История создания романа История одного города Салтыкова-Щедрина
Основной сюжет и главная линия повествования не приходит автору сразу, он на протяжении нескольких лет обдумывает сюжет, раздумывает о том, как будет протекать повествование.
В 1867 году он начинает рассказывать о задумке и идеях своему ближайшему окружению, появляются заметки о существующем романе. Он фактически сформировал общее видении сюжетной линии, но первым делом старается обсудить его с ближайшим окружением, довести до совершенства.
Окружение узнает о части повествования, которое рассказывает о губернаторе, наделенного фаршированной головой. Как узнает читатель по конечному произведению, эта история будет заложена в главу, которая получит название «Органчик». Также он делиться многими другими набросками, возникшими в его голове на протяжении нескольких лет.
В следующем году он начинает написание романа, работа затягивается на два года, и согласно некоторым источникам в 1870 году написание полностью закончено. Первоначальное название после будет изменено, так назвав произведение «Глуповский Летописец», после автор поменял его на «Название одного города», которое появилось значительно позже, чем само произведение в оригинале. Автор много времени посвятил выбору окончательного названия, но при этом последнее является наиболее точным и оригинальным.
Главы по отдельности публикуются в журнале «Отечественные записки» и лишь спустя время выходит общий сборник. В 1870 году выходит отдельный сборник, где автор собирает все рассказы, посвященные данной теме и входящие в общее издание. При этом появляется одна глава, которая не была опубликована в журнале, это «Известие о Двоекурове». Салтыков-Щедрин дописал ее позднее, поэтому она вошла только в окончательное издание.
В 1879 году автор переиздает книгу во втором издании, а через четыре года выходит издание в третьей редакции. Каждая из редакций подвергается правкам и изменениям, автор не прекращает работать над текстом, который представляет широкому кругу читателей.
Как стоит отметить, Салтыков-Щедрин не прекращал работу над произведением на протяжении достаточно долгого промежутка времени, он регулярно вносил коррективы, редактировал не только внутренний текст, но и само название, которое должно привлечь внимание читателя с одного взгляда на обложку. Поэтому его произведение получило подобную известность и стало достаточно востребованным.
2 вариант
Несмотря на службу вице-губернатором, автор оставался человеком, который служил правде. В отличие от других чиновников, подкупить его было невозможно. Всю свою жизнь он старался исправить положение в высшем обществе, где редко можно было встретить человека, не злоупотреблявшего своими возможностями.
Салтыков считал: государство свято уверено, что это народ служит им. И именно это становится причиной беспредела в высших кругах, где каждый не знает слова «честь», стремясь отхватить кусок побольше.
Решив вынести проблему самодержавия на поверхность, автор начинает работу над романом «История одного города», предварительно уйдя в отставку. Задумка появилась у писателя еще в 60-х, но тогда он в полной мере не осознавал, чего хочет добиться от произведения.
Первые главы были опубликованы автором в журнале «Отечественные записки» в январе 1869. После чего писатель решил посвятить время написанию сказок и статей, отложив роман в долгий ящик. В 1870 работа над произведением продолжилась, и в том же журнале было опубликовано продолжение. Также в 1870 книгу выпустили отдельным изданием. Изначально роман был известен под названием «Глуповский Летописец».
Однако, это был не окончательный вариант произведения. Лишь через 9 лет мир увидит роман «История одного города» таким, каким видим мы его сейчас. Такой большой временной разрыв произошел из-за недовольства цензуры. Автору пришлось вносить немало правок для беспрепятственного распространения произведения.
Произведение вызвало разные отзывы, не обошлось и без критических статей. Одной из них стала статья «Историческая сатира» за авторством Суворина. В ней публицист открыто обвинил писателя в искажении исторических фактов. Он считал, что напечатав это произведение Салтыков- Щедрин насмехался над русским народом, изобразив его глупым, ничего не предпринимающим.
Тургенев напротив был восхищен романом и рекомендовал его к прочтению. Он видел в этом произведении подлинную историю России преподнесенную с щепоткой сатиры.
Солидарен с ним был Горький, который считал, что только прочитав этот роман можно в полной мере понять историю России 19 века.
И он абсолютно прав. Писателю удалось в полной мере воплотить свою задумку и показать миру всю правду о истории русского народа.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания романа История одного города Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
Образ чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему. Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей
Кошки – удивительные животные. Иногда они бывают ласковыми и нежными, а порой дикими и агрессивными. У каждой кошки характер формируется уже с раннего детства.
Я люблю читать сказки. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» описана история дружбы между мальчиком и девочкой. Злой Троль разбил свое волшебное зеркало и осколками от него замораживал сердца людей и делал их жестокими и эгоистичными.
Очень мне нравится этот цветочек! Я раньше его никогда не видела. До этого года. То есть я видела его на картинках, на фотографиях красивых
Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин
Автор: Guru · Опубликовано 16.03.2017 · Обновлено 08.10.2017
Замысел книги сформировался у Салтыкова-Щедрина постепенно, в течение нескольких лет. В 1867 году писатель сочинил и выставил на суд публики новый сказочно-фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой» (он ложится в основу известной нам главы под названием «Органчик»). В 1868 году автор начал работу над полномасштабным романом. Этот процесс занял чуть больше года (1869-1870 гг). Первоначально произведение было озаглавлено «Глуповский Летописец». Название «История одного города», ставшее окончательным вариантом, появилось позже. Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки».
Книгу Салтыкова-Щедрина некоторые люди по неопытности считают рассказом или сказкой, но это не так. Такая объемная литература не может претендовать за звание малой прозы. Жанр произведения «История одного города» масштабнее и называется «сатирический роман». Он представляет собой некое хронологическое обозрение о выдуманном местечке Глупов. Судьба его записана в летописях, которые находит автор и издает, сопровождая их собственными комментариями.
Также к данной книге можно применить такие термины, как «политический памфлет» и «сатирическая хроника», но она лишь вобрала в себя некоторые черты этих жанров, а не является их «чистокровным» литературным воплощением.
О чем произведение?
Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.
Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.
Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.
Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.
Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.
Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.
Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.
Описание города
Глупов находится в далекой провинции, об этом мы узнаем, когда в дороге портится голова Брудастого. Это небольшой населенный пункт, уезд, ведь двух самозванцев приезжают забирать из губернии, то есть городок является лишь незначительной ее частью. В нем нет даже академии, зато стараниями Двоекурова процветает медоварение и пивоварение. Он делится на «слободы»: «Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница». Там развито сельское хозяйство, так как засуха, обрушавшаяся от грехов очередного начальника, сильно задевает интересы жителей, они даже готовы идти на бунт. При Прыще же увеличиваются урожаи, что безмерно радует глуповцев. «История одного города» пестрит драматическими событиями, причиной которых является аграрный кризис.
Угрюм-Бурчеев воевал с рекой, из чего мы делаем вывод, что уезд находится на берегу, в холмистой местности, так как градоначальник уводит народ в поисках равнины. Главным местом в данном регионе является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.
Главные герои
На этом список героев заканчивается. Градоначальники в романе Салтыкова-Щедрина являются людьми, которые по адекватным меркам никак не способны управлять хоть каким-либо населенным пунктом и быть олицетворением власти. Все их действия совершенно фантастичны, бессмысленны и часто противоречат одно другому. Один правитель строит, другой все разрушает. Один приходит на место другого, но в народной жизни ничего не меняется. Не происходит никаких существенных перемен или улучшений. Политические деятели в «Истории одного города» имеют общие черты — самодурство, ярко выраженная порочность, мздоимство, алчность, глупость и деспотизм. Внешне же персонажи сохраняют обычный человеческий облик, тогда как внутреннее содержание личности таит в себе жажду подавления и угнетения народа с целью наживы.
Проблематика
Главная мысль
Авторский замысел состоит в изображении государственного строя, в котором общество примиряется со своим вечно угнетенным положением и считает, что это в порядке вещей. В лице общества в повести выступает народ (глуповцы), «угнетателем» же являются градоначальники, которые сменяют друг друга с завидной скоростью, при этом успевая разорить, разрушить свои владения. Салтыков—Щедрин иронично замечает, что жителями движет сила «начальстволюбия», и без правителя они незамедлительно впадают в анархию. Таким образом, идея произведения «История одного города» — это стремление показать историю русского общества со стороны, как люди на протяжении многих лет переносили всю ответственность за устройство своего благополучия на плечи почитаемого монарха и неизменно обманывались, ведь один человек не может изменить целую страну. Перемены не могут прийти извне, пока народом правит сознание того, что самодержавие — есть высший порядок. Люди должны осознать свою личную ответственность перед родиной и ковать свое счастье сами, но тирания не позволяет им проявить себя, а они горячо ее поддерживают, ведь пока она есть, ничего делать не надо.
