Рассказ о речной рыбе для 1 класса

Сказки

Рассказ про щуку — описание для учеников 1 класса

Биосфера пресных водоёмов представлена большим разнообразием живых организмов. Царство рыб, обитающих в реках, озёрах и стоячих прудах, включает в себя как вполне безобидные виды, так и хищников. Увлекательный рассказ про щуку для 1 класса из учебника по «Окружающему миру» дополняется интересными фактами о повадках и образе жизни этого существа.

Внешний вид

Описываемая представительница хищных рыб относится к семейству Щуковых, классу лучеперых и отряду Щукообразных рыб. По сравнению с другими обитателями рек щука имеет довольно крупные размеры. Длина взрослых особей может достигать 1,5 метра, а вес — около 30 кг. Отличительные особенности щуки заключаются в следующих характеристиках:

Узкое, длинное туловище заканчивается относительно крупной головой и зубастой пастью. В зависимости от окружающей среды окрас рыбы варьируется от желтовато-серого до зеленовато-серого оттенка. На этом фоне присутствуют узоры в виде более тёмных полос и пятен различного размера. Боковые, хвостовые и спинные плавники окрашены в оранжевый цвет.

Отличительной особенностью щуки является её пасть с заметно выдающейся вперёд нижней челюстью. В полости рта располагаются различной величины зубы. С помощью мелких зубов, направленных в сторону глотки, хищница легко удерживает пойманную добычу. На протяжении жизни старые изношенные зубы заменяются новыми, называемыми заместительными.

Орган зрения у рыбы расположен в верхней части головы, что позволяет ей наблюдать за происходящим, не разворачиваясь по сторонам. Осязательную функцию выполняет боковая линия, которая очень чувствительна даже к незначительным вибрациям.

Места обитания

Хищницу можно встретить в различных водоёмах Североамериканского континента и Евразии. В озёрах и прудах щука предпочитает мелководье, заросшее различной водной флорой. В реках и водохранилищах часто уходит от прибрежных зон, особенно это свойственно более крупным особям.

Большое количество хищниц встречается в речных устьях с большими разливами и богатой водной растительностью. В благоприятных условиях с достаточным содержанием кислорода в воде продолжительность жизни представительницы этого семейства может достигать 20−25 лет.

Повадки и питание

Представительница отряда Щукообразных является хищником, поэтому не может питаться растительной пищей. В её рацион входит разнообразная живность, обитающая в водоёмах или поблизости от них. В число жертв щуки входят:

В периоды, когда хищница испытывает недостаток пищи, она может охотиться даже на водоплавающих пернатых, а также более мелких представительниц своего вида. Способность к проглатыванию и перевариванию более крупной добычи осуществляется благодаря эластичности стенок желудка. Щука может поедать грызунов и ящериц, случайно попавших в водоём. Разлагающиеся остатки обитателей водоёма она игнорирует и может ими питаться только в случае полного отсутствия привычной добычи.

Для охоты рыба выбирает укромные места среди водорослей или коряг и может часами выжидать жертву. Ловля добычи происходит во время резкого броска, длина которого может превышать размеры её тела в несколько раз. Длительное преследование уплывающей пищи щуке не свойственно.

Особенно интенсивно рыба охотится весной перед нерестом и глубокой осенью. В зимнюю спячку хищница не впадает.

Особенности размножения

Период нереста у этой разновидности пресноводных обитателей наступает ранней весной, сразу после таяния льда на поверхности водоёма. Во время размножения щуки собираются в небольшие стаи и резвятся на мелководье. В зависимости от вида и среды обитания этот процесс занимает от трёх дней до двух-трёх недель.

Половая зрелость у самок наступает в возрасте четырёх лет, на год раньше, чем у самцов. Молодые особи мечут икру раньше более крупных сородичей. Икринки откладываются на подводные растения, камни, коряги в неглубоких заводях, закраинах и ручьях. Количество икринок зависит от габаритов и возраста щуки и может достигать более 200 тысяч.

Спаривание и икрометание происходит с раннего утра и длится до вечера. Изначально поверхность икринок покрыта клейким веществом, с помощью которого они прикрепляются к травинкам и камням. Через несколько суток оно растворяется, а икра опускается на дно. Через одну-две недели появляются личинки. Первые несколько дней они питаются специальными веществами, которые содержатся в желточном мешке.

В этот период мальки усиленно растут и, достигнув размера полутора сантиметров, начинают активную охоту на мелкую речную живность: ракообразных, дафний, циклопов. Молодь, подросшая до 5 см, переходит на более крупную добычу — мелкую рыбу.

Разнообразие видов

Пресноводная хищница распространена в умеренной климатической зоне Северного полушария. В зависимости от места обитания делится на несколько разновидностей, в которых присутствуют как различия, так и сходные черты. В числе известных видов:

Обыкновенный вид является наиболее распространённым и встречается в различных водоёмах, включая опреснённые морские заливы. По особенностям мест обитания бывает двух подвидов: глубинной и травянистой. Достигая зрелого возраста, может вырастать в длину более одного метра при весе 8−10 килограмм.

Амурская разновидность обитает в одноимённой реке на Дальнем Востоке, в некоторых водоёмах острова Сахалин. Отличается серебристым или золотистым окрасом, пятна располагаются вверху туловища. Длина тела превышает один метр, вес отдельных экземпляров достигает 20 килограммов.

Чёрную щуку иногда называют полосатой, её ареал — реки и озёра на востоке Североамериканского континента. Этот вид имеет относительно небольшие размеры (60 см), вес около 4 килограммов. Вокруг глаз расположены полосы тёмного оттенка, а чешуя украшена мозаичным узором.

Маскинонг является редким видом, место обитания ограничивается несколькими областями Североамериканского материка. Название имеет индейское происхождение и переводится как «уродливая рыба». Это крупный вид рыбы, вырастающий в длину до двух метров. В зависимости от окраса делится на несколько подвидов: пятнистый, полосатый и чистый.

Читайте также:  Рассказ по английскому языку мое хобби рисование

Американская или краснопёрая разновидность отличается небольшими размерами и весом, делится на два подвида — травяная южная и краснопёрая северная рыба. Максимальная длина — 45 см, вес — от одного до полутора килограммов. Место обитания — стоячие водоёмы восточных штатов Северной Америки.

Аквитанский вид был зарегистрирован совсем недавно, встречается такая щука только на территории Франции. Отдельным видом является и южная щука. Она также является редкой разновидностью, а место её обитания — Италия.

Естественные враги

Несмотря на кровожадность и прожорливость описываемой хищницы, она иногда становится добычей для животных, обитающих рядом с водоёмами. Наиболее часто на щуку охотятся такие млекопитающие, как ондатра и выдра, а среди пернатых — белый орлан. В естественной среде обитания зубастой рыбой питаются таймень и сом, превышающий её в размерах.

Молодые особи нередко поедаются своими взрослыми сородичами. Для любителей рыбной ловли щука является желанным трофеем, поэтому к её врагам можно отнести и человека. Природные факторы также оказывают влияние на численность популяции. Щука не приспособлена к выживанию в промерзающих до дна мелких озёрах и в случае суровых морозов погибает.

Интересные сведения

Зубастая хищница известна людям с давних пор. Она стала героиней одной из русских сказок, где представлена как волшебная рыба, наделённая мудростью. Согласно наблюдениям за её поведением в естественных условиях, существует несколько интересных фактов об этой пресноводной рыбе.

В большинстве случаев щука поджидает свою жертву, прячась среди камней и растительности. Однако иногда она загоняет добычу на мелководье, где легко её ловит. Такое явление можно наблюдать в ранние часы у самого берега.

При изменении условий окружающей среды и степени освещённости водоёма щука постепенно меняет окраску. Этой способностью щука напоминает хамелеона, однако процесс занимает у неё больше времени.

До и после нереста рыба усиленно питается. В этот период она способна нападать на животных и птиц, часто превышающих её размеры в несколько раз.

Описываемый вид царства пресноводных рыб обитает только на двух континентах — Северной Америке и Евразии. Щуки могут жить исключительно в пресной воде, насыщенной кислородом и не слишком тёплой.

Обитательница пресных водоёмов имеет промысловое значение, её мясо считается диетическим и применяется для приготовления вкусных блюд. Щуку часто разводят для уменьшения популяции некоторых видов рыбы. В естественной среде она очищает водоёмы от чрезмерного засорения мелкой органикой, выполняя важную роль в экосистеме.

Источник

Рассказ про карпа для детей 1-2 класса

Детям про рыбу Карп (сазан) для детей

Карп — это искусственно выведенная порода рыб. Ближайший родственник карпа — пресноводная рыба сазан. Существует несколько видов карпов. У карпов вытянутое и сжатое с боков тело, покрытое крупной чешуей. У зеркального карпа — чешуек немного, но они похожи на маленькие зеркальца, отражающие свет.

Родина карпов — Китай. Об этой рыбе упоминается в древнейших китайских рукописях.

Китайские крестьяне разводили карпов в маленьких прудах, но при императоре Ли-Ши-Мине разведение карпов было запрещено под страхом смертной казни!

Почему так случилось, вы узнаете, если послушаете сказку.

Обидчивый император

Давным-давно это было. Однажды китайский крестьянин отправился на рыбную ловлю. Рыбалка оказалась счастливой! В свои сети он поймал много рыбы. Среди рыб были и два крупных сазана.

Рыбак принес богатый улов домой и уже хотел отдать жене, чтобы та приготовила жаркое, но его младшая дочь попросила отца подарить ей красавцев-сазанов.

Крестьянин не мог отказать своей любимице. Он пустил сазанов в большую бочку с водой.

Те обрадовались, что снова очутились в родной стихии, стали весело резвиться, сверкая серебристой чешуей.

Скоро у парочки сазанов появились дети — маленькие сазанята.

Заботливый крестьянин вырыл для них неглубокий пруд, выложил его дно цветными камешками и ракушками и пустил туда рыбок.

Девочка любила сидеть возле прудика и любоваться веселыми играми молодых сазанов. Она угощала их кусочками рисовых лепешек.

Рыбы привыкли к ней и брали корм из рук.

Однажды дочь крестьянина сидела у воды и пускала солнечных зайчиков небольшим старинным зеркальцем в резной оправе. Сазаны любовались игрой солнечных лучей, и одна сазаниха вздохнула:

— Ах, если бы наша чешуя сверкала, как это зеркальце, тогда бы мы еще больше полюбились доброй девочке!

Не успела она так промолвить, как ее чешуйки стали похожими на маленькие зеркала.

Ведь зеркальце, которым играла девочка, было не простое, а волшебное! Дочка крестьянина очень обрадовалась, когда увидела, какими красивыми стали ее ручные рыбки!

С тех пор домашних сазанов и стали называть зеркальными карпами.

Почему зеркальными? Я думаю, вы догадались. А слово карп в переводе означает «урожай». В самом деле эти рыбки плодовитые, их семейки растут очень быстро.

Скоро в маленьком пруду их развелось так много, что рыбам стало тесно.

Добрый крестьянин дарил карпов своим родным и друзьям, и те тоже стали разводить их у себя дома.

Один раз крестьянин догадался выпустить карпов на рисовое поле.

Вы ведь знаете, что рис хорошо растет под водой.

Карпы плавали в теплой воде среди кустиков риса и поедали вредных червяков, личинок и жучков. Рис на поле стал расти лучше, и осенью крестьянин собрал богатый урожай.

Читайте также:  Рассказ драгунского что я люблю и чего не люблю слушать

Но случилось так, что старый китайский император умер, и правление страной перешло в руки его сына.

Однажды императорский повар приготовил для него жаркое из карпа и подал на золотом подносе.

Император отведал рыбы, и кушанье ему очень понравилось

— Что это за рыба? — поинтересовался он.

— Карп, ваше Величество, — с поклоном ответил придворный.

— Карп? — переспросил император и очень разгневался.

Вы спросите, почему? Да потому, что китайский иероглиф «Ли» означает слово «карп», а императора звали Ли-Ши-Мином. Обидчивому императору показалось, что его достоинство унижено. Как это простая рыба смеет называться так же, как сам император!

С тех пор Ли-Ши-Мин запретил китайцам разводить карпов.

Теперь вы знаете, дорогие ребята, почему в Китае перестали разводить этих прекрасных рыб.

В Россию карпов завезли в XV веке, их стали выращивать в Царицынских и Пресненских прудах.

Русским рыба полюбилась. Ее даже прозвали «водяной свиньей». Такое название карп получил потому, что рыба ест все подряд, неприхотлива, быстро растет и размножается.

Обычно карпов разводят в трех прудах: в одном они мечут икру, в другом подрастают мальки, в третьем карпы зимуют.

Эти рыбы питаются мелкими рачками, корешками растений, можно кормить их и протертыми овощами, и рыбной мукой.

Днем они любят дремать, забившись под коряги, а в сумерках и ночью оживляются и спешат на кормежку.

Источник

Окружающий мир 1 класс 1 часть Кто такие рыбы стр. 34 – 35

1) Вспомните, каких рыб вы знаете. Отгадайте загадки: «В воде они живут, нет клюва, а клюют», «У родителей и деток вся одежда из монеток». Отгадки подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных.

Мы знаем многих рыб: акулу, ската, окуня, щуку, карася, карпа, минтая, горбушу, семгу.

В этих загадках по-разному говорится о рыбах.

Клюют рыбы ртом мелких ракообразных, водоросли, а монетки – это рыбья чешуя.

Наличие чешуи и является отличительной особенностью рыб.

2) Изучите по рисунку строение тела рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображённых в учебнике.

Любая рыбы состоит из головы, туловища и хвоста. Между головой и туловищем расположены жаберные крышки, через которые рыба дышит. На туловище рыбы располагаются несколько плавников, которые помогают рыбе плавать. А вот хвост рыбы используют как руль.

У всех рыб, изображенных на рисунках в учебнике тоже есть эти части, но у каждой рыбы форма тела своя, так же как и форма и размер плавников.

3) Догадайтесь, что нарисовано на правом рисунке. Используя монеты, постройте модель «одежды» рыб.

На рисунке справа показана рыбья чешуя, ее можно построить используя обычные монетки.

4) Рассмотрите речных и морских рыб, изображённых на рисунках. Назовите их. Проверьте себя с. 90.

Речные рыбы по порядку: окунь, щука, сом, лещ, ерш.

Морские рыбы по порядку: сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала.

5) Устно опишите одну из рыб по плану:

б) Речная или морская;

в) размеры (большая, средних размеров, маленькая);

г) форма тела; окраска туловища, плавников;

д) особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Описание морской рыбы Щука по плану для 1 класса

Это речная рыба, большого размера. Форма тела вытянутая, длинная, голова крупная, с широкой пастью, усеянной острыми зубами. Окраска туловища зеленоватая, плавников – красная.

Описание речной рыбы Камбала по плану для 1 класса

Это морская рыба. Небольшого размера, форма тела плоская, блинообразная. Окраска туловища серая, маскирующая, плавники чуть темнее по цвету. Голова камбалы плоская и глаза находятся не по бокам, а сверху. Плавники маленькие.

Домашнее задание

1. Кто такие рыбы?

Рыбы – это животные, живущие в воде, тело которых покрыто чешуей.

2. Приведите примеры речных рыб.

Примеры речных рыб: щука, сом, окунь, карась, плотва, лещ, язь, пескарь.

3. Приведите примеры морских рыб.

Примеры морских рыб: акула, камбала, сельдь, треска, марлин, минтай, морской окунь, тунец.

4. По какому плану мы описывали рыбу?

Описывая рыбу, мы обращали внимание на место ее обитания, размеры, окраску, форму тела, головы и плавников, прочие особенности внешнего вида.

Источник

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие рыбы?»

специалист в области арт-терапии

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие рыбы?»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: знакомство с рыбами как представителями животного мира.

Предметные : сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Надпредметные : учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные : воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

-С какими группами животных мы познакомились?

— Кто такие насекомые?

III. Постановка учебной задачи.

Посмотрите на доску. (Слайд 2). Кто изображён? (Лебедь, морской конёк, бобр, щука.)

Читайте также:  Рассказ про ящерицу 2 класс окружающий мир

— Что объединяет этих животных? (Их жизнь связана с водой.)

— Сегодня на уроке мы познакомимся с группой животных жизнь которых зависит от воды. Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Слайд 3)

— На уроке мы ответим на вопросы:

Чем рыбы отличаются от других животных? (Слайд 4)

— Кто такие рыбы? (Ответы детей)

— Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)

— Игра «Кто больше» (Соревнование по рядам. Ученики по очереди называют рыб. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб.)

— Молодцы, вы знаете много разных рыб.

— Как отличить рыб от других животных?

Работа по учебнику.

— Познакомимся со строением рыбы. Прочитаем подписи к рисунку, найдём все части рыбы.

Работа по вариантам.

— Проверим как запомнили строение рыбы.

I вариант – подписывает части рыбы. (Приложение 1)

II вариант – соединяет линиями название и иллюстрацию. (Приложение 2)

— Обменяйтесь листками, посмотрите на доску проверьте работу соседа. (Слайд 5)

— Рассмотрите рисунок на странице 34.

-Так выглядит чешуя рыб, если её увеличить.

— Дорисуем чешую рыбе. (Приложение 3)

— Посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вы сделали (Слайд 6).

— Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)

— Как рыбы дышат? (Жабрами.)

— Посмотрим на фотографии рыб. Тело всех ли рыб покрыто чешуёй? (Слайд 7)

— Тело большинства рыб покрыто чешуёй, но есть такие рыбы, у которых нет чешуи. Одна из них сом. (Слайд 7)

— Сом живёт в реке. Посмотрим на картинку в учебнике, найдём на ней сома. Какие ещё рыбы живут в реке.

— Как называются рыбы, живущие в реке? (Речные.)

— Каких ещё речных рыб знаете? (Карась, окунь, плотва)

— Прочитаем название рыб, изображённых на картинке слева. (Морские)

Где они живут? (В море.)

— Каких морских рыб знаете?

— Сейчас мы немного отдохнём и посмотрим, каких разных рыб создала природа. (Слайд 8 – 20)

— Отгадайте загадки про разных рыб и определите, где они живут.

Драчун и забияка в речной воде живёт

И маленьким рыбёшкам проходу не даёт.

Костлявый и колючий, не любит он шутить.

Его ведь даже щука не может проглотить.

Он весь в иголках словно ёж,

А зовётся рыбка? (Ёрш) (Слайд 21)

— Ёрш действительно напоминает ежа – такой же колючий. Колючие плавники – защита ерша от врагов.

Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела.

Это рыба … (Камбала) (Слайд 22)

Зубастая, а не лает? (Щука) (Слайд 23)

Щуку прозвали речным волком. Она нападает и на мелкую рыбу и на крупную. Щука очень прожорлива. Ещё одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы.

Зубы в пасти в три ряда.

Этот хищник знаменит,

— Акула – одна из самых опасных рыб. В её пасти несколько рядов острых зубов. Китовая акула самая – большая рыба на земле: длина её до 20 метров, но при своих размерах безопасна для человека.

— Откройте тетради на странице 24. Силуэты, каких рыб изображены. Самостоятельно закрасьте кружочки: у речных рыб – зелёным цветом, у морских – синим.

— Научимся рисовать рыбку. Посмотрите, как по-разному можно нарисовать рыбку. (Слайд 25)

— Рассмотрите рисунок в тетради. Нарисуйте свою рыбку.

— Ответим на вопросы, заданные в начале урока.

— Чем отличаются рыбы от других животных?

— На какие группы делятся рыбы?

VI Домашнее задание (по выбору).

— Подготовить рассказ о любой рыбе.

— Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).

Номер материала: ДБ-296509

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов

Время чтения: 1 минута

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное