Презентация по музыке на тему «Русские народные инструменты» (2 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русские народные инструменты Учитель: Спиридонова Елена Валентиновна
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня. Русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие. В общую музыкальную культуру славянских народов вошли такие инструменты как: древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры.
Струнные инструменты: Гусли Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые–столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры на гуслях и пения под их аккомпанемент. Наряду с щипковыми гуслями, основной прием игры на которых – щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях.
Балалайка Балалайка – это музыкальный символ русского народа. Это русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным, слегка изогнутым деревянным корпусом. У инструмента три струны, а на грифе современной балалайки расположены 16–31 металлических ладов. Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй.
Домра Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки и до сих пор существует у калмыков, татар и киргизов. Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колков. Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни, поднявшийся до высот академического жанра.
Русская гармонь Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.
Духовые инструменты: Свирель Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины, березы, можжевельника. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать.
Рожок Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, из которого звук извлекается губами. Длинная труба издает низкий звук. Отверстия повышают ноты. По строению инструмент очень простой — труба, имеющая пять отверстий, а вариаций можно сыграть великое множество, это уже зависит от способностей исполнителя. Не зря пастухам, игравшим на рожке, платили больше, чем тем, кто не умел на нем играть. Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Рожечную игру пастухов любили слушать и на народных гуляньях, праздниках, свадьбах и ярмарках. Сегодня осталось мало исполнителей, работающих в этом жанре. Техника игры на инструменте довольно сложная и требует основательной физической подготовки.
Ударные инструменты: Трещотка Трещотка — русский народный ударный музыкальный инструмент, известный с давних времён. Состоят трещотки из набора 14-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.
Бубен Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины. На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий. Ложки Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. С древних времен деревянные ложки были основным ударным инструментом у восточных славян. Такой инструмент был с ними всегда: на охоте, в пастушестве, в обрядах, на разных праздниках и в ратном деле, а также в ансамблях и в хорах. Ученые доказывают, что в качестве музыкальных инструментов деревянные ложки были с 16 века. Музыкальные ложки бывают из разных пород древесины, что влияет на качество звука и его звучание, а также различны по величине. Чем больше она по размеру, тем звучание у нее – ниже.
Русские народные инструменты «Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее». Д.А.Рытов.
«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев. Русский оркестр В. В. Андреева — первый в истории России оркестр русских народных инструментов, основателем которого является выдающийся преобразователь русской народной музыкальной культуры, музыкант-патриот Василий Васильевич Андреев. В настоящее время именуется как Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева.
«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Ф.А.Шаляпин Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой» создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. В начале своего развития оркестр В. В. Андреева представлял собой «Кружок любителей игры на балалайках».
ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «СТРУНЫ РУСИ» Дирижер – Агеев Евгений Викторович, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный работник культуры РСФСР, Лауреат областных премий имени Е.М. Стомпелева и Л.В. Собинова, обладатель знака отличия «За заслуги перед городом Ярославлем» С 2000 года присвоено звание муниципального профессионального оркестра, В оркестре работают 45 профессиональных музыканта, имеющих среднее специальное и высшее музыкальное образование. С большим успехом выступают перед жителями города и области, а также проводят большую просветительскую работу, выступая перед учащимися школ города. В феврале 2010 года ОРНИ «Струны Руси» выступил в городе Москва с концертной программой на закрытии Международного конкурса «Созвездие мастеров» в концертном зале Российской Академии Музыки имени Гнесиных. Оркестр русских народных инструментов «Струны Руси» был создан в 1968 году Евгением Агеевым, выпускником Нижегородской Государственной консерватории им. М.И.Глинки. В мае 2000 года по решению мэрии города Ярославля оркестр становится муниципальным профессиональным коллективом.
Вопросы: 1.С какими струнными народными инструментами вы познакомились? 2.Какие ударные народные инструменты вы знаете? 3.Какие народные духовые инструменты вы знаете? 4.Определите какие инструменты будут звучать?
Презентация к уроку
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: Русские народные инструменты (по программе Е. Д. Критской).
Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.
Заранее учащимся даётся задание – провести поиск материалов по теме «Русские народные инструменты».
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!
– О чём стихотворение?
– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Примеры)
– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?
2. Актуализация знаний
Споём закличку «Дождик»:
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!
– Почему называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку? (Народ)
– Как родились народные песни?
– Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все верования сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Продолжите ряд – заклички, веснянки… (хороводы, колыбельные, былины, частушки, потешки).
– Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения?
– Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа.
– О чём нам могут рассказать народные песни? Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.
3. Постановка проблемы
– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».
– Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три годочка…
– Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Какие знаете русские народные инструменты?
Слайд 1. Назовите тему урока.
Слайд 2. Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? А моя цель и задачи?
4. «Открытие» нового
Слайд 3. На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)
«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»
– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?
– Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.
– Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?
– Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).
Слайд 4. Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Название происходит от древнерусского слова «густы» – гудеть. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (фрагмент – «Как под яблонькой», русская народная песня).
Слайд 5. Что знаете о домре? (Cообщения учеников)
– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).
Слайд 6. Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.
Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, высмеивали пороки, но и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра народных инструментов Василий Васильевич Андреев возродил домру по её изображению на рисунках (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).
Слайд 7. О каком инструменте говорится в загадке?
– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).
Слайд 8. Рассматривание картины М. В. Нестерова «Лель. Весна». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
Слайд 9. Свирель – русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи (музыкальный пример игры на свирели).
Слайд 10. Сообщения учеников
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.
Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»
– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные (фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).
Слайд 11. Прослушайте звучание ещё одного инструмента. По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.
– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.
Слайд 12. Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. Например, птица — наиболее распространенная свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».
Ученики демонстрируют звучание свистулек и рассказывают каждый о своей.
Слайд 13. Картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?
Слайд 14. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.
– Прослушайте звучание бубенцов.
Слайд 15. Что в давние времена называли бубном? Что такое ратный бубен?
Выступления учащихся об истории создания этого инструмента.
– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.
– Прослушайте звучание бубна.
Слайд 16.
Была берёзовая чурка
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два.
Два чуда – две чудесных ложки!
Округлых, звонких, расписных!
Чечётку, даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!
– В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Игра учеников на ложках, (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Задорный сормачек»).
Слайд 17. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.
Обращение к толковому словарю В.Даля (Что означает слово трещотка?)
Использование трещотки в народных обрядах. Исследование учащихся.
5. Первичное закрепление
Слайд 18. Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).
– Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.
Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
Л. Яковлев
– Как понимаете последние строчки?
– Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
– Какие инструменты звучали?
– Какой характер у мелодии?
Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.
6. Самостоятельная работа
Работа в парах: раздаются карточки с названиями инструментов, ученики делят на группы. Проверка – (слайд 19).
7. Включение в систему знаний и повторение
Слайд 20. Кроссворд «Инструменты народного оркестра»:
– Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.
– Трёхструнный щипковый инструмент.
– Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок.
– На этом инструменте часто играли пастухи.
– Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны.
– Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
– Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки.
– Дудочка с голосом жалобного звучания.
– По вертикали получилось название оркестра «народный». Почему его так назвали?
Учащимся раздаются ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучит фрагмент плясового наигрыша «Смоленский гусачок» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Участие ребят в исполнении произведения.
8. Рефлексия
Слайд 21. Вывод
– Что нового узнали? Чему научились?
– Какими слушателями и исполнителями были на уроке?
9. Домашнее задание
– Провести поиск материалов по теме «Баян».
Презентация по музыке на тему «Русские народные инструменты» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ты откуда, русская, Зародилась, музыка? То ли в чистом ноле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетали утки – Уронили дудки. Пролетали гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились. Г. Серебряков
Русские народные инструменты Урок музыки во 2 классе
«СКАЗКА ПРО ТО, КАК УМНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩИ СТАЛИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ»
СКОМОРОХИ – БРОДЯЧИЕ АРТИСТЫ, ПЕВЦЫ и МУЗЫКАНТЫ на РУСИ
ГУСЛИ Балалайка Домра
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов состоит из 4 групп: Струнные Духовые Ударные клавишно-духовые
В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее?
Рожок Костякова М.Г. Красная Поляна, 2009 г.
Ложки Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят
Ж ЛО КИ ЛАЙ БА ЛА КА Р МО НЬ ГА
Нарисовать русский народный инструмент Домашнее задание:
Используемые источники: 1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г. 2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2010 г 3. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka9.htm 4. http://mbdou59.ucoz.ru/publ/detjam/zagadki/zagadki_o_muzykalnykh_instrumentakh/54-1-0-723
Номер материала: ДБ-1394939
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.