В чем трагедия семьи Мармеладовых?
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отличается многогранностью. В произведении автор поднимает ряд вечных проблем. Затрагивается также тема униженных и оскорбленных людей, раскрытая в полной мере на примере семьи Мармеладовых. Автор показывает страдания и причины страданий всех членов семьи.
История семейства Мармеладовых начинается с брака между чиновником Мармеладовым и Екатериной Ивановной. Оба были бедны, не имели свободных денег. Помимо этого, у каждого героя уже были дети. Отсутствие понимания среди близких в совокупности с удручающим экономическим положением примело к ужасающим последствиям. Так, Достоевский показывает, что спустя годы борьбы муж все же спивается, тратя все средства на алкоголь. Екатерина Ивановна же заболеет позже туберкулезом.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Стоит отметить, что женщина практически всегда была несчастна. Например, писатель неоднократно упоминает, что единственное счастье ее составляли дети, а приятное воспоминание – диплом об окончании благородного дворянского губернского института. И хотя Достоевский через диалоги героев показывает, что она относилась к семье статского полковника, девушка все же практически всегда оставалась бедной после переезде в Петербург.
Трагедия Мармеладовых не может быть сведена исключительно к безденежью и алкоголизму. Я считаю, что проблема заключается и в бездействии, беспомощности. Например, отец семейства не пытается бороться с недугом, а напротив говорит, что он пьет, «ибо сугубо страдать» хочет. Он не отличается ответственностью, не может помочь жене и детям. Екатерина Мармеладова – типичный пример беспомощной женщины, которая потратила большую часть жизни на воспитание детей, а меньшую – на себя. Важно учитывать и то, что она просит Сонечку податься в проституцию из-за безвыходной ситуации. В то время женщина практически не могли найти хорошую работу, что также стало проблемой.
Сонечка же становится неким подобием «луча света в темном царстве» Петербурга. Девушка жертвует собой, в понимании того времени и вовсе уничтожает собственное будущее. Она делает это со слезами на глазах, но осознает, что это необходимо для семьи. Обе героини из последних сил тянут на себе маленьких членов семейства, предпочитая отказываться от лекарств, еды и сна.
Жизнь Мармеладовых ухудшается и после смерти отца семьи, который оставил на хрупких женских плечах все тяготы. После ухода мужа Екатерина Ивановна теряет себя: бьет детей, учит их петь и плясать, делает какие-то несуразные костюмы. В попытках заработать на жизнь, героиня заставляет детей танцевать на улице, привлекать всеми возможными способами внимание прохожих. Когда ребята убегают с площади, Екатерина Иванова падает в агонии. Вопрос воспитания после ее смерти полностью перекладывается на плечи Сонечки.
Таким образом, автор показывает, что причиной страданий не всегда выступает социальный статус. Люди могут страдать и из-за собственных порок, в числе которых пьянство, отсутствие мотивации и т.д.
Мармеладов
Тема бедности и унижения прослеживается во многих романах Ф. М. Достоевского. В “Преступлении и наказании” эта сюжетная линия связана с второстепенным героем по имени Семен Захарович Мармеладов. что это за герой, и какова его история жизни?
Характеристика Мармеладова
Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.
Вот как автор описывает Мармеладова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».
Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю. Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.
Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и востановившись в звании, он снова уходит в запой.
Судьба Мармеладова
О судьбе Мармеладова читатель узнает при первом знакомстве с ним Раскольникова. Он сам рассказывает историю жизни, анализируя поступки, которые он совершал. Семен Захарович сообщает, что у него есть 18-летняя дочь, которая вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы обеспечивать себе и семью. Мать Сони умерла четыре года назад, но через некоторое время Мармеладов снова женится на Екатерине Ивановне, вдове с тремя детьми. Главной причиной такого решения становится жалость Мармеладова к Екатерине, которая жила в унизительной бедности, из которой ее и собирался спасти Семен Захарович. В то время он еще числился на службе в провинции и мог обеспечивать семью. Но после сокращения он не смог найти себе занятия и стал выпивать.
Жизнь Мармеладова в романе трагически обрывается под копытами лошади. Свидетелем этого трагического события становится Родион Раскольников.
