Рассказ о русском ученом на французском
Когда речь заходит о знаменитых людях России, часто на ум первым делом приходит Михаил Васильевич Ломоносов. И тому есть множество причин: и то, что он один из первых деятелен науки, культуры и образования России, вышедший из самых низов, и, конечно же, то, что его гений проявился в стольких отраслях. Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье рыбака в деревне Денисовка, недалеко от Холмогор, на севере России. С раннего возраста он вместе с отцом выходил в море рыбачить. Но его желание учиться было так велико, что даже во время этой тяжелой работы он находил время, чтобы почитать чудом попавшие к нему учебники арифметики и грамматики. Семья не одобряла его интересы, так как боялась, что они отвлекут его от работы; но позже мать Ломоносова решила послать его в Москву учиться. Сначала молодой Ломоносов учился в Славяно-Греко-Латинской Академии в Москве. Через несколько лет его как одного из лучших учеников направили на учебу в Петербургский Университет, а впоследствии послали в Германию изучать химию и металлургию. Проучившись, пять лет за границей, он вернулся в Россию, где был назначен адъюнктом, а вскоре первым среди русских ученых был избран членом Академии Наук в Петербурге; до этого туда входили только работавшие в России немецкие ученые. Ломоносов внес значительный вклад в зарождавшуюся российскую науку: он первым стал читать публичные лекции по физике, для него была построена первая в стране химическая лаборатория. Ломоносов создал теорию цвета, открыл атмосферу на Венере. Ему принадлежат и многие другие научные открытия. Но его интересы не ограничивались естественными науками. На построенной им близ Петербурга фабрике он много лет разрабатывал теорию производства цветного стекла. Полученное на фабрике стекло использовалось для создания мозаик. Созданные Ломоносовым мозаики, например, портрет Петра I и монументальное изображение Полтавской баталии, были настолько высоко оценены, что его избрали в Академию Художеств. Интересовали Ломоносова и гуманитарные науки: он серьезно изучал русскую историю, занимался поэтическим творчеством. Он был одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения в России. Именно по инициативе Ломоносова был создан Московский университет, который ныне носит его имя. К сожалению, жизнь его была недолгой. В 1765 году Ломоносов простудился и умер. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.
Во все времена Франция славилась поэтами, писателями, драматургами, актерами, учеными и философами. Не меньшую роль, чем Ломоносов для русской культуры, сыграл для французской культуры Вольтер — поэт, философ, историк, один из крупнейших французских просветителей XVIII века. Вольтер родился в 1694 году в семье судейского чиновника. Он должен был стать юристом, но предпочел литературу. Он начал свою литературную деятельность с сатирических стихов, которые навлекли на него множество неприятностей: он был избит, попадал в Бастилию, а в конце концов ему пришлось уехать за границу. Поселившись в Англии, Вольтер изучал ее строй и культуру и, ко г да вернулся во Францию, изложил свои впечатления в книге «Философские письма», которая вскоре после выхода была запрещена. Но Вольтер и впоследствии продолжал бросать вызов устоявшимся представлениям, в результате чего ему часто приходилось скрываться за границей. Несколько ле т п о приглашению прусского короля Фридриха II, он прожил в Берлине, однако конфликты с королем вынудили его уехать и оттуда. В конце концов, Вольтер поселился в собственном поместье Ферне на границе Франции и Швейцарии. В Ферне Вольтер продолжал писать, оказывая большое влияние не только на общественное мнение, но и на королей. Он, например, переписывался с Екатериной II, а впоследствии был избран почетным членом Петербургской Академии Наук. В конце жизни Вольтер вернулся в Париж, где был встречен с восторгом и назначен директором Академии. Вольтер умер в 1778 году и был похоронен в Шампани, но во время Революции прах его был перенесен в Пантеон. Как писатель и философ Вольтер был прежде всего известен своей критикой религии. При его жизни пользовались популярностью его пьесы, но в наши дни больший интерес вызывают его философские повести «Кандид» и «Вавилонская принцесса» и сатирическая поэма «Орлеанская Девственница». Открытиями и изобретениями ученых Франция широко способствовала прогрессу современных наук и благосостояни ю человечества. Так, Рене Декарт (1596-1650), философ и физик, открывает аналитическую геометрию; Блез Паскаль (1623-1662), физик и гениальный писатель, изобретает счетную машину. Лаплас (1749-1827) сделал открытие о движении, форме и строении небесных тел. В физике и химии французские ученые также сыграли большую роль: Ампер (1775-1836) установил закон электромагнетизма. Работы Пьера (1859-1906) и Мари (1867-1934) Кюри открыли миру радий, а труды Фредерико и Ирен Жолио-Кюри — искусственную радиоактивность. Изобретение братьев Люмьер сделали возможным кинематограф и цветную фотографию. Открытия Луи Пастера (1822-1895) были использованы в медицине, хирургии, гигиене и промышленности. Инженер Эффель (1832-1923) построил знаменитую железную башню, которая носит его имя.
