Классный час «Загадочный мир русских народных сказок» (2-й класс)
Класс: 2
Тема: «Загадочный мир русских народных сказок».
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
Оборудование:
Ход классного часа
I. Объявление темы классного часа
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Светлана Георгиевна.
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».
(Фрагмент презентации. Рисунок1)
II. Вступительное слово учителя
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Как вы думаете, почему я пришла к вам в таком необычном наряде? (Ответ детей)
Я сегодня не просто Светлана Георгиевна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
(Фрагмент презентации. Рисунок 2)
III. Путешествие по русским народным сказкам
Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! Она будет нашим проводником в путешествии.
Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.
Игра «Из какой мы сказки?»
(На экране фрагменты из сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди»)
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше.
Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой.
Сказочная викторина
Текст записки.
Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше.
Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.
(Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают, кто её оставил)
Телеграмма
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
Игра «Волшебное лукошко»
В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.
(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)
Сказки: «Лисичка со скалочкой» – скалочка;
«Курочка Ряба» – золотое яйцо;
«Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше;
«Финист-ясный сокол» – перышко;
«Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича.
Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.
Посмотрите, перед нами изба. Кто живёт в ней? (Ответ детей)
А встречает нас Колобок, румяный бок. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей)
Колобок предлагает вам стать героями его сказки.
(Инсценировка сказки «Колобок», фрагмент презентации. Рисунок 3)
Вам понравилась сказка в исполнении ребят? (Ответ детей)
Колобку тоже понравилась. Но он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.
Кроссворд по русским народным сказкам
Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда.
1. Гуси – … (лебеди)
2. Василиса – … (Прекрасная)
3. Коза – … (Дереза)
4. Кот, Петух и … (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка)
Молодцы, ребята. Теперь мы можем попрощаться и отправиться дальше.
Мы вышли с вами на полянку. И мышка говорит, что наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с мышкой, снова возьмёмся за руки и на мгновение закроем глаза.
IV. Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.
Творческие проекты и работы учащихся
Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.
Подробнее о проекте:
Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.
Оглавление
Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Введение
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Презентация по литературному чтению на тему»Русские народные сказки» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
Русская народная сказка-это жанр устного народного творчества. Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Л.Толстой
Отличительные черты сказки Сказочные события Сказочные герои Сказочные существа Необычность обстановки Особая манера повествования Вариативность текста Автор коллективен
Виды русских народных сказок Волшебные сказки Сказки о животных (анималистические) Бытовые (новеллистические) сказки далее
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ «Гуси — лебеди »
Общие особенности Волшебных сказок Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Волшебные персонажи Волшебные предметы Описание назад
Герои волшебных сказок Деление на положительных и отрицательных Борьба с волшебной силой Вымышленные персонажи Обычные люди назад
Что можно прочитать «Василиса Прекрасная» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Белая уточка» «По щучьему веленью» назад
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ «Зимовье зверей»
Общие особенности Сказок о животных Иносказательность Ясность оценки героев Антропоморфизм Быстродействие Диалог Облегчённая композиция назад
Что можно прочитать «Лиса и журавель» «Ворона и рак» «Кошкин дом» «Семеро козлят» «Волк и лиса» назад
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ «Каша из топора»
Разновидности бытовых сказок Сказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Сказки-насмешки назад
Общие особенности Бытовых сказок Отсутствие фантастики Реальные конфликты Сказочное разрешение Смысловой акцент-развязка Жестокий юмор назад
Герои бытовых сказок Герой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой благороден назад
Что можно прочитать «Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Репка» «Как мужик гуся делил» назад
ВИКТОРИНА «УГАДАЙ СКАЗКУ»
-Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл!
-Поешь моего простого киселька с молочком! Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла её бережком.
-А ну-ка, вёдра, ступайте домой сами!
-Несёт меня лиса за синие леса! Котик, братик, помоги!
-Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает. Пот выступает.
-Спасибо, Иван-Царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, её избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться и выгнала меня!
-Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!
-Козлятушки, ребятушки, Отопритеся, отомкнитеся. Я коза, на лугу была, ела травку шелковую, пила воду студёную…
Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях и подавился…
. Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-1026896
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: « Русские народные сказки».(2 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: « Русские народные сказки».
Цели урока : обобщить знания учащихся по разделу «Сказки»;
развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; развивать интерес к чтению; речь детей;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.
