Рассказ о савельиче кому на руси жить хорошо

Сказки

Образ Савелия, богатыря святорусского

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони». Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Источник

Характеристика Савелия (богатыря святорусского)

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль – показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий – обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий – «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем – «очеп». Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода – у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение – корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Читайте также:  Рассказ юбилейные и памятные даты приамурья или рисунок символы приамурья

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!».

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика – это бой, в котором он старается одержать победу.

Источник

Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.

Внешность героя

Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость. Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:

Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем

Особенность характера

О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ. Но Савелий – не воин:

Судьба богатыря

Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец. Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово:

Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя. Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,

Характер героя поэмы

У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.

Какими чертами наделил автор простого русского мужика:

Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.

Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.

Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:

Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.

Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.

Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.

Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.

Читайте также:  Сказки с волшебной палочкой список

Источник

Описание персонажа

В третьей главе поэмы появляется удивительный персонаж — дед, напоминающий медведя, бывший каторжник, человек из народа. Не зря поэт в создании образа Савелия в «Кому на Руси жить хорошо» использует традиционные фольклорные элементы, просторечные слова, образные выражения. Внешний вид его характерен: косматая грива волос украшает его голову, которую он не готов склонить перед помещиком.

Жизнь этого человека, сильного, мужественного и свободолюбивого, простой не назовешь:

Но любому терпению приходит конец.

Коварный и жестокий немец Фогель, относящийся к крестьянам, как к рабам, стал причиной того, что злоба и стремление к свободе, разгоравшиеся в душе Савелия, вырвались на свободу. Столкнув поработителя в яму и заживо закопав, персонаж не стал прятаться или пытаться как-то избежать наказания — с гордым видом он отправился на каторгу, где проработал 20 лет в ужасающих условиях. Но и это не заставило его сожалеть о содеянном. Он доказал свою правду, смог выразить свой бунт, уничтожить врага, за что и заслужил у читателя уважение.

При изучении поэмы становится ясно, за что Савелий попал на каторгу, но его образ «клейменного, да не раба» настолько силен и интересен, что вызывает невольное восхищение не только у поэта, но и у читателя. С одной стороны, такие люди способны перетерпеть многое, и в этом их сила, но с другой — способны к бунту, что также поражает автора.

Основное испытание

История святорусского богатыря полна трагических событий, среди которых многолетнее наказание стало не самым страшным. Старик живет в одиночестве, родным не нужен уставший от жизни бывший «преступник», сочувствие вызывает он лишь у Матрены Тимофеевны, которая по своей внутренней доброте оказалась способной проявить великодушие, понять Савелия и полюбить его. В содержании поэмы этим эпизодам отводится особая роль.

Кажется, что жизнь старика наконец-то обретет смысл: после рождения маленького Демушки, сына Матрены, Савелий преобразился, возродились его лучшие качества. Он души не чаял в мальчике, но именно этот герой и стал причиной трагической гибели малыша. Уснув, он не сумел проследить за ним, и голодные свиньи растерзали крошку. Трагедия не сломила деда, но лишила его смысла жизни. Он вновь поступил по чести, покаявшись во всем снохе, принял на себя свой грех. И всю оставшуюся жизнь — а прожил Савелий, несмотря на лишения и трудности, 107 лет — замаливал его в стенах монастыря.

Автор в образе этого героя с косматой бородой показывает подлинную религиозность русского крестьянина, его готовность обращаться к богу, не только терпеть издевательства, но и не утрачивать силу духа. В том, что многие люди, подобно Савелию, долгие годы смирялись с суровым обращением барина, по мнению Некрасова, заключается подлинная сила народа. Однако если народному терпению придет конец, то сила бунта, «безжалостная и беспощадная», вырвется наружу, сметая все на своем пути.

Значение образа

Сама поэма построена необычным образом — странник путешествует по деревням и селам, пытаясь найти счастливого человека. Форма позволила Некрасову в небольшом по объему тексте уместить огромное количество героев, людских судеб, с которыми встречается в своем странствии лирический герой — рассказчик. И образ Савелия следует признать знаковым, очень важным. Он словно пришел на страницы классического произведения из русских былин.