Questions:
1. Qui était Mikhaïl Vassilievitch Lomonossov?
2. Quelle contribution a-t-il apporté à la science?
3. Pourquoi avez-vous choisi cette personnalité pour votre exposé?
4. Voltaire, pourquoi il est célèbre?
5. Est-ce qu’il était adhérent des préjugés?
6. Pourriez-vous motiver votre choix de cette personnalité?
7. Est-ce que vous connaissez les noms des autres Russes ou Français célèbres? Qu’est-ce qu’ils ont fait de remarquable?
Данная разкаботка урока может служить примером использования метапредметного подхода в изучении французского языка.
Методическая разработка урока
по французскому языку
в 11 классе (7-й год обучения)
Тема: Великие ученые
учитель французского языка, МОУ
с углубленным изучением
гуманитарных дисциплин №18
Тип урока: комбинированный.
Формирование образовательных компетенций учащихся по французскому языку в рамках темы «Великие учёные».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
— формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точки зрения;
— осознание возможности самореализации средствами французского языка;
— развивать такие качества как толерантность, коммуникативность;
— умение работать в группах и индивидуально;
— повышение своего культурного уровня.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать), развитие памяти, логического мышления, языковой догадки, говорения, умения выделять главное;
— формировать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
— развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развивать коммуникативные компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— умение организовать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
— повторение и закрепление лексики по теме;
— формировать умения и навыки применения изученного лексического и грамматического материала на практике в таких видах речевой деятельности как: говорение, чтение, аудирование;
— умение работать с различными источниками;
— умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
— умение читать и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале, догадываясь о значении незнакомых слов;
— умение высказываться на французском языке, оперируя изученным лексико-грамматическим материалом в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
мультимедийный проектор; компьютер; аудиозапись; картинки; раздаточный материал.
Учитель предлагает рассмотреть картинки и помогает сформулировать тему и цель урока.
Учащиеся отвечают на приветствие. Формулируют тему и цель урока.
Professeur: Bonjour, mes amis! Je suis ravie de vous voir. Asseyez-vous. Aujourd’hui nous allons apprendre un nouveau thème. Regardez les portraits des hommes célèbres et leurs inventions et dites pourquoi ils sont connus?
Modèle: Dmitri Mendeleïev est connu pour sa classification périodique des éléments.
Рrofesseur: Vous avez raison. Aujourd’hui nous allons parler de la science, des savants et leurs découvertes. Le thème de notre leçon est «Les grands savants ». Et à la fin de la leçon je voudrais entendre vos réponses à la question «Quel est le sens de la science?»
Открытие нового знания
Учитель раздает карточки и предлагает ученикам изучить новые слова по теме урока.
Professeur: Pour enrichir votre vocabulaire sur ce thème, je vous propose de faire connaissance avec des mots nouveaux.
Liste des mots à retenir:
domaine (m) – область, сфера
découverte (f) scientifique – научное открытие
possible (impossible) – возможный (невозможный)
s’intéresser à qch – интересоваться чем-либо
se renseigner – наводить справки, изучать
surfer sur Internet – искать в интернете
savoir davantage sur – знать больше о чем-либо
учитель раздает карточки, предлагает учащимся поработать в парах: подобрать перевод к французским словам и проверить себя.
