Растения сада и огорода
Уточнить и расширить знания учащихся о культурных растениях и правилах ухода за ними. Учить распределять работу между членами группы.
Формирование экологической культуры.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей. Формирование умения выделять главное в информации.
С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
— Сегодня на уроке вам потребуется умение дружно работать.
2. Проверка дом.задания. (Слайд №2)
— Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке, давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.
— Работать сегодня будем в группах и в конце урока выясним, какая группа оказалась самая дружная и трудолюбивая.
— Каждая группа получает карточку с заданием, в которой надо определить растение, дать ему название, соединить с картинкой и найти лишнее.
3. Работа в группах.
Представители называют растение и признак, по которому, они определили лишнее (Слайд №3)
(Яблоня, малина, роза)
4. Сообщение темы урока.
— Посмотрите на доску и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких растениях мы сегодня будем говорить? (Слайд №4)
Растения сада и огорода
— Как вы думаете, чем отличаются лексические значения этих слов?
— Посмотрите в толковом словаре, который лежит у вас на столе.
Огород – сравнительно небольшой участок земли, на котором выращиваются преимущественно овощи, хотя могут присутствовать посадки ягод и плодовых деревьев. (Слайд №7)
5. Самостоятельная работа в группах.
1 группа “учёные” отвечает на 1 вопрос.
2 группа “исследователи” отвечает на 2 вопрос.
3 группа “агрономы” отвечает на 3 вопрос.
— На столах у вас лежат учебники, хрестоматия, словари, энциклопедии – используя данную литературу, приступайте к работе.
Помните, что вы работаете в группах, а здесь важна дружба и взаимопонимание.
(У каждой группы есть карточка-опора, по ней группа должна составить свой рассказ) (Приложение)
Встали, пошли в сад (ходьба на месте)
Пришли, ищем глазами самую большую яблоню (смотрим вверх, вниз, направо, налево)
Нашли, достаём самое крупное яблоко и кладём в корзину (руки вверх, присели)
Ещё одно яблоко и ещё, и ещё
Полная корзина взяли одну корзину (присели, встали)
Взяли другую (присели, встали)
Пошли в дом. Поставили корзины. Устали (вытираем пот, потянулись, потрясли руками)
Тихо сели. Продолжаем работать.
7. Выступления представителей групп.
Это растения, которые выращиваются человеком и требуют ухода.
За культурными растениями необходимо ухаживать круглый год.
— Кто попробует объединить все наши выступления и сделает вывод.
Вывод: 9 (слайд №12)
В садах и огородах растут культурные растения. Человек выращивает их для употребления в пищу, на корм животным и для красоты. За культурными растениями необходимо ухаживать круглый год.
8. Работа в рабочей тетради.
— Продолжая нашу работу, выполним задание № 50 в рабочей тетради на стр.36.
— Из группы растений выделить те, которые являются культурными.
— Назвать растения, которые вы выделили.
9. Решение природной задачи (слайд № 13).
— Все ли растения смогут расти около нашей школы?
— Дома попробуйте составить жалобу для любого растения наших садов и огородов, им ведь тоже иногда приходится не сладко. Подумайте об их трудностях. На следующем уроке из ваших сообщений мы с вами соберём жалобную книгу культурных растений нашего края.
10. Итог урока. Игра “Верю – не верю”.
— Давайте подведём итог нашего урока.
— Что нового вы сегодня узнали?
— А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если нет, то красный.
— Молодцы! Вы сегодня хорошо и дружно поработали и за активную работу на протяжении всего урока … получают “5”, а остальные ребята получат оценки на следующем уроке.
Урок окончен. Всем спасибо (слайд №14).
Урок-конспект по теме: «Растения сада и огорода»
Цели урока:
• Закрепить знание о классификации растений;
• Познакомить учащихся с видами растений в саду и огороде;
• Дать представление о пользе растений;
• Расширить знания учащихся о культурных растениях;
• Развивать практические умения учащихся;
• Стимулировать развитие познавательных способностей;
• Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Планируемые результаты:
• Уметь различать фрукты и овощи;
• Закрепить знания учащихся о культурных и дикорастущих растениях.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, картинки с изображением фруктов и овощей, музыкальная запись.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что растения принято делить на культурные и дикорастущие.
