Мужской русский народный костюм
Русские национальные костюмы мужчин и женщин хорошо изучены, начиная с XVI – XVII вв. Основные материалы – хлопок и лён, реже использовался шёлк (последний был привилегией знати – бояр). Он формировался на основе древнерусских традиций с некоторым византийским, польским и западноевропейским влиянием (последнее связано с эпохой Петра Первого).
Основные детали русского народного костюма молодцев:
Мужские головные уборы
Раньше мужчины носили тафьи – особые круглые шапочки (их старались не снимать даже в церкви, хотя митрополит Филипп осуждал это). Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека: у простых людей были популярны войлок, сукманина и поярок, а богатые предпочитали бархат или тонкое сукно.
Многие мужчины носили треухи – особые шапки, у которых были три лопасти. Также у обоих полов на Руси были популярны горлатные шапки – высокие, обшитые мехом, а в верхней части – парчой или бархатом.
Сугубо мужской головной убор – шляпа-мурмолка (у неё плоская бархатная или алтабасовая тулья и меховой отворот).
Русская народная мужская рубаха
Основной материал для пошива русских рубах – шёлк (у богатых) или хлопчатобумажные ткани (у низших сословий). Раньше в районе подмышек у русских рубах были ластовицы квадратной формы, а по бокам – клинья-теругольники.
Назначение рубахи (для работы и повседневной жизни, для выхода в свет и т. д.) определяло длину рукавов (в районе кистей рук они сужались). Наиболее распространённый вариант ворота – стойка. Если он присутствовал, то застёгивался на пуговицу. Вырез с пуговицами мог находиться либо слева (особенность косоворотки), либо посередине.
Штаны русского народного костюма
Обычные русские народные штаны – это порты и гачи. Такие штаны можно было заправлять в сапоги или в «портянки»-онучи, которые носили вместо носков с лаптями.
Русские народные мужские сапоги
Сапоги на Руси были трёх видов:
Самые интересные факты о мужском русском народном костюме
Испокон веков мы, как жители России, чтим наши корни, своих предков. Соотечественники имели собственный гардероб, стиль, обычаи, устои и понятия. В этой статье хотелось бы получше познакомиться с русским народным мужским костюмом, описание которого заинтересует и, порой, даже удивит.
Итак, национальное одеяние состоит из шести главных элементов: рубаха, штаны, пояс, головной убор, сапоги и верхняя одежда. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Ткань
Лен, как и сейчас, был ценен. Поэтому льняное полотно, наряду с сукном и шелком очень часто использовались для сшивания костюма. Для знати применяли материалы дороже, которые почти всегда были привозные. Например, среди них выделялись парча, шёлк, атлас и бархат.
Рубаха
Все носили рубахи: и стар, и млад. Выкройка была одинаковой. Эти наряды отличались друг от друга качеством и вышивкой. По последней можно понять, к какому сословию принадлежит человек. Кстати, вы знали, что существовало три вида: для работы, для обряда и для праздника. Последние отличались пестростью и красочностью.
Один из примеров ниже на фото:
Такая одежда сама по себе была с очень длинными рукавами, бывало, что они закрывали даже пальцы и немного колени.
Интересный факт: рубаху не заправляли в штаны. |
Штаны
Они изготавливались из шерсти или холщовой ткани. Как правило, были укороченными и облегающими, так как заправлялись в сапоги или обвязывались в онучи. Но существуют случаи, когда русские молодцы надевали не “стандартные”, а шаровары. По цвету, по словам исследователей, они были однотонными (синими) и с белой полоской. К штанам привязывался пояс, и к нему удальцы цепляли всякие мелочи.
Согласно исследованиям, использовался для привязки чего-либо. Как известно, этими мелочами являлись мешочек с табаком или кошелек. Он так же украшался вышивкой. Юноши повязывали пояс по талии, а старики, в отличие от них, под животом.
На картинке ниже изображен этот элемент одежды:
Головной убор
В 18 веке русскому народу предстала новая шапка – науруз, которая была “альтернативой” привычному тогда колпаку. Но всё же отличия имелись — бережные и маленькие отвороты.
В принципе, уборов было множество. В холодное время года мужики ходили в ушанках, а осенью, летом и весной соломенные шляпы, грешевики, картузы. Как уже стало очевидно, народ любил украсить одеяния, и головные уборы не стали исключением. Обычно они декорировались лентами, цветами, реже – бисером.
