Рассказ о семье ростовых в романе война и мир в 1 томе

Сказки

Семья Ростовых в романе «Война и мир» как отдельная история

Описание семьи Ростовых в романе «Война и мир» идёт параллельно событиям на поле боя. Главные герои — это образы патриотов с чувством долга. Они никогда не смотрят на своё происхождение, а просто помогают людям. Эти персонажи вызывают чувства гордости и уважения и являются любимыми героями самого Толстого. Именно в них он вместил все лучшие человеческие качества.

Семейный дом

Перед составлением характеристики семьи Ростовых интересно пройтись по их дому. Аккуратность, чистота, уют, простота — основные черты имения. Толстой не останавливает взгляд на отдельных деталях (стулья, картины, ковры). Внимание акцентируется на общем жизненном укладе и окружающей атмосфере, на отношениях внутри этого маленького мира.

Светская деликатность живёт внутри дома не только во время больших приёмов и приходов гостей. Уважение друг к другу — отличительный признак Ростовых. Но каждый из них имеет свою индивидуальность и занимает своё место в произведении.

Старшие члены семьи

Каждое семейство начинается с родителей. Их характеристика имеет большое значение для анализа, ведь дети во многом копируют отца и мать:

Моральные качества также преобладают над материальными. Даже несмотря на своё тяжёлое финансовое положение, графиня помогает другим людям.

Младшее поколение

Все дети Ростовых дружны между собой, дорожат друг другом. Любимое времяпрепровождение — долгие вечерние разговоры в кругу семьи, где можно поделиться сокровенными секретами или просто обсудить интересную тему. Интересно кратко пройтись по характеристикам героев младшего поколения:

Роль Ростовых в романе

Семья Ростовых была показана автором, чтобы доказать: все невзгоды, неудачи, тяжёлые времена можно пережить с любовью в сердце. Хотя многим чуждо подобное отношение к окружающему миру и чужим людям.

Можно выделить следующую цитату: «Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы.

В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов», поэтому членов семейства часто обманывают и подстраивают неудачи. Нежные и трепетные родственные отношения другу к другу не дают упасть духом и «опустить руки». Описание Ростовых можно применить в школьном сочинении.

Источник

Сайт здоровой семьи

Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Что представляет собой семья Ростовых в романе «Война и мир». «В «Войне и мир» очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к «породе». Собственно, Болконские или Ростовы — это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода градацией», — писал С.Г. Бочаров.

Что представляет собой семья Ростовых

Почему семья Ростовых идеал. Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, — это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт — не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни».

Семья Ростовых имена

В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих.

И создают ее сами люди. Глава семьи старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым.

Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии – Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху.

Граф Илья Андреевич Ростов

В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романс звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей — это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, тупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, — то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель.

Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «…Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», — говорят знакомые после смерти старого графа.

Графиня Ростова

Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим воспитательным даром. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня — первая советчица своих дочерей. «Держи я се строго, запрещай я ей…бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», — говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе.

Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование се сына, Бориса.

Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной — неотъемлемая часть этих отношений.

Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони.

Читайте также:  Сказки корнея ивановича чуковского текст

Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая атмосфера, «как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки». «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную — беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи… испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых».

Стоящие у клавикордов Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шипшиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс, — вот та поэтическая атмосфера, которая царит в доме на Поварской.

Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными.

Образ героя Наташа Ростова

Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот является в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа — живое воплощение самой сущности человеческого единения. Степень душевной близости того ли другого героя «Войны и мира» к Наташе является вернейшим критерием его оценки. Мера душевной близости к Наташе — это одновременно и мера близости к мирскому началу», — замечает В. Ермилов.

Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения.

«Естественному эгоизму» Наташи в романс противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни. Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке.

Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером.

Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног».

«Батюшка-то наш! Орел!» — восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронутостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно настоящее… Боже мой! как хорошо!…как счастливо. О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».

Вера Ростова образ

Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой всем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения.

Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм — достойны уважения.

Что представляет собой семья Ростовых – это идеал семейных ценностей, Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы.

Источник

Семья Ростовых — образ и характеристика героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В своём романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой представил три семьи русских дворян: Ростовых, Болконских и Курагиных. В каждой из них свой уклад жизни. Автор показал, что графу и графине Ростовым удалось создать счастливую семью, в которой царит душевная, благожелательная атмосфера.

Описание семьи Ростовых: состав, воспитание детей

Семья богатого дворянина графа Ильи Андреевича Ростова жила в Москве большом доме на Поварской улице. Читатель знакомится с семейством графа в день, когда праздновали именины графини и её дочери — обе они были Натальи.

