Ser-Esenin.ru
В помощь школьнику и студенту!
Русский язык как развивающееся явление
Мы слышим русский язык практически весь день. А сколько ему лет и откуда его начало? Начало русского языка идет от древнерусского языка. На древнерусском языке общались восточнославянские племена, которые образовались в ІХ веке в древнерусской народности в пределах Киевского государства.
С языками других славянских этот язык имел сильное сходство, но отличался некоторыми лексическими и фонетическими особенностями.
Языки славян произошли от праславянского языка, это и есть общий и единый корень. Праславянский язык существовал, по предположениям, до Х-ХІ веков. В XIV-XI вв. В следствии распада Киевкого государства, на фоне единого языка древнерусского народа, произошли самостоятельные языки их три: украинский, русский белорусский, наряду с образованием нации вошли как национальные языки.
Так же русский язык использовался для общения народов СССР на межнациональном уроне, и это язык русской нации, и принадлежит и это самый распространенный язык мира. Также русский язык принадлежит к числу рабочих языков ООН. На просторах постсоветского пространства на русском общаются свыше180 млн. чел.
Корни русского языка углубляются в далекую древность. По данным историков во 2-1 тыс. до н.э. к протославянскому языку напрямую относится индоевропейская семья языков с группой родственных диалектов.
Эпоха Московской Руси 14-17вв. В это время русский язык продолжал развивать диалектические особенности. Выделились две основные диалектические зоны, это северновеликорусское и южновеликорусское наречия.
В 17 веке возникли национальные связи, основы которых закладываются русской нации. 1708 происходит разделение церковно-славянского и гражданского алфавита. В 18 и начале19 вв. получает распространение светская письменность, на задний план постепенно отодвигается церковная литература.
В современном русском активно растет специальная терминология, это вызвано потребностями и развитием науки и техники. В начале18 века чаще всего слова заимствовались с немецкого языка, в 19 веке из французского, то в середине 20 века главным образом заимствовались слова из английского.
Сегодняшний русский язык представляется рядом стилистических и диалектных и других разновидностях, они находятся в сложном взаимодействии. В системе литературного языка постоянно происходят изменения, в следствии постоянного воздействия других разновидностей речей, русский язык постоянно дополняется новыми средствами выражения, а так же усложнилось стилистическое разнообразие.
Русский язык как развивающееся явление.
специалист в области арт-терапии
Русский язык как развивающееся явление.
Народ – властитель тайны слова
Из всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
— показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения в словарном, звуковом и грамматическом строе;
— способствовать выявлению основных тенденций развития языка;
— прививать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.
Тип урока: вводный урок
I . Организационный этап
Язык любого народа, в том числе и русского, не остаётся неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе.
Происходит также изменение рода у некоторых существительных.
2. Укажите, какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими.
А) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. И на покорную рояль властительно ложились руки.
Б)Ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки. За тополью высокой я вижу там окно.
В)Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Лицо Анны закрыто вуалем.
В сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке» автор употребляет существительное в звательном падеже. Назовите его.
3. Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
III . Формирование новых понятий и способов действий
Расширение лексического состава языка может происходить и за счет использования в речи переосмысленных слов и выражений: дворец, утренник, четверть.
— Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значении.
Обращение к общечеловеческим нравственным качествам потребовало нового осмысления таких старых слов, как благотворительность, милосердие, великодушие.
— Как вы понимаете значение этих слов? Составьте с ними словосочетания и предложения ( общество милосердия, благотворительный концерт, человеческое великодушие )
— Какие факторы, по-вашему, влияют на лексические изменения в языке? ( Политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники )
— Как называются новые слова появляющиеся в языке?( неологизмы)
Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством общения между людьми, но средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем мире.
IV . Применение. Формирование умений и навыков.
1. Чтение текста упр. 7 (беседа по тексту упр.7)
2. Запись предложения, составление схемы.
В.Г. Белинский утверждал: « Язык живет вместе с жизнью народа».
— Докажите верность утверждения В.Г.Белинского, приведите примеры.
3. Словарная работа.
Чтение статьи на стр. 3
Запись в словарь трудных слов
Найдите значение слов факс и модем в толковом словаре учебника и составьте с этими словами словосочетания или предложения.
4. Упр.3, работа с этимологическим словарем
Этимология слова исконный
§ 1, упр. 8, упр. 9 (устно)
VI . Подведение итогов урока
Русский язык как развивающееся явление
специалист в области арт-терапии
2.09.2020г. Урок1 . Русский язык как развивающееся явление
Цели: кратко ознакомить учеников с программой 7 класса, с учебником; дать понятие о русском языке как развивающемся явлении; создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению.
Планируемые результаты обучения:
-свободное рассуждение о русском языке как о развивающемся явлении, аргументация примерами изменений в языке: в орфоэпии, орфографии, лексике, грамматическом строе языка; употребление в речи терминов «неологизмы», «архаизмы», « историзмы».
-владение всеми видами речевой деятельности, способность извлекать информацию из различных источников, способность определять цели предстоящей учебной деятельности; соблюдение в практике речевого общения норм современного русского литературного языка; коомуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.
— развитие Я-концепции и самооценки.
I. Организационный момент
Поздравление с началом учебного года, перекличка/
II. Актуализация знаний учащихся
1. Знакомство с учебником
III. Изучение нового материала
1.Лекция с элементами беседы
Тему нашего первого урока вы видите на доске. Запишите ее в тетради.
Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.
— Как называются новые слова? (Неологизмы.)
— Приведите примеры других русских слов с этими корнями. Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Неон, неолит; логика, логопед, филология и др.) «
— Как вы думаете, почему появляются неологизмы? (Обсуждение.)
Образуются новые явления, новые предметы, возникает необходимость обозначить, назвать эти новые понятия.
Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них немало противников. Например, привычное и необходимое нам слово «чемпион» было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова «промышленность», «общество» были неологизмами. Их ввел в русский язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань», «матрос». Эти голландские слова понадобились для обозначения новых понятий при Петре I, который сделал Россию морской державой.
Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».
— Что значит «спутник»? (Космический летательный аппарат.)
Новое значение возникло в середине XX века в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово «спутник» переняли другие языки мира.
Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде.
Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык.
2. Работа с учебником
-В какую группу славянских языков входит русский язык? Используя материал упражнения № 1
До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.
Почему славянские языки называются родственными?
Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Учащиеся из курса 6 класса знают о заимствованных, устаревших словах, неологизмах. Могут назвать такие факторы, влияющие на лексические изменения в языке, как политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники.)
3. Беседа. Это интересно
Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.
Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)
Вернулись в русский язык и «старые слова»: губернатор, дума, суд присяжных и др.
: Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев.
5. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка.
Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у «кофе» могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить «мой кофе» и «мое кофе».
Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?
— Что нового для себя вы узнали на уроке?
Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.
Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа».