как думает о нем его мать: лицо и глаза – прекрасные.

Он очень неглупый. В его статье о психологическом состоянии преступника во время приготовления и совершения преступления рассматриваются совершенно необычные трактовки возможности совершать преступления различными лицами: выделение необыкновенных людей, которые могут делать все.

А точнее, разрешить совести «перешагнуть» через что-то, если идея потребует это. Это — люди будущего, которые смогут сказать «новое слово» в отличие от просто низших и любящих послушание людей. Да, это настоящие «господа» будущего, и пусть они разрушают, но они разрушают настоящее во имя будущего. Им это дозволено, и даже дозволена или «разрешена» кровь. Очевидно, что и себя он причисляет к этой высшей группе.

Для Раскольникова материальные факторы ничего не значат – он задавлен бедностью, но она его не тяготит. Ему нет никакого дела до простых и обыденных вещей: что надеть и что поесть. Он одет плохо, но ему не стыдно.

И когда люди обращают внимание на его жуткую шляпу-цилиндр, то его беспокоит только то, что по этой шляпе его легко смогут вычислить после преступления, а не то, что она старая и грязная. Взятый у убитой старухи кошелек он, даже не проверив его содержимое, хотел выкинуть в воду.

Но и о душе Раскольников мало беспокоится: он не продумывает, что его ждет потом, после совершения преступления. Он живет за счет матери и сестры, но это его не тяготит. Он совершенно не верит в Бога: совершает страшный грех, подведя под это философский базис.

Раскольников не жадный и добрый: учась в университете, помогал посильно больному товарищу, а после того, как товарищ умер, помогал его отцу, хотя больших доходов никогда не имел. Во время пожара вынес из огня чужих детей, хотя и получил ожоги. Отдает последние деньги Катерине Ивановне на похороны.

Действия Раскольникова часто не понятны окружающим: зачем он хотел полтора года назад жениться на дочери хозяйки, больной и некрасивой бесприданнице? Любви там не было, к особенной жалости Раскольников тоже не склонен, так зачем хотел жениться?

Раскольников высоко себя оценивает, на первом месте у него только «я». И ему, в сущности, не никакого дела до матери и сестры. И позже, он ведет себя, как хочет: живя в Сибири, он не поддерживает никаких отношений с матерью и сестрой.

И только тихая Соня находит силы и время, чтобы написать о нем матери и Дуне с Разумихиным. Иногда, по мнению того же Разумихина, он может быть просто бесчеловечным. Живя в остроге и продолжая думать, он приходит к выводу, что его мысль – не глупее других. И, следовательно, он прав.

Он не позволяет себе насмешек над окружающими не потому, что уважает их, а потому, что у него «нет времени «отвлекаться на пустяки» — ему надо делать важную работу, думать, осмысливать, готовиться, подводить почву, оправдывать себя.

Достоевский называет его мономаном, и это, наверное, самое хорошее, что может сказать автор о своем детище. Если копать глубже, то напрашиваются другие выводы, да плюс еще галлюцинации (хозяйку бьют). Да, действительно, у него есть «сверхценная идея», его мания, мечта, главная мысль своей жизни, которую он вынашивает и лелеет.

А все, что мешает ее воплощению, он отсекает от себя: мать может узнать о его преступлении, поэтому надо прекратить видеться с родными. Для воплощения идеи хорош любой способ, даже такой кровавый. И последнее: нет раскаяния. Да и в чем раскаиваться? Мечта сбылась, а старушонка так вообще никому не была нужна, что тут жалеть.

Можно ли оправдать жестокость Раскольникова

Как часто люди сталкиваются с жестокостью. Относятся этому по-разному: одни осуждают, другие пытаются найти оправдания, третьи остаются равнодушными. Как правило, равнодушны или ищут оправдания те, которые не испытали влияние жестокости на себе. Как бы там ни было, но вопрос, можно ли оправдать жестокость всегда остается актуальным. Я думаю, что все из-за того, что на него нельзя найти универсальный ответ.

Все зависит от того, что стало причиной жестокости. Некоторые люди просто наслаждаются, причиняя боль другим, относясь к ним грубо. Если жестокое поведение – способ получить удовольствие, запугать другого человека, показать «кто в доме хозяин» или отомстить, оправдать ее никак нельзя. Если же жестокость – мгновенный порыв, к которому человека вынуждают серьезные обстоятельства, объяснить ее можно.

Представьте себе, отец видит, как его ребенка сбивает автомобиль. Потом оказывается, что водитель пьян. Думаю, первое желание отца отомстить за своего ребенка, причем отомстить жестоко. И эту жестокость можно оправдать, ведь можно понять состояние отца. Бывает и такое, что человек проявляет жестокость к другим только из-за того, что завидует их успехам или хочет показать свою «силу». Разве такую жестокость можно оправдать? Я думаю, что нет.