Члены семьи Ростовых: отец, мать (она в девичестве носила фамилию Шиншина), четверо детей (Николай, Вера, Наташа, Петруша), а также племянница графа Соня, которой было пятнадцать лет. У Ротовых воспитывался и родственник графини Борис Друбецкой, ровесник Николая (им в начале романа было двадцать лет). Благодаря стараниям своей матери княгини Анны Михайловны Борис был уже произведён в офицеры гвардии. Николай, решив вступить в Павлоградский гусарский полк, бросил университет.

Старшей дочери Вере было семнадцать лет, а Наташе — тринадцать. Младшим ребёнком в семье является девятилетний Петя, весёлый, смешливый мальчик. Воспитанием детей в семье Ростовых занимались гувернёр-немец и гувернантка-француженка.

В доме Ростовых жил также воспитанный в этой семье дворянский сын Дмитрий Васильевич, которого граф и графиня называли Митенькой. Этот почтительный, тихий человек занимался денежными и другими делами графа.

Граф и графиня Ростовы были гостеприимны, отзывчивы, добры, они смогли создать в своей семье атмосферу радушия и любви. Всем в этом семействе (кроме Веры) были свойственны такие качества как доброта, простодушие, искренность, щедрость, широта души.

Читайте также:  Рассказы о бермудском треугольнике для детей

Отношения между членами семьи Ростовых

Глава семейства Илья Андреевич был жизнерадостным, добрым, щедрым человеком. В имении он часто устраивал охоту, а в Москве был завсегдатаем Английского клуба. Его образ жизни требовал много денег, и графиня боялась, что их состояния надолго не хватит. Сама она тоже была доброй и щедрой. Анне Михайловне Друбецкой графиня дала на шитьё мундира для Бориса 700 рублей. Когда графиня попросила у мужа 500 рублей, не сказав, что это для Бориса, тот дал ей 700 рублей. Он любил свою жену, называл её графинюшкой.

После получения письма от Николая, в котором он сообщил, что был ранен и произведён в офицеры, граф не знал, как сказать об этом жене. И только подруга её юности Анна Михайловна помогла подготовить графиню к этой новости.

Граф и графиня своих детей любили, но к Вере у них было отношение особое, так как в этой девушке угадывалась душевная глухота. Веру недолюбливали в семье Ростовых за холодность, нечуткость, педантичность. Мать думала, что такой характер у старшей дочери проявился из-за того, что она воспитывала её в строгости.

С Наташей у графини были тёплые, доверительные отношения. Наверно, поэтому младшая дочь Ростовых была совсем не похожа по характеру на старшую: у Наташи была открытая душа и доброе сердце.

Отношения между детьми в семье Ростовых были, в основном, дружеские, только Вера относилась к младшим очень строго. Наташа особенно дружна была с Николаем, у них сходные характеры, они жизнерадостны, музыкальны, любят охоту.

Соня и Николай влюблены друг в друга. Соня ревнует молодого человека к гостьям-барышням, а он уверяет, что ему не нужен никто кроме неё.

Петя очень гордится своим старшим братом, который воевал против французов и был произведён в офицеры.

Отношение к войне

Семья Ростовых собиралась покинуть Москву, когда к ней подступили наполеоновские войска. Граф Ростов приказал оставить почти все вещи и предоставить подводы раненым. Графиня, заботясь о детях и не желая их лишать состояния, была против этого. Наташа, узнавшая о споре родителей, решительно приняла сторону графа, и графиня согласилась, чтобы на подводах ввезли раненых.

Николай во время Отечественной войны 1812 года служил уже эскадронным командиром в Павлоградском гусарском полку и дошёл с ним до Парижа. В 1813 году он подал в отставку из-за смерти отца. Старая семья Ростовых распалась. Вера была замужем за Бергом, а Наташа вышла замуж за Пьера Безухова и переехала в Петербург. Николай, взяв на себя обязательства уплачивать долги отца, жил в маленькой квартире с матерью и Соней.

Вывод

Семья Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это семья, которой свойственны радушие и хлебосольство. Характеристика семьи Ростовых показывает атмосферу сердечности, доброжелательства, открытости, царящую в доме этих дворян. Из текста видно, что автору близки именно такие семейства.

Характеристика образа семьи Ростовых может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Семейная тематика является одной из главных идей творчества Льва Толстого. Семья Ростовых в романе «Война и мир» выделяется чувством родства, нежным отношением к детям, гостеприимством и богатыми традициями. Основа взаимоотношений между братьями и сестрами – любовь и взаимопонимание.

