Рассказ о салоне история 5 класс

Сказки

Кто такой Солон

К шестому веку до нашей эры в афинском обществе накопились изрядные противоречия. Основная власть была сосредоточена в руках аристократии, им же принадлежала большая часть земли и богатств. Население было обременено долгами, многие лишились имущества и даже свободы. Обнищавших бедняков продавали в рабство. Недовольство, копившееся внутри общества, в любую минуту грозило большим взрывом.

Из истории известно, что не допустить подобного исхода помог один из семи древнегреческих мудрецов — Солон.

О его личности, и чем обязаны ему Афины мы и узнаем в этой статье.

Кто такой Солон?

Выходец из бывшего царского рода Кодридов, к тому времени уже обедневшего, родился около 640 г. до нашей эры. В молодости, для улучшения материального положения, занимался морской торговлей, благодаря чему много путешествовал. В странствиях знакомился с жизнью и укладом разных стран. До начала политической деятельности прославился как поэт.

Первые шаги в политике Солон сделал во время конфликта между Афинами и Мегарой за владение островом Саламин. Как указывают древние авторы, упоминание этого конфликта в Афинах каралось смертной казнью. Прикинувшись умалишенным, Солон собрал вокруг себя большую толпу, в основном молодежь, и прочитал стихи, в которых призывал к борьбе за Саламин.

Восторженная толпа поддержала поэта. У власти не осталось другого выхода, как только организовать военную экспедицию, во главе которой и был поставлен Солон. Экспедиция оказалось удачной, стратегически важный остров был захвачен, а поэт пришел в политику.

К 594 году до нашей эры политический вес Солона был таким, что его избрали одним из девяти архонтов (правителей), то есть он достиг высшей власти.

На этом посту он провел ряд реформ, которые стали основополагающими для становления Афин как государства.

Реформы Солона

Во-первых, была проведена сисахфия — отмена долгового рабства. Все долги были списаны, те, кого продали в рабство за пределы Аттики, выкуплены. Впредь было запрещено забирать свободу за долги.

Во-вторых, все население Афин поделили на 4 имущественных класса. При делении учитывались не размеры земельных наделов, а годовое количество мер продуктов, полученных с этих наделов. Такое деление облегчило доступ к различным должностям разным категориям населения.

В-третьих, была создана гэлия, народный суд. В то время он выполнял функции апелляционного суда, куда можно было подать жалобу на действия должностного лица. В его работе могли принимать участие даже беднейшие слои населения.

Кроме того, знаменитый реформатор ввел некоторые меры экономического характера. Главными из них были: защита своего производителя, введение новой системы мер и весов, упорядочение имущественных отношений.

В это время единомышленники Солона стали высказываться за введение им тирании. Чтобы избежать этого, по окончании периода архонства, политик взял у афинян клятву не менять установленные им правила в ближайшие сто лет, и в 593 г. до нашей эры уехал путешествовать.

В Афины он вернулся десятилетие спустя. Введенные им законы действовали, однако вскоре была установлена тирания. В эти годы Солон придерживался политики невмешательства.

Скончался мудрец, политик и поэт в 559 г. до нашей эры, но память о нем жива до сих пор.

Источник


Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

1) Первые нововведения касались имеющихся у крестьян долгов, они по решению Солона полностью отменялись. Всех кабальных крестьян следовало немедленно освободить, а камни, постоянно напоминающие об их долгах немедленно убрать с их участков. Если же афинского жителя к тому время продали в рабство за море, в чужие земли, следовало применить все меры к его поиску, причем все действа оплачивались за государственный счет. После его реформы все граждане полиса стали иметь право на свободу, понятие «раб» ушло в прошлое.
2) Что бы ускорить развитие экономики Солон проводил политику защиты местных производителей. Например, был категорически запрещен вывоз за пределы Греции хлеб, которого и так было катастрофически мало. Но при этом правитель настаивал на экспорте изделий из оливок, именно их было в достатке. Что бы ремесленники трудились больше и качественнее им в награду предоставляли большие права. Имущественные отношения между людьми были упорядочены, например, в Афинах появилась практика составления специального документа, по которому имущество умершего в дальнейшем переходило наследникам.

Политическая реформа.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

Источник

Солон

Солон (ок. 640 – ок. 559 до н.э.) – афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Был первым афинским поэтом, а к 594 году до н.э. стал самым влиятельным афинским политиком. Автор ряда важнейших реформ, повлиявших на формирование Афинского государства.

В биографии Солона есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Солона.

Биография Солона

Солон появился на свет около 640 года до н.э. в Афинах. Он происходил из знатного рода Кодридов. Повзрослев, он был вынужден заняться морской торговлей, поскольку испытывал финансовые трудности.

Парень много путешествовал, проявляя живой интерес к культуре и традициям разных народов. Некоторые биографы утверждают, что еще до того, как стать политиком, он был известен как талантливый поэт. В тот момент биографии на его родине наблюдалась нестабильная ситуация.

В начале 7 столетия до н.э. Афины были одними из многих греческих полисов, где действовала – политическая система архаического афинского полиса. Государством управляла коллегия из 9 архонтов, занимавших свою должность на протяжении одного года.

Очень важную роль в управлении занимал Совет Ареопага, где пожизненно находились бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса.

Афинский демос находился в прямой зависимости от аристократии, что вызвало недовольство в обществе. Одновременно с этим афиняне воевали с Мегарами за остров Саламин. Постоянные разногласия между представителями аристократии и закабаление демоса, негативно воздействовали на развитие афинского полиса.

Войны Солона

Впервые имя Солона упоминается в документах, связанных с войной между Афинами и Мегарами за Саламин. Хотя соотечественники поэта были утомлены затяжным военным конфликтам, он побуждал их не опускать рук и до конца бороться за территории.

Кроме этого, Солон даже сочинил элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за остров. В результате, он самолично возглавил экспедицию на Саламин, одержав победу над противником.

Именно после успешно проведенной экспедиции, Солон начал свою блестящую политическую карьеру. Стоит заметить, что данный остров, вошедший в состав афинского полиса, не раз играл важную роль в его истории.

Позже Солон принимал участие в Первой Священной войне, которая разразилась между некоторыми полисами Греции и городом Криса, взявшего под свой контроль Дельфийский храм. Конфликт, в котором греки одержали победу, продолжался в течение 10 лет.

Реформы Солона

Положением на 594 год до н.э. Солон считался наиболее авторитетным политиком, которого поддерживал и Дельфийский оракул. Важно отметить, что к нему проявляли благосклонность как аристократы, так и простой народ.

В тот период биографии мужчина был избран архонтом-эпонимом, имевшим в своих руках большую власть. В ту эпоху архонтов назначал Ареопаг, но Солона, по-видимому, избрало народное собрание ввиду особенной ситуации.

Согласно древним историкам, политику предстояло примирить враждующие стороны, чтобы государство смогло развиваться максимально быстро и эффективно. Самой первой реформой Солона являлась сисахфия, которую он называл своей важнейшей заслугой.

Благодаря данной реформе в государстве отменялись все задолженности наряду с запретом долгового рабства. Это привело к устранению ряда социальных проблем и экономическому развитию. После этого правитель распорядился ограничить ввоз товаров из-за границы, чтобы поддержать местных торговцев.

Читайте также:  Сказки чужого дома отзывы

Далее Солон сосредоточился на развитии сельскохозяйственной отрасли и ремесленного производства. Интересен факт, что родителям, которые не смогли обучить своих сыновей никакой профессии, запрещалось требовать того, чтобы дети заботились о них в старости.

Правитель всячески поощрял производство оливок, благодаря чему оливководство стало приносить большую прибыль. В данный период биографии Солон занялся разработкой денежной реформы, введя в оборот – эвбейскую монету. Новая денежная единица способствовала улучшению торговли между соседними полисами.

В эпоху Солона были проведены очень важные социальные реформы, включая разделение населения полиса на 4 имущественных разряда – пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты и феты. Помимо этого, правитель образовал Совет Четырехсот, который служил альтернативой Ареопагу.