Савелий не только силен физически, но и духовно богат, не утратил в себе лучшие человеческие качества, несмотря на то, что прожил сложную и наполненную лишений жизнь. Его роль многопланова:

В образе Савелия нашли воплощение все лучшие качества представителей русского народа. Дедушкой восхищается Некрасов и призывает своих читателей к тому же. Это подлинный крестьянский философ, который не просто смиряется и терпит, но и размышляет о судьбах народа, думает о том, должны ли мужики терпеть своенравие барина и выносить его капризы. В его душе пылает огонь ненависти к таким поработителям, которые считают людей рабами.

Личностные качества

В описании Савелия Некрасов подчеркивает силу, мужественность, богатырское телосложение. Герой появляется в тексте уже будучи глубоким старцем, однако даже в этом возрасте он невольно вызывает уважение. Никому не придет в голову назвать его дряхлым, немощным, беспомощным. Седая грива волос и огромная борода, согнутая дугой спина под гнетом прожитых лет не смогли лишить облик персонажа фольклорной выразительности.

Поэт не описывал то, как он выглядел в молодости, поэтому читатель может только догадываться, что, вероятнее всего, он напоминал былинных богатырей, могучих и отважных. То, каким ремеслом занимался этот герой, также не указывается, но это и не важно, поскольку образ во многом собирателен. Некрасову пришлось наделять Савелия общими чертами, присущими лучшим представителям крестьянского сословия.

Проводя анализ персонажа, следует указать, что Савелий не воин, это и есть его основное отличие от героев эпического фольклора. Это простой, искренне религиозный человек, добросовестный труженик, который любит свой народ и готов защищать его. Таким образом, Савелий является богатырем, но не на поле ратном, а в душах и сердцах крестьян.

Особенности образа:

Некрасов восхищается этим человеком, несломленным и горделивым, подлинным воплощением богатырских качеств, который вносит в текст поэмы героический колорит.

Судьба старика

Рассказ о жизни Савелия излагается автором довольно кратко: прожил он больше сотни лет, а читатель узнает лишь трагические моменты его жизни. Цитатная характеристика героя показательна: это подлинное воплощение лучших качеств русского народа, поэтому сравнивает герой себя с очепом, колодцем, на века вырубленном сооружением, внутри которого находится настоящее богатство — чистая студеная вода.

Читайте также:  Сказки на ночь слушать толстой

Несмотря на то что сердце его огрубело сначала на каторге, а потом после общения с родными, которым он был нужен только до тех пор, пока имел деньги, Савелий сохранил свою подлинную нравственность, доброту, стремление к любви, мечты о свободе.

Некрасов искренне уважает этого героя, который смог не только не пропасть в суровых условиях каторжной жизни, но и сохранить в себе лучшие качества. Он хотел быть полезным семье, поэтому накопил денег, усердно работал, несмотря на возраст, шутил, хотя душа его огрубела. Поэту остается лишь надеяться, что однажды его мечта осуществится и крестьяне получат свободу в полном смысле этого слова, смогут работать на себя, а не на барина. Об это он прямо не говорит в тексте, но в каждой строке поэмы эта мысль звучит отчетливо.

Источник

Савелий в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образ, характеристика, описание, портрет богатыря святорусского Савелия

Савелий,
богатырь святорусский.
Иллюстрация
С. В. Герасимова

Савелий является одним из ярких персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия.

История жизни Савелия описана в главе «Савелий» (часть «Крестьянка»).

Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание, портрет богатыря святорусского Савелия

Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину. Она рассказывает крестьянам свою историю жизни, а также историю своего родственника, богатыря Савелия.