Граф Илья Ростов

Лев Толстой благосклонно относится к знатному отцу семейства, подчеркивает достоинства старого вельможи и прощает недостатки, присущи каждому человеку. Пятеро детей с детства воспитываются в уважении к отцу, который самозабвенно о них заботится, порой балуя, особенно маленькую Наташу.

Лицо Ильи Андреевича было полным, чисто выбритым, всегда веселым. Голубые глаза сияли неподдельной добротой. На голове редкие седые волосы едва прикрывали открытую лысину. Полная шея часто приобретала красный цвет, как у пожилого человека, склонного к повышенному давлению. Улыбка выдавала хорошее расположение духа, даже когда надо было выглядеть сердитым в целях воспитания.

Старик Ростов имеет бойкий характер, привычку взъерошивать собственные волосы. В кругу своей семьи отец имеет вид румяного, полностью уверенного в себе человека. Петербургская напыщенная знать, которой чужды семейные ценности, осуждает графа за прямодушие и простоту поведения.

Хозяйская деятельность старого графа

Илья Андреевич привык к шикарной жизни, часто устраивает праздники именин детей и жены. Пиры дома Ростовых отличаются щедростью, столы ломятся от угощений и вина. На досуге вельможа ходит в престижный аристократический клуб играть в карты, проигрываясь в пух и прах, хотя лично является старшиной клуба.

В хозяйстве много статей расходов, которые являются прихотью, капризом. Управляющий обворовывает графа, который плохо разбирается в делах, не знает ни доходов, ни общей суммы долгов.

Вельможа чувствовал сам, что плохо распорядился богатым приданным своей жены. Долги неумолимо накапливались, час разорения близился, а старый граф не в силах был что-то предпринять. В 1812 году Москва сгорела, граф не смог оправиться, постепенно чах, переживая гибель сына Петеньки. Недолго проболел и тихо умер, оставив после себя долгов больше, чем капитала.

В последний день отец просил у всех домочадцев прощение за сотворенное им разорение.

Мать Наталья Ростова

В начале повествования графиня Ростова имеет 45 лет от роду. Черты лица восточного типа заостренные, тело изнуренное многочисленными родами и заботой о выживших детях. Медлительность поступи, плавность движений, вызванная усталостью, вызывала уважение у окружающих. Приемная дочь Соня считает и называет ее маменькой.

Графиня Ростова никогда не занималась делами мужа, не знала от него отказа ни в чем. Выросши в роскоши, знатная дама не умела экономить, не видела в этом потребности. Столкнувшись на старости с разорением и относительной бедностью, Наталья полностью полагалась на сына Николая и осталась с ним жить.

Традиции христианской религии мать семейства пронесла через всю жизнь, оставаясь набожной женщиной. Графиня никому не отказывала от стола, в хорошие годы у них жило много приживал. После войны жизнерадостная Наталья превращается в скорбящую мать, а после смерти мужа жизнь вовсе теряет для нее всяческий смысл.

Читайте также:  Рассмотрите иллюстрации кукрыниксов и кузьмина к сказкам салтыкова щедрина

Старшая дочь Вера

Лев Толстой неоднократно указывает, что мать не любила свою старшую дочь Веру, имевшую в 1805 году 20 лет. Юная особа обладала холодной красотой и приятным голосом, имела прекрасное воспитание. Девушка хорошо училась, имела приличное образование и все шансы удачно выйти замуж.

Младшая сестра осуждает Веру за чрезмерную рассудительность, перешедшую в форму расчетливости. В образе молодой княгини отсутствуют черты характера, свойственные обычно девушкам: романтичность, влюбчивость и эмоциональность. Поэтому Наташа называет старшую сестру злой.

Красавица Вера никогда, по ее собственному мнению, не поступающая дурно, выходит замуж в 24 года за офицера Адольфа Берга. Между супругами есть взаимопонимание, они оба не хотят заводить детей. Молодожены смутно определяют свое идейное будущее, как жизнь для общества.

Старший брат Николай Ростов

Молодой граф Николай входил в список лучших женихов России, имел патриотическое воспитание, университетское образование будущего чиновника и мечтал героически защищать Родину. Обладая здоровой эмоциональностью, юноша умел восторгаться историческими личностями, своими командирами и друзьями. У него были честные лучистые глаза и детская улыбка, говорившая о том, что ее обладатель добрый человек.

Душа молодого человека полна поэзии, чиста и открыта для искренней дружбы со сверстниками. Юноша с пылом описывает в письме матери своего отважного друга Денисова, благородно молчит о собственных страданиях на фронте. Шенграбенское сражение становится боевым крещением офицера Ростова. Юноша, получивший ранение, страдает от того, что некоторое время чувствовал страх, желание укрыться от пуль и снарядов.