Плутарх сообщает, что новообразованный Совет готовил законопроекты для народного собрания, а Ареопаг контролировал все процессы и гарантировал охрану законов. Еще Солон стал автором постановления, согласно которому любой бездетный человек, имел право завещать свое наследство кому пожелает.

Дабы сохранить относительное социальное равенство политик подписал указ о введении земельного максимума. С того времени состоятельные граждане не могли владеть участками земли сверх установленной законом нормы. За годы своей биографии он стал автором ряда важнейших реформ, повлиявших на дальнейшее становление Афинского государства.

После окончания архонтства реформы Солона нередко подвергались критике со стороны разных социальных слоев. Богачи сетовали на то, что их права урезались, тогда как простой народ требовал еще более радикальных перемен.

Многие советовали Солону установить тиранию, однако он наотрез отказывался от подобной идеи. Поскольку в ту эпоху во многих полисах правили тираны, добровольный отказ от единовластия был уникальным случаем.

Свое решение Солон объяснял тем, что тирания навлечет позор как на него самого, так и на его потомков. Кроме этого, он являлся противником любой формы насилия. В результате, мужчина решил оставить политику и отправиться в путешествие.

На протяжении десятка лет (593-583 гг. до н. э.) Солон побывал во многих городах Средиземноморья, включая Египет, Кипр и Лидию. После этого он вернулся в Афины, где продолжали успешно действовать его реформы.

Согласно свидетельствам Плутарха, после продолжительного путешествия Солон уже мало интересовался политикой.

Личная жизнь

Некоторые биографы утверждали, что в молодости возлюбленным Солона был его родственник Писистрат. При этом, все тот же Плутарх писал, что правитель имел слабость к красивым девушкам.

Историки не нашили никаких упоминаний о потомках Солона. Очевидно, он просто не имел детей. По крайней мере, в последующие столетия не обнаружилось ни одного деятеля, который бы принадлежал к его родовой линии.

Солон общается с царем Крезом во время своих путешествий

Солон был очень набожным человеком, что можно проследить в его поэзии. Интересен факт, что причину всех бед и несчастий он видел не в богах, а в самих людях, которые стремятся к удовлетворению собственных желаний, а также отличаются тщеславием и самонадеянностью.

Очевидно, еще до начала политической карьеры Солон был первым афинским поэтом. До наших дней дошло множество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 000 строк.

К примеру, Элегия «К самому себе» дошла до нас полностью только в «Эклогах» византийского писателя Стобея, а из 100-строчной элегии «Саламин» сохранилось 3 фрагмента, насчитывающих всего 8 строк.

Смерть

Солон умер в 560 или 559 году до н.э. Относительно кончины мудреца в древних документах содержатся противоречивые данные. По словам Валерия Максима, он скончался на Кипре и там же был погребен.

В свою очередь Элиан писал, что Солона похоронили за казенный счет возле афинской городской стены. Скорее всего данная версия наиболее правдоподобна. Согласно Фанию Лесбосскому, Солон ушел из жизни в родных Афинах.

Фото Солона

Письменные законы Солона для Афин Статуя Солона в библиотеке Конгресса США

Источник

Мудрость Человечества

Биография

Соло́н (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Источники

Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского. Некоторые законы упоминаются у Геродота, Аристофана, Лисия, Эсхина, Демосфена и Диодора Сицилийского. В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им. Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина, кирбы находились в очень плохом состоянии, а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы.

О Солоне кратко упоминают некоторые авторы V в. до н. э., например, комедиографы Кратин, Аристофан и Евполид. Наиболее известны посвящённые ему рассказы в «Истории» Геродота, особенно знаменитый рассказ о разговоре Солона и Крёза в Сардах. В конце V в. до н. э. и в IV в. до н. э. в среде интеллектуальной элиты возрос интерес к идее «отеческого государственного строя», ассоциировавшегося в числе прочих с Солоном. Соответственно, он упоминается в трудах многих ораторов, философов и публицистов (Андокид, Лисий, Исократ, Демосфен, Эсхин). Платон приписывает ему миф об Атлантиде.