Посмотрите внимательно на картинку (изображены яблоня, томатный куст, листья салата, вишневое дерево и сосна)
Какое растение здесь лишнее? Объясните свой выбор.
Лишняя – сосна. Она дикорастущая. Остальные растения относятся к культурным. Их выращивает человек.
Знаете ли вы историю появления культурных растений?
Человек пробовал плоды разных растений. Те, которые нравились, люди стали высаживать возле своих домов. Они ухаживали за ними, поливали, рыхлили почву, удобряли и подкармливали растения. Постепенно такие растения привыкли, что о них заботятся. Так появились культурные растения.
III. Подготовка к восприятию темы
Где выращивает человек растения?
(В саду, в огороде, в парках, на клумбах, в скверах, на улице, дома)
Сегодня мы отправимся в виртуальную прогулку.
Работа с презентацией. На слайде изображение корзины. Учитель загадывает загадки. После того, как дети отгадывают загадку, появляется изображение.
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурец)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Мы сложили все плоды в одну корзину. Но растут они в разных местах. Попробуйте разделить плоды на две группы. Какое общее слово можно подобрать к каждой группе?
Учащиеся разделяют фрукты и овощи.
Дополните каждую группу. Какие еще фрукты и овощи вы знаете?
Где растут фрукты? А овощи? (Фрукты растут в саду, овощи – в огороде.)
Догадались ли вы, о каких растениях мы сегодня будем говорить?
IV. Объяснение новой темы
Тема урока: Растения сада и огорода
Мы поговорим о том, какое значение имеют фрукты и овощи для человека. А также узнаем много интересного о плодах в разных странах.
Вспомните, какие фрукты растут у нас. (яблоки, вишни, груши, персики, абрикосы, сливы, нектарины), а какие растут в других странах.
1) Игра «Угадай фрукт»
Учитель зачитывает описание фрукта. Учащиеся должны догадаться, о чем идет речь.
Оно растет на дереве. Оно может быть красное и зеленое, желтое и даже бордовое. Оно круглое, но встречается и вытянутая форма. (Яблоко)
Этот плод растет в саду, на дереве. Он фиолетового цвета. (Слива)
2) Работа с презентацией
Есть много фруктов, которые нам привозят из других стран. Посмотрите на карту.
На слайде карта мира. Внизу нарисованы плоды: апельсин, лимон, киви, ананас, манго, банан, дыня.
По ходу рассказа карточка с изображением плода отправляется в ту страну, где его выращивают.
Дыни – Средняя Азия.
Бананы – Юго-Восточная Азия. Бананы растут не на пальме, а на банановом растении, которое относится к травам.
Арбуз – родина арбуза –Африка. Арбузы – очень древние плоды. Известно, что еще в Древнем Египте эти ягоды помещали в гробницы фараонов.
Манго – Индия и Пакистан.
Папайя – Южная Америка
Гранат – родом из Персии (Иран). Известно, что в гранате может быть до тысячи зерен.
Ананас – Южная Америка. Это наземное растение.
3) Игра «Запасаемся на зиму»
Собрать урожай фруктов – это еще полдела. Нам нужно фрукты сохранить до наступления холодов, чтобы мы и зимой могли лакомиться сочными плодами. Как можно сохранить фрукты?
Работа с презентацией. На слайде изображение фруктов и слова (компот, джем, варенье, повидло)
Учащиеся должны соотнести картинки и слова, проговаривая фразу: «Я люблю…».
Например, «Я люблю сливовое варенье». «Я люблю яблочный компот».
Молодцы! Мы запасли фрукты на зиму. Теперь пора отправится в огород.
4) Звучит песня «Урожайная» («Мы корзиночки несем…»)
Назовите овощи, о которых пелось в песне. (огурцы, фасоль, горох, помидоры, картошка)
Какие еще овощи выращивают у нас? (Тыква, репа, редис)
Овощи нам тоже нужно запасти на зиму.
5) Работа с презентацией. На слайде изображения овощей и слова: икра, салат, соленье, хранение.
