Рассказ о русской народной песне 2 класс

Сказки

Презентация » Русские народные песни» 2 класс

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные песни Выполнила :ученица 2 класса “В” МБОУ «Средняя школа №12» Карпова Юлия Руководитель Коган О.В.

Зарождение народной музыки Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе – фолк-музыкой или музыкальным фольклором. Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки. В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ – анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Этапы революции народной музыки Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора. Первый этап касается древнейшего периода истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе – с другой. Второй этап развития народной музыки – Средние века, когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки. Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта – разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Значение : Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.

Виды народных песен: Пестушка Колыбельные Частушки Календарно обрядовые Свадебные Лирические

Пестушка Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая.

Источник

Конспект урока «Русские народные песни и пляски» во втором классе

Юлия Воронкова
Конспект урока «Русские народные песни и пляски» во втором классе

Конспект урока

«Русские народные песни и пляски»

во 2-м классе

Цель урока: приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными инструментами, народными песнями и плясками.

Личностные: познание различных явлений окружающей действительности, интерес к музыкальным традициям и истории своей страны.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству, как способу познания мира; освоение техники игры на народных музыкальных инструментах.

Коммуникативные: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

«Ромашковое поле» Муз. А. Сизова;

«Моя Россия» Муз. Г. Струве Сл. Н. Соловьевой;

«Во поле береза стояла» русская народная песня;

«Ах, вы сени» русская народная песня;

«Во саду ли, в огороде».

Ход урока:

1. Создание эмоционального настроя

Ребята! Меня зовут Воронкова Юлия Викторовна. Я – учитель Воздвиженской школы. Сегодня я немного волнуюсь, но я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. Мы находимся не в простом кабинете, а музыкальном, поэтому здороваться мы будем по музыкальному. Итак, начнем.

Звучит песня «Ромашковое поле»

(исполняет учитель музыки, акапелла; на экране демонстрация русской природы)

-Тронула вас эта песня? (ответы детей)

-Как она звучала? (ответы детей)

-Да, действительно, это очень красивая песня, которая звучит мягко, певуче, протяжно, нежно и ласково. Эту песню я исполнила от чистого сердца и с душой. А о чем эта песня? Правильно, о России. Вы знаете песню о России, которая по характеру похожа на песню, которую вы сейчас слышали?

Читайте также:  Почему рассказ платонова возвращение назван возвращение

Исполнение песни «Моя Россия» Муз. Струве, слова Соловьевой.

— Ребята вы молодцы, спели просто замечательно. Песня лилась из ваших душ, и я надеюсь, что от чистого сердца. У песен, с которых мы начали нашу встречу, есть авторы. Кто пишет песни?

— Как мы называем такие песни? (Композиторские).

— А какие песни еще бывают? (Народные).

— А что значит народные? (Их придумал народ).

— О чем же мы сегодня с вами будем говорить?

(О России и русского народа).

— Тема нашего урока «Русские народные песни и пляски».

— Всю жизнь песни сопровождают человека. Почему так говорят? Как вы понимаете эти слова?

(Песней успокаивали плачущего ребенка, трудились на поле, песня поднимала настроение на праздниках, помогала солдатам нести свою тяжелую службу и т. д.)

— А песни одинаковые по характеру?

(Одни песни звучат чуть с грустинкой, плавно и лирически. А другие веселые, да такие, что в пляс пуститься хочется.)

— Ребята, а вы знаете какие нибудь русские народные песни?

— Откройте учебники на стр. 40 вы увидите название русских народных песен. Кто нашел назовите их.

«Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде».

— Эти песни русские народные. Давайте мы с вами прослушаем песню «Во саду, ли в огороде». Только слушайте внимательно и скажите о чём эта песня?

— О чем эта песня.

— Какой характер у этого произведения?

— Что вам хотелось сделать под эту музыку?

— А как они называются мы узнаем, открыв учебник на стр. 38.

— Итак, как же называются эти песенки? Как их называют?

— Правильно. Сейчас мы устроим частушечное состязание между группами. Как называется ваша группа. Ну- ка хором.

(Забавушка, Калинка, Скоморохи)

— Каждой группе я раздаю по частушке. Ваша задача исполнить её. Но сначала мы, как настоящие певцы немного прорепетируем. Но репетируем шепотом, чтобы не мешать друг, другу. Сражаться готовы?

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова

Сидит заяц на заборе.

В алюминиевых штанах.

Может, заяц космонавт.

У охотника на мушке

Распевал козёл частушки.

А у нашей Маши в кружке

Он хотел ей подарить

— Молодцы. Мне очень понравилось.

3этап – закрепление знаний о русских народных инструментах и игра на них.

— Посмотрите на стр. 40 у вас изображены муз. инструменты. А на каком инструменте вы бы сыграли частушки?

(Балалайка, баян, рожок, трещотка).

— Называю и показываю все инструменты.

— Я вам предлагаю сыграть в музыкальную игру «Угадай муз. инструмент». Вы услышите звук музыкального инструмента и определите, какой это музыкальный инструмент.

— Молодцы! Все угадали.

— А вы хотели бы сыграть на русских народных инструментах?

-Я привезла вам русские народные инструменты.

— Это рубель на нём играют вот так.

— Это трещотки на них играют так.

— Это ложки на них играют.

— Мы попробуем с вами поиграть, но вы внимательно слушайте меня.

3 этап – рассказ о народном танце и практическая часть.

— Давайте посмотрим видеофрагмент перепляса.

— А теперь устроим свой перепляс. Но есть одно условие, чтобы вы меня переплясали.

— А сейчас давайте вместе станцуем хоровод.

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» (дети взялись за руки и двигаются по залу змейкой и поют. Молодцы ребята садитесь.

— Поем понравившиеся песни, повторяем танцевальные движения и придумываем свои движения. Не забудьте делать все это вместе с родителями!

— Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось узнать понравился ли вам урок?

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что вам было интересно на уроке?

— Что вам больше всего понравилось?

— Что было трудно для вас?

— А хотели бы вы ещё сыграть на русских народных инструментах?

— Зачем же нам нужны знания о народной музыке, песнях, танцах? (ответы детей).

— А занятия такие нам с вами очень нужны для того, чтобы не забывать – откуда мы родом. И не терять нашу культуру.

Конспект НОД «Русские народные посиделки» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеобразовательного вида». Конспект непосредственно.

Читайте также:  Рассказы бажова для 5 класса серебряное копытце

Конспект урока «Движение вод в океане» Защита профессии «Рыбак» Вед 1. В мире много есть профессий Всех их нам не перечесть, Но одна из них тревожит Не дает ни пить, не есть.

Конспект урока литературы. 9 класс. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX вв. (урок-концерт) Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать.

Конспект занятия «Русские народные традиции» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать знакомить.

Конспект занятия «Русские народные праздники» Конспект занятия по теме «Русские народные праздники». Чернышова Аксана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот» рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду» В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе.

Источник

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

В сообщении о народных песнях стоит указать, что в послереволюционной России баллады, связанные с трудом, которых было немало среди фольклорных образцов, были в почете. Лирические же произведения подвергались гонениями наравне с романсами.

Как и при Петре, так и в годы Великой Отечественной войны львиная доля творений народного авторства была посвящена теме родины, патриотизма, любви к родной природе и вере в победу. Немалая часть песен тех времен, дошедших до наших дней, и, бережно и трепетно исполняемых потомками в праздник Победы, является творчеством неизвестного автора. Эти произведения без преувеличения можно назвать вечными, так как они не утрачивают своей душевности, мелодичности и глубочайшего смысла сквозь десятилетия, что стоит учесть в докладе на тему «песня».

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Жанровое разнообразие

Сообщение о народной песне, безусловно, не может быть полным без указания и разграничения стилевых особенностей образцов вокальных фольклорных произведений. Наверное, нигде более не сыскать такой богатой и многогранной палитры жанров, как в русском пении.

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Песни подразделялись на:

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

Читайте также:  Сказки маленького лисенка аудиокнига

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

Одним из выдающихся собирателей и исполнителей народных песен стал Митрофан Ефимович Пятницкий, основавший крестьянский хор из певцов — самородков, который, спустя годы, перешел в статус национального культурного достояния России — «Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого», появившийся в России в 1911 году и успешно существующий и гастролирующий по миру сегодня.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Несмотря на то что фольклорная песня является образцом «холодной» культуры, передаваемой поколениями и народами из уст в уста, в современном мире существует немало музыкальных коллективов, которые с гордостью продолжают национальные песенные традиции предков и достойно занимаются творчеством на народном поприще.

К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Доклад на тему «русские народные песни» не будет полным без литературного анализа текста. Наглядно рассказать о символике и значении песен фольклорного образца может на своем примере произведение «Любо, братцы, любо». По своей жанровой характеристике это казачья песня. Само построение названия произведения уже говорит о единении исполнителя со слушателями, причем используется такая степень родства, как «братцы», что в целом характерно для фольклорного направления.

В целом особенностью произведений вокального фольклорного жанра является особый язык с использованием архаизмов: «девица», «писаный», «любы ты мне», «травушка-муравушка», «конь вороной», «очи ясные», «лучинушка».

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

Источник

Познавательное и интересное