На поставленный вопрос помогут ответить произведения русских и зарубежных писателей. Для этого стоит проанализировать мотивы жестокого поведения героев, результаты его. Читая роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, наблюдаем за тем, как ожесточается сердце главного героя Родиона Раскольникова.

Сначала молодой человек поражается жестокостью окружающего мира, наблюдает за тем, как она делает людей несчастными. В какой-то момент у него возникает желание отомстить за все обиды. И месть герой выбирает страшную – убийство старушки-процентщицы.

Разве на такой шаг может решиться добрый человек? Я думаю, что нет, поэтому и считаю, что Родион стал жестоким под влиянием обстоятельств. Молодой человек убивает старуху, но жить с этим спокойно не может. Он раскаивается и, благодаря поддержке Сони Мармеладовой, становится на путь исправления.

Жестокость Родиона можно объяснить. Герой понимает, что такие люди, как старуха-процентщица, Мармеладов – причина бед таких, как людей он. Наблюдая за тем, как живут его родственники, Соня Мармеладова, Раскольников чувствует, как гнев в нем возрастает, порождает жестокость.

Таким образом, жестокость можно оправдать, если она вызвана действительно серьезными причинами. Но это единичные случаи, чаще жестокость заслуживает только осуждения.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории.

Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Описание образа с цитатами

Родион Романович Раскольников является бедным молодым человеком. По происхождению он, судя по всему, является мещанином:

“Был он очень беден…” (часть 1 глава IV)

“…у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках.” (часть 5 глава IV)

“Мать у меня сама чуть милостыни не просит…” (часть 2 глава III)

Возраст Родиона Раскольникова — 23 года:

“…к тому же и двадцать три года сказались.” (часть 6 глава VII)

Он родился и вырос в провинции, вероятно, в Р‑й губернии (вероятно, имеется в виду Рязанская губерния). Семья Раскольникова состоит из его матери Пульхерии Александровны и младшей сестры Дуни. Отец Раскольникова умер несколько лет назад:

“Через минуту явилось письмо. Так и есть: от матери, из Р — й губернии.” (часть 1 глава III)

На момент повествования Раскольников уже 3 года живет в Петербурге:

“…я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции…” (часть 2 глава I)

О внешности Раскольникова известно, что он красив, высок и строен. У него прекрасные темные глаза, темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами:

Читайте также:  Рассказ на ночь для детей 6 7 читать короткие

“…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.” (часть 1 глава I)

“…в тонких чертах молодого человека…” (о лице героя, часть 1 глава I)

“…не опуская черных воспаленных глаз своих…” (часть 2 глава I)

“И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки…” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

Раскольников одевается очень бедно, его костюм ужасно поношен:

“Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.” (часть 1 глава I)

“Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет. ” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“…строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья…” (часть 1 глава IV)

“…удивляясь, что такой оборванец и не думает стушевываться…” (часть 2 глава I)

“…старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова…” (часть 2 глава III)

Он носит очень широкое пальто, похожее на мешок:

“.…снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье)…” (часть 1 глава VI)

“…так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи…” (часть 1 глава VI)

Раскольников носит высокую круглую шляпу, изношенную и уродливую. Одежда Раскольникова так бедна, что однажды на улице незнакомая купчиха принимает его за просящего милостыню и дает ему двугривенник (20 копеек).

Несмотря на свои нищий костюм, он ходит с гордой осанкой по улице:

“…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…” (часть 2 глава I)

Раскольников живет в съемной комнате (каморке) в доме Шиля в Петербурге. Его жилище настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб.

Раскольников является бывшим студентом. За несколько месяцев до событий, описанных в романе, он из-за нехватки денег бросает учебу на юридическом факультете Петербургского университета.

Когда Раскольников учился в университете, он занимался уроками, не жалея себя, но при этом почти не имел товарищей и всех сторонился. За это однокурсники уважали, но не любили его:

“Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.” (часть 1 глава IV)

Также Раскольников раньше подрабатывал, давая частные уроки детям, но в конце концов оставил эту работу. Он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе. Из-за нищеты он уже четвертый месяц не платит за аренду жилья:

“…ты уже не студент, уроков и костюма лишился …ты, с своей стороны, забился в угол и ничего прежнего не поддерживал…” (часть 2 глава III)

“…я уроки потерял и не плачу четвертый месяц…” (часть 2 глава I)

“И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего…” (часть глава)

Родион Раскольников является умным и талантливым человеком, по мнению его матери:

“Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом.” (часть 6 глава VII)

Он является любящим сыном и братом:

“Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил…

…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…” (Раскольников — матери, часть 6 глава VII)

Раскольников является отличным человеком, по мнению его друга Разумихина:

“А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек. ” (часть 6 глава I)

Родион Раскольников — интересный человек с достоинствами, способный сознавать и делать многое, по мнению Свидригайлова:

“Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…” (Свидригайлов, часть 6 глава IV)

Он является образованным молодым человеком, по мнению Мармеладова:

“…опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного…” (часть 1 глава II)

Раскольников владеет немецким и французским языком. Судя по всему, у Раскольникова есть некоторые литературные способности. Так, за полгода до убийства старухи-процентщицы он пишет статью под названием “О преступлении” и отдает ее в одну из петербургских газет. Статью в итоге публикуют в газете “Периодическая речь”.

Несмотря на весь свой ум и образование, Раскольников является дураком, по мнению его друга Разумихина:

“…видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак! — так вот, если б ты не был дурак, ты бы лучше ко мне зашел сегодня, вечерок посидеть, чем даром-то сапоги топтать…” (Разумихин, часть 2 глава VI)

Родион Раскольников является надменным, гордым, необщительным, угрюмым, мрачным, вспыльчивым, высокомерным меланхоликом, но при этом он добр и великодушен:

“Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…” (автор о герое, часть 1 глава IV)

“…оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… “(мать о Раскольникове и его сестре, часть 3 глава IV)

“Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.” (слова Разумихина, часть 3 глава II)

“…даже и прежде, прежде, еще в университете, какой он был всегда мрачный, угрюмый…” (слова Разумихина, часть 6 глава I)

В начале романа Родион Раскольников является атеистом, он не верит в Бога:

“— Зачем вам? Ведь вы не веруете. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.” (Соня — Раскольникову, часть 4 глава IV)

“— Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю.” (Раскольников о вере в Бога, часть 6 глава VII)

Раскольников не любит говорит о своих чувствах. Иногда он бывает холоден, бесчувственен и неразговорчив. По мнению его друга Разумихина, в нем как будто сменяются два противоположных характера:

“Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.

Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!” (часть 3 глава II)

Родион Раскольников не боится иметь собственное мнение, по словам Свидригайлова:

“Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство…” (часть 6 глава III)

Он является нетрусливым, незабитым молодым человеком:

“Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив…” (часть 1 глава I)

Раскольников — смелый, заносчивый, серьезный человек и страшный борец, по мнению Порфирия Петровича:

“Что вы смелы, заносчивы, серьезны и… чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал‑с.” (часть 6 глава II)

Раскольников является довольно циничным человеком, по мнению Свидригайлова:

“…вы и сами порядочный циник.” (часть 6 глава IV)

Он имеет свойство судить слишком быстро о чем-либо, по мнению его матери:

“…не суди слишком быстро и пылко, как это и свойственно тебе…”(мать о Раскольникове, часть 1 глава III)

Он высоко себя ценит и имеет на это право, по мнению Разумихина:

“Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…” (Разумихин о Раскольникове, часть 3 глава II)

Раскольников не любит находиться в толпе и избегает общества людей, особенно в последнее время:

“…Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время…” (часть 1 глава II)

“…он при первом, действительно обращенном к нему слове вдруг ощутил свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности…” (часть 1 глава II)

Родион Раскольников от природы является очень раздражительным человеком, по мнению Порфирия Петровича:

“Раздражительны вы уж очень, Родион Романыч, от природы‑с; даже уж слишком‑с, при всех-то других основных свойствах вашего характера и сердца…” (часть 6 глава II)

В начале романа Раскольников находится в состоянии, похожем на ипохондрию. Его нервы расстроены, он целыми днями лежит на кровати, думая о жизни, но ничего не предпринимает:

“…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.” (часть 1 глава I)

“Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе.” (часть 1 глава I)

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня … всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.” (часть 1 глава I)

“…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…” (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

Следователь Порфирий Петрович, зная о преступлении Раскольникова, все равно считает его благородным человеком с зачатками великодушия:

“Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю‑с, и даже с зачатками великодушия‑с…” (часть 6 глава II)

По мнению Порфирия Петровича, Раскольников не является безнадежным подлецом, несмотря на свое преступление:

“Много ль понимаете-то? Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец! По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел.” (часть 6 глава II)

Это был цитатный образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера в цитатах.

Читайте также: «Тимур и его команда» А. Гайдара – основная мысль повести.

Родион Романович Раскольников – один из самых ярких персонажей русской классической литературы XIX века.

Источник

Познавательное и интересное