Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей»
Юлия Кокарева
Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей»
Особенно глубокое воздействие оказывают на детей сказки. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна, немыслима сказка.
В различных жанрах народных повествований фантастика имеет свои отличительные особенности. Животный эпос очеловечивает зверей, птиц. Волшебные сказки наряду с этим приписывают человеческие качества всему миру живой и неживой природы, её стихиям, создают образы сказочных существ, и сам человек в них легко превращается в любое сказочное существо. В сатирико-бытовой сказке нет волшебных помощников героя. Он побеждает своих врагов благодаря уму, смелости, находчивости. Но реальный мир в сатирико-бытовой сказке как бы вывернут наизнанку. Персонажи действуют здесь в нетипичных обстоятельствах, в вымышленных ситуациях. Например, глупый барин верит мужику, что сосна может упасть, и караулит её целый день.
Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных.
Важнейшим изобразительным средством в сказках о животных служат глаголы, помогающие выразить строгую эпичность и динамику сказочного повествования. В каждой сказке, глаголы показывают и нарастание действия, и разный характер действия, и психологическое состояние героев.
Основой речевого стиля животного эпоса является диалог. Ёмкость и гибкость диалогов в сказках таковы, что передают всё своеобразие суждений, стремлений, переживаний действующих лиц. Песенные диалоги преобладают в сказках «Колобок», «Волк и коза».
В волшебных сказках изображается острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью.
Своеобразна и поэтика волшебной сказки.
Бойкая, жизнерадостная и ритмически складная присказка не связана с сюжетом самой сказки. Она эмоционально настраивает слушателя, привлекает его картиной необычного, создаёт эмоциональный фон.
Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки; они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества
Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, солдат) побеждает врагов (царя, барина, купца) не с помощью чудес, а благодаря своим умственным и нравственным качествам.
В каждом цикле сатирико-бытовых сказок можно проследить нарастание социальных противоречий и упорства демократического героя в борьбе с врагами.
Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других народно-сказочных повествований. Их немного и в фольклорных сборниках, издаваемых для детей. А между тем они дают яркое представление о жизни, борьбе и социальных устремлениях народа.
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки» Всем добрый день! Наконец-то закончила пошив второй книги из фетра «Русские народные сказки». В книге четыре сказки : «Репка», «Теремок»,.
«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.
Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.
Консультация «Влияние сказки на исполнительское творчество детей» с презентацией Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений.
Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.
Конспект образовательной деятельности «Путешествие по русским народным сказкам»
Светлана Козлова
Конспект образовательной деятельности «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательные задачи: Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, пополнить словарный запас, учить детей узнавать сказку по загадкам, по иллюстрациям, по отрывку.
Развивающие задачи: Развивать интерес к сказкам, развивать речь, мышление, память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитывающие задачи: Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству, к родному языку, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Здоровьесберегающие задачи: Способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок, театрализация сказок.
Материал: волшебный клубочек, книги со сказками, фишки-кружочки, запись музыки «В гостях у сказки», презентация, костюмы для театрализации отрывка из сказки «Теремок», карточки с заданиями.
Ход занятия
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостям!
Здравствуйте, гости. Здравствуйте!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну сказок. Вы же любите сказки?
Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Воспитатель садится напротив. Рядом выставка книг с русскими народными сказками, наглядность.Воспитатель напоминает детям: осанка, ноги ровно, слушаем внимательно. Выкрикивать нельзя, нужно поднимать руки и отвечать, а за правильный ответ вы будете получать фишку. В конце нашего путешествия сосчитаем, кто больше собрал фишек.
1. Давайте вспомним какие русские народные сказки вы знаете? Дети перечисляют.
2. Почему их называют русскими народными сказками?Ответы детей.
— Ребята, я очень люблю русские народные сказки, а вы любите? (ответы детей)
Ребята,а вы согласны,что сказки бывают грустными и смешными?ответы детей.
Помогайте мне,какими еще бывают сказки (веселыми,добрыми,злыми,забавными,поучительными итд)
— Сказка никогда не научит плохому. Недаром в сказке добро побеждает, а зло наказывается.
А как вы понимаете пословицу:
«Сказка- ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок.» ответы детей.
Фоном звучит музыка…Сказка –ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок….
Ой, ребята, смотрите, у меня есть большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь.
«В гости сказочка идет
Она встречи с нами ждёт
Много сказок есть на свете.