Несмотря на сатирическую и ироничную основу повествования, в нем заложена очень важная суть. В произведении «История одного города» смысл — показать, что только при наличии свободного и критического видения власти и ее не несовершенств возможны перемены к лучшему. Если общество живет по правилам слепой покорности, то притеснения неизбежны. Автор не призывает к восстаниям и к революции, в тексте нет ярых бунтовских стенаний, но суть одна — без народного осознания своей роли и ответственности нет пути к переменам.
Писатель не просто критикует монархический строй, он предлагает альтернативу, выступая против цензуры и рискуя своей государственной должностью, ведь издание «Истории…» могло повлечь для него не только отставку, но и тюремное заключение. Он не просто говорит, а своими действиями призывает общество не бояться власти и открыто говорить ей о наболевшем. Основная мысль Салтыкова-Щедрина – привить людям свободу мысли и слова, чтобы они могли улучшать свою жизнь сами, не дожидаясь милости градоначальников. Он воспитывает в читателе активную гражданскую позицию.
Художественные средства
Особенность повествованию предает своеобразное переплетение мира фантастического и реального, где соседствуют фантастический гротеск и публицистический накал актуальных и реальных проблем. Необычные и невероятные происшествия и события подчеркивают абсурдность изображаемой реальности. Автор мастерски использует такие художественные приемы, как гротеск и гипербола. В жизни глуповцев все невероятно, преувеличено, смешно. Например, пороки градоначальников разрослись до колоссальных масштабов, они намеренно выведены за рамки действительности. Писатель сгущает краски для того, чтобы искоренить реально существующие проблемы через осмеяние и публичное поругание. Ирония также является одним из средств выражения авторской позиции и его отношения к происходящему в стране. Люди любят посмеяться, и серьезные темы лучше преподносить в юмористическом стиле, иначе произведение не найдет своего читателя. Роман Салтыкова-Щедрина «История одного города», прежде всего, смешной, поэтому он пользовался и пользуется популярностью. В то же время он безжалостно правдив, он больно бьет по злободневным вопросам, но читатель уже заглотил наживку в виде юмора и не может оторваться от книги.
Чему учит книга?
Глуповцы, которые олицетворяют народ, находятся в состоянии бессознательного поклонения власти. Они беспрекословно подчиняются капризам самодержавия, абсурдным приказам и самодурству правителя. При этом они испытывают страх и благоговение перед покровителем. Власть же в лице градоначальников использует свой инструмент подавления на полную силу, не считаясь с мнением и интересами горожан. Поэтому Салтыков-Щедрин указывает на то, что простой люд и его вождь друг друга стоят, ведь пока общество не «дорастет» до более высоких стандартов и не научится отстаивать свои права, государство не изменится: оно будет отвечать примитивному спросу жестоким и несправедливым предложением.
Символическая концовка «Истории одного города», в которой погибает деспотичный градоначальник Угрюм — Бурчеев, призвана оставить послание, что у российского самодержавия нет будущего. Но нет и определенности, постоянства в вопросах власти. Остается только терпкий привкус тирании, за которым, возможно, последует что-то новое.
«История одного города» анализ произведения Салтыкова-Щедрина – особенности, жанр, тема, смысл романа
Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы 19 века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться легким чтивом. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.
Год написания –1870 г.
История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.
Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.
Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.
В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.
Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.
После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.
«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.
В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.
На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.
К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.
Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.
Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.
Композиция
Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.
Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.
После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.
В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.
В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.
В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».
«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.
Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.
Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.
Анализ произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
История создания
Планы о написании произведения писатель вынашивал продолжительное время. Образ вымышленного городка Глупова как олицетворения самодержавного помещичьего строя в первый раз появился в очерках Салтыкова-Щедрина в конце 1850-х гг.
В 1867 г. автор издает произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой». Это была своеобразная аннотация, которая позже стала основой главы «Органчик». Через год Салтыков начинает работу над полноценным романом и заканчивает его в 1870 г. Во время написания книги автор на определенное время приостанавливал работу над созданием сказок и ряда иных сочинений.
