Рассказ о родовой общине 5 класс

Сказки

Жизнь первобытных людей. Родовые общины собирателей и охотников. 5 класс. История Древнего мира.

Жизнь первобытных людей. Родовые общины собирателей и охотников. 5 класс. История Древнего мира.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Причины выживания людей в первобытных условиях

Появившийся около 200 тысяч лет назад человек разумный быстро расселился по всем природным зонам Земли. В отличие от животных, наши предки научились приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, используя подручные средства и создавая новые орудия труда. Овладев огнем, научившись строить жилища и шить одежду, человек разумный мог не бояться холодных зим. Возникновение прочных коллективов и превращение охоты в основное занятие позволило нашим предкам выжить даже в самых суровых условиях.

Среди причин выживания людей в первобытных условиях можно выделить:

1. овладение огнем – умение его добывать и сохранять;

2. создание орудий труда, облегчающих добывание пищи;

3. превращение охоты в основное занятие;

4. появление одежды и жилищ;

5. возникновение прочных коллективов.

Расселившись по всем природным зонам Земли, люди приспособились к условиям жизни и биологически, что привело к появлению современных рас. Живущие в жаркой Африке люди приобрели темный цвет кожи, защищавший от ожогов. Так появилась негроидная раса.

Проживавшие в Европе, где преобладал холодный и дождливый климат у людей сформировался сильно выступающий нос, который позволял разогревать поступающий в него воздух перед тем, как он попадал в легкие. Появилась раса европеоидов.

2. Появление родовой общины

В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины. В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.

Необходимость отслеживать родственные связи привела к повышению статуса женщины, ее верховенству в общине. Именно женщинам принадлежала власть в первобытных общинах. Такая система получила название матриархат.

Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.

Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

Примерно в это же время начинается процесс приручения и одомашнивания диких животных. Как полагают исследователи, одним из первых ставших служить человеку животных, была собака. Ученым в точности неизвестно, как была приручена собака. Предполагают, что одомашненные волки, привыкшие жить рядом с человеком стали помогать охотникам в добывании пищи, а так же научились защищать жилища людей от хищников.

Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.

Источник

Родовые общины охотников и собирателей — особенности их жизни

Для того, чтобы выжить в суровых условиях ледникового периода человеку нужно было много чему научится. Около 200 тысяч лет тому назад на земле появился неандерталец. Неандерталец был необыкновенно хорошо приспособлен к тем тяжелым условиям, в которых оказался. Он был боковой ветвью эволюционного древа, к которому принадлежит и современный человек. Но выживал он не один, а в тесном коллективе сородичей. Как образовались родовые общины охотников и собирателей мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Неандертальцы

Неандерталец был отличным охотником. Дело в том, что это летом можно выжить, питаясь грибами да ягодами, а вот зимой приходилось рассчитывать только на мясо млекопитающих. Судя по костям, найденным в пещерах и на открытых стоянках неандертальцев, можно судить, что охотились они на таких крупных млекопитающих, как дикие лошади, бизоны, быки, шерстистые носороги, пещерные медведи и мамонты.

У добытых животных ценилось не только мясо, а еще и шкуры, и кости. Все это использовалось для строительства жилищ и для пошива одежды. Нам мало известно, каким образом охотились неандертальцы. Можем только предположить, что они рыли ловчие ямы, загоняли животных в тупики или, наоборот, на утесы. Кстати, воспоминания об этом, как ни странно, отражены в сказках.

То, что неандертальцы были отличными охотниками, то что женщины и дети умели заниматься собирательством, то что неандертальцы строили жилища и, уже, овладели огнем, все это не помогло им. Около 30000 лет тому назад они вымерли. Почему? Точно неизвестно. Существует мнение, что они были уничтожены человеком современного типа.

Кроманьонцы

Около 40 тысяч лет тому назад на земле появился человек современного типа — кроманьонец. Коллективы людей стали более сплоченными. Мы называем их родовые общины. Основную роль в таких общинах стали играть родственные связи. Сородичи охотились и жили сообща. Надо сказать, что охота у кроманьонца была намного лучше поставлена, чем у неандертальца.

Читайте также:  Принц из сказки красавица и чудовище

Чего стоит, например, изобретение копьеметалки. Большой крюк, который позволяет метнуть копье на намного более дальнее расстояние нежели, чем рукой. Среди прочих орудий был изобретен гарпун, который позволял добывать рыбу, идущую на нерест по рекам из моря вверх по течению. Таким образом, рыба впервые стала основным источником питания древних людей.

Древние люди, надо сказать, не задумывались сколько они добывают мясо и сколько они способны съесть. Как можно отказаться от пищи, которая сама идет к тебе в руки. Кроманьонцы, также как и неандертальцы, умели загонять животных в такие места, где могли их уничтожить за раз в большом количестве. Например, в тупики или на утесы. Чего стоят, например, такие находки археологов, как скелеты тысячи бизонов на юге Украины или, например, 10 тысяч диких лошадей в центральной части Франции. Такое хищническое истребление привело к тому, что большая часть крупных млекопитающих старого света вымерло.

Часть из них была, просто напросто, вытеснена из ареала. Однако, не спешите, пожалуйста, осуждать древнего человека, ведь речь шла о том, чтобы выжить, а получив неограниченный источник пищи, человек мог позволить себе расселиться по всей планете, в том числе, и в холодных районах Сибири.

Усовершенствование орудий труда

Наблюдая за метательными орудиями, человек изобрел 12 тысяч лет тому назад лук и стрелы. Это было величайшее изобретение. Хороший древний лучник мог послать стрелу на расстояние 30 метров. А это позволило подкрасться к животному незамеченным и добывать мясо в еще большем количестве. Лук стал основным орудием вплоть до XVII века, а у некоторых народов так даже до сегодняшнего дня.

Стремясь улучшить стрелы, древний человек научился делать вкладыши и наконечники из камня, и ученые называют их микролиты. Были изобретены и крупные орудия труда, которые позволили изготавливать челны, сани, лыжи.

Таким образом, продолжилось освоение земли человеком. Однако же, невзирая на все вышесказанное, человек оставался необыкновенно уязвимым. Он редко доживал до 30 лет. В 30 лет считался уже глубоким стариком. Очень, очень мало, кто дотягивал до 40 лет. Любая рана могла стать фатальной, любое минимальное изменение климата могло привести к гибели всего племени.

В этих условиях выживали не столько самые подготовленные индивиды, сколько самые подготовленные группы, те группы, в которых было налажено взаимодействие между соплеменниками, те, которые способны были приобрести знания, накопить их и передать своему потомству. Таким образом средством, которое позволило выжить человечеству, как биологическому виду, стала культура.

Источник

Родовые общины охотников и собирателей

Урок 3. История древнего мира 5 класс ФГОС

Конспект урока «Родовые общины охотников и собирателей»

· Жизнь первобытных людей

· Льюис Генри Морган

Около сорока тысяч лет назад на Земле наступило очередное похолодание. На огромных просторах Европы и Северной Азии тянулись тундры и холодные степи. Северные олени проникали на Пиренейский и Апеннинский полуостров. Мамонты обитали вплоть до территории современного Рима.

В таком суровом климате и жил кроманьонец, последний, известный науке, древний человек. Его останки впервые были обнаружены в 1867 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Она то и дала название людям, жившим около сорока – двенадцати тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами – людей современного типа. Их рост достигал ста семидесяти – ста девяноста сантиметров, походка была прямая.

Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей Земле.

Природные условия в разных точках Земли были неодинаковы. Сильные морозы, большое количество солнечных дней или их недостаток, резкие ветры, песчаные бури отразились на внешнем виде людей. По цвету кожи и внешнему виду они разделились на три расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.

За сотни тысяч лет эволюции менялась не только внешность человека, но и его лицо, рост, походка. Развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжелое копье, и тонкую иглу.

Обратите внимание на свою ладонь: большой палец как бы противопоставлен остальным пальцам. Это и является основой хватательной функции руки. Попробуйте поднять со стола небольшой предмет, например ручку, без участия большого пальца. Ну как? Сложно? А при помощи большого пальца и еще одного? Получилось!

Произошли изменения и в охотничьем оружии. Появились разнообразные копья, дротики и гарпуны с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки.

