Рассказ о савелии кому на руси жить хорошо в цитатах

Сказки

Сочинение: Образ Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.02.2020 · Обновлено 13.02.2020

(486 слов) В поэме Николая Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” писалась в течение десяти лет и осталась незаконченной. Однако за это время произошло много значимых событий в Российской действительности: окончание Крымской войны, поражение царизма, смена власти. Усиливается социальное напряжение и революционные настроения. На престол взошел Александр второй. И именно он должен был освободить декабристов и политических заключенных. 1861 году отменяется крепостное право, но жизнь народа не улучшается, а даже становится хуже. Однако Некрасов увидел в обществе силы в лице новосложившившихся типов личностей, готовых встать во главе народа и повести его за собой. Есть сильные духом люди, сочетающие в себе народную мудрость, огромную силу и нравственность. Один из таких героев — Савелий богатырь Святорусский.

Савелий живет в селе Корежина. Он — бывший барский крестьянин, то есть в прошлом несвободный человек. Ему сто семь лет, он многое в жизни повидал. Матрена Тимофеевна рассказывает искателям счастья о его звериной силе и ненависти к немцу-врагу, о том, как он с товарищами-крестьянами живьем закопал Фогеля, поработившего крепостных. За это он получил 20 лет каторги. Но он все равно остался свободным, ведь не захотел служить кому-то, кроме своей семьи. Из тюрьмы он не раз бежал, и она не смирила его дух. Говорит Савелий о себе так:

Он воплощает в себе богатырскую силу и мощь, ведь сумел восстать против векового рабства своих предков и повести народ за собой. Это выражается во многих его поступках и даже во внешности: Матрена Тимофеевна отмечает, что сила у него была непомерная, несмотря на возраст и самочувствие. Он выступает в роли народного мстителя и несет ответственность за своих близких, за свою Родину, за то, что в его силах контролировать. Герой жил по совести, и даже его жестокость вполне оправдана условиями, в которых приходилось выживать ему и его собратьям. Савелий считал, что героем-богатырем может быть и обычный мужик-крестьянин:

Несмотря на тяжелые жизненные испытания (каторгу, гонения, клеймо убийцы), он сохранил в себе благородные человеческие качества. Он любил жену своего внука, Матрену, позже и ее детей. Савелий помогает Матрене по хозяйству, с детьми. Он очень любит своего правнука Демушку, но однажды, задремав на солнышке, Савелий не усмотрел, как его горячо любимого правнука съели свиньи. Он принял всю вину на себя и не мог себе этого простить. Он упал в ноги Матрене, сознался в своем грехе, а после ушел в монастырь замаливать свой грех. Спустя некоторое время нахождения в монастыре, он вновь встретил Матрену, попросил у нее прощения, а она ему и ответила: «Давно простила, дедушка! »… «. И вправду, как не простить, если сам Савелий так строго осудил себя?

Савелий — это образ народного мстителя, он страшен в своей жестокости и неотвратимости. В нем сильно свободное стремление, но он не смог найти этому духу применение и согнулся (отсюда акцент на его горб) от крепостного гнета. Он пытался отыскать причину зла и искоренить его источник, но все еще остался в образе покорного судьбе человека, бунт которого был скорее трагическим, чем результативным.

Источник

Характеристика богатыря Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

В произведении Н. А. Некрасова особняком выделяется один персонаж. Это старший родственник мужа Матрены Тимофеевны, бывший клейменый каторжник. Кратко характеристику богатыря Савелия из «Кому на Руси жить хорошо» можно определить одним словом — великан. Великий и могучий человек, живущий по божьим заповедям.

Описание облика героя

Краткая характеристика Савелия, богатыря святорусского, начинается с внешности. Наружность старика отличается яркими чертами. У него большущая сива грива, высокий рост (даже несмотря на вечную сгорбленность), длинная борода, широкие кости и руки. Его можно сравнить с медведем или громадной корчагой с ручками.

Отсюда и скрытый смысл фамилии крестьянина, названного в честь широкого сосуда — Корчагин. Рослый даже в старости, как колодезный журавль, пожилой крестьянин едва помещался под крышей избы. Говорящая богатырская внешность досталась ему от вольных предков, не знавших, что такое крепостная неволя.