Семья Мармеладовых
Семья Мармеладовых состоит из Семена Захаровича Мармеладова, его жены Екатерины Ивановны, дочери Мармеладова Сони и троих приемных детей Мармеладова. Екатерина Иванова – женщина из приличной семьи, но вынуждена была жить в нищенских условиях после смерти первого мужа. Она умна и образована, находясь в гневе может ударить пьяного мужа.
Соня – молодая девушка, вынужденная жить по «желтому билету».
Сочинение: Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
(433 слова) Фёдор Михайлович Достоевский является не только выдающимся писателем 19 века, но и мастером психологизма. Описывая быт своих героев, их социальный статус и внутренние монологи, писатель показывает, что каждый из них переживает свою трагедию. Важную роль в романе «Преступление и наказание» играет семья Мармеладовых, которая олицетворяет социальное «дно». Знакомство Родиона с ними начинается с главы семейства, отставного чиновника, Семёна Захаровича. Уже с самого начала мы понимаем, что их встреча является судьбоносной:
Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.
Именно знакомство с ним убеждает Родиона, что его теория верна. Ведь Мармеладов — наглядный пример обыкновенного, бесполезного человека. Описывая Семёна Захаровича, писатель сразу даёт понять, что он — слабовольный и инфантильный «маленький человек». Лицо его от пьянства имело желтоватый оттенок и было отёкшим, на голове была большая лысина, а одежда была старой и потрёпанной. Мармеладов сам начал разговор с Раскольниковым и рассказал ему о своей семье, которая живёт в кромешной нищете, в холодной проходной комнатке. Жена болеет чахоткой, а дети её от первого брака (Полечка. Лидочка и Коленька) постоянно плачут от голода. Катерина Ивановна вышла за Мармеладова от безысходности, но его милосердие обернулось для обоих супругов страшным испытанием: гордая и непреклонная женщина от отчаяния била слабовольного мужа, выдирала ему волосы, кричала, и все это при детях. Из-за очередного скандала его дочери, Соне Мармеладовой пришлось пойти по жёлтому билету, чтобы семья попросту не умерла. В этом эпизоде читатель видит, что характер Катерины Ивановны полон контрастов: она вынудила падчерицу пойти на панель, но она же горячо и непритворно соболезновала ей, когда она вернулась.
Семён Захарович, конечно, винит себя за слабодушие и алкоголизм, но ничего не может с этим сделать. Его судьба заканчивается нелепой и пьяной смертью под колесами экипажа. Катерина Ивановна спустя время тоже скончалась, а дети остались сиротами. На примере этой обреченной семьи автор показывает, что именно от безысходности существования и нищеты люди погибают в первую очередь морально, а потом и физически.
После смерти Мармеладова в жизни Раскольникова появляется Соня, с которой он познакомился на поминках её отца. Именно этой героине Достоевский уделяет наибольшее внимание. Несмотря на все жизненные трудности, любовь к Богу и ближнему даёт ей силы идти дальше. Именно она призвала Родиона к раскаянию и не отвернулась от него. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо» — сказала герою Софья. Как и говорила девушка, Бог вновь послал Родиону жизнь. В эпилоге мы видим, что душа героя воскресла, а сердце наполнилось истинной любовью.
Таким образом, семья Мармеладовых — это олицетворение «маленьких людей», судьба которых тяжела и сложна. Их роль в произведении далеко не последняя. Ведь именно знакомство с ними навсегда изменило жизнь Раскольникова.
Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)
Уважаемые читатели! Предлагаем познакомиться с сочинением по литературе на тему «Семья Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», раскрывающим роль семейной темы в идейном содержании произведения.
Ф. М. Достоевский в своих произведениях размышляет о важных жизненных вопросах. Социальная несправедливость, вера в бога, порок и добродетель становятся предметом размышлений писателя. Тема семьи в романе «Преступление и наказание» занимает не последнее место. Она рассматривается на примере нескольких семейств, причем, ни одно из них не является полным. В том числе семья Мармеладовых, которую пытаются построить два овдовевших человека Семен Захарович и Катерина Ивановна. Их историю Достоевский расположил перед преступлением Раскольникова. Она служит фоном, на котором создавалась теория Раскольникова.
Мармеладовы не имеют крова, у них нет своего жилья. Больше двух лет они скитаются по чужим углам. Они снимают комнаты, откуда их все время пытаются выселить за неуплату. Да и комнаты эти кричат о нищете. Об этом говорят эпитеты, употребленные Достоевским, такие, как «беднейшая комната», «дырявая простыня», «ободранный диван», «старый стол». Судьба Мармеладовых типична для Петербурга второй половины шестидесятых годов 19 века.
Семен Захарович Мармеладов – титулярный советник. Его семья состоит из жены Катерины Ивановны и четверых детей. Он женат второй раз, от первого брака у него осталась дочь Соня. На Катерине Ивановне он женился, когда она овдовела и оказалась в стесненных обстоятельствах. Мармеладов взял ее с тремя малолетними детьми. Они живут вместе два с половиной года. Первый год все было хорошо, потом Мармеладова сократили на службе, и началась череда их бедствий.
Семен Захарович стал выпивать. Он не только не зарабатывал денег, не поддерживал семью материально, но выносил из дома последнее. Пропил платок и чулки жены. Его семья дошла до крайней степени нищеты. Они снимают комнату в бедном районе. Ему удалось устроиться на службу, Соня и Катерина Ивановна нашли где-то деньги, собрали ему обмундирование. Продержался же он там только до первого жалования. Получив деньги, Мармеладов запил. Он слабый, безвольный человек. Его мучают угрызения совести, ему очень стыдно, что он не смог обеспечить семью. Герой пытается найти всем оправдание, корит и обвиняет себя во всех неприятностях, которые происходят с его семьей.
Катерина Ивановна намного младше Семена Захаровича. Когда-то она жила в благородном семействе. У нее прекрасное образование, она окончила дворянский институт с золотой медалью и похвальным листом. Ее отличает бунтарская, дерзкая натура. В юности она влюбилась в пехотного офицера и сбежала с ним из родительского дома. Офицер умер, и Катерина Ивановна осталась одно с тремя детьми без средств к существованию. Ее отчаяние было настолько велико, что она пошла замуж за Мармеладова. Родственники отреклись от нее, когда она сбежала из дома без родительского благословения. Сама она была слишком горда, чтобы просить помощи у кого бы то ни было. Последней каплей стало то, что она простудилась и тяжело заболела. Лечиться не было средств. Не было их даже на то, чтобы накормить детей досыта. Она продала все ценные вещи, чтобы как-то выжить. Дети не помнят другой жизни, они уже привыкли к нищете. Катерина Ивановна живет только воспоминаниями о прошлом и мечтами о лучшем будущем, на большее уже не осталось сил. Она до последних минут не смиряется с ситуацией, в которой оказалась ее семья. Героиня возмущена человеческой подлостью и пытается ей противостоять.
Соне отец не дал образования. Он пытался с ней заниматься, научил читать и писать, большему Мармеладов не мог ее научить. Учебников он не смог достать, своих знаний ему не хватило. Став подростком, девушка прочитала «Физиологию» Льюиса, а том ее образование и закончилось. Мармеладов «лежал пьяненький», когда Соня пошла на панель, чтобы накормить детей. Он слышал разговор дочери с Катериной Ивановной, но не вмешался. Теперь он чувствует себя виноватым, что Соня живет по желтому билету. Мармеладов называет дочь святой, потому что она принесла себя в жертву. Мачеха целую ночь простояла перед Соней на коленях из благодарности за ее жертву.
Когда Катерина Ивановна хоронит второго мужа, то окончательно лишается разума. Она выгоняет детей на улицу и заставляет их петь и плясать. Она пытается показать, до чего доведены дети из благородной семьи. Она заставляет дочь говорить по-французски. Напуганные дети убегают, она бросается за ними и падает. У нее пошла горлом кровь, ее перенесли к Соне в комнату. Катерина Ивановна вспоминает о боге, который должен простить ее за ее страдания. Она впала в бред и вскоре скончалась. Все заботы об этой семье взял на себя Свидригайлов. Он поместил детей в пансион, выделил им капитал, который они получат, достигнув совершеннолетия. Помог он и Соне расстаться с ее «профессией». Свидригайлов стал для этой семьи добрым гением.
Судьба семьи Мармеладовых не является уникальной. На грани нищеты находится и семья Раскольниковых. Как следствие нищенского существования родилась в голове Родиона бесчеловечная теория, и он пошел на убийство. Семья Мармеладовых появляется на жизненном пути Раскольникова не случайно. Их ситуации похожи, но справляются с ситуацией они по-разному. Катерина Ивановна делает жалкие попытки справиться с ситуацией. Она выполняет домашнюю работу, которую в родительском доме делала прислуга. Даже, оказавшись в таких обстоятельствах, она держится гордо, с достоинством. Мармеладов показал полную неспособность справляться с жизненными трудностями. Он осознает свою вину, корит себя за то, что случилось с дочерью, но продолжает пить. В конце концов, в пьяном виде он погибает под копытами лошади.
Соня является антиподом Раскольникова. Условия ее жизни были хуже, чем у Раскольникова, но она обратилась к богу. Раскольников же взялся за топор. Маленькая, невзрачная девушка имеет огромную духовную силу. Она свято верит в бога, не представляя себе, как можно жить по-другому. В свои неполные семнадцать лет она испытала в жизни немало. Она тоже преступница, но она переступила через себя, в отличие от Раскольникова. Она принесла себя в жертву ради детей. Семья жила на ее деньги. Неизвестно, как сложились бы их жизни, если бы им не оказал поддержку Свидригайлов. Он оценил поступок Сони, не осудил, как другие, потому что сам не без греха.
Семья Мармеладовых подчеркивает контрасты окружающей главного героя действительности. Вводя этих героев в повествование, автор обращается к теме униженных и оскорбленных. Он обращает внимание читателей на судьбу «маленьких» людей в условиях большого беспощадного города. Особенно важно, что эти люди, оказавшись в нечеловеческих условиях, не утратили своих лучших душевных качеств. Достоевский противопоставляет их главному герою, который озлобился на весь мир.
Семья Мармеладовых в романе Преступление и наказание
Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных — все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных. Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей. Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.
Семейство это — знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный — людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.
Семейство Мармеладовых
Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.
На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:
Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.
Значение собирательного образа Мармеладовых
История семьи Мармеладовых играет важную роль в романе Достоевского «Преступление и наказание». Автор дает неоднозначное описание собирательному образу, вобравшему в себя все черты бедных русских семей, проживавших в Санкт-Петербурге XIX века. Главная задача центральных и второстепенных персонажей, являющихся представителями семейства Мармеладовых, в малой или большой степени повлияли на судьбу и мировоззрение Родиона Раскольникова.
Бедственное положение новых знакомых убеждает героя в верности теории. Если говорить кратко, именно встреча с Семеном и Екатериной стала поводом для проверки правильности идеи — убийства старушки-процентщицы. Центральный персонаж сочувствует бедным людям. Ему нечего отдавать для их блага, поэтому Родион решает избавлять мир от «ненужного». В духовном становлении Раскольникова немалую роль играет Сонечка, направляющая мужчину на жизненный истинный путь.
Образ семейства Мармеладовых для Достоевского также был важен тем, что автору удалось деликатно раскрыть личную трагедию каждого персонажа, находящегося в бедственном положении. Первоначально темой романа должна была стать жизнь обедневшего петербуржца и его семьи.
Сочинение называлось бы «Пьяненькие», но история малообеспеченных героев была помещена в роман «Преступление и наказание», чтобы наглядно показать читателю, почему в голове Раскольникова сформировались теории.
Мармеладов Семен Захарович
, с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.
Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.
Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.
Достоевский не рассказывает — что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.
Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.
Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении — любит жену, дочь, детей своей второй супруги.
Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:
«А я… лежал пьяненькой-с».
Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве — ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.
Мармеладов молит о прощении — собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу. Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных — это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.
Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.