Деятельность Солона занимала большое место в трудах аттидографов, которые дошли до нашего времени в незначительных фрагментах. Этими трудами (в наибольшей степени трудом Андротиона), вероятно, пользовался Аристотель в своих работах. Рассказ о реформах Солона в «Афинской политии» является одним из самых важных источников о них. Плутарх тоже использовал труды аттидографов при написании биографии Солона.

Ранние годы. Происхождение

Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах. Есть также версия, что отца Солона звали Эвфорион. Плутарх передаёт оба варианта, но предпочтение отдаёт общепринятому. Некоторые античные авторы (Диодор Сицилийский, Диоген Лаэртский) ошибочно считали, что он родился на Саламине. По достатку Солон принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

Из стихотворений Солона

Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.
Но у дурных не возьмём их мы сокровищ в обмен
На добродетель, — она пребывает незыблемой вечно,
Деньги же вечно своих переменяют владык!

Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения. Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств. Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности.

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония).

Ситуация в Афинах перед началом политической деятельности Солона

В начале VI в. до н. э. Афины были рядовым греческим полисом, отличающимся от других только своими размерами. Он был одним из самых крупных в Греции, а по количеству населения — первым в Элладе. После завершения синойкизма к началу VII в. до н. э. афинский полис стал занимать весь полуостров Аттика. При этом в полис входило несколько городов — кроме Афин, Элевсин, Марафон, Браврон и другие.

Читайте также:  Рассказ про телефонный звонок в прошлое

Изначально гражданское население подразделялось по родоплеменному принципу. Постепенно появлялось и территориальное деление: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия — на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и они являлись наименьшими территориальными единицами.

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни ранних Афин сыграла эвпатридская аристократия. Большинство аристократов бежало в Афины на рубеже II—I тысячелетий до н. э. из завоёвываемого дорийцами Пелопоннеса. Беженцев радушно принимали в Афинах. Один из таких родов (Кодриды-Медонтиды) был последней царской династией. На протяжении «тёмных веков» их власть всё более ограничивалась, пока, наконец, монархия не была ликвидирована.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система архаического афинского полиса как типичной аристократической республики. Во главе государства теперь стояла коллегия из девяти архонтов, занимавших свой пост в течение года. Между архонтами существовало определённое разграничение функций. Высшим магистратом был архонт-эпоним, архонт-басилей был верховным жрецом, архонт-полемарх — верховным главнокомандующим, остальные — фесмофеты — ведали судебными делами. Очень важную роль в управлении играл Совет Ареопага. В него пожизненно входили бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса. Также в Афинах существовало народное собрание, но оно не имело значительной роли до VI в. до н. э.

Афинский демос находился в зависимости от аристократии. Растущее закабаление демоса вызывало его недовольство. Внутриполитическая обстановка в Афинах характеризовалась гражданскими распрями. Развернулась острая борьба между аристократическими группировками. На внешнеполитической арене афиняне вели войну с Мегарами за остров Саламин. Межаристократическая борьба и закабаление демоса подрывали стабильность и порядок в афинском полисе.

Войны Солона

Война с Мегарами за Саламин

Вестником я прихожу с желанного нам Саламина,
Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь.
Мы ведь дождёмся того, что повсюду, как клич, пронесётся:
«Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин».
На Саламин мы пойдём, сразимся за остров желанный,
Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!

Первым известным из источников событием, в связи с которым упоминается имя Солона, является военный конфликт Афин и Мегар за обладание Саламином. Афиняне, утомлённые этой войной, запретили законом предлагать гражданам продолжить борьбу за Саламин. Солона это удручало, и он притворился сумасшедшим, а потом прибежал на площадь и прочитал при массе народа свою элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за этот остров.