Свыше десяти тысяч лет назад на Земле началось постепенное потепление. Из-за перемены климата или по каким-то другим причинам навсегда исчезли мамонты и шерстистые носороги. Теперь основными объектами охоты становятся более мелкие животные: олени, лошади и другие. Все более заметной становится роль рыболовства.

В пятом тысячелетии до нашей эры человек изобрел топор. Топор использовался для обработки дерева, для изготовления лодок, строительства хижин. Вначале это было массивное, длинное орудие труда из кремня. Затем человек научился шлифовать камень путем трения его о смоченный песок. Это был довольно трудоемкий процесс, и первоначально шлифовалась только рабочая часть. Позже стали шлифовать полностью все орудие труда и научились сверлить отверстия. Сверлом служила полая кость, которую вращали, подсыпая на камень смоченный водой кварцевый песок.

Читайте также:  Рассказ про анаконду для 1 класса

Совместный труд, борьба с хищниками, общие жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом или родовой общиной.

В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду их шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу.

Появляются специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особого навыка, продолжительного опыта, сноровки. Например, мастера по изготовлению лодок, наконечников стрел, резчики по дереву и кости. Эти мастера работали на общину: отдавали свои изделия в распоряжение общины, получая взамен продукты питания, так же как и остальные члены рода.

Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Девочки обучались у матерей готовить пищу, шить. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда.

Пища, добытая мужчинами и женщинами, шкуры, рога и другие продукты труда принадлежали всему роду.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных людей. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия почти двести лет назад познакомился с обычаями племен, живших на Огненной Земле. Он рассказывает такую историю: когда огнеземельцам подарили кусок холста, то они, не задумываясь над тем, что испортят вещь, разорвали холст на совершенно равные лоскутики и распределили между собой.

Все вопросы, которые возникали внутри рода, решали на собрании всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины имели равные права. Окончательное решение вопросов часто зависело от мнения женщин.

На собрании избирался старейшина – наиболее старый и опытный член рода. Это мог быть мужчина, но при материнской родовой общине чаще всего старейшиной рода становилась женщина. Старейшина занимался решением мирных вопросов: руководил хозяйственной жизнью рода, разрешал споры внутри общины. Выбирался также и вождь для ведения войны. Но если не было необходимости, то эта должность могла быть незанятой.

Все члены общины были равны. Вождь рода жил подобно простому человеку и мог отличаться от своих сородичей лишь украшением. За провинность его могли сместить в любую минуту.

Внутри рода сородичи обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. Возникавшие между сородичами ссоры разрешались общественным судом. Обиды же, причиненные кому-либо представителем другого рода, вызывали вражду. На защиту обиженного сородича выступал весь род. Но война возникала в исключительных случаях, и она не была продолжительной. Спор стремились разрешить мирным путем.

Если было достаточно запасов пищи, то община могла состоять из ста и более человек. Но если община сильно разрасталась или не хватало продуктов питания, то от первых материнских родов отходили коллективы близких родственников, которые давали начало новым родам.

Несколько родов образовывали племя. Вожди родов входили в совет старейшин племени. Совет племени мог сместить вождей родов, регулировал отношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир. Племена образовывали союзы племен.

До сегодняшнего времени ученые так и не пришли к единому мнению, как образовался род. Этот вопрос является одним из самых трудных в науке о первобытном обществе. Все сведения, которые изложены в учебниках, о жизни людей в родовой общине основаны на изучении учеными-этнографами так называемых диких племен. Помните, на первом уроке мы говорили об ученых, которые поселяются в таких племенах и описывают жизнь и обычаи туземцев?

Однако, первым европейцем, кто близко узнал жизнь диких племен, был вовсе не ученый. Это был англичанин Вильям Бакли. В 1803 году он был осужден на каторжные работы и его вместе с другими заключенными привезли из Англии в Австралию: здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями.

Через три месяца Вильям Бакли бежал. Несколько недель он скитался по лесам, пока его, обессиленного, не встретили аборигены. Они спасли беглого каторжанина от голодной смерти. Бакли прожил среди аборигенов тридцать два года. Шестого июля 1835 года он вернулся в цивилизованный мир и подробно рассказал о жизни среди туземцев. Его рассказ был записан и издан в 1935.

