Энциклопедия танца: Кадриль
Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца
В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.
История возникновения
Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L’été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.
Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.
Что такое кадриль?
Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.
Виды кадрили и их особенности
Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.
Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.
По форме построения можно выделить три группы кадрилей:
1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.
2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.
3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.
Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.
Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).
Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.
Русский народный танец кадриль: виды и особенности
Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.
Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.
История возникновения и развития
Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.
Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.
Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.
Профессиональная специфика
Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:
Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.
Особенности русской кадрили и её специфика
Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.
Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).
В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.
Белорусская кадриль
Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.
Кадриль танец
Народные танцы известны своим разнообразием, своеобразием и ритмичностью мелодий, движений, а так же количеством участником. Большой популярностью по всему миру пользуется кадриль танец, дословный перевод с французского и испанского языков «группа из 4 человек».
В данной статье рассмотрим, как зародился данный танец, какие движения его составляют и как проходит обучение детей танцевальному искусству.
Историческое становление
Бальное парное танцевальное направление в 18 веке пополнил народный танец кадриль, зародившийся во Франции. Историческое становление продолжилось в 19 веке на территориях Европы и России. Прародитель этого танцевального жанра контрданс.
Музыкальные размеры подразделяются:
Номера отличаются живым темпом и ярким представлением. Преобразовавшись в русский танец кадриль во времена правления Петра I, новые танцы развивались как бальное искусство в дворянских кругах, далее распределилось и среди недворянских сословий.
От прислуги замысловатые фигуры танца передавались крестьянам и приобрели популярность при проведении торговых ярмарок. Постепенно происходило видоизменение, вносились дополнительные элементы. В мелодиях и манере исполнения приобретали национальные колоритные моменты.
Посещая представления кадриль танец смотреть его довольно интересно, как и участвовать в его исполнении. От двух либо восьми пар располагаются по углам помещения, создавая прямоугольник. Занимая позиции, друг напротив друга.
Классический стиль исполнения включает в себя пять основных фигур: штаны, лето, курица, пастораль, финал. В русский народный танец кадриль входят определенные стилевые движения:
Имеются изменения и в представляемых танцевальных фигурах, общее количество форм изменяется от трех до четырнадцати вариантов. Это может быть момент знакомств, петушиные бои, общение с девушками. А так же бытовые особенности региона, где исполняется кадриль. Ну и куда без плясок и перепляса, исконно славянского жанра исполнения. Финал представлен в кружениях пар и поклона зрителям, при этом все это сопровождают притопы и прихлопы.
Изучение в детском саду
В детские танцы кадриль включены упрощенные фигуры, приближенные к возрастной группе. Объединяет их название и элементы притопывания и прихлопывания в период исполнения. Ребята с увлечением подходят к изучению в детском саду интересного, увлекательного и веселого танца.
Помогает усвоить и закрепить кадриль танец видео, где подробно представлено каждое движение. Остается только внимательно смотреть, слушать рекомендации воспитателя и повторять необходимую позицию. При возникновении сложностей, недопонимания или задержки движения, всегда есть возможность промотать на нужный фрагмент и повторно ознакомится с ним.
Юный танцевальный коллектив активно разучивает ритмичный танец, стремясь выполнить все на высоком уровне. А родители в это время продумывают костюмы и оформление. Совместное дело объединяет и сплачивает команду. Результатом такой работы становится успех во время представления.
В кадриль танец для детей входят: «корзинки», «звездочки», «круги», «солнышко» и многие другие понятные и позитивные движения. Русская кадриль популярна практически во всех регионах страны и у поколений всех возрастов. Как говорится, от мала до велика.
Готовят к представлению танец кадриль в саду, как младшая группа, так и средняя, и старшая. С возрастом движения становятся сложнее, ярче и многообразнее. Так же может увеличиваться число участников.
Танцы в детском саду формируют личность подрастающего поколения, дают уверенность в своих силах, стабилизируют самооценку, раскрывают творческий потенциал и сплачивают коллектив.
Виды кадрили и их особенности
Танцевальное творчество русского народа
У народа Севера до сих пор сохранились танцы медведя, моржа, оленя, имевшие ритуальный смысл, и по древним поверьям способствовавшие успешной охоте, рыбалке и т.д.
Со временем народные танцы утратили свои магические обрядово-ритуальные функции, и стали превращаться в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечения.
Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой и доступностью.
Основными видами русского народного танца являются хоровод и пляска.
Хороводы бывают орнаментальные и игровые, линейные и круговые и т.д. Наиболее характерными для хоровода и имеющими особую популярность являются хороводы орнаментальные и игровые.
В них важно мастерство ведущего исполнителя. Песни, под которые исполняется орнаментальный хоровод, называются хороводными песнями.
В этих хороводах используются выразительные средства:
Платок— подушка, постель;
В игровом хороводе ценится не столько умение заводилы придумывать рисунок, сколько его актерское мастерство и вокальные данные.
Пляска— это один из древнейших видов русского народного танца.
· Одиночная – пляска в исполнении одного танцора,
· Парная – это пляска в исполнении двух парней, двух девушек, парня и девушки и т.д.
· Перепляс – переплясы исполняются друг перед другом, или стенка на стенку, или девушка против парня.
Переплясы исполняются под Барыню, Камаринскую, Полянку. Бытуют переплясы: топотуша (Архангельская обл), Рязаночка, Елецкого (Рязанская обл.), мотанечка (Саратовская обл.),рассыпуха (Брянская обл.) и др.
В последнее время (с 19в) стала известна русская кадриль.
Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца
В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.
История возникновения
Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.
Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны – по названию известной песни), L’été (Лето), La Poule (Курица – тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.
Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России – кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.
Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.
Виды кадрили и их особенности
Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.
Русская кадриль
Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.
По форме построения можно выделить три группы кадрилей:
1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.
2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.
3. Круговые – в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.
Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.
Украинская кадриль
Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).
Белорусская кадриль
Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.
Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль»
Наталья Эльяшевич
Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль»
Все танцы делятся на несколько видов (Слайд2)
Характерный (народно-классический)- танец построенный на материале классического танца, окрашенный движениями рук, ног, корпуса того или иного народа и одетый в стилизованный народный костюм (Балет «Щелкунчик») (сл. 5)
Современный-модерн, понятие, охватывающее многие направления в сценической хореографии ХХ века. (сл. 10)
Русский танец имеет три ФОРМЫ. Это ХОРОВОД, ПЛЯСКА и КАДРИЛЬ. В свою очередь формы делятся на типы. (сл. 12, 13)
Хоровод имеет два типа, орнаментальный и игровой. Орнаментальный хоровод не имеет чётко выраженный сюжет, он строится на красивых рисунках танца. Игровой хоровод- это хоровод с сюжетом. (сл. 14)
Сегодня мы остановимся на такой форме русского танца как КАДРИЛЬ. (сл. 16)
Новое рождается старым, несет в себе его черты, продолжает его! Так и Кадриль пришла к нам из Старой Европы, это танец английских крестьян XVII века, назывался он Контрданс, что с английского языка так и переводится – «сельский танец». (сл. 17) В нем принимало участие любое чётное количество пар, а танцевальные куплеты (фразы) последовательно повторялись то одной, то другой линией танцующих. Очень большую популярность Котрданс получил во Франции – Французская кадриль исполнялась четырьмя или восьмью парами и состояла из 5 фигур. (сл. 18, 19,20)
Кадрили имели разные названия, которые происходили:
-от названия сел, деревень, городов (Клинская, Саратовская, Останковская)
-от количества фигур (шестизарядная, пятизарядная и т. д.)
-от содержания («с поцелуями», «с переплясом», «с фантиками», «импровизационная» и т. д.)
Фигуры кадрилей так же имели разные названия:
-от названия песен под которые исполнялись («Барыня», «Я на горку шла», и т. д)
-от композиционного построения рисунка («звездочка», «воротца», «круговая», «уголок», «ручеек» и т. д.)
-от содержания («познакомимся», «продолжим», «гуляем», «поцелуйчики», «прощальная»)
-от характера исполнения («задорная», «бешенная», «крутея», «вертея», «дробушечки», «проходочка» и т. д.)
Каждая фигура объявлялась:
-по назваванию (см. выше)
-по номеру фигуры (фигура первая, колено второе)
Итак, очень важно знать, что Кадриль имеет чёткие правила! (сл. 22)
Всегда танцуется четным количеством пар.
Состоит из фигур, где каждая фигура является абсолютно самостоятельной, законченной частью танца («Кадриль» не имеющая ФИГУР не Кадриль, такой танец называется «Кадрильной ПЛЯСКОЙ»)
Каждая фигура исполняется под свою музыку.
Каждая фигура объявляется.
ПРИНЦИП повтора является главным принципом построения фигур кадрили любого типа.
Каждая фигура кадрили начиналась исполнителями со своих мест и заканчивалась там же.
Типы кадрили – квадратная (угловая, круговая, линейная (двухрядная, смешанная, импровизационная (главная роль у распорядителя-участника называющего фигуры).
Рассмотрим более пристально СМЕШАННУЮ КАДРИЛЬ.
В смешанной кадрили каждая фигура имеет своё композиционное построение или каждая фигура имеет смешение композиционного построения внутри себя (линейное, квадратное, диагональное, круговое и т. д.)
ДМИТРИЕВСКАЯ КАДРИЛЬ (Московская область) (сл.
Смешанная, состоит из пяти фигур, танцуют две пары. Один мальчик-распорядитель, который выкрикивает названия фигур и различные движения в кадрили. Основной ход-шаркающий шаг. Кадриль исполняется бодро, жизнерадостно, весело. М. р. 2\4
Перед началом танца (без музыки) выходят на сцену две пары по заднему плану с разных сторон. Мальчик держит правой рукой левую руку девочки, опущенную вниз. Свободные руки опущены вниз. Идут навстречу друг другу, кланяются, поворачиваются лицом к зрителям. Расходятся в разные стороны по диагонали и разворачиваются лицом др. к др.
1-ая фигура Музыка «Чижик»
• пары (дв. №1) переходят на место друг друга.
• дойдя до мест, мальчики и девочки меняются местами и разворачиваются на 180*Д-через левое, М- через правое плечо.
• пары возвращаются тем же движением назад
• кружатся на месте вправо, останавливаются на местах.
• два удара ногами поочерёдно (правая нога, левая ног)
• пары идут к центру на встречу друг другу
• «здороваемся» за руку, сначала с противоположным участником, затем по диагонали- крест на крест
• разворачиваемся м-вправо, д-влево, снова беремся за руки, идем парами на свои места и кружимся до конца муз. фразы.
2-ая фигура Муз. «Ах, вы сени, мои сени»
• м. идут др. к др., с правой стороны с левой ноги.
• выполняют боковое «до-за-до»
• идут к чужим девочкам (Д. стоят произвольно)
• верчение в парах (правые руки- «под ручку» и кисти в «замок»)
• поворот друг от друга вправо на 180*
• с небольшим поклоном делают три притопа вместе.
• повтор тактов, М. возвращаются к своим Д.
• девочки выполняют то же что и М.
3-я фигура. Муз. «Из по дуба»
• повтор, начинает вторая пара
• выполняем «Притоп»(Дв. №2)
• все идем по кругу, взявшись за руки, проходим полный круг и возвращаемся на свои места, до конца фразы кружимся.
4 фигура Муз. «Во саду ли в огороде»
• первая пара идет ко второй (пр. рука М. держит правую руку Д., левая левую-крестообразное положение)
• не отпуская рук, разворачиваются и идут на место
• вторая пара идет к первой (пр. рука М. держит правую руку Д., левая левую-крестообразное положение)
• не отпуская рук, разворачиваются и идут на место
• обе пары идут друг к другу в центр
• меняются девочками и идут на места: мальчики спиной, держа за вытянутые руки «чужих» девочек
• идем в центр, меняемся девочками, идем назад, кружимся
• повторяем с момента смены девочками
5 фигура Муз. «Как у наших у ворот»
Распорядитель: «По кружочку»
• обе пары идут по кругу, дойдя до места чужой пары кружатся
• продолжают идти по кругу, кружатся на своих местах
• мальчики идут к «чужим» девочкам, кружатся
• идем по кругу до противоположных мест
• девочки идут к своим мальчикам, кружатся
• идем по кругу до своих мест.
Кадриль закончить громким хлопком всех участников.
«Шаркающий шаг» (ноги в первой прямой (шестая) позиции)
Раз – шаг левой ногой вперед
И – правая нога шаркает об пол, задев пол пяткой
Два – шаг правой ногой вперед
И – левая нога шаркает об пол, задев пол пяткой
«Притоп» (начинается из затакта)
И – правая нога, чуть согнутая в колене, поднимается вверх
Раз – с лёгким ударом ставится на пол, левая нога одновременно поднимается
И – левая нога с лёгким ударом ставится на пол рядом с правой ногой. Правая одновременно поднимается вверх.
Два – правая нога ставится на пол сильным акцентирующим ударом.
Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца.
Принцип ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ!
Борзов А. А. «Народно-сценический танец». – М., 2008.
Ивановский Н. П. «Бальный танец XVI-XIX веков». – Калининград, 2004.
Мурашко М. П. «Классификация русского танца». – М., 2012.
Мурашко М. П. «Русская кадриль». – М., 2013.
Уральская В. И. «Природа танца». – М., 1981.
Прикреплённые файлы:
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский народный костюм» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛАНОВА Л. С. – высшая квалификационная.
Лэпбук «Русский народный костюм» В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку» Консультация на тему: «Утренняя гимнастика под музыку» В детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка.
Мастер-класс для педагогов и специалистов «Народный танец» в логопедической группе детей с ФФНР Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад комбинированного вида № 10»Казачок» г. Новокубанск Муниципального.
Отчет о работе музыкальных руководителей В 2016-2017 учебном году вели музыкальные занятия в 10 группах. Занятия проводились 2 раза в неделю по утвержденному режиму занятий. В течение.
Отчёт о неделе музыкальных руководителей Аналитический отчёт О неделе музыкальных руководителей в МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга» С 16 по 20 января 2017 года в МБДОУ «Детский.
Разработка «Праздник гончара» для воспитателей старших групп и музыкальных руководителей ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко» Разработка «ПРАЗДНИК ГОНЧАРА» Для воспитателей.