Затем он сам возглавил экспедицию на Саламин, которая принесла ему полный успех: стратегически важный пункт в Сароническом заливе оказался в руках афинян. Не вполне ясно, в каком статусе Солон командовал ополчением афинян. Должности стратега тогда не было, и, вероятно, он был избран архонтом-полемархом. Правда, достоверно известно, что он позднее был архонтом-эпонимом, а считается, что дважды должность архонта занимать нельзя. Скорее всего, ограничение одним сроком относилось не ко всей совокупности архонтских должностей, а к каждой из них, взятой конкретно.

Вид острова Саламин

Саламинская экспедиция, ставшая блистательным началом политической карьеры Солона, датируется, скорее всего, временем около 600 г. до н. э. Но война, по-видимому, продолжалась ещё несколько десятилетий, приняв вялотекущий характер. Ещё в 60-е годы троюродный брат Солона Писистрат возглавлял экспедицию против мегарян. В конце концов спор о Саламине был вынесен на третейский суд Спарты. Во время обсуждения этого вопроса Солон привёл целый ряд дополнявших друг друга аргументов различного характера, сумев отстоять права Афин на остров. Солон ссылался на дельфийские оракулы, в которых Саламин был назван ионийской землёй, что должно было сближать его с Афинами, а не с Мегарами (Афины населяли ионийцы, а мегаряне были дорийцами). Он также указывал для оправдания афинских притязаний на пассаж из «Илиады» Гомера, согласно которому царь Саламина Аякс поставил свои корабли рядом с афинскими. Кроме того, он ссылался на то, что в саламинских погребениях трупы лежат по афинскому, а не по мегарскому обычаю, — лицами на запад. В конце концов Саламин удалось отстоять, и этот остров, включённый в состав афинского полиса, неоднократно играл важную роль в его истории.

Первая Священная война

Следующим военно-политическим мероприятием Солона было участие в Первой Священной войне. Про этот конфликт известно мало. Согласно исследователю У. Дж. Форресту, это была война некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры илиКрисы, захватившего Дельфийский храм. Наиболее влиятельными членами антикрисейской коалиции были Фессалия и Сикион, менее влиятельную позицию занимали Афины. Война продолжалась десять лет (596—586 годы до н. э.). По-видимому, уже в первые годы войны союзники освободили Дельфы. В конце концов Крисы были взяты и разрушены.

Солон выступил инициатором объявления войны Крисам. По его совету члены Дельфийской амфиктионии началивойну. В результате войны отношения Афин и Дельф значительно улучшились, дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона.

В 594 году до н. э. по инициативе Солона были возвращены из изгнания Алкмеониды. Судя по всему, Солон благоволил к ним, стараясь сделать их своими сторонниками.

Реформы Солона

Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией. Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы. К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем», а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации.

Из стихотворений Солона

Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая —
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую — странников таков удел,
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал.

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства.

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин.

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни.

Солон, по-видимому, и учредил гелиею. Это нововведение имело наиболее демократический характер. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы.

Читайте также:  Сказки на японском с переводом

Также Солон учредил ещё один новый государственный орган — Совет Четырёхсот. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов».

Солон издал закон о завещаниях. Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет». Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний. Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы).

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого.

Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства.

Путешествие

Из стихотворений Солона

Да, я народу почёт предоставил, какой ему нужен —
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других.

После окончания архонтства всё же росло недовольство реформами. Аристократы были недовольны тем, что их права оказались урезанными, демос же считал реформы недостаточно радикальными. С другой стороны, сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном. Он решил действовать по-другому — временно покинуть полис и отправиться в путешествие.

В ходе своего десятилетнего путешествия (593—583 гг. до н. э.) Солон посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. Он побывал в Египте, на Кипре и в Лидии. Сначала Солон посетил Египет, где общался со жрецами. На Кипре Солон подружился с царём Сол Филокипром.Солон побывал и в лидийской столице Сарды. Встреча с царём Крёзом упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше. Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:

Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)

В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов.