История молодости святорусского богатыря

Рассказ о юности Савелия Корчагина начинается с цитатного сообщения о привольном корежинском крае, где тот вырос: «Кругом леса дремучие, кругом болота топкие». С младых лет он не мог сравнивать волю барина, игравшего роль и бога, и царя для крепостного, со свободой. Не стоит и говорить, что в родной край героя даже местный помещик, военный по фамилии Шалашников, не мог попасть.

Беззаботные детство и юность воспитали в молодце полезные качества:

Сколько раз юноша ходил на охоту, а однажды даже завалил медведицу. Победа над зверем не далась ему даром: он повредил позвоночник, но из-за молодости почти не заметил недуга. Была в юном Савелии и изворотливость. Вместе с односельчанами скрывал он от своего барина немалую часть оброка. Увы, смекалка не помогла против хитрости нового надсмотрщика, немца Христиана Христиановича Фогеля.

В конце концов, плохое отношение управляющего к крепостным подтолкнуло Корчагина к убийству. С другими мужиками, рывшими яму по приказу надсмотрщика, он заживо закопал под землей немца, за что и был осужден. Какое-то время ему пришлось содержаться в остроге.

Каторга и дальнейшая жизнь

После совершенного преступления властям пришлось клеймить Савелия как раба и отправить на каторгу на 20 лет в Сибирь. Во время содержания в неволе он выучился грамоте и собрал деньги на будущую жизнь. Накопленные средства помогли ему после освобождения по царскому манифесту построить на родине дом, обзавестись хозяйством и сделать себе горенку.

Всю жизнь почитавший бога, к старости Савелий рассорился с родственниками: с сыном-пьяницей, невесткой, неспособной и шагу ступить без какой-либо приметы, и внучкой, так и оставшейся незамужней из-за вредного характера. Связь он поддерживал лишь с Матреной, Демушкой и Филиппом.

Горе настигло старика, когда он не уследил за ребенком, и того затоптали свиньи (из главы «Демушка»). Он уснул на солнышке, потому и не уследил за младенцем. Сильное осознание своей вины заставило крестьянина уйти на 3 года в монастырь, отмаливать грехи.

На четвертый год Савелию удалось добиться прощения Матренушки. Вскоре после того, осенью, он сильно заболел и через 3 месяца умер. Похоронили богатыря святорусского рядом с правнуком Демушкой, как он и просил.

Черты характера персонажа

Подлинные черты и характеристика деда Савелия напрямую зависят от условий, в которых он вырос и возмужал. Они сильно отличают его от родственников и других крестьян, живших во второй половине XIX века. Эти качества придают ему облик былинного богатыря:

Последнее качество старика Савелия — своеобразное чувство юмора. Он любит пошутить. Объектами его проделок становятся то сын-пьяница, то внучка, засидевшаяся в девках. Сыну он подкидывает оловянную пуговицу, подделанную под монету, в которой в кабаке, куда любит наведываться Илья Савельевич, распознают фальшивку. Мужика за обман бьют, и он возвращается домой злой и в синяках. Над внучкой дедушка подсмеивается — якобы видит в окошко подъехавших сватов. Когда внучка выскакивает за порог, то понимает, что долгожданных гостей и в помине нет.

За такие шутки домочадцы почти не общаются с Савелием и не спешат простить его за насмешки. Да он и сам не горит желанием их видеть. Для него главное — дожить век достойно, по божьим заповедям.

Источник

Читайте также:  Рассказ изюминка про мальчика который решил влюбиться

Характеристика Савелия – богатыря святорусского (Кому на Руси жить хорошо)

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль – показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий – обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий – «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем – «очеп».

Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода – у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение – корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика – это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий – не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Источник

Такой разный Некрасов: размышления об образе Савелия

Меню статьи:

Николая Некрасова называют борцом за права народа, мастером гражданской лирики. Савелий – один из действующих персонажей некрасовского произведения под названием «Кому на Руси жить хорошо». Название очень говорящее.

Стихотворение Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» – редкий пример того, как писатель отходит от привычного для себя стиля. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Формально литературоведы определяют этот текст как эпическую поэму. А что именно скрывается за образами отсюда, мы узнаем чуть ниже. По крайней мере, мы точно проясним для себя образ Савелия.

Кто такой Савелий?

Чтобы понять личность этого персонажа, глубже проанализировать особенности характера Савелия, мы применим цитатную характеристику этой фигуры.

Формальные данные и родственные связи героя

Во-первых, Савелий описан как крепкий святорусский мужчина, богатырь. Впервые по-настоящему близко читатель знакомится с Савелием в главе о крестьянке. Здесь, семеро главных героев произведения встречаются с некой Матреной Тимофеевной Корчагиной.

Это крестьянская женщина, которая рассказывает путникам о своей истории, жизни, событиях. Кроме собственной доли, Матрена поведала новым знакомым и об одном родственнике по имени Савелий.

Произведение Николая Некрасова “Я не люблю иронии твоей”, посвященное его возлюбленной – немного тайна. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Итак, мы знаем, что Савелий состоит в родственных связях с Корчагиной.

Во-вторых, наш герой оказался обычным «барским» крестьянином, что значит – бывшим крепостным. Об этом свидетельствуют цитаты:

Мы были тоже барские…
С крестьянином Савелием…

Кем же приходится этот мужчина Матрене? Оказывается, что женщина вышла замуж за внука этого богатыря-крестьянина:

Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

Сидели мы и плакали.
Я деду горе новое
Поведала свое…

О месте жительства

Герой проживал в деревне под названием Корежина. Вот, что пишет об этом автор:

Надели шапки рваные,
Худые армяки –
И тронулась Корежина!…

О физических характеристиках персонажа

Здоровье у Савелия неважное. Вопреки прошлому, когда мужчина был по-богатырски силен, сейчас герой стал состарившимся и немощным:

Как ныли кости старые,
Лежал я на печи…

Спина в то время хрустнула,
Побаливала изредка,
Покуда молод был,
А к старости согнулася…

Но недуги не помешали мужчине дожить до преклонного возраста. Савелию шел 107-й год Он жил сто семь годов…

Внешние данные Савелия

Матрена красочно описывает внешность героя, вспоминая о том, что в молодости тот славился богатырской силой. Теперь же волосы мужчины поседели. Но грива на голове – длинная и словно свидетельствующая о свободолюбии:

Я вспомнила
Про богатырство дедово…

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…

Читайте также:  Рассказ об осенней прогулке в парке 2 класс

Время отразилось на некогда военной выправке мужчины:

Дугой спина у дедушки…
Да распрямиться дедушка
Не мог…

Сам же старик находит для себя забавное сравнение – сельский колодец (очеп). Возможно, это говорит о присущем герою чувстве юмора:

Не правда ли, Матренушка,
На очеп я похож.
…спину старую
Пытался разогнуть…

И правда, Некрасов неоднократно описывает здоровое отношение к жизни старика, умение посмеяться над собой, улыбнуться трудностям и катастрофам. Юмор – это черта, которую автор довольно часто упоминает, говоря об этом экстравагантном герое:

У свекра бровь рассечена,
У деда, словно радуга,
Усмешка на лице…

Ты шутишь шутки, дедушка.

Не правда ли, Матренушка,
На комара корёжского
Костлявый я похож?.

О судьбе персонажа

По иронии к мужчине прицепилась в деревне кличка – «счастливец». Это горько, ведь на самом деле у героя доля совершенно не пахла счастьем:

Ну то-то! речь особая.
Грех промолчать про дедушку.
Счастливец тоже был…

Мужчине пришлось испытать и прочувствовать в жизненном круговороте множество удач и невзгод. Это большой багаж опыта, который лежит грузом (с одной стороны), но также облегчает жизнь (с другой стороны), учит переносить ужасы и беды. Как мы видим, наш герой не сломался под давлением обстоятельств. Наоборот, смог продемонстрировать свою стойкость и настоящее достоинство:

А господин Шалашников
С своей воинской силою?
А немец-душегуб?
Потом острог да каторга…

Окаменел я, внученька,
Лютее зверя был…

Значит, наш герой прошел войну, опыт сражений:

Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут…
И долго, долго дедушка
О горькой доле пахаря
С тоскою говорил…

Однако потом мужчине пришлось вернуться в деревню, чтобы работать на земле. Крестьянский же труд, как видно, оказался делом очень неблагодарным:

За все страдное русское
Крестьянство я молюсь.
Сладка ли жизнь крестьянина.