Учащиеся в парах находят перевод слов и проверяют себя.
Professeur: Trouvez une bonne traduction. Faites cet exercice en paire.
b) интересоваться чем-либо
d) научное открытие
5) une découverte scientifique
12) s’intéresser à qch
Упражнение на повторение способов словообразования.
Учитель раздает карточки и предлагает подобрать к каждому существительному однокоренные слова.
Учащиеся в парах выполняют упражнение по модели, используя словари.
Professeur: Pour mieux retenir les mots faisons encore un exercice: faites d’un mot un autre (écrivez les mots de la même famille). Travaillez en paire.
Включение нового знания в систему знаний.
Развитие умений в аудировании текста.
Учитель предлагает учащимся послушать текст, озаглавить текст и сказать о какой области науки идет речь, выполнив упражнение.
Учащиеся выполняют упражнение и сами себя проверяют, затем отвечают на вопросы учителя, предлагают название текста.
Professeur: Pouvez-vous imaginer notre vie sans découvertes et inventions, sans stylo-bille ou sans portable, sans parapluie ou sans ordinateur et Internet? Ecoutez le texte et dites de quel domaine de la science s’agît-il dans ce texte?
Il est bien connu que la technologie la plus révolutionnaire de la fin du vingtième siècle caractérise l’informatique.
L’informatique est partout: dans les banques, les grands magasins, les avions et les trains, à l’école, sur les écrans de télé et de cinéma, dans les téléphones et les machines à laver, dans la médecine, la musique, etc.
Que signifie exactement le terme informatique? C’est la combinaison des mots “information” et “automatique”. C’est donc la science qui consiste à traiter automatiquement des informations grâce à une machine électronique, l’ordinateur.
L’informatique est née aux Etats-Unis, juste après la Seconde Guerre mondiale. Elle répondait à la nécessité de calculer sans risqué d’erreurs et beaucoup plus rapidement que le cerveau humain.
Aujourd’hui, l’ordinateur est un outil rapide, avec une grande et infatigable mémoire. Il remplace l’homme dans beaucoup de domaines.
la Seconde Guerre mondiale – Вторая Мировая война
partout – везде, всюду
traiter – обрабатывать (информацию)
Professeur: Avez-vous bien compris le texte? Quel titre pouvez-vous donnez à ce texte? Completez les phrases:
1. L’informatique est partout: dans les banques …..
2. Le terme informatique signifie la combinaison des mots …
3. L’informatique est née aux …
4. L’informatique c’est la science qui consiste à traiter automatiquement des informations grâce à …
5. Aujourd’hui, l’ordinateur remplace …
Regardez l’écran. Contrôlez-vous vous-mêmes.
Речевая ситуация: «А знаете ли вы области науки?».
Учитель предлагает учащимся рассказать, какие еще области науки знают ученики.
Ученики читают предложения на экране и высказывают свою гипотезу.
Professeur: Quels domaines de la science savez-vous? Lisez les phrases et devinez le domaine de la science?
1. Cette science étudie la Terre, et plus particulièrement la lithosphère.
2. Cette science fait l’étude d’une planète, ses terres, ses caractéristiques, ses habitants, et ses phénomènes.
3. C’est la science du vivant. Elle recouvre une partie des sciences de la nature et de l’histoire naturelle des êtres vivants (micro-organisme, animaux et végétaux).
4. C’ est une science de la nature qui étudie les éléments chimiques et les réactions chimiques.
5. Ce mot vient du grec et signifie « science, connaissance ». Elles possèdent plusieurs branches telles que : l’arithmétique, l’algèbre, l’analyse, la géométrie, la logique mathématique, etc.
6. Le terme de cette science vient du grec et signifie « connaissance de la nature ». Elle étudie le monde qui nous entoure sous toutes ses formes, des lois de sa variation et de son évolution.
Работа с текстом: биография Луи Пастера.