Возвращение в Афины. Смерть

Около 583 года до н. э. Солон вернулся в Афины. Законы Солона продолжали действовать, и за время его отсутствия не было предпринято попыток отменить или изменить их. Правда, гражданские смуты, на прекращение которых надеялся Солон, продолжались ещё несколько десятилетий. Вскоре после возвращения реформатора архонт Дамасий, намереваясь стать тираном, не слагал с себя полномочий более двух лет, и его пришлось отстранять силой. Роль Солона в описанных событиях не упоминается в источниках, но, вероятно, он выступил решительным противником Дамасия и, может быть, принял участие в его свержении.

Плутарх писал, что после своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Однако позднее, в 60-е годы VI в. до н. э. он участвовал в третейском суде, разбиравшем афино-мегарский спор о Саламине.

Хронология жизни Солона

Относительно смерти Солона в античных источниках есть противоречивые данные. Комедиограф V в. до н. э. Кратин и Аристотель писали, что Солон завещал развеять свой прах над завоёванным им Саламином. По словам Валерия Максима, он умер на Кипре и там же был погребён. Элиан писал, что Солон был похоронен за государственный счёт возле афинской городской стены. Вероятно, эта версия наиболее правдоподобна. Согласно Фанию Лесбосскому, Солон умер в Афинах в преклонном возрасте на следующий год после первого прихода к власти Писистрата. Рассказ о развеянии праха Солона над Саламином, вероятно, просто легенда. Солон был похоронен на одном из афинских кладбищ, скорее всего, на Керамике.

Личность

Личная жизнь

Некоторые авторы писали, что в молодости Писистрат был возлюбленным Солона. Согласно Плутарху, «Солон не был равнодушен к красавцам и не имел мужества вступить в борьбу с любовью, „как борец в палестре“».

О потомках Солона никаких достоверных сведений нет. По-видимому, Солон просто не оставил после себя никакого потомства. И в последующей истории Афин нет ни одного деятеля, который по прямой линии возводил бы себя к нему. Однако потомки Солона по боковым линиям встречаются, например глава «Тридцати тиранов» Критий и философ Платон. Они возводили свой род к брату законодателя — Дропиду.

Политические взгляды

Из элегии «Благозаконие»

Благозаконье же всюду рождает порядок и стройность.
В силах оно наложить цепь на неправых людей,
Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,
Злого обмана цветы высушить вплоть до корней,
Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,
И разномыслья делам вместе с гневливой враждой
Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинает
Всюду, где люди живут, разум с порядком царить.

Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм. В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония). Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам.

Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался. В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия — уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия.

Религиозные взгляды

Мировоззрение и религиозные взгляды Солона отражены в его стихотворениях. Он был глубоко религиозным человеком. Исследователь И. Е. Суриков резюмирует данные из стихотворений Солона:

Солон твёрдо верит в благое водительство богов, в их власть над человеческими судьбами. Если счастье и богатство даны человеку богами, то они будут прочными, надёжными, долговременными. То же, чего люди добились помимо воли небожителей, собственной наглостью, в конечном счёте обязательно повлечёт за собой возмездие от Зевса. Конечно, владыка Олимпа подчас не спешит с карой, и это может создать для злодеев иллюзию безнаказанности. Однако рано или поздно справедливость восторжествует: если сам содеявший дурное дело не искупит его при жизни, это искупление ляжет на плечи его детей и более отдалённых потомков. Таким образом, Солон выражает твёрдую уверенность в факте страдания невиновных за преступления предков, полностью признает идею коллективной ответственности рода… видеть в богах причину бед и неудач не следует…: в своих несчастьях виноваты лишь сами люди, тешащиеся напрасными мечтами, имеющие слишком высокое мнение о себе и лишь после того, как на них обрушатся какие-нибудь испытания, приходящие к пониманию необходимости разумной меры во всём.

Поэтический дар

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солон был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. До нашего времени дошло большое количество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 тысяч строк. Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона. В любом случае античные и византийские авторы располагали намного большим количеством стихов Солона, чем современные исследователи. Элегия «К самому себе», например, дошла до нас полностью лишь в «Эклогах» византийского писателя Стобея (V в. н. э.), а из элегии «Саламин», имевшей 100 строк, сохранилось три фрагмента, насчитывающие в общей сложности восемь строк.

Источник

Познавательное и интересное