О внутренних качествах героя

Савелию присуща доброта и некая мягкость:

Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

Герой – образованный мужчина, богатырь знает грамоту, чтение. Это удивительно, ведь крестьянский народ – в большинстве своем – масса необразованная, люди в селе тогда читать не умели:

…острог в Буй-городе.
Там я учился грамоте,
Пока решили нас…

Увидела я дедушку:
В очках, с раскрытой книгою…

Для мужчины характерна глубокая вера и религиозность. Матрена рассказывает, что старик часто уединяется в своей комнате, перебирает в руках четки, проводит время в молитвах. При этом, герой верит в предопределение, в фатум, рок, ведь, по его мнению, судьба человека находится в руках Господа:

А с Богом спорить нечего,
Стань! помолись за Демушку!
Бог знает, что творит…

Итак, герой выстоял во всех жизненных испытаниях, и это свидетельствует о стойкости духа и о мощности, крепости характера персонажа:

Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал…

Характер, темперамент персонажа

Мужчина способен на долгое терпение, однако ценит и обожает свободу.

Рабское существование угнетает героя:
Клейменый, да не раб.

Также для героя характерно проявление гордости, но это не гордыня:

Вот были люди гордые!
А нынче дай затрещину –
Исправнику, помещику
Тащат последний грош.

Ну, ладно ж! черти сивые,
Вперед не доведется вам
Смеяться надо мной.

Храбрость, сила, смелость – вот ключевые черты характера персонажа. Герой умеет охотиться на диких зверей, знает медвежью охоту, например, не боится опасностей:

…наступил на сонную
Медведицу в лесу.
И то бежать не бросился,
А так всадил рогатину…

Для характера героя также привычны терпеливость и выносливость. Савелий может смолчать, когда это нужно. Крепость тела и духа, впрочем, не дает герою оснований считать себя исключительным. Так, герой уверен: в каждом человеке, россиянине, живет богатырская сила:

Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужли не богатырь.

Драма персонажа

Внешне и внутренне герой, безусловно, выражает сущность истинного русского воина. Между тем, драма героя состоит в следующем: эти возможности мужчина тратит попусту – не защищая родные территории от вражеских нападения, не работая на благо общества и общины… вся сила ушла на терпение барских побоев:

Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася? –
Под розгами, под палками
По мелочам ушла.

Матрена также поведала путникам, почему этот некогда сильный мужчина оказался в столь плачевном положении.

Герой проживал в родных пенатах. Жизнь эта была спокойной и мирной. Герой на тот момент был крепостным.

Однако помещик попался нормальный, добрый, не изводил своих крестьян. Но потом молодой барин, наследник, пригласил для управления хозяйством немца, и тот уж начал наводить «порядок»…

Приезжий управитель разорил деревню. Под разорение попал и наш герой. С этого момента жизнь мужчины и других крестьян превратилась в существование каторжников:

…небывалое
Наследник средство выдумал:
К нам немца подослал…

И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!
А драл… как сам Шалашников.

И вот, управляющий, наконец, довел народ до, как говорят, белого каления. Крепостные словно обезумели и расправились со своим врагом:

Я в землю немца Фогеля
Христьяна Христианыча
Живого закопал…

Героя наказали. Несчастный мужчина оказался в Сибирских далях, на каторжных работах:

Решенье вышло: каторга
И плети предварительно…

Я старика столетнего
Звала клейменым, каторжным…

Но свободолюбивый дух мужчине не в состоянии выносить каторжную жизнь долго. Поэтому герой вскоре уносится оттуда прочь. Но неудачно: беглеца словили и вернули снова на работы. Каторжные работы длились долгое двадцатилетие. Все это время мужчина провел в опале, вдали от родственных земель. После окончания ссылки, Савелий вернулся в лоно малой родины:

Я денег прикопил,
По манифесту царскому
Попал опять на родину,
Пристроил эту горенку
И здесь давно живу…

О семье героя

Богатырь женился, а вскоре появились ребятишки, после них – внуки. За внуками – правнуки. Демушка – это любимый правнук героя:

Сто лет зима бессменная
Стояла. Растопил ее
Твой Дема-богатырь!
Однажды я качал его,
Вдруг улыбнулся Демушка…
Иду домой, опять
Смеюсь, играю с Демушкой…
Бог видит, как я милого
Младенца полюбил.

Но, к сожалению, случилась страшная трагедия. Демушка вернул в жизнь мужчины радость и свет, однако не усмотрел столетний старец за мальчиком. Как-то раз, играя с правнуков на улице, старик случайно задремал. И мальчика растерзали кабаны. Теперь герой постоянно мучается от чувства вины:

Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку…

Прости, прости, Матренушка! –
И повалился в ноженьки. –
Мой грех – недоглядел.

Кончина правнука сильно ударила по Савелию. Не сумев простить себе этой ужасной, смертельной ошибки, герой удалился в монастырские стены:

И я же, по грехам моим,
Сгубил дитя невинное…

Он в своей каморочке
Шесть дней лежал безвыходно,
Потом ушел в леса,
Так пел, так плакал дедушка,
Что лес стонал! А осенью
Ушел на покаяние
В Песочный монастырь…

Читайте также:  Рассказ про балет на английском языке

Единственное, чего хочет наш герой в конце этой слишком долгой жизни, – получить прощение Матрены, матери умершего мальчика, своей невестки, за ошибку. Но Матрена давно простила несчастного старика. Когда Савелий узнал об этом, то, наконец, вернулся домой. Однако жить Савелию оставалось недолго. Со спокойным сердцем, замолив вину и грехи жизни, старец покинул этот мир:

Недолго прожил дедушка.
По осени у старого
Какая-то глубокая
На шее рана сделалась,
Он трудно умирал:
Сто дней не ел; хирел да сох…
И к ночи умер он…

Источник

Савелий – богатырь святорусский (в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» идёт речь о русском народе и его отдельных представителях, таких как Савелий – богатырь святорусский.

В своём произведении писатель рассуждает о том, в чём же заключается счастье простого народа и что ожидает Русь в будущем. Поэма была создана в скором времени после отмены крепостного права в России. Эта реформа полностью изменила жизнь крестьян, и они не знали, как им быть дальше. Долгожданная свобода принесла не только счастье, потому что любые перемены тяжело отражаются на обычном народе. Крестьяне не могли сразу стать другими, они постепенно освобождались от крепостного угнетения и начинали осознавать то, что теперь у них есть права.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась о народе и для народа. В произведении нет главного персонажа, его место занимают семь мужиков, представляющих весь русский народ. У каждого из них своя судьба, мечты и виденье современного им мира. Всё описание и рассуждение идёт от лица крестьян, а не автора.

Николай Алексеевич Некрасов восхищался мудростью русского народа, поэтому в тексте произведения используется много поговорок, пословиц, загадок, песен, присутствуют и отсылки к былинам. Вся глава о дедушке Савелии – богатыре святорусском написана на былинном наречии. Мы узнаём об этом персонаже из рассказа Матрёны Тимофеевны.

Много рассуждал о судьбе русского народа Савелий, который был дедом мужа Матрёны. Он прожил долгую, трудную жизнь и поэтому мог судить о том, что действительно важно, а что нет. Этот образ один из самых главных в поэме, потому что является представителем всех русских богатырей.

Савелий был родом из Кореги, глухой русской глубинки, находящейся среди дремучих лесов. Даже барин не мог туда слишком часто ездить из-за непроходимых болот, поэтому крестьяне не чувствовали себя порабощёнными и платили оброк только тогда, когда их наказывали за непослушание.

Возраст и внешность Савелия – это ещё один намёк на его принадлежность к роду русских богатырей. На момент знакомства с Матрёной ему было 100 лет. Очень долго богатырь не стриг бороду и волосы, что добавляло его образу особую схожесть с героем былин. Савелий был очень сильным и высоким человеком, его часто сравнивают с медведем или лосем. Причём в поэме уточнялось, что хищный зверь менее опасен, чем сам Савелий. Матрёне всегда казалось, если он выпрямится в полный рост, то пробьёт потолок в доме. Появление этой необычной силы заключается в гармонии с природой, богатырь святорусский по-настоящему любил свою землю и относится к ней с уважением.

Несмотря на деревенскую жизнь, Савелий обучен грамоте. Ежедневно он молится и читает библию, свято чтит традиции родного народа. Жил старик в отдельной комнатке, которую пристроил к дому после возвращения с каторги. Он никого к себе не впускал, сделав со временем исключение только для Матрёны и её ребенка, чтобы бедной девушке было где прятаться от гнева своего свёкра. Семья Савелия не уважала его и стала относиться пренебрежительно сразу, как только закончились деньги, заработанные им на каторге. Даже родной сын смеялся над отцом и называл его клеймёным каторжником. Богатырь спокойно сносил все унижения, найдя отраду в маленьком Дёмушке.

Больная спина Савелия – результат трудной жизни, доказательство того, что русский человек гнётся, но не ломается и не валится. Савелий рассказывал Матрёне о том, что любой русский мужик – настоящий богатырь, хоть он не воин и не в бою погибнет. Считая себя самого представителем русских богатырей, Савелий даёт им такое общее описание:

«Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит — катается
На колеснице огненной…
Всё терпит богатырь!»

Одно из главных качеств богатыря – терпение, но сам Савелий терпеть долго не смог, за это и попал на каторгу. Вольная жизнь богатыря закончилась с приездом в родные края нового управляющего-немца Фогеля. Вначале он даже не заставлял платить крестьян оброк, заменив его вырубкой леса. Этот добрый поступок и усыпил бдительность простого народа. Хитростью он заставил мужиков самих построить деревянную дорогу, по которой в Корегу смогли приехать их господа. Восемнадцать лет немец Фогель разорял крестьян и издевался над ними: заставлял работать без отдыха, избивал без повода, жестоко наказывал за малейшие провинности. Когда сил не стало больше страдать и сносить унижения – мужики во главе с Савелием закопали управляющего живым в землю. К бунту богатыря подвигла мысль «Не дотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть». Более 40 лет длилось наказание за убийство немца – 20 лет на каторге и 20 лет работы в поселениях. За совершённое преступление он не раскаивался, даже спустя столько лет, был уверен в своей правоте. Он гордился тем, что хоть и носил клеймо, но рабом не был, а ради этого стоило побывать на каторге и пережить все несчастья, выпавшие на его долю.

Сломать волю и непоколебимость Савелия смогло только одно событие – гибель любимого Дёмушки. Богатырь святорусский не мог найти себе места после смерти сына Матрёны по его вине. Старик ушёл скитаться по лесам, а затем все оставшиеся годы пытался облегчить душу в монастыре, замаливая свои грехи.

Жизнь Савелия описывается таким образом, что создаётся впечатление, будто он родом из тех времён, когда крестьяне ещё не были крепостными. Поэтому он помнил, что значит быть свободным и не стал мириться с невольной судьбой. Никакие преграды не могли его сломить или заставить сдаться.

В этой главе поэмы Н.А. Некрасов поднимает основную проблему русского народа – его покорность, терпение, неготовность постоять за себя. Образ Савелия воплощает в себе скрытую силу и возможности русских мужиков. С помощью этого персонажа писатель говорит о том, что простым людям нужно перестать быть смиренными и начать действовать, только так они смогут изменить свою жизнь.

Автор в своей поэме хотел показать, что будущее России за народом. Писатель любил простых людей и сочувствовал их несчастьям. У Николая Алексеевича Некрасова получилось изобразить русскую действительность глазами крестьян, это сделало поэму «Кому на Руси жить хорошо» действительно народной.

Источник

Познавательное и интересное