«. Мы были тоже барские. »
«. С крестьянином Савелием. «

Савелий живет в селе Корежина:
«. Надели шапки рваные, / Худые армяки — / И тронулась Корёжина. «

«. Дугой спина у дедушки Да распрямиться дедушка / Не мог. »
«. Не правда ли, Матренушка, / На очеп* я похож. » (*деревенский колодец)
«. спину старую / Пытался разогнуть. «

У Савелия несчастливая судьба (его иронично называют «счастливцем»):
«. Ну то-то! речь особая. / Грех промолчать про дедушку. / Счастливец тоже был…»

Савелий много пережил в своей жизни:
«. А господин Шалашников / С своей воинской силою? / А немец-душегуб? / Потом острог да каторга… / Окаменел я, внученька, / Лютее зверя был. »
«. Эх, доля святорусского / Богатыря сермяжного! / Всю жизнь его дерут. »
«. И долго, долго дедушка / О горькой доле пахаря / С тоскою говорил…»
«. За все страдное русское / Крестьянство я молюсь. »
«. Сладка ли жизнь крестьянина. «

Савелий любит шутить:
«. А крепко досадят ему — / Подшутит. »
«. У свекра бровь рассечена, / У деда, словно радуга, / Усмешка на лице. »
«. Ты шутишь шутки, дедушка. »
«. Сам над собой подтрунивал: / – Не правда ли, Матренушка, / На комара корёжского / Костлявый я похож. » (шутит над самим собой)

«..Ну, ладно ж! черти сивые, / Вперед не доведется вам / Смеяться надо мной. «

«. Я тоже перетерпливал, / Помалчивал, подумывал: / «Как ни дери, собачий сын, / А всей души не вышибешь, / Оставишь что-нибудь. «

Савелий похож на богатыря. Однако свою богатырскую силу он тратит на то, чтобы выживать «под розгами» барина:
«. Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? — / Под розгами, под палками / По мелочам ушла. «

История жизни богатыря Савелия

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» крестьянка Матрена рассказывает историю жизни богатыря Савелия. Ниже представлена эта история.

Молодой богатырь Савелий живет в селе Карежине хорошо и спокойно. Хозяин-помещик не беспокоит своих крепостных:

«. Да только ни помещиков, / Ни немцев-управителей / Не знали мы тогда. / Не правили мы барщины, / Оброков не платили мы, / А так, когда рассудится, / В три года раз пошлем. «

«. небывалое / Наследник средство выдумал: / К нам немца подослал. «

«. И тут настала каторга / Корёжскому крестьянину — / До нитки разорил! / А драл… как сам Шалашников. «

«. Я в землю немца Фогеля / Христьяна Христианыча / Живого закопал. «

«. а всей гурьбой / Христьяна Христианыча / Поталкивали бережно / Всё к яме… всё на край… / И немец в яму бухнулся. «

«. Решенье вышло: каторга / И плети предварительно. «

«. Я старика столетнего / Звала клейменым, каторжным. «

«. Потом… бежал я с каторги… / Поймали! не погладили / И тут по голове. «

«. А жизнь была нелегкая. / Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения. «

«. Я денег прикопил, / По манифесту царскому / Попал опять на родину, / Пристроил эту горенку / И здесь давно живу. «

«. Сто лет зима бессменная / Стояла. Растопил ее / Твой Дема-богатырь! / Однажды я качал его, / Вдруг улыбнулся Демушка…»

«. Иду домой, опять / Смеюсь, играю с Демушкой… / Бог видит, как я милого / Младенца полюбил. «

«. Заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку. «

«..«Прости, прости, Матренушка! — / И повалился в ноженьки. — / Мой грех – недоглядел. »..»

«. И я же, по грехам моим, / Сгубил дитя невинное…»

«. Он в своей каморочке / Шесть дней лежал безвыходно, / Потом ушел в леса, / Так пел, так плакал дедушка, / Что лес стонал! А осенью / Ушел на покаяние / В Песочный монастырь. «

«. Еще молюсь (не образу / Теперь Савелий кланялся), / Чтоб сердце гневной матери / Смягчил Господь… Прости! — / «Давно простила, дедушка!». «

«. Недолго прожил дедушка. / По осени у старого / Какая-то глубокая / На шее рана сделалась, / Он трудно умирал: / Сто дней не ел; хирел да сох. «

Источник

Познавательное и интересное