Сапоги
На то время существовало три разновидности: ичиги, чеботы и знаменитые валенки. У первых мягкий носок и жесткий задник. Они были распространены у казаков. Чёботы же отличались коротким голенищем. Известно, что они были бархатными или атласными.
Вы можете обратить внимание на фото ниже:
Верхняя одежда
Зачастую поверх рубахи надевали зипун. Для крестьян же существовал всем известный армяк, название которого, по догадкам ученых, произошло от слова “Армения”. Так же еще один интересный факт: у человека из богатой семьи верхняя одежда была украшена меховыми воротниками, если же наоборот — нищая, то ворот был стойким и высоким, так как именно такой лучше защищал от холода.
Заключение
Теперь, подходя к концу этой публикации, хотим озвучить, еще пару интересных моментов. Дело в том, что одежда могла не только показать то, обеспеченный ли человек, и к какому сословию он принадлежит, но и то, где он обитал. Например, на фотографии ниже, вы можете видеть жителя Воронежской губернии.
И еще один факт. При правлении Петра Первого для русской традиционной одежды были тяжелые времена, потому что император в погоне за европейскими ценностями запретил боярам иметь в гардеробе подобные костюмы. Однако, немного позже, Екатерина Вторая все же возродила моду на исконно русские наряды. И это продолжалось вплоть до 20 века.
Из видеоролика вы узнаете о истории мужского народного костюма.
Изучение истории предков – увлекательное и полезное путешествие, в которое мы приглашаем. На страницах сайта «7 Культур» вы найдете еще много интересных фактов из истории народов, населяющих нашу родину — Россию.
Виртуальный музей
«Каждый народ — золотой фонд России»
Национальный русский мужской костюм
Национальный русский мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов (порты) из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).
Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, плотно облегающими ноги, без карманов, завязывали их на поясе шнурком или верёвкой («гашником»). Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым. Пояса, или как их чаще называли «поясья», у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет. Поверх рубахи парни и богатые молодые мужчины носили суконные, плисовые (сшитые, изготовленные из плиса), нанковые (нанка — хлопчатобумажная ткань из толстой пряжи, обычно жёлтого цвета) или полубархатные жилеты с атласной, сатиновой или коленкоровой спинкой (коленкор — гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Следует отметить, что силуэт мужского крестьянского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал место членения фигуры. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность — под животом. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например на свадьбах — ими соединяли руки молодых.
Типы верхней одежды были обычно единообразны для мужчин и женщин. Шили ее, в зависимости от сезона, из холста, сукна домашнего изготовления или меха. Летом, весной и осенью, отправляясь в дальнюю дорогу, надевали кафтаны. Шили кафтан из домотканого сукна, обычно темно-коричневого цвета. Воротник у кафтана и зипуна делался невысоким, стоячим. Отмечено бытование кафтанов с отложным шалевым воротником. Рукав прямой, без обшлага, несколько суженый книзу. Обычно до пояса кафтан шился на холщовой подкладке, с прорезными карманами. Кафтан застегивался на крючки с левой стороны и подпоясывался кушаком, из какой-нибудь ткани, большей частью цветной — красной или синей. Праздничные кафтаны отделывались по краю правой полы, углу подола, клапанам карманов цветной тесьмой, полосками кумача, бархата, пуговицами, вышивкой цветными нитями. Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, сшитые, как правило, мехом внутрь. Шубы шили из дубленных овчин, окрашенных в желтый и черный цвет. Кроились шубы и полушубки точно так же, как и кафтаны. Более зажиточные крестьяне покрывали их тканями, и они назывались «суконные шубы». Шуба шилась в талию, со сборами, с небольшим стоячим воротником, с застежками на левой стороне. Богатые крестьяне имели шубы с большим количеством сборов сзади. Их называли «борчатки». Полы и грудь таких шуб обычно украшались вышивкой, оторачивались сафьяном или дорогим мехом. Шуба без покрытия ткани называлась «нагольная».