Учащиеся соотносят слова и картинки: «Из кабачков получается вкусная икра. Картофель лучше хранить в сухом и темном месте. Огурцы солят и маринуют. Из помидоров делают вкусную томатную пасту.»
V. Закрепление
Вы узнали много нового о фруктах и овощах. Овощи и фрукты не только питательны. Это еще и богатый запас витаминов, которых нам так не хватает в зимнее время. Именно поэтому фрукты и овощи необходимо есть и зимой, и летом.
1) Игра «Помоги маме»
Учащиеся делятся на две группы. Одна выбирает овощи для того, чтобы приготовить борщ, вторая группа – фрукты для компота.
2) Игра «Убери лишнее»
Учащиеся получают карточки, на которым написаны по 4 слова: картофель, лук, яблоко, огурец. Лишнее – яблоко, потому что это фрукт.
3) Игра «Фразы». Вспомните, из каких сказок эти фразы:
«Тянут-потянут, вытянуть не могут» (Репка)
«Подавился Петушок бобовым зернышком» (Петушок и бобовое зернышко)
«Жил-был принц. И захотел он взять себе в жены принцессу. Но только самую настоящую.» (Принцесса на горошине)
«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи.» (Приключения Чиполлино)
4) Игра «Что приготовить»
Учащиеся по очереди называют блюда, которые можно приготовить из картошки, капусты, яблок.
5) Игра «Верю – не верю»
Учитель читает предложения. Если учащиеся согласны с утверждением, они поднимают руки.
— Яблоки растут на кустах.
— Лук и картофель – это овощи.
— В саду растут овощи.
— Сад – это участок земли, где растут фруктовые деревья.
— Чеснок растет в огороде.
— Кабачок – растение сада.
— Вишни растут в огороде.
— Огород – это участок земли, где растут дикорастущие растения.
VI. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание вам понравилось?
Что еще вы хотели бы узнать о фруктах и овощах?
VII. Домашнее задание
Подготовьте небольшой рассказ о любом фрукте или овоще. Где его выращивают, чем полезны плоды этого растения.
Конспект урока на тему: «Растения сада»
специалист в области арт-терапии
Домоводство: «Растения сада»
Цель: формировать у детей представления о растениях сада.
Коррекционно-образовательные: закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках;
формировать умение отличать плодовые деревья от неплодовых, находить их на картинках, знать название плодов деревьев и кустарников; формировать у детей представления об уходе за растениями сада.
Коррекционно-развивающие: развивать речь, обогащать и активизировать словарный запас; развивать внимание, мышление, память; развивать коммуникативные навыки; развивать координацию движений, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к растениям.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, предметные картинки с изображением фруктов.
Пора нам начинать урок природоведения.
(В саду, в огороде, в парках, на клумбах, в скверах, на улице, дома)
Сегодня мы отправимся в виртуальную прогулку.
Работа с презентацией. На слайде изображение корзины. Учитель загадывает загадки. После того, как дети отгадывают загадку, появляется изображение.
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурец)
Мы сложили все плоды в одну корзину. Но растут они в разных местах. Попробуйте разделить плоды на две группы. Какое общее слово можно подобрать к каждой группе?
Учащиеся разделяют фрукты и овощи.
Дополните каждую группу. Какие еще фрукты и овощи вы знаете?
Где растут фрукты? А овощи? (Фрукты растут в саду, овощи – в огороде.)
Догадались ли вы, о каких растениях мы сегодня будем говорить?
1. Сообщение темы урока.
2. Знакомство с новым материалом.
Сад — это специальная территория с посаженными людьми ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.
После посадки плодовых деревьев, необходимо ухаживать за садом. Уход включают в себя борьбу с сорняками и уход за почвой. Прополку сорняков и рыхление земли нужно проводить за лето несколько раз. Весной и осенью ее перекапывают. В засушливое лето плодовые деревья поливают водой, после чего землю рыхлят. Чтобы повысить плодородность, в весенний и осенний период нужно вносить минеральные и органические удобрения.
Необходимо также убирать листья, которые уже опали, удалять срезанные ветви из сада, лечить раны.
Выполнение всех этих рекомендаций по уходу за плодовыми деревьями позволит саду плодоносить долгое время.
Чем похожи и чем отличаются сад и лес?
Чем отличается дерево от кустарника?
Назовите плодовые деревья.
Назовите ягодные кустарники.
Как нужно ухаживать за почвой в саду?
Как нужно ухаживать за деревьями и кустарниками?
Игра «Четвертый лишний» (Картинки)
Учитель:- Найдите лишнюю картинку. Почему вы так думаете?
Игра «Что растет в саду?» (Картинки)
(работа на индивидуальных карточках)
Игра « Угадай, откуда упал фрукт?»
(предметные картинки с изображением фруктов)
Физминутка «Зайцы скачут»
Да на беленький снежок.
Номер материала: ДБ-091421
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата
Время чтения: 1 минута
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Пришлось набить шишек, прежде чем что-то начало получаться»: история создания сада в лесу
Добавление статьи в новую подборку
Садоводу-цветоводу написать какой-то связный рассказ о своих посадках сложнее, чем вырастить эти растения. Так считает наша сегодняшняя героиня. Но как же не расспросить увлеченного человека о том, как создать сад, рассчитывая только на свои силы и помощь близких людей.
Галина Савватеева – садовод-любитель из Подмосковья – часто публикует свои фото в нашей группе в Facebook. В редакции мы постоянно любуемся ее снимками, поэтому и попросили их автора рассказать о своем саде читателям Огород.ru.
О моих любимых цветниках
Меня очень привлекает подбор групп растений, сочетающихся по форме, цвету листвы и оттенкам цветов. По-моему, в этом творческом процессе любой цветовод и получает наибольшее наслаждение: подобрать растения, совместить их, оценить результат и совершенствовать дальше в следующем сезоне!
И, наконец, какое удовольствие получаешь, если удается создать сад непрерывного цветения. Ну или почти непрерывного, когда практически на тех же куртинах одни растения заканчивают цветение, а другие уже готовятся раскрыть бутоны. И так до красавицы осени (но о засыпании моего сада хочется рассказать отдельно).
Участок у нас старый, расположен на краю леса в Подмосковье. Поэтому сохранилось много больших деревьев, под которыми всегда росли обычные лесные кустарники – лещина, калина, малина, шиповник, бересклет и прочие дикорастущие обитатели леса.
С южной стороны участка буквально стеной стоят многолетние сосны вперемешку с липами, кленами, черемухой и прочими деревьями. Это, конечно, спасает нас от летнего зноя, но обрекает растения на существование в полутени. Эту особенность участка и приходится постоянно держать в голове, подбирая растения для посадки. А поскольку речь идет о лесном участке, то и почва на участке кисловатая, супесчаная с очень бедным плодородным слоем.
В общем, все это пришлось изучить на собственном опыте и набить шишек, прежде чем что-то начало получаться, когда много лет назад у меня проснулась жилка цветовода и возникло желание облагородить эту часть моего лесо-сада.
С самого начала я решила не выкорчевывать все кусты и прочую дикую поросль под корень, а по возможности органично вписать новые растения среди старых жильцов так, чтобы сад стал их естественным продолжением. И все же, для того чтобы освободить территорию под декоративные растения, понадобилось потратить немало времени и сил. В течение нескольких лет, год за годом буквально по метру отвоевывали у орешника кусочки земли, удобряли почву и сажали цветы, кусты и деревья.
О газоне
Газон – это та часть, без которой и сад будет не садом. Для меня газон – необходимый элемент в оформлении сада, который придает растениям выразительность, композициям – законченность, а участку – ухоженность. Кроме того, наличие небольших свободных полянок, покрытых газоном, зрительно увеличивает пространство участка, открывая место для нового «маневра».
Мой уход за газоном заключается в основном в его стрижке. В начале лета приходится часто косить – раз в две недели, а то и чаще, если погода влажная. А учитывая, что участок возле дома занят различными композициями из цветов и кустарников, вокруг и между которых приходится лавировать, то занятие это не из легких. Сколько газонокосилок за эти годы прошло через мои руки!
Давным-давно несколько цветочков-маргариток привезли из «заморской страны», откопав с иностранного газона, и воткнули в родную землю. Прошло много лет, маргаритки, особенно благодаря стрижке, «разбежались» по участку и разрослись так, что покрыли весь газон сплошным белоснежным ковром. Весной они зацветают рано, и хотя считаются сорняками на газоне, их нежные трогательные головки производят чарующее впечатление и никого не оставляют равнодушным. Кстати, после стрижки газона, буквально через три дня, цветки маргариток опять восстанавливаются как ни в чем не бывало.
С каждым годом в саду появляются все новые растения, но при этом кусочек леса сохраняется в неизменном «диком» виде и конечно, стараюсь не посягать на газон, чтобы он и дальше радовал глаз и оттенял цветущие растения.
Что скрывается в моем саду?
Хочу еще раз упомянуть о том, что с южной и западной стороны моя «плантация» прикрыта высокими деревьями, что существенно ограничивает световой день и светолюбивым растениям не хватает солнечного освещения. Поэтому при подборе посадочного материала приходилось делать выбор в сторону более неприхотливых кустарников и не замахиваться на какие-то роскошные розарии или что-то подобное. Хотя в моей коллекции есть, конечно, и розы, и крупнолистные гортензии, требующие особого внимания и укрытия в холодное время года. Но основу сада составляют растения, неплохо переносящие подмосковные зимы.
В основном это кустарники разной высоты и цвета. Они являются надежным каркасом, который «держит» весь дизайн сада. Более того, кустарники никогда не подведут, как часто случается с цветами. Поэтому большую часть сада составляют цветущие кустарники с декоративной листвой. Среди них сирень и чубушники разных сортов, спирея, декоративные вишня и миндаль, дерен, пузыреплодник, скумпия, барбарис, вейгела и другие славные представители этого отряда. Отдельно нужно упомянуть «простушку» гортензию древовидную и несколько сортов гортензии метельчатой, которые по осени очаровывают своими огромными яркими шапками, сохраняющими декоративность до самых заморозков.
Естественно, у меня есть и ранние луковичные растения. Но самое большое разнообразие – в саду травянистых многолетников. Здесь пионы и флоксы, дельфиниумы и люпины, хосты и колокольчики, клематисы и астильба, волжанка и дербенник, вероника и лилейник, и много-много других.
Ну а какой сад без прелестных лилий? Они цветут и радуют своим разнообразием. Всех сортов не перечислить.
Описание обитателей моего сада было бы не полным без краткого рассказа о красавицах сада – розах, плетистых и штамбовых, кустовых и почвопокровных. Ведь нет другого такого цветка, которому было бы посвящено столько поэм и стихотворений! Какими бы прекрасными словами ни называли розу, все равно кажется, что этого недостаточно: несравненная, великолепная, благоуханная, царица сада… Наверное, поэтому многие сорта роз носят имена королев и принцесс.
Конечно, выращивание роз в лесу на бедных почвах и при недостатке света – непростая задача. Поэтому мои успехи на этом фронте довольно скромны. Тем не менее, некоторых результатов удалось достичь. И россыпь соцветий великолепна, и цветут красавицы до поздней осени. Пусть и приходится не один раз «поклониться» каждому растению, а в предзимье повозиться с укладкой на зимнюю спячку и надежным укрытием, чтобы слой снега не сломал растения, но весной розы быстро пробуждаются и радуют прекрасным внешним видом. Одним словом, я из собственной практики поняла, что при большом желании эти цветы могут обильно цвести даже в затененном лесу. Надо только их очень любить!
В общем, в результате наших с мужем трудов сложился то ли лесо-сад, то ли садо-лес из нескольких групп растений, фотографии которых и предлагаются вашему вниманию. Будет приятно, если мой опыт по разведению сада в непростых условиях своими руками пригодится кому-то еще, и новые творения рук человеческих будут радовать и украшать этот мир.
А как вы оцениваете старания Галины – правда, красиво? Еще больше фотографий вы можете увидеть в группе Facebook «Цветы в моем саду». Присоединяйтесь, наслаждайтесь красотой и показывайте одногруппникам свои шедевры ландшафтного дизайна – ведь все, что делается с любовью, достойно похвалы и внимания!