Учитель предлагает прочитать биографию французского ученого Луи Пастера и кратко изложить содержание текста, выполнив упражнение.
Учащиеся читают биографию, выполняют упражнение по тексту и рассказывают о Пастере.
Professeur: Chaque science a ses héros. Je veux vous présenter un des savants français Louis Pastеur. Quelles découvertes a-t-il fait? Lisez le texte et faites un petit rapport. (Ouvrez vos livres à la page 63!)
Terminez les phrases:
1. Une des plus importantes découvertes de Pasteur c’est …
2. Le malheureux mordu par un animal enragé mourait …
3. Selon Pasteur, à l’origine de la rage était …
4. C’est … qui a vacciné pour la première fois un petit garçon malade.
5. Encore une découverte importante de Pasteur c’est …
6. Des milliers de gens de tous les pays du monde honorent…
Regardez l’écran. Contrôlez-vous vous-mêmes. Faites un petit rapport.
Речевая ситуация: «Знаете ли вы французских ученых и их изобретения».
Учитель предлагает вспомнить французских ученых и их изобретения, прочитав о них предложения на экране.
Учащиеся читают и отвечают.
Professeur: Quels savants français savez-vous? De qui s’agît-il? Quels sont leurs inventions au progrès scientifiques et techniques?
Lisez les petits textes ci-dessous et devinez les noms des savants français:
1. Cet ingénieur a construit le symbole de Paris. Cette tour porte son nom. C’est ….
2. Ces deux frères ont inventé le cinématographe. Ce sont ….
3. En 1783 ces deux frères ont inventé les premiers ballons aérostatiques. Ce sont ….
4. Fondateur de la microbiologie, il a découvert le vaccin contre la rage. C’est …
5. Ce voyageur, pionnier de la recherche océanographique, a familiarisé le grand public avec le monde de la mer et ses mystères. C’est …
Voici leurs noms : Léonard de Vinci, Joseph et Etienne de Montgolfier, Gustave Eiffel, Louis Pasteur, Jacques-Yves Cousteau, Auguste et Louis Lumière.
Речевая ситуация: «Какими качествами обладает ученый»
Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по модели.
Учащиеся формулируют ответы по предложенной модели.
Modèle: « Pour devenir un bon savant, il faut être instruit ».
(слова записаны на доске)
Mots: aventureux, chaleureux, optimiste, enthousiaste, imaginatif, calme, intellectuel, curieux, pratique, tenace, idéaliste, consciencieux, peu imaginatif, compétent, expressif, émotif, désordonné, conformiste, indépendant, ouvert, honnête, original, travailleur.
Речевая ситуация: «Какую пользу научные открытия и изобретения приносят человечеству?»
Учитель предлагает учащихся сформулировать ответ на вопрос ситуации (упражнение-опора на слайде).
Учащиеся строят высказывания.
Professeur: A quoi servent les découvertes des savants? Choisissez une réponse:
1. Je pense que les découvertes des savants servent …
2. Je crois que les découvertes des savants servent …
3. Je suis sûr que les découvertes des savants servent …
a) au bien des peuples.
b) pour faciliter le travail.
c)pour améliorer notre vie.
Работа над мини-проектом «Роль науки в нашей жизни».
Учитель предлагает поработать над мини-проектом, ответив на вопросы.
Учащиеся отвечают на вопросы. Делятся на группы. Каждая группа учащихся готовит рассказ по заданной теме и демонстрирует свой вариант работы.
Professeur: Parlez de la science, des savants et des découvertes. Répondez aux questions. Faites votre récit en groupe.
1. Etes-vous pour ou contre le progrès technique?
2. Quelles inventions pouvez-vous nommer?
3. Est-ce possible de vivre sans medicaments, sans portable, sans ordinateur, sans Internet?
4. Qui font de la science?
5. Quels savants français connaissez-vous?
6. Qu’est-ce que c’est la science?
7. Quels domaines de la science savez-vous?
8. Est-ce que la science joue un grand rôle dans notre vie? Pourquoi?
9. Est-ce que les découvertes des savants, des chercheurs et des explorateurs améliorent notre vie, facilitent le travail?
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель предлагает подвести итоги урока:
— о чем сегодня мы говорили на уроке?
— что было самым интересным?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Professeur: Vous avez bien travaillé aujourd’hui. Qu’est-ce que vous avez appris de nouveau? Qu’est-ce qui était le plus intéressant?
Pouvez-vous repondre à ma question «Quel est le sens de la science?»
Elève: Je pense que… J’ai appris que…
Домашнее задание (дифференцированное):
Professeur: Votre devoir à votre choix:
II. Ecrivez une lettre à votre correspondante française Mathilde. (En 100 mots). Répondez à 3 questions: Est-ce possible de vivre sans science? Quelles inventions pouvez-vous nommer? Parlez du rôle de la science dans votre vie. Respectez les règles de la correspondance.
Professeur: Je vous remercie pour votre travail. Au revoir.
Dmitri Mendeleïev est connu pour sa classification périodique des éléments.
Sergueï Korolev est connu pour sa fusée.
Alexandre Popov est connu pour la radio.
Les frères de Montgolfier sont connus pour leurs ballons aérostatiques.
Gustave Eiffel est connu pour sa tour.
1) g; 2) j; 3) h; 4) i; 5) d; 6) e; 7) k; 8) c; 9) f; 10) l; 11) a; 12) b
1. L’informatique est partout: dans les banques les grands magasins, les avions et les trains, à l’école, sur les écrans de télé et de cinéma, dans les téléphones et les machines à laver, dans la médecine, la musique, etc.
2. Le terme informatique signifie la combinaison des mots “information” et “automatique”.
3. L’informatique est née aux Etats-Unis (après la Seconde Guerre mondiale).
4. L’informatique c’est la science qui consiste à traiter automatiquement des informations grâce à l’ordinateur.
5. Aujourd’hui, l’ordinateur remplace l’homme dans beaucoup de domaines.
1. Cette science étudie la Terre, et plus particulièrement la lithosphère. (géologie)
2. Cette science fait l’étude d’une planète, ses terres, ses caractéristiques, ses habitants, et ses phénomènes. (géographie)
3. C’est la science du vivant. Elle recouvre une partie des sciences de la nature et de l’histoire naturelle des êtres vivants (micro-organisme, animaux et végétaux). (biologie)
4. C’ est une science de la nature qui étudie les éléments chimiques et les réactions chimiques. (chimie)
5. Ce mot vient du grec et signifie « science, connaissance ». Elles possèdent plusieurs branches telles que : l’arithmétique, l’algèbre, l’analyse, la géométrie, la logique mathématique, etc. (mathématiques).
6. Le terme de cette science vient du grec, signifie « connaissance de la nature ». Elle étudie le monde qui nous entoure sous toutes ses formes, des lois de sa variation et de son évolution. (physique)
1. Une des plus importantes découvertes de Pasteur c’est une vaccination contre la rage.
2. Le malheureux mordu par un animal enragé mourait absolument de la rage.
3. Selon Pasteur, à l’origine de la rage était un microbe.
4. C’est Pasteur qui a vacciné pour la première fois un petit garçon malade.
5. Encore une découverte importante de Pasteur c’est “pasteurisation”
6. Des milliers de gens de tous les pays du monde honorent le nom de Louis Pasteur.
1. Cet ingénieur a construit le symbole de Paris. Cette tour porte son nom. C’est Gustave Eiffel.
2. Ces deux frères ont inventé le cinématographe. Ce sont Auguste et Louis Lumière
3. En 1783 ces deux frères ont inventé les premiers ballons aérostatiques. Ce sont Joseph et Etienne de Montgolfier.
4. Fondateur de la microbiologie, il a découvert le vaccin contre la rage. C’est Louis Pasteur.
5. Ce voyageur, pionnier de la recherche océanographique, a familiarisé le grand public avec le monde de la mer et ses mystères. C’est Jacques-Yves Cousteau.
6. C’est un génie universel, un philosophe humaniste, observateur et expérimentateur qui a beaucoup fait progresser la connaissance dans les domaines de l’anatomie, de l’optique et de l’hydrodynamique. Un de ses œuvres, les plus connus c’est la Joconde. C’est Léonard de Vinci.
1. Ю.М. Клименко, Французька мова, пiдруч. для 11 кл.(7-й рiк навчання, для ЗНЗ з вивченням двох iноземних мов,7-й рiк навчання, профiльний рiвень)-К.: Генеза, 2011.
2. А.С. Кулигина, А.В Щепилова. Французский язык. Твой друг французский язык. 9 класс. М. Просвещение, 2012г.
La Russie
La Russie ou la Fédération de Russie se présente de nos jours en qualité du pays le plus vaste dans le domaine de notre planète. Son territoire s’étend sur l’Europe et sur l’Asie, il s’étend de l’ouest à l’est sur plus de neuf milles kilomètres. Grâce à une telle grande superficie qui se limite par dix-sept millions de kilomètres carrés et compte onze fuseaux horaires le pays nommé est vraiment le plus puissant dans le monde entier. Sa population constitue environ cent cinquante millions d’habitants. La capitale de la Russie est Moscou qui compte plus de 11,6 millions d’habitants et qui se présente comme une des plus belles villes du monde. Tout le monde y parle russe. C’est le rouble qui s’utilise en qualité de la monnaie nationale. Le territoire de ce pays s’entoure par de nombreuses mers et de deux océans. Le climat se révèle plutôt continental qui se caractérise par avoir des milieux froids et hostiles sur la plupart de son territoire. La Russie confine avec 17 pays: les pays baltiques, la Biélorussie, l’Ukraine, la Moldova, la Georgie, L’ Arménie, la Chine, le Japon, le Canada et beaucoup d’autres.
Aujourd’hui la Russie fait partie des BRICS aux côtés de la Chine, de l’Inde, de l’Afrique du Sud et du Brésil. En ce qui concerne sa puissance elle est actuellement huitième dans le monde en terme de PIB à valeur nominale et sixième en parité de pouvoir d’achat.
La Russie est connue dans le monde par ses célèbres écrivains, poètes, hommes d’état, artistes, compositeurs, médecins, savants, sportifs, chanteurs, danseurs, cosmonautes et d’autres grands hommes.
Перевод
Россия или Российская Федерация – это самая просторная страна на планете. Ее территория расположена в Европе и в Азии, она располагается с запада на восток на более чем 9000 километров. Благодаря такой большой площади, которая составляет 17 миллионов квадратных километров и насчитывает 11 часовых поясов, страна является действительно самой мощной в целом мире. Ее население составляет приблизительно сто пятдесять миллионов жителей. Столицей России является Москва, в котором насчитывается 11,6 миллионов жителей и это один из красивейших городов мира. Здесь все разговаривают на русском языке. Рубль используется в качестве национальной валюты. Территория России окружена многими морями и двумя океанами. Климат России континентальный, с холодными и неблагоприятными участками на большей части территории. Россия имеет границы с семнадцатью странами: странами Балтии, с Белоруссией, Украиной, Молдовой, Грузией, Арменией, Азейбаржаном, Таджекистаном, Китаем, Японией, Канадой и многими другими.
Россия имеет в своем распоряжении минеральные ресурсы (уголь, железо, никель, диаманты. ) и ресурсы энергетические (нефть, природный газ, гидроэллектричество): благодаря этому страна является одной из главных мировых производителей и экспортеров. Она имеет также в своем распоряжении мощную тяжелую промышленность (сталеплавные заводы, нефтеперерабатывающие заводы, химическую промышленность. ).
На сегодняшний день Россия является частью сообщества БРИКС вместе с Китаем, Индией, Южной Африкой и Бразилией. Что касается уровня доходов населения, то она является восьмой в мировом рейтинге страной и шестой по уровню покупательской способности населения.
Россия известна в мире своими знаменитыми писателями, поэтами, государственными деятелями, артистами, композиторами, врачами, учеными, спортсменами, певцами, танцорами, космонавтами и другими великими людьми.