Сказки эти любят дети.
(бросаю клубочек, он катится)
Отгадайте без подсказки.
Этих сказочных друзей!
на столах разложены карточки с заданиями)
Ребята,у меня тут спрятаны изображения сказочных героев,но чтоб их увидеть вам надо сначала угадать загадки!
1. Не лежалось на окошке
2. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
3. У Алёнушки- сестрицы
Унесли братишку птицы
4. Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал её кто-то
Кто, распростившись с зелёной кожей
Сделался милой, красивой, пригожей (царевна- лягушка)
5. Посадип её дед в поле
Всей семьей её тянули
6. Жили- были семь ребят,
Белых маленьких козлят,
Проник обманом, серый в дом,
Коза потом его нашла
Перехитрить его смогла,
Ваша мать пришла, молока принесла,
Бежит молочко по вымечку
Из вымечка по капытечку,
Из копытечка на сыр у земельку!
7. Делать нечего, пустил всех зверей на зимовье, отогрелись они, а петух даже песенку запел (Бык и з «Зимовья Зверей.»)
Все загадки отгадали и героев все назвали. Молодцы!
Катится клубочек дальше к фланелеграфу, на котором оформлена выставка книг.
Игра «Узнай сказку по обложке книги» (вызываю детей)
Давайте отгадаем, какие это сказки
Нет ни речки,ни пруда.
Очень вкусная вода в ямке от копыта. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
2. Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто,распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой,красивой, пригожей (Царевна-Лягушка)
3Колотил да колотил по тарелке носом
Ничего не проглатил и остался с носом. («Лиса и Журавль.»)
4. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра (по щучьему велению)
5. Не садись на пенёк,
А сейчас давайте мы с вами представим,что мы превратились в сказочных животных из р. н. сказок и изобразим их движениями. Я вам буду задавать наводящие вопросы, а вы будете угадывать и изображать.
-Кого лиса выгоняла из избы лубяной (зайца)
-Кто унес к бабе Яге Иванушку (Гуси –Лебеди)
-Кто съел колобка (Лиса)
-Кто снес яичко золотое (Курочка Ряба)
_Кому открыли козлята двери (Волк)
-Кто поимал стрелу Ивана_Царевича (Лягушка)
Быстро справиться сумели,а теперь все тихо сели!Молодцы!
Катится клубочек дальше.
А здесь игра «Найди ошибку». Слушайте внимательно.
2. Были у хозяйки три дочери
Старшая звалась Одноглазкой,
3. Гуси-утки летите в погоню
Молодцы! Справились с игрой.
(катится клубочек, где лежат вопросы, из какой сказки эти строчки)
-Ребята, послушайте задание «Из какой сказки эти строчки?»
1. У меня не усы, а усище, не лапы, а лапище, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.
3. Конь бежит, земля дрожит
Из ушей дым столбом валит,
4. Приходи, куманёк! Приходи дорогой)
Молодцы! А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
Три медведя и Лиса.
НЕ забудем Сивка-Бурку,
Про Жар-Птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и Козлят,
Этим сказкам каждый рад!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движений)
Ой, яичко уронила (наклониться,поднять его)
Посмотрите-ка разбила (Показать его на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация)
Вырастала репка хороша и крепкая (развели руку в стороны)
А теперь её потянем (имитация)
И из репки кашу сварим (едим)
И будем мы от репки здоровы и крепки (показать силу)
Мы славна семья козлят,любим прыгать и скакать (прыжки)
Мы любим бегать и играться
Любим рожками бодаться (имитация движений)
Быстро справиться сумели,а теперь тихонько сели!
А сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из сказки «Теремок», а вы смотрите и слушайте внимательно.
Действующие лица :Волк, Лиса,Медведь.
В-ль :Бежал по лесу волчок-серый бочок. Увидел теремок,остановился :
Волк: Тук-тук, кто в тереме живет?
Хором отвечают дети. (перечисляют всех животных)
Я волчок-серый бочок.
Волк :Пустите в теремочек.
В-ль: Стали они жить вместе (перечисляем)
Бежала по лесу лисичка-сестричка, увидела теремок,остановилась. :
Лиса: «Тук-тук кто в тереме живет?
Лиса : Пустите меня в теремок.
В –ль : Стали они жить вместе,перечисляем.
В –ль : Шел по лесу медведь,увидел теремок,остановился :
Медведь :Тук-тук,кто в тереме живет?
Медведь : Пустите в теремок.
Ты же теремок сломаешь!
Медведь полез и сломал теремок. Все звери разбежались кто- куда. И стали они все вместе строить теремок.
Ребята,давайте поблагодарим наших артистов за сказку!Спасибо вам!А вы все молодцы.
Ребята,а мне кажется,что мы выполнили не все задания в стране сказок!Пойдемте посмотрим.
Давайте посмотрим что там …Это кроссворд,давайте мы его отгадаем.
Ну вот, наше путешествие по сказкам подошло к концу.
Верить в сказку- это счастье
Сказка обязательно
Вам понравилось в стране сказок! Теперь то вы знаете точно,что сказки нас учат хорошему и доброму!
Дидактическая игра «Чемодан сказок» ИГРАТЬ ФИГУРКАМИ МОЖНО КАК ЗА ЭКРАНОМ «ЧЕМОДАНА СКАЗОК», ТАК И В ЛЮБОМ ДРУГОМ МЕСТЕ (ЗА СТОЛОМ, В СВОБОДНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т. Д.).
Презентация «В гостях у сказки» Вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста. Обучающие задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
От Серого Волка до наших дней. Краткая история русской народной сказки
Баба-яга, гуси-лебеди, медведь на липовой ноге — русские народные сказки об этих героях передаются из уст в уста уже много веков. Раньше этот жанр, который сейчас считают исключительно «робячим» (детским), был совершенно другим. «Мел» и онлайн-энциклопедия сказок «ЧИТАЛКИН» попробовали разобраться в истории русской народной сказки. Оказалось, в ней немало сюрпризов.
От байки к сказке
Само слово «сказка» в привычном современному человеку значении стали использовать сравнительно недавно. В одной из воеводских грамот XVII века зафиксировано употребление этого термина: в ней призывается осуждать людей, которые «сказки сказывают небывалые». До этого слово «сказка» обычно обозначало документ юридического характера (например, ревизские сказки содержали поименные списки населения). А разного рода устные рассказы, к которым относятся и сказки, назывались «байками» или «баснями» (от «баять» — говорить, сказывать).
Но есть версия, что слова «сказка», «байка», «баснь» в качестве обозначения произведений одного жанра были известны людям с древнейших времён. Первое употребляли больше в разговорной речи, два других — в книжной. В сказочных текстах это легко заметить по устойчивым формулировкам: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Сейчас в это трудно поверить, но изначально церковь не одобряла сказки. Они были настолько популярны в народе, что богослужители видели в этом грех
Среди первых сказочников были скоморохи — в их обязанности входило веселить народ. Некоторые цари (например, Иван Грозный, Василий Шуйский, Алексей Михайлович и другие) держали у себя при дворе людей, которые исполняли сказки, когда царь отходил ко сну.
Позднее почти у каждого зажиточного помещика или дворянина обязательно был специальный человек, знающий и рассказывающий сказки. Этот факт, кстати, заметен и в популярных сказочных текстах. Например, в сказке о двух ворах, которые украли шубу и не могли её поделить. Один из них пробирается ночью к спящему барину и, заменив сидящего в комнате сказочника, рассказывает о произошедшем в форме сказки, а сонный барин определяет, кому должна достаться шуба.
Чем отличались мужские и женские сказки
Долгое время жанр сказки был популярен только среди мужчин. Во многом это было связано с их работой: мужские промыслы (рыболовный, охотничий, лесозаготовительный и другие) непременно сопровождались исполнением сказок во время как работы, так и отдыха.
Многие представители других мужских профессий (солдаты, мельники, сапожники, ямщики, пастухи, плотники, печники, торговцы) тоже сочиняли и рассказывали сказки. Распространялись она быстро и просто, ведь из-за своей работы рассказчики много передвигались по стране. Мужчины рассказывали как «долгие» сказки о чудесных приключениях различных героев, так и короткие юмористические истории, иногда с эротическим содержанием.
Как это ни удивительно, женщины рассказывали сказки гораздо реже, чем мужчины. Обычно это происходило во время бесёдных посиделок, где девушки рукодельничали. Иногда это было связано и с профессиями женщин: например, няни читали сказки, чтобы развлечь или научить чему-то ребенка.
Три типа сказок: о животных, волшебные и бытовые
Сказка обычно «сказывается», а это предполагает, что у неё обязательно должен быть читатель и слушатель. При этом сказками можно называть абсолютно разные по форме, содержанию, композиции и объему произведения. Самое главное, что объединяет все сказки — они повествуют о чем-то выдуманном, нереальном.
До сих пор не существует единой классификации сказок. Чаще всего выделяют три основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. В сказках о животных действующими лицами, как можно догадаться из названия, становятся звери, птицы, рыбы, иногда растения и предметы. Эти тексты комичны, так как все герои в них напоминают людей.
Волшебным сказкам в русской фольклорной традиции отводят более значительное место. Они отличаются своеобразным композиционным строением, приключенческим характером сюжетов, особым набором персонажей и чудесных предметов-помощников.
В бытовых сказках речь идёт об обычных людях. Их герои — глупцы и лентяи, воры, разбойники, хитрецы
В сказках хорошо отражаются представления древнего человека о мире. Например, вера в то, что всё в природе наделено жизненной силой. Именно поэтому животные, растения и предметы в них одушевляются: они говорят и часто ведут себя, как люди. В сказках человек может вступать в брак с животным, иметь с ним детей, менять человеческий облик на звериный, и наоборот. Например, младший царевич женится на лягушке, которая, сбрасывая шкурку, превращается в красавицу; выпивший воды братец становится козленком; Иван — медвежье ушко оказывается сыном медведя и похищенной им девушки.
Почему народные сказки чаще всего жестокие
Фантастические образы, путешествия героев в иной мир, связаны с важным для архаического общества обрядом перехода из одной возрастной категории в другую, называемым инициация (посвящение). Обряд заключался в том, что экзаменуемых изолировали в какой-либо лесной хижине и заставляли проходить разные, иногда очень жестокие испытания, писал знаменитый фольклорист Владимир Пропп.
Одни и те же сказочные сюжеты встречаются у разных народов. Отличаются они своими художественными особенностями и специфическими национальными чертами.
Главными героями бытовых и волшебных сказок народов Севера и Сибири часто бывают оленеводы и охотники, у жителей прибрежных территорий значительное место отводится морю и рыболовству. Еще бóльшая разница чувствуется в сказках о животных: в одних текстах фигурируют лоси, тюлени, олени, росомахи, в других — лисы, медведи, волки, зайцы. Конечно, много общего можно найти и в сказках соседствующих народов.
Когда сказки стали записывать и читать детям
Первые сборники русских сказок появились в конце XVIII века. Тексты в них сильно изменены и больше напоминают замысловатые повести. До сих пор наиболее полным собранием русских народных сказок считается сборник, выпущенный А. Н. Афанасьевым в середине XIX века. В то время сказки звучали повсюду, но сведений о самих сказочниках в книге почти нет. А вот в начале XX века интерес к жанру заметно вырос — тогда их стали целенаправленно записывать в разных регионах.
Сказочные тексты из репертуара нянь и бабушек начали публиковать в хрестоматиях и учебниках, начиная со второй половины XIX века. Именно они считаются детскими. Среди таких изданий с многотысячным тиражом была учебная книга «Родное слово», подготовленная К. Д. Ушинским в 1864 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в ней впервые опубликовали сказки, которые сегодня мы считаем народными. Многие из них построены по кумулятивной структуре — на повторении однотипных эпизодов. Самые известные примеры — «Теремок», «Колобок», «Репка», «Золотое яичко». Эти сказки издаются в небольших детских книжках и сегодня.
Появились сборники, посвященные сказочной традиции определенной территории или творчеству отдельного, наиболее талантливого, исполнителя сказок. Начиная со второй половины ХХ века сказки исполняли в основном женщины, и ориентированы они были только на детскую аудиторию.
Русские народные сказки в большинстве случаев первое чтение для ребёнка. Сегодня это уже не только печатные произведения, но в том числе и книги-игрушки, аудиосказки. Наконец, есть видео — мультфильмы, основанные на сказках, и ролики, в которых произведения читают известные актёры и ведущие.
«ЧИТАЛКИН» — это уникальная видеобиблиотека, созданная Фондом «Маленькое кино» при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Здесь вы найдёте классические и современные произведения, которые читают актёры, авторы, музыканты, а также сами дети и их родители. Вся литература рекомендована педагогами и психологами и помогает привить ребёнку вкус к чтению.