Рассказ о русском национальном костюме для детей 1 класса

Сказки

Конспект занятия «Русский народный костюм»

Наталья Наумкина
Конспект занятия «Русский народный костюм»

«Русский народный костюм»

Расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей. Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество.

Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользовании ими в речи.

Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.

Воспитывать интерес к жизни наших предков, развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования.

Названия одежды русского народного костюма: рубаха, косоворотка, кокошник, порты, пояс, лапти.Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.

Оберег. Назвать пословицы о труде.

Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций по тексту. Проведение бесед на тему «Как одевались в старину». Разучивание хоровода «Ленок».

Материал к занятию.

Показ слайдов. Куклы в русской народной одежде: рубаха, сарафан, порты, пояс, кокошник.

Ход занятия.

— Ребята, вы такие нарядные и красивые сегодня.

(Ответы детей: платье рубаха, платье, брюки и т. д.)

-Как это можно назвать одним словом? (Одежда)

-Одежда для детей. Как назвать одним словом. Какая? (Детская)

-Как называют одежду для женщин? (Женская)

-Как называют одежду для мужчин (Мужская)

-Как называют одежду для кукол? (Кукольная)

-Как называют одежду для занятий спортом? (Спортивная)

-Как называют одежду для рабочих, строителей? (Рабочая)

-А одежду, которую носили давным-давно в старину? (Старинная).

В наше время мы не носим этот вид одежды каждый день, но надеваем на фольклорные праздники, развлечения, игры.

— Ой, ребята, пришло письмо и фотографии. Оно пришло из Африки.Африканские дети пишут нам:

«Ребята, недавно наши родители были в гостях у вас в стране.»

-Ребята, а как называется страна, где мы все живем?

(Наша страна называется Россия)

«Из России они привезли нам сувениры. Это куклы в русских народных костюмах. Их наряды нам понравились, мы хотим узнать о них. Помогите нам.»

Ну, что, ребята, поможем.

А для начала посмотрим фотографии.

— В какую одежду они одеты?

(В старинную, в русский народный костюм).

— Какой вид одежды есть на девочке, и на мальчике? (Рубаха)

Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды.

— Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка).

-Подумайте и скажите, почему так называется.

-Из каких двух слов состоит это слово.

Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

-Что одето поверх рубахи у девочки? (Сарафан).

Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой.

-Что еще кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)

А теперь внимательно посмотрите на голову кукол. Что у них на голове?

-Вот такие наряды носили раньше на Руси женщины и мужчины.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сарафан (мой сарафан).

Мое рубаха (моя рубаха).

Моя порты (мои порты).

Мой кепка (моя кепка)

Мое кокошник (мой кокошник).

-Ребята, скажите, а для чего нужна одежда человеку? (Для того чтобы грела, защищала, украшала человека).

Посмотрите внимательно и скажите, какие места, детали одежды украшали?

(Ворот, рукава, подол, разрезы, горловина).

-Как украшали костюмы.

(Вышивкой, ленточками, узорами).

Это не просто вышивка, узоры, это и еще и оберег. Оберег –от слов оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей. В старину поклонялись люди природе – матушке. А что больше всего почитали, то и вышивали на одежде.

-А теперь вспомните, из чего шили одежду в старину.

«В землю ушел, синю шапочку нашел,

Из земли вырастал – весь мир одевал». (Лен).

— Да, действительно, одежду в старину шили из льна.

— А как это делали, мы сейчас покажем, исполним хоровод «Ленок».

(Дети поют и показывают движениями, как сеют, полют, прядут и ткут ленок.)

— Вот сколько трудов прилагали наши предки, чтобы сшить сарафан или рубаху.

А труд всегда уважали, много сложили пословиц о нем.

— Давайте вспомним пословицы о труде:

«Землю солнце красит, а человека – труд»;

«Умелые руки не знают скуки»;

«Дело мастера боится»;

«Ученье и труд рядом идут»;

«Доброе дело само себя хвалит».

-Ребята, давайте нашим друзьям из Африки для их кукол украсим и подарим русскую народную одежду.

Задаю вопросы в ходе самостоятельной деятельности детей.

— Какой цвет был самым любимым? (Красный). Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Старинные наряды украшали только красным цветом, но мы будем пользоваться разными цветами, изображая силы природы во всей ее красе.

— Какие формы, элементы можно использовать в узоре?

(Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки).

-Все эти элементы что – то обозначают.

-Как можно нарисовать силу воды? (Волнистой, прерывистой линией).

-Как изображали силу земли? (Точками, квадратами, ромбами).

-Что еще могли изображать на узоре? (Птичек – галочек, дерево – веточкой).

В процессе работы подхожу и спрашиваю у детей, что они рисуют, какую деталь одежды, каким цветом и т. д.

Подвожу итог проделанной работы.

Фотоотчет тематического занятия «Русский-народный костюм». Фольклорное занятие для второй младшей и средней групп Малыши сидят в зрительном зале. Дети заходят в зал под русскую народную песню «На горе- то калина» танцуют хоровод. дети усаживаются на.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Конспект экскурсии беседы «Русский национальный костюм» Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре, традициям русского народа посредством знакомства с национальным костюмом. Задачи:.

Конспект занятия «Русский народный костюм» Конспект занятия «Русский народный костюм» Цель: Развитие интереса к русскому народному костюму. Задачи: • Развивать умение вслушиваться.

Лэпбук «Русский народный костюм» Лепбук «Русский народный костюм» оформлялся в рамках работы по проекту»Край мой Пензенский».по патриотическому воспитанию. Тема: Углубленное.

Папка-передвижка «Русский праздничный народный костюм» Предлагаю вашему вниманию папку-передвижку «Русский народный праздничный костюм». Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении.

Мероприятие для повышения эффективности этнокультурного воспитания детей «Русский народный костюм Белгородской области» Цель: повысить эффективность этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с русским народным костюмом.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Источник

Беседа с детьми «Русский народный костюм»

специалист в области арт-терапии

с детьми старшего возраста

«Русский народный костюм»

Подготовила и провела

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно в крестьянской среде, где на протяжении многих веков неукоснительно соблюдались обычаи предков, элементы одеяний языческой Руси сохранялись почти в первозданном виде.

В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному _ от восхода до заката – изнурительному труду, изготавливая необходимые в быту вещи, исходил не только из соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.

Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников. А в трудовой, общественной и семейной жизни их было немало.

В народной среде всегда бытовало серьезное отношение к разнообразным обрядам и многочисленным ритуалам. Совершенно обязательным для крестьянина и особенно крестьянки считалось быть одетым так, как требовала ситуация. Было очень важно, чтобы женщина на улице и дома одевалась и вела себя соответственно своему возрасту и семейному положению. На все случаи имелся наряд, уместный лишь в конкретном применении. Самый любимый и нарядный костюм, который одевался один раз в жизни – это свадебный.

Читайте также:  Почему рассказ чехова хамелеон смешон и грустен одновременно

Не существует единого русского народного костюма, как такового. Ведь наша страна занимает огромную территорию, на которой находятся области с разными климатическими зонами. А неодинаковые природные условия и различное сырье для изготовления одежды обусловливали наполняемость гардероба – более облегченного в южных губерниях и усиленного теплой одеждой в северных.

САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины. Праздничные и свадебные сарафаны во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. Обязательной деталью сарафанного комплекса являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками.

ПОНЕВУ носили исключительно замужние женщины. Поневный комплекс имел значительное количество вариантов. Понева изготавливалась в основном из шерстяной, преимущественно клетчатой и полосатой, ткани. Она надевалась на платье или рубаху. Непременной частью поневного комплекса был передник («занавеска», «запон»), изобретательно украшавшийся. Он надевался прямо через голову, имел рукава или узкие проймы. Огромное значение придавалось рубахе. У каждой хозяйки их должно было быть не меньше десяти. Самые красивые рубахи предназначались для сенокоса, жатвы и свадебного обряда.

РУБАХА считалась главной формой одежды как для женщин, так и для мужчин. В древности рубахи были преимущественно белыми, шились из домотканого льняного или конопляного полотна и расшивались. Самым распространенным видом рубахи была рубаха с «поликами». Она сшивалась из двух полотнищ. Спереди делали разрез. Для свободы движения вшивались ластовицы из материала контрастного цвета, превращая прием кроя в декоративный элемент.

В разных российских губерниях свои особые способы декорирования рубах. В украшении рубах использовали растительные, геометрические и узоры с изображением человека и животных.