Полушубки с длинными рукавами, обычно целиком закрывали ладони рук. Застёгивались на застёжки и подпоясывались широким поясом или кушаком, за который при работе и переездах затыкались рукавицы, топор, кнутовище. Шубы шили портные мужчины, которые ходили по деревне от дома к дому. Весной и осенью, когда отправлялись в дорогу на лошади, обычно надевали чапан или азям — халатообразную одежду без застежек, с огромным отложным воротником. Некоторые чапаны застегивались у ворота на одну пуговицу. Зимой чапаны надевали на шубу, полушубок, а иногда на тулуп. Термин «чапан» имел широкое распространение. Шили чапаны из очень плотного и толстого домотканого сукна, выкрашенного в темно-коричневый цвет, на холщовой подкладке. Кроили чапаны обычно из 4 прямых полос ткани: между ними по бокам вставляли по одному — два клина, доходящим до пройм. Чапан в состав русской одежды вошел под воздействием соседних тюркских народов. Такого же покроя как чапан, были тулупы из овчины. Мужчины надевали тулупы в дальнюю дорогу, при перевозке зимой сена с лугов, дров из леса.
Головные уборы
На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.
Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.
Здоровый и могучий: как одевались мужчины на Руси
Русская духовная и материальная культура богата и глубока, что, конечно же, нашло отражение и в русском народном костюме. Народные костюмы любой нации или этноса объединяет в себе эстетические вкусы и объединяет в себе функциональные особенности и образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей. Уже не раз мы знакомились с элементами женского народного костюма, настало время поговорить о мужском!
В отличие от исконного дамского гардероба, мужские наряды не отличались разнообразием. Если женский сарафан скрывал фигуру, то мужская одежда её подчёркивала. Итак, основными элементами мужского костюма были:
Штаны-порты
Главная составляющая мужского национального костюма. Нижнюю часть брючин заправляли в сапоги или обвязывали «портянками»-онучами, которые носили вместо носков с лаптями, поэтому и шили их немного укороченными. Синие с белой полоской по бокам, брюки могли быть облегающими или широкими как шаровары. Со временем появились и стали модными карманы, до этого кисет и гребень подвязывали к поясу.
Пояс
Пояс был не менее важной деталью мужского костюма – без пояса, как и без креста, ходить было неприличным. Пояс, который повязывали младенцу, вводил его в мир людей, в пространство культуры. Пояс выступал оберегом и даже опознавательным знаком – узоры на нём говорили о принадлежности определённой местности. Также мужчины по-разному подвязывались поясом. Молодые парни использовали более широкие и длинные пояса на талии, а люди солидного возраста – под животом. Женатые надевали короткий узкий пояс или даже шнур.
Рубаха
Рубаха – элемент одежды, который мужчины носили с малых лет. Она была длинной, носилась поверх штанов и подвязывалась поясом. Рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой была особенно популярной. Чаще всего для пошива рубахи выбирали ткани светлых оттенков – серой, белой или бежевой, а также красные ткани. Рукава, горловину и низ вещи украшали вышивкой или тесьмой, которые имели сакральное значение. Свадебные рубахи вышивала невеста – украшение даже выступало в роли оберега.
Головные уборы
Да, мужчины тоже укрывали головы, особенно в холода. Они носили тафьи – особые круглые шапочки, которые старались не снимать даже в церкви, что ею осуждалось. Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов в зависимости от социального статуса человека. В тёплое время года мужчины носили картузы, грешевики и соломенные шляпы, а зимой ушанки и малахаи. Головные уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, а также вышивались бисером.
Верхняя одежда
В зависимости от времни года мужчины носили зипуны, длинные кофтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Зажиточные семейства могли себе позволить украшать верхнюю одежду меховыми манто, а бедные защищались от морозов и ветра высокими стоячими воротниками.
Русский мужской костюм
Если в женской одежде в большей степени четко прослеживались этнические и местные различия, то в мужском на контрасте выделялись социальные и возрастные.
Самой древней частью костюма, по сути не подвергшейся никаким изменениям и веяниям моды на протяжении всего своего существования, была туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота и ластовицей.
Лишь единожды за всю историю своего существования русская рубаха претерпела изменения небольшое изменение в крое — разрез ворота стал не прямым, а косым. Тут прям хоть загадку загадывай! Как вы думаете, почему и зачем? Все дело в том, что после крещения Руси, нательный крестик постоянно выпадал наружу, мешая при полевых работах и занятиях ремеслами. Ворот сместили влево и крестик перестал выпадать даже с расстегнутого ворота рубахи. А в народе такие рубахи стали называться «косоворотками».
Вообще крещение Руси не было принято повсеместно и без сопротивления, многие из поклонявшихся исконным славянским богам, наотрез отказывались признавать иноземное вероисповедание. Людей ставших носить косоворотки, а значит крещеных, называли «косыми». Существует версия, что в большинстве русских народных сказок (а русские народные сказки своими корнями уходят именно в язычество), к самому глупому персонажу сказки (обычно зайцу), обращаются не по имени, а словами «Эй, Косой!». Тем самым язычниками подчеркивалась ошибочность крещения Руси, а принявшего новую веру они считали человеком недалекого ума.
На спину и грудь рубахи подшивался с внутренней стороны треугольный кусок ткани «подоплека». Мужские рубахи обычно подпоясывались нешироким пояском, заканчивающимся кистями.
Отличие праздничной рубахи от ежедневной заключалось лишь в том, что у первой холст был отбеленным и украшен по рукавам и подолу широким красным узором, который служил оберегом от злых сил. Орнаментальные мотивы и способы их нанесения на мужских рубахах были те же, что и на женских. Лишь мужчины Семипалатинской и Воронежской губерний резко отличались от остальных. У первых праздничная рубаха и на груди, и на спине была пышно расцвечена узором замысловатого геометрического характера из синего и красного цветов, а Воронежские мужчины предпочитали вышивку исключительно черного цвета.
С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой мальчика в теплое время года.
С подросткового периода в комплект одежды мальчика входили штаны-порты. Обычно их шили из полосатой ткани или набойки или из белой домотканины, а для зимнего периода из плотного сукна домашнего изготовления. Порты были полностью однообразны по внешнему виду по всей территории России, и совсем не украшались. Но красавцы-мужчины из Семипалатинской губернии отличились и здесь!:-) Синего цвета, с тамбурным швом, орнаментированные полихромной вышивкой с изображением деревьев и лошадей щеголяли семипалатинцы на праздниках и даже в воскресные дни.
А вот формы верхней народной одежды так и остались немногочисленны и также единообразны. В весенне-осенний период мужчины носили кафтаны, армяки, азямы или зипуны. Все они всегда были с глубоким запахом и застежкой на левую сторону, а шились холста, саржи, домашнего сукна. Кафтаны шили преимущественно с цельной спинкой, но были и с отрезной. По верхней одежде было легко понять откуда прибыл мужчина. Если преобладали темно-коричневый и черный цвета, то мужчина был выходцем из южных губерний. Если одежда серого цвета, то скорее всего архангельский, с Вятки или другого севера. Мужчины центральной части Европейской России предпочитали белый или бежевый цвета. Опять же с развитием фабричного производства к концу XIXвека в моду вошла заводская крашенина всевозможных цветов, в результате верхняя одежда мужчины перестала быть своего рода визитной карточкой.
Зимняя одежда абсолютно никаких изменений не претерпевала вплоть до XX века по причине суровой русской зимушки-зимы. Тут любые европейские новшества были бессильны. Все те же овчинные шубы, тулупы и полушубки спасали от холода и носились, как правило, мехом вовнутрь. А те, кто побогаче, отделывали шубы дорогим мехом пушного зверя. На севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири и вовсе носили дохи из шкур животных прям поверх полушубка, шубы или кафтана. А иначе нельзя было. Русский мороз — это не европейская слякоть, проберет и глазом не моргнешь.
Обязательным атрибутом одежды русского мужчины поверх любой одежды был пояс. На него подвешивали гребни, кисеты, огниво, ключи и прочие гаджеты. 🙂 Ведь гламурных «мужских» сумочек, как сейчас, для ношения мелочевки в те времена не знали 🙂
Любой мужской костюм обязательно дополнялся обувью, плетеной или кожаной. Так же, как и одежда, мужская обувь была почти одинаковой, а отличалась лишь размерами и украшениями.
Кроме плетеной, в крестьянском обиходе широко использовалась и кожаная обувь. Наиболее примитивными были поршни, сшитые из одного или двух кусков грубой кожи и закреплявшиеся на ноге продетыми в прорези веревками, которые служили в качестве рабочей обуви на сложных работах. Князья и богатые купцы могли позволить себе сапоги ручной работы, изготовленные из высокосортной кожи.
В XIX веке валяная обувь уверенно вытеснила лапти и меховую обувь на весь зимний период. И даже суровый Русский Север и Сибирь по достоинству оценили и полюбили новое русское изобретение.
Сегодня я рассказала лишь мало-мальскую долю о том, каким был русский национальным мужской костюм. На самом деле, русская одежда это лишь часть целого пласта общей культуры нашей Родины, которая простирается от Балтийского до Чукотского моря, от Северного Ледовитого океана до высоких хребтов Кавказа. Все это наши корни и традиции, которые надо знать, любить, уважать и сохранять.