Первой любовью Николая была приемная сестра Соня, юноша хотел жениться на ней, но мать категорически воспротивилась этому браку, желая Коленьке более выгодную пару. Будучи уже взрослым, в 1812 году офицеру Ростову пришлось спасать княжну Марию Болконскую от французов.

Чувства, которые возникли между девушкой и парнем, оба пытались отвергать долгое время. Марье Николаевне было трудно принять факт, что она старше своего избранника. Николай чувствовал себя неловко в ситуации, что княжна Болконская являлась наследницей очень большого состояния. Но их тянуло друг к другу необъяснимой силой. Наконец, осенью 1814 года пара сочеталась браком.

Наташа Ростова

В 17 лет Наташа впервые выходит в свет, попадает на бал. Мужчины говорят, как она красива, как легко и непринужденно танцует. Девушке к лицу белое кисейное платье с розовыми лентами. Князь Болконский влюбляется в Наташу, оценив ее грацию, тонкий стан и робкую походку в обществе.

Мать и отец дали дочери хорошее музыкальное образование. Детей учили ездить верхом, поэтому Наташа – великолепная наездница, уверено без усилий осаждает скакуна под собой. Одним из пристрастий девушки является охота. Юная графиня разбирается в людях, с первого разговора ей не понравился друг Николая – Долохов. Хотя к Денисову, например, она относится благосклонно. Героиня называет Долохова неестественным и не приятным.

Наталья Ростова в замужестве

Любимый мужчина князь Андрей Болконский скончался от боевого ранения в 1812 году. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова, глубоко погружается в быт и воспитание четверых детей. Лев Толстой критически относится к своей героине в этот период ее жизни, опираясь на традиционный образ замужней женщины, многодетной матери.

Автора возмущает тот факт, что образованная и воспитанная девушка выражается сумбурно, одевается неряшливо и позволяет себе выглядеть неухоженной только потому, что стала матерью. Но писатель с уважением подчеркивает, что в свет графиня не выходит, все время проводит с детьми.

Наташа Ростова нашла утешение в семье, в заботе о дочерях и сыне.

Соня Ростова

Девочка приходилась графу Ростову племянницей в третьем роду, троюродной сестрой его детям. Ростовы вскормили и воспитали Соню, как родную дочь. В юности она была хрупкой, изящной, с длинными косами, обвитыми вокруг головы. В дни влюбленности в Николая Ростова девушка выглядела счастливой и восторженной.

Родные осуждали романтические отношения между Соней и Колей с начала их развития. Мать корила девушку за то, что она дает брату повод относиться к ней, как к постороннему созданию. Больше всего Наталье матери не нравилось, что избранница сына была бесприданницей. Однако преданная девушка пронесла свои чувства к Ростову через всю свою жизнь.

Скромность и жизненные обстоятельства не позволяли ей демонстрировать свой эмоциональный мир. Покорно и заботливо Соня ухаживала за старой графиней, жила вместе с ней в доме Николая с женой и их детьми, не претендуя на его внимание. Молодой граф Ростов всегда мог положиться на сестру, особенно в трудные для него дни.

Петя Ростов

Отец и мать воспитали младшего сына патриотом. Это был умный, со знанием французского языка, щедрый и открытый юноша. Молодой человек в критическую минуту демонстрировал решительность, всегда стремился выглядеть мужественно.

Лев Толстой с умилением говорит о юном офицере Ростове. Эпизод с пленным французским барабанщиком является ярким примером гуманизма. Незадолго до своей гибели Петя встречает в плену у русских совсем юного мальчика. Герой теряет сон и покой, ему очень хочется помочь ровеснику, накормить обездоленного.

Когда началась Отечественная война 1812 года, Петя так решительно заявил о своем намерении служить в армии, что Илья Андреевич не смог противиться сыну. Ростова приняли в полк казаков, где сам генерал взял над ним опеку.

Юного адъютанта послали с сообщением в партизанский отряд к Денисову, велели сразу вернуться в расположение. Но пылкий Петя, услышав о готовящейся атаке, принял решение принять участие в бою. Он без раздумий бросается в гущу стрельбы навстречу гибели. Пуля попала шестнадцатилетнему офицеру в голову, унесла его цветущую, полную дерзких мечтаний жизнь.

Лев Толстой весь свой творческий путь превозносил семейные ценности в разряд наиболее важных человеческих добродетелей.

Источник

Познавательное и интересное