В книге мы читаем: в поисках пищи аборигены все время кочевали, не задерживаясь подолгу на одном месте. Только если пищи было много, аборигены разбивали лагерь и оставались в нем несколько месяцев.

Жили аборигены небольшими общинами. Между общинами обычно царил мир. Общины дружили между собой, приглашали друг друга в гости, устраивали шумные пиры, вместе охотились и ловили рыбу, обменивались пищей и изделиями своего труда.

Крупный вклад в изучение первобытного общества внес выдающийся американский ученый Льюис Генри Морган.

Он родился и вырос среди американских племен ирокезов. Морган исследовал общественное устройство этих племен и узнал, что каждый род у ирокезов имел свое имя, например: Олень, Волк, Черепаха, Медведь и так далее.

Все члены рода обязаны были помогать друг другу. И если кто-нибудь из членов рода совершал преступление, то весь род нес за это ответственность.

Читайте также:  Проект рассказ моя семья для 1 класса

Во главе рода стоял родовой совет. Он занимался вопросами внутри рода и отношениями с другими родами. В родовой совет входили все мужчины и женщины.

Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.

Проводя свои исследования, Морган выяснил, что такие порядки были заведены и у остальных американских племен. И ученый задумался: а как обстоит дело у других народов мира? Во все концы земли Морган разослал письма. И оказалось, что все далекие от цивилизации народы жили родовым строем. Значит, решил Морган, и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии в далеком прошлом существовал такой же общественный строй! Чтобы доказать эту гипотезу, Морган погрузился в изучение прошлого народов Греции, римлян, германцев.

Результаты исследования превзошли все ожидания. В 1877 году в своем труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытности. С течением времени некоторые гипотезы, изложенные Морганом в его труде, были опровергнуты другими учеными, но в целом его идеи о жизни и устройстве родовой общины стали общепризнанными.

Источник

Презентация по истории на тему «Родовые общины» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров

100 тыс. лет назад – начало ледникового периода на Земле

Изобрели новые орудия труда Научились шить одежду Строили жилища или использовали пещеры Умели добывать огонь

В результате изменений внешнего вида первобытных людей стал исчезать волосяной покров на теле. Лишившись собственной согревающей шерсти, человек должен был придумать что-то, что спасло бы его от холода. Люди изготавливали иглы из костей крупных животных и научились сшивать шкуры

Оно защищало его от хищников, ветра, снега, дождя.

Там, где пещер не было, рыли землянки и возводили каркас из костей, который покрывали шкурами.

Охота – важнейшее занятие ЧТО ДАВАЛА ЛЮДЯМ ОХОТА? мясную пищу, звериные шкуры, рога и кости, необходимые для изготовления орудий

Шерстистый Пещерный носорог медведь На кого охотился первобытный человек? Саблезубый тигр Большерогий олень

На кого охотился первобытный человек? Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с сильно изогнутыми бивнями. 3,5 м Вес – 6 т Бивни – 4,5 м

ЗАГОННАЯ ОХОТА требовала от охотников согласованных действий, взаимопомощи в случае опасности.

Как называют древнейший коллектив людей, в котором они трудились и передавали свои знания по наследству? ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а также добывать пищу. Родовая община Предки всех народов жили некогда родовыми общинами

Рассмотрите картинку. Чем в общине занимались мужчины, а чем женщины?

Старейшины – самые опытные и мудрые старики племени, знавшие повадки животных, свойства растений, древние предания.

Родовые общины и племя Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Совет старейшин Для решения особенно важных дел и вопросов старейшины созывали собрание всех взрослых членов племени.

Племя – объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности.

Родовые общины и племя Почему самым страшным наказанием считалось изгнание из племени?

Духи, идолы и жертвы. Для первобытных людей всё в природе было одушевлённым. Духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.

Духи, идолы и жертвы. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами. Колдовской обряд перед охотой

Номер материала: ДБ-1451898

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов

Время чтения: 1 минута

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Время чтения: 1 минута

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное