Рассказ о ребятах сверстниках внеклассное чтение

Сказки

План-конспект по теме Вн. чт. Книги о сверстниках, о школе».

специалист в области арт-терапии

План-конспект по лит. чтению № 69 по теме: «Вн. чт. Книги о сверстниках, о школе». 20.01. 21г. 4-Б

Цели: показать многообразие детской литературы; воспитывать на поступках героев-сверстников; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей.

Предварительная подготовка: после сказок о детях учащимся предлагается прочитать интересные истории об их сверстниках, о школе. На уроках чтения они уже встречались с ними, поэтому без труда назовут авторов произведений, к которым им нужно обратиться: М. Зощенко, JI. Кассиль, М. Лоскутов, JI. Пантелеев, Н. Носов, Ю. Сотник, В. Драгунский, В. Голявкин, М. Коршунов, И. Пивоварова и др. К понравившимся отрывкам ученики приносят свои иллюстрации. По желанию могут инсценировать отрывки.

— Вот звонок сигнал нам дал-

Час внеклассного чтения настал.

Время даром не теряйте

И работу начинайте.

А чтобы урок не пошёл каждому впрок –

Активно включайся в работу, дружок!

С каким настроением пришёл ты сегодня?

(карточки «Моё настроение»: приятное, грустное и т.д.)

Рассматривание выставки книг. Актуализация знаний.

Книжки мы про вас читали.

И всегда мы с вами лично

· Кому мы посвящаем наш урок? (Наш урок мы посвящаем ребятам, нашим сверстникам.)

А кого мы называем сверстниками? (Сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и тебе. Также как и ты они размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, учатся жить среди людей.)

· Рассмотрите выставку. Книги каких писателей вы прочитали и принесли?

— Сформулируйте задачи урока.

— Мне бы хотелось, чтобы вы к концу урока ответили на такие вопросы: какие они, герои этих рассказов, какими чертами характера обладают, хотите ли вы быть похожими на кого-нибудь из них?

Работа по теме урока

· Книг какого писателя больше всего на выставке? (Н. Носова.)

· Расскажите об этих книгах. Какие рассказы вам понравились? (Ответы учеников.)

(Учитель делает краткое сообщение о писателе. )

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

Читайте также:  Рассказ о профессии воспитателя детского сада для 2 класса окружающий мир

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Каждая сказка Носова, каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

· На обратном пути Шурик нёс банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо неё на калитке висит новенький голубой ящик для писем. (Шурик у дедушки)

· Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья (фантазёры)

· Мы с Мишкой решили собирать деньги, чтобы купить его. Две надели подряд мы не ели мороженого, не ходили в кино – всё деньги копили. Наконец насобирали, сколько было нужно, и купили……(телефон)

· Мы погладили его и закрыли чемодан. Скоро подошёл поезд. Тётя Наташа посадила нас в вагон, и мы попрощались с ней. В вагоне мы выбрали для себя укромное местечко. Одна лавочка была совсем свободна, а напротив сидела старушка и дремала ( Дружок)

· Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масла на сковороду и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем (Мишкина каша)

· Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

Читайте также:  Презентация угадай сказку по картинке 1 класс

-Где же она? – спрашивает Вадик.

-Вон там, возле стола. (Живая шляпа)

— Книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Почему? (Потому, что их читают, они никогда не залёживаются на полках.

— В 1961 году в нашей стране намного увеличилось число мальчиков, которым дали имя Денис. По какой причине это произошло? (Вышла в свет первая книжка писателя Виктора Драгунского «Он живой и светится». Главным героем в ней был мальчик по имени Денис.)

Рассказы Виктора Драгунского освещает любовь к детям, знание их психологии, душевная доброта. Прототипом главного героя был сын автора, а отец в этих рассказах – сам писатель. Виктор Драгунский писал не только задорные истории, большинство которых, вероятно, и происходило с его Дениской, но также немного грустные и поучительные («Человек с голубым лицом»). Добрые и светлые впечатления остаются после прочтения каждого из этих рассказов, многие из которых экранизированы. Дети и взрослые с удовольствием перечитывают их снова и снова.

Каким был человеком В. Драгунский? (дети высказывают мнения) (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

— Как вы думаете, чему учат его рассказы? ( Доброте, вежливости, дружбе).

— А сейчас проведем викторину по книгам Виктора Драгунского.

-На что Дениска обменял свой самосвал? Что это за рассказ? (На светлячка. «Он живой и светится. ».)

-«И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе. »

· Что было на шляпе и как называется рассказ? (Манная каша. «Тайное становится явным».)

-Чья новенькая шляпа превратилась в «блин», куда она делась? («Шляпа гроссмейстера». Унес ее ветер.

-Какой способ мытья посуды придумал папа? В каком рассказе об этом говорится? (Мыть посуду будут папа и Денис. «Хитрый способ».)

-При каком условии можно было получить премию: годовую подписку на журнал «Мурзилка»? (Если весишь 25килограммов.)

· Как Дениска «добрал» 500 граммов недостающего веса? (Он пил ситро.)

-В каком рассказе Дениска оказался под куполом цирка? («Не хуже вас, цирковых».)

Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска?

( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).

— Какой урок вы извлекли для себя?

— Что больше всего понравилось?

— На нашей выставке есть книги Леонида Пантелеева.

Читайте также:  Почему случилось так что родители стали постепенно не нужны детям в рассказе вельд

Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился 22 августа 1908г в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».

Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г. Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных книг «Республика Шкид»).Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.

Леонид Пантелеев, прожив долгую жизнь, скончался 9 июля 1989 года.

— Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

— А как его выполняли?

— Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?

(Вывод: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. )

· Какие еще рассказы вы приготовили к сегодняшнему уроку?

(Затем следуют рассказы учеников о прочитанных произведениях.)

Подведение итогов урока

· Сегодня прозвучали отрывки из многих рассказов разных писателей о детях. Давайте подведем итог: какие они, герои этих рассказов? Какими чертами характера обладают? Хотите ли вы быть похожими на кого-нибудь из них?

Я верю: в каждом навсегда

Добро поселится и радость.

Взойдёт любовь, отступит старость,

Найдутся новые друзья.

Закончите одно из предложений:

Источник

Познавательное и интересное