— Прочитайте тему урока.
— О чем сегодня пойдет разговор на уроке?
— Верно, сегодня мы будем говорить о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появится Африка, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.
Но почему сказка остаётся все такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые были когда – то детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла судьба, сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.
Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой, пройти испытания на неведомых дорожках, увидеться с нечистой силой и выполнить её задания.
За свои ответы вы будете получать оценки – это яблочки с волшебной яблони. Красное яблоко за отличный ответ, желтое за хороший, зеленое – за удовлетворительный. Ну а те, кто проказничает на уроке, получат яблочко с червячком. В конце путешествия мы посмотрим, кто какой урожай соберет.
— Перед нами первая остановка «Избушка на курьих ножках».
— Правильно ли стоит избушка? (Нет)
— Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась?
( Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом)
— Чтобы вырваться нам из цепких рук Бабы – Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать её загадки.
1. В каких сказках живет Баба – Яга? ( «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка»…)
2. Чем угощала лиса журавля? (кашей)
3. Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)
4. Из чего варил кашу солдат? (из топора)
5. Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси – лебеди»? (мышка)
6.На чем передвигаются герои сказок? ( ковер самолет, сапоги скороходы)
1. «Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка)
2. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» ( Лиса)
3. «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)
4. «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» ( Волк )
5. «Вижу – вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке!» ( Машенька)
6. «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте ведра сами домой!» (Емеля)
7. «Дай рыбки! Не дам! Пойди сам налови!» (лиса, волк)
— Мы прибываем на станцию «Теремок». Здесь нас ожидают интересные задания. Герои сказок предлагают провести викторину «Знаешь ли ты сказки». Угадайте название сказки.
«А журавль клюёт себе да клюёт, пока все ни съел» ( Лиса и журавль)
«Тук, тук! Кто в тереме живёт? Я – мышка – норушка, я лягушка – квакушка. А ты кто? ( Теремок)
Сидит в корзине девочка
Он сам того не ведая,
Несет её домой. (Маша и медведь)
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня.
Яблонька, спаси меня. (Гуси – лебеди)
Ах ты, Петя – простота,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)
6. Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему веленью)
7. Нет ни речки, ни пруда
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
8. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. (Колобок)
Игра «Помоги улететь бабочкам»
— Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждет ещё одна остановка. Но в сказочном лесу случилась беда, бабочки попали в сети к пауку, поможем им улететь. На крылышках у бабочек записаны вопросы, ответим на вопросы, значит поможем бабочкам улететь.
1. Как в сказках называют лису? ( лисичка – сестричка, кумушка. Лиса Патрикеевна, лисонька..).
2. Кто и кого угощал горохом, пшеницей, орехами? (Лиса – петушка)
3. Кто помог зайцу прогнать лису из избушки? (Петух)
4. В какой сказке есть такие слова:
5. Кто напугал бабушку, внучку, курочку, мышку? (Заяц)
— Вот и остановка «Терем». О, да тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, кто прислал телеграммы.
1. Я от дедушки ушел, 2. Золотое яйцо снесла,
Я от бабушки ушел, Скоро простое снесу. (курочка Ряба)
Скоро буду у вас. (Колобок)
— А теперь, по предметам угадайте, какие герои побывали в нашем тереме:
Горошек (кот, лиса и петух)
Стрела (царевна – лягушка)
Кувшин и тарелка (лиса и журавль)
Печка ( Гуси – лебеди, По щучьему веленью)
Яблоко (гуси – лебеди)
Игла ( Царевна – лягушка)
— Сказочные герои приготовили каждому из вас задание.
Ученики получают карточки для индивидуальной работы.
— Нужно соединить название сказки и имя сказочного героя.
Солдат, старуха «Петушок и бобовое зернышко»
Сестра, брат «У страха глаза велики»
Петух, курочка «По щучьему веленью»
Бабушка, мышка «Каша из топора»
Журавль «Гуси – лебеди»
Яйцо «Лиса и журавль»
Щука «Царевна – лягушка»
Если останется время, то провести тест.
— Наше путешествие подошло к концу. Посмотрим какой урожай мы собрали, поднимите свои яблочки и покажите их нам.
— Ребята, какое у вас сейчас настроение? Почему?
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
И если мы с вами будем по доброму относиться друг к другу, помогать друг другу и любить друг друга, то все наши мечты превратятся в явь.