Изначально название произведения было «Глуповский Летописец», но после писатель переименовал его на «Историю одного города». Роман публиковался по главам в издательстве «Отечественные записки», где автор работал главным редактором. В этом же году в свет вышел полный вариант книги.
После опубликования этого литературного произведения на писателя обрушилось множество негодующих критиков. Автора обвинили в искажении российской истории и оскорблении народа, его популярность сильно снизилась. Изображение жизненных реалий и давно появившихся проблем, а также открытая критика государственного строя откровенно пугали. Не каждый человек мог принять эту правду.
Композиция и жанр
Проводя кратко анализ «Истории одного города», можно определить, что это сатирическое произведение относится к одному из направлений реализма. Роман часто называют антиутопией, что означает намерение писателя показать параллельную действительность или вероятное развитие будущих событий, пугающих читателей, но при этом предостерегающих от ошибок, которые они могут сделать в реальности.
Это и есть авторская позиция в тексте: Салтыков-Щедрин показывает альтернативную историю страны, которая напоминает хронику России. Он применяет гротеск и изменяет на другой лад известные факты, отражает реальную суть страны с ее кумовством, коррупцией, деспотизмом, невежественностью.
Помимо содержания на фантастическую сущность произведения указывают мистические события, которые невозможны в реальности: отсыревший органчик в черепной коробке или голова, забитая трюфелями. Фантастика призвана завуалировать политическую тематику романа, которую цензорам не нужно было видеть раньше времени.
Композиция произведения отрывочна и хроникальна, она состоит из краткого обзора исторических фрагментов, многие из них не уцелели, а только угадываются в упоминаниях летописца. При анализе романа «История одного города» его можно разделить на две отдельные части:
Затем идут отдельные главы, которые связаны общим повествованием. Все они посвящаются определенной эпохе в жизни Глупова.
Краткое содержание
Автор иносказательно передает историю Российской империи, которую оценивал с критической точки зрения. Всех жителей он называл глуповцами. Это обитатели одноименного города. Их этнос происходит от древнего народа, который назывался головотяпами.
Головотяпы враждовали с соседними государствами, а также друг с другом. Устав от этого хаоса, они решают выбрать себе правителя, который навел бы порядки, и быстро находят подходящего князя. С новой властью люди решили основать город Глупов. Так писатель обозначил создание Киевской Руси и становление Рюрика во главе княжества.
Сначала правитель посылает своего наместника, но тот был пойман на воровстве, тогда князь приезжает лично и наводит жесткие порядки. Так писатель представляет период феодального раздробления Руси.
Затем автор прерывает рассказ и начинает перечисление знаменитых градоначальников. Их биографии являются отдельными и оконченными историями. Первым был Дементий Брудастый, у него в голове находился органчик, который играл только два произведения: «Разорю!» и «Не потерплю!». Далее у начальника ломается голова, и наступает безначалие — смутные времена, наставшие после кончины Ивана Грозного. Именно его Салтыков показывает в образе Брудастого. Затем появляются самозванцы-близнецы, но их быстро убирают — это приход Лжедмитрия и его окружения.
Неделю длилась анархия, на протяжении этого времени поменялось шесть градоначальниц. Так описываются дворцовые перевороты, когда в России правили только интриги и женщины.
Начальники менялись, их самомнение увеличивалось пропорционально появлению абсурда в романе. Безумные реформы губили империю, народ становился нищим и невежественным, а правительство только пировало или воевало. Череда постоянных ошибок привела к ужасным последствиям. В результате последний градоправитель Угрюм-Бурчеев умирает, после его смерти рассказ обрывается, а из-за открытого завершения романа появляется надежда на перемены к лучшему.
Описание персонажей
Список героев очень большой. Градоначальники в произведении являются людьми, которые не способны управлять любым населенным пунктом и олицетворять собой власть. Описание главных персонажей:
Все градоправители имеют одинаковые черты — порочность, самодурство, жадность, мздоимство, тиранию, глупость.
Основная тематика
Тема произведения довольно многогранна. Здесь раскрываются нравственные, моральные, политические и общественные актуальные вопросы того времени:
Раскрытие проблем
Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:
Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.
Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.