В оформлении внешнего облика русской женщины велика была роль головного убора. Он подразделялся на девичий и покрывающий голову замужней женщины. Девушке позволялось на людях появляться с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу. Голова же замужней женщины должна быть покрыта даже дома, волосы заплетены в две косы.

Женские головные уборы покрывались ПЛАТКАМИ : их или просто накидывали на голову. Или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, парчовые, кисейные, украшенные по углам или по всему полю цветочным узорочьем. Безусловно, испокон веку платки надевали и непосредственно на голову. Платок – спутник крестьянской женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком.

В формировании внешнего облика женщины на Руси издревле большую роль играл ЮВЕЛИРНЫЙ ДЕКОР : серьги, височные украшения, нагрудные и поясные украшения. Излюбленным украшением был речной жемчуг, также носили металлические цепи, ожерелья из янтаря. Украшали себя цепочками из разноцветного бисера – «гайтанами».

ОБУВЬ в национальном костюме русских не имела четкого подразделения на мужскую и женскую. Основным типом обуви являлись лапти косого плетения из бересты и лыка.

Зимой носили ВАЛЕНКИ и катанки – валянный из войлока род зимних сапог.

МУЖСКАЯ одежда не отличалась таким разнообразием, как женская Это была подпоясанная рубаха и порты. Особое внимание уделялось поясам, кожаным или плетеным, украшенным на концах кистями.

Зимняя русская одежда универсальна – кафтаны, зипуны, армяки носили как женщины, так и мужчины.

Изготовление русского национального костюма связано с различными народными промыслами: набойным ремеслом, шитьем, ткачеством, кружевоплетением…

ВЫШИВКА – исконно женский вид рукоделия, распространенный повсеместно. Вышивкой украшалась одежда, полотенца, скатерти.

Особенно велика роль КРАСНОГО ЦВЕТА в русском костюме. Он считался символом солнца и огня.

Источник

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Читайте также:  Писатели сказок для детей 20 века

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Источник

I. Организационная часть урока

Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с историей русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

III. Объяснение нового материала. Презентация

Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. (Слайд 3).

Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). (Слайд 4).

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. (Слайд 5).

Праздничная одежда, север России (Слайд 6).

Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний (Слайд 7).

Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии (Слайд 8).

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

В народе русский костюм описывают так:

Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга. (Слайд 9).

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. (Слайд 11).

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. (Слайд 12).

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. (Слайд 13).

Женский костюм

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу. (Слайд 14).

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей. (Слайд 15).

Читайте также:  Сказки нашего детства картинки

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. (Слайд 16).

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. (Слайд 18).
Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником; ее носили только замужние женщины. Понева – древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.
Термин «понява» («понева», «понька») – общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.

Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна – конопли. Техника изготовления ткани была простейшая – полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.
Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» – это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.
Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».
Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье – это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».
Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом – «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.
Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. (Слайд 19).

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной толщины. Носили их с сарафанами. (Слайд 20).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине6 ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся «пушками» – шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» – яркими Селезневыми перышками.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

Молодые женщины в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» – концами назад. (Слайд 21).

Женские головные уборы. (Слайды 22, 23, 24).

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны – низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. На конце длинной косы – косник из бисера. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля. (Слайд 25).

Свадебный костюм – самый нарядный и торжественный. Свадьба – это старинный обряд. Древние крестьяне свято верили, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе соблюдались все ритуалы и приметы. Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. (Слайд 26).
Свадебные головные уборы. (Слайд 27).

Мужской костюм

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые потом сшивали, а швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи. (Слайд 28).

Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний. (Слайд 29).

Мужская рубаха украшалась вышивкой. (Слайд 30).

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинные нагольные шубы. Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Дина их варьировалась от коленей до щиколотки. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы. (Слайд 31).

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. (Слайд 32).

Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.

IV. Практическая работа

Выполнить эскизы русского народного костюма. Выполнить аппликацию по изготовленному эскизу с использованием цветной бумаги, лоскутов ткани, бисера, тесьмы и т.д.

V. Подведение итогов и анализ урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнилось больше всего? Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.

Выставка работ учащихся. Определение лучших работ. Выставление оценок.

Источник

Познавательное и интересное