Рассказ о русском языке как развивающемся явлении

Сказки

Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Русский язык как развивающееся явление


Мы слышим русский язык практически весь день. А сколько ему лет и откуда его начало? Начало русского языка идет от древнерусского языка. На древнерусском языке общались восточнославянские племена, которые образовались в ІХ веке в древнерусской народности в пределах Киевского государства.

С языками других славянских этот язык имел сильное сходство, но отличался некоторыми лексическими и фонетическими особенностями.

Языки славян произошли от праславянского языка, это и есть общий и единый корень. Праславянский язык существовал, по предположениям, до Х-ХІ веков. В XIV-XI вв. В следствии распада Киевкого государства, на фоне единого языка древнерусского народа, произошли самостоятельные языки их три: украинский, русский белорусский, наряду с образованием нации вошли как национальные языки.

Так же русский язык использовался для общения народов СССР на межнациональном уроне, и это язык русской нации, и принадлежит и это самый распространенный язык мира. Также русский язык принадлежит к числу рабочих языков ООН. На просторах постсоветского пространства на русском общаются свыше180 млн. чел.

Корни русского языка углубляются в далекую древность. По данным историков во 2-1 тыс. до н.э. к протославянскому языку напрямую относится индоевропейская семья языков с группой родственных диалектов.

Эпоха Московской Руси 14-17вв. В это время русский язык продолжал развивать диалектические особенности. Выделились две основные диалектические зоны, это северновеликорусское и южновеликорусское наречия.

В 17 веке возникли национальные связи, основы которых закладываются русской нации. 1708 происходит разделение церковно-славянского и гражданского алфавита. В 18 и начале19 вв. получает распространение светская письменность, на задний план постепенно отодвигается церковная литература.

В современном русском активно растет специальная терминология, это вызвано потребностями и развитием науки и техники. В начале18 века чаще всего слова заимствовались с немецкого языка, в 19 веке из французского, то в середине 20 века главным образом заимствовались слова из английского.

Сегодняшний русский язык представляется рядом стилистических и диалектных и других разновидностях, они находятся в сложном взаимодействии. В системе литературного языка постоянно происходят изменения, в следствии постоянного воздействия других разновидностей речей, русский язык постоянно дополняется новыми средствами выражения, а так же усложнилось стилистическое разнообразие.

Источник

Русский язык как развивающееся явление.

специалист в области арт-терапии

Русский язык как развивающееся явление.

Народ – властитель тайны слова

Из всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

— показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения в словарном, звуковом и грамматическом строе;

Читайте также:  Рассказ про деревню для детей 1 класс

— способствовать выявлению основных тенденций развития языка;

— прививать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип урока: вводный урок

I . Организационный этап

Язык любого народа, в том числе и русского, не остаётся неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе.

Происходит также изменение рода у некоторых существительных.

2. Укажите, какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими.

А) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. И на покорную рояль властительно ложились руки.

Б)Ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки. За тополью высокой я вижу там окно.

В)Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Лицо Анны закрыто вуалем.

В сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке» автор употребляет существительное в звательном падеже. Назовите его.

3. Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

III . Формирование новых понятий и способов действий

Расширение лексического состава языка может происходить и за счет использования в речи переосмысленных слов и выражений: дворец, утренник, четверть.

— Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значении.

Обращение к общечеловеческим нравственным качествам потребовало нового осмысления таких старых слов, как благотворительность, милосердие, великодушие.

— Как вы понимаете значение этих слов? Составьте с ними словосочетания и предложения ( общество милосердия, благотворительный концерт, человеческое великодушие )

— Какие факторы, по-вашему, влияют на лексические изменения в языке? ( Политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники )

— Как называются новые слова появляющиеся в языке?( неологизмы)

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством общения между людьми, но средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем мире.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Чтение текста упр. 7 (беседа по тексту упр.7)

2. Запись предложения, составление схемы.

В.Г. Белинский утверждал: « Язык живет вместе с жизнью народа».

— Докажите верность утверждения В.Г.Белинского, приведите примеры.

3. Словарная работа.

Чтение статьи на стр. 3

Запись в словарь трудных слов

Найдите значение слов факс и модем в толковом словаре учебника и составьте с этими словами словосочетания или предложения.

Читайте также:  По щучьему велению сказка главный герой характеристика

4. Упр.3, работа с этимологическим словарем

Этимология слова исконный

§ 1, упр. 8, упр. 9 (устно)

VI . Подведение итогов урока

Источник

Русский язык как развивающееся явление

специалист в области арт-терапии

2.09.2020г. Урок1 . Русский язык как развивающееся явление

Цели: кратко ознакомить учеников с программой 7 класса, с учебником; дать понятие о русском языке как развивающемся явлении; создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению.

Планируемые результаты обучения:

-свободное рассуждение о русском языке как о развивающемся явлении, аргументация примерами изменений в языке: в орфоэпии, орфографии, лексике, грамматическом строе языка; употребление в речи терминов «неологизмы», «архаизмы», « историзмы».

-владение всеми видами речевой деятельности, способность извлекать информацию из различных источников, способность определять цели предстоящей учебной деятельности; соблюдение в практике речевого общения норм современного русского литературного языка; коомуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.

развитие Я-концепции и самооценки.

I. Организационный момент

Поздравление с началом учебного года, перекличка/

II. Актуализация знаний учащихся

1. Знакомство с учебником

III. Изучение нового материала

1.Лекция с элементами беседы

Тему нашего первого урока вы видите на доске. Запишите ее в тетради.

Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.

— Как называются новые слова? (Неологизмы.)

— Приведите примеры других русских слов с этими корнями. Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Неон, неолит; логика, логопед, филология и др.) «

— Как вы думаете, почему появляются неологизмы? (Обсуждение.)

Образуются новые явления, новые предметы, возникает необходимость обозначить, назвать эти новые понятия.

Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них немало противников. Например, привычное и необходимое нам слово «чемпион» было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова «промышленность», «общество» были неологизмами. Их ввел в русский язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань», «матрос». Эти голландские слова понадобились для обозначения новых понятий при Петре I, который сделал Россию морской державой.

Читайте также:  Сказки и былины картинки

Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».

— Что значит «спутник»? (Космический летательный аппарат.)

Новое значение возникло в середине XX века в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово «спутник» переняли другие языки мира.

Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде.

Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык.

2. Работа с учебником

-В какую группу славянских языков входит русский язык? Используя материал упражнения № 1

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Почему славянские языки называются родственными?

Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Учащиеся из курса 6 класса знают о заимствованных, устаревших словах, неологизмах. Могут назвать такие факторы, влияющие на лексические изменения в языке, как политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники.)

3. Беседа. Это интересно

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)

Вернулись в русский язык и «старые слова»: губернатор, дума, суд присяжных и др.

: Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев.

5. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка.

Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у «кофе» могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить «мой кофе» и «мое кофе».

Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?

— Что нового для себя вы узнали на уроке?

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа».

Источник

Познавательное и интересное