Соня Мармеладова
Соня — дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это светлый и милосердный человек, готовый к самопожертвованию. И была она такой, несмотря на то, что ей приходилось зарабатывать деньги «желтым билетом». Делает она это ради того, чтобы прокормить свою семью. Учитывая, что Катерина Ивановна не была ей родной матерью, ради нее и ее детей она пошла действительно против своих нравственных принципов. Такое самопожертвование ради совершенно чужих людей говорит о большом и добром сердце героини.
Мармеладов и Раскольников
Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;
«светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».
Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна. Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях.
Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».
Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.
Сочинение: Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
(433 слова) Фёдор Михайлович Достоевский является не только выдающимся писателем 19 века, но и мастером психологизма. Описывая быт своих героев, их социальный статус и внутренние монологи, писатель показывает, что каждый из них переживает свою трагедию. Важную роль в романе «Преступление и наказание» играет семья Мармеладовых, которая олицетворяет социальное «дно». Знакомство Родиона с ними начинается с главы семейства, отставного чиновника, Семёна Захаровича. Уже с самого начала мы понимаем, что их встреча является судьбоносной:
Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.
Именно знакомство с ним убеждает Родиона, что его теория верна. Ведь Мармеладов — наглядный пример обыкновенного, бесполезного человека. Описывая Семёна Захаровича, писатель сразу даёт понять, что он — слабовольный и инфантильный «маленький человек». Лицо его от пьянства имело желтоватый оттенок и было отёкшим, на голове была большая лысина, а одежда была старой и потрёпанной. Мармеладов сам начал разговор с Раскольниковым и рассказал ему о своей семье, которая живёт в кромешной нищете, в холодной проходной комнатке. Жена болеет чахоткой, а дети её от первого брака (Полечка. Лидочка и Коленька) постоянно плачут от голода. Катерина Ивановна вышла за Мармеладова от безысходности, но его милосердие обернулось для обоих супругов страшным испытанием: гордая и непреклонная женщина от отчаяния била слабовольного мужа, выдирала ему волосы, кричала, и все это при детях. Из-за очередного скандала его дочери, Соне Мармеладовой пришлось пойти по жёлтому билету, чтобы семья попросту не умерла. В этом эпизоде читатель видит, что характер Катерины Ивановны полон контрастов: она вынудила падчерицу пойти на панель, но она же горячо и непритворно соболезновала ей, когда она вернулась.
Семён Захарович, конечно, винит себя за слабодушие и алкоголизм, но ничего не может с этим сделать. Его судьба заканчивается нелепой и пьяной смертью под колесами экипажа. Катерина Ивановна спустя время тоже скончалась, а дети остались сиротами. На примере этой обреченной семьи автор показывает, что именно от безысходности существования и нищеты люди погибают в первую очередь морально, а потом и физически.
После смерти Мармеладова в жизни Раскольникова появляется Соня, с которой он познакомился на поминках её отца. Именно этой героине Достоевский уделяет наибольшее внимание. Несмотря на все жизненные трудности, любовь к Богу и ближнему даёт ей силы идти дальше. Именно она призвала Родиона к раскаянию и не отвернулась от него. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо» — сказала герою Софья. Как и говорила девушка, Бог вновь послал Родиону жизнь. В эпилоге мы видим, что душа героя воскресла, а сердце наполнилось истинной любовью.
Таким образом, семья Мармеладовых — это олицетворение «маленьких людей», судьба которых тяжела и сложна. Их роль в произведении далеко не последняя. Ведь именно знакомство с ними навсегда изменило жизнь Раскольникова.
Автор: Мария Семёнова
Катерина Ивановна
Женщина средних лет, ей около 30-ти.
У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.
Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.
Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:
она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!».
В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье — она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза.
Осиротевших детей отправляют в детский дом.
Дети Катерины Ивановны
Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.
— это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.
Характеристика
Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем — любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.
Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.
Соня и ее родные
Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.
И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения. Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.
Для девушки очень много значила
«мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою».
Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься. Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.
Уроки 26-27 (94-95). Семья Мармеладовых.
«Правда» Сони Мармеладовой
показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.
Обрести Христа — значит обрести собственную душу.
Ход урока
I. Беседа.
Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделать вывод, в чем вы видите причину бедственного положения Мармеладовых их окружения (ч. 1, гл. 2).
Историю жизни Сони Мармеладовой узнаем вместе с Р. Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне (цель посещения; ч. 4, гл. 4).
(Мотивировка первого посещения Сони Раскольниковым: «Пойдем вместе… — ты тоже преступала… смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою». Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его».)
— Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?
— В чем же «правда» Сони, но каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?
(«… и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети — сироты, и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна». Соня переступила чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям.)
— Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои?
(Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на унижение и позор. Это один из путей, по мнению Достоевского, решения проблемы обновления мира.)
— Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
(Раскольникову кажется странным, что Соня и Лизавета дружили, у Сони «Новый завет» Лизаветы, крестик, выражение лица в экстремальной ситуации, их отношения основаны на человечности и человеколюбии, уважении и взаимном сострадании.)
— Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая?
(Когда речь зашла о принципах жизни Сони — ее вера в бога — перед нами не тихая, покорная Соня, а решительная, гневная, сильная, уверенная. Достоевский хочет убедить нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в бога дает ей силы. Раскольников живет разумом, Соня — руководствуется сердцем и религиозной верой.)
— Итак, что главное в поведении Сони?
(Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского в смирении и способности к состраданию. Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать»? Достоевский в одной из записных книжек писал: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».)
— Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.
(В конце романа герой принимает путь Сони: «… он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал…»)
(1. При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в ее лице: «… припав к полу, поцеловал ее ногу…: Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»;
2. Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони;
3. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «… все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием». Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.)
Итак, сопоставление двух «правд — Раскольникова и Сони — заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание)? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни — разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение?
II. Миниатюра «В чем прав и в чем неправ Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сонечки Мармеладовой?
Домашнее задание.
1. Перечитать эпизоды: «3-я встреча Раскольникова со следователем (ч. 4, гл. 2); явка с повинной (ч. 4, гл. 8); эпилог, сон Раскольникова.
2. Творческая работа. «Письмо герою» (Раскольникову или Соне Мармеладовой). Требования: сохранение особенностей жанра письма. Содержание: письмо из ХХI века. Поговорите с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что бы хотели посоветовать…
3. Индивидуальное задание: сжатое обобщение по характеру Р. Раскольникова, каким видится герой.
Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы
Карточка № 1
Перечитайте главу IV части четвертой, главу IV части пятой, главу VIII части шестой, изображающие три встречи Раскольникова с Соней Мармеладовой. Впервые на страницах романа Соня предстает перед нами в рассказе Мармеладова, затем в сцене гибели Мармеладова и, наконец, в каморке Раскольникова.
1. Что подчеркивает писатель в ее внешнем облике, изображая Соню в этих сценах? Почему?
2. С какой целью приходит Раскольников к Соне в первый раз? Почему разговаривает с ней безжалостным тоном? Почему задает ей вопросы, на которые Соня не может ответить?
3. Почему во время разговора с Соней всплывает имя Лизаветы? Какую роль в данной сцене играет Библия в старом кожаном переплете? Почему при чтении Библии Раскольников выбирает эпизод воскресения Лазаря? Какие чувства борются в данный момент в душе Раскольникова? Какие аргументы «не обыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?
Карточка № 2
1. С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После каких событий? Что изменилось за это время? Что изменилось в настроении Раскольникова и в его намерениях?
2. Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей решить дилемму? Почему он признается Соне в убийстве?
3. Разговаривая с Соней, какую причину называет Раскольников среди главных, толкнувших его на убийство? Почему? Может ли его понять Соня? Почему Раскольников не сразу принимает совет Сони?
Уроки 28-29 (96-97).
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь
осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.
Ход урока
I. Предварительная беседа.
— Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказание?
(Р. Раскольников — бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий властелин т. е. добрый тиран. Решает, что можно в одиночку продолжать путь ко всеобщему счастью, т. к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)
II. Обратимся к эпилогу.
Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
— Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
— Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Пересказ.
Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды поизносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на поминках). Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением. Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными. Для многих заманчиво желание ощутить себя лучше других.)
— Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет…). Эти слезы — новый рубеж: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему… Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, — сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.
И все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия.
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, — напрасно прожитой.)
III. Запись опорного положения (схемы-плана):
«Проблемы «преступления» и «наказания» в романе».