История шахмат для детей
Навряд ли найдется человек равнодушный к шахматам. Кто-то знает только ходы, но при этом уверен, что умеет играть. Другой разыгрывает целые партии. Даже совсем маленькие дети при виде этих замечательных фигурок бросают игрушки и тянутся к коню или ферзю. Кому что больше нравится.
Кто и когда придумал
Истинный возраст шахмат неизвестен. А назвать имя человека, который был создателем игры даже никто не берется. Поэтому можно считать, что это народное творчество. Тайна возникновения до сих пор заставляет ученых спорить. На данном этапе спорщики пришли к согласию и считают, что время рождения шахмат первый век нашей эры. А место появления Северная Индия.
Триумфальное шествие
Из Индии игра проникла в страны Ближнего Востока. Она явно носила военный характер и позднее была охотно принята в странах Средневековой Европы. Это произошло в 10-11 веках после завоевания арабами Испании и Сицилии. На Руси шахматы появились примерно в 820 году проделав путь из Персии через Кавказ.
Как время изменило фигуры
За время этого путешествия изменился внешний вид шахматных фигур и правила игры. Сначала и название было другое – чатуранга. Эта военная игра появилась в Индии в первые века после Рождества Христова и является древним прообразом шахмат. В Индии так назывался строй войска. Он включал в себя боевую колесницу, слонов, конницу и пеших воинов.
Каждый из них нашел свое место на поле боя и был изображен шахматными фигурами. Они были выполнены из дерева или глины очень реалистично и сами по себе представляли произведение искусства. Позднее войско делали из камня, стекла, металла. В наше время его часто делают из пластика. Внешний вид фигур катастрофически упростился.
Правила игры тоже меняются
На поле битвы чатуранга располагались четыре армии. Игроков тоже было четверо, а очередность ходов определялась случаем – бросали кости. Полное уничтожение армии противника было конечной целью игры.
Шахматы в литературе
Все легенды разные, но их связывает общая нить повествования. К не очень дальновидному или просто скучающему королю является бродячий мудрец и приносит ему в дар шахматы. Когда властелин научился играть он понял, что и в жизни надо продумывать все возможные варианты решения задачи, предусматривать последствия своих действий.
Игра становится спортом
В 1999 году шахматы признали видом спорта. В этой игре не обязательно иметь крепкую мускулатуру. Но непременно надо обладать смекалкой, хладнокровием, умением анализировать ситуацию, принимать правильные решения. При этом победитель должен все время опираться на действия противника, проигрывать в голове множество вариантов, выбрать лучший.
Сегодня 700 миллионов человек играет в шахматы. Каждый желающий научиться играть может найти себе достойного партнера, а может быть и нового друга.
«История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе
Наталья Сурмина
«История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе на тему
«Что за игра – шахматы? Сказка про великого царя и про появление шахмат.»
1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.
7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
8. Развивать внимание, память.
9. Формировать познавательную активность детей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: мудрецы, чародеи, шахматная доска, шахматные фигуры,партнеры.
2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
3. Шахматы.
4. Музыка В. Зубкова. А. Горохова «Шахматная королева»
1.Разработка проекта на тему: «Шахматное королевство»
2. Рассматривание и чтение книг о шахматах:
«Шахматы для самых маленьких», «Приключения в шахматной стране»
«Приключение пешки» Е. Ильин;
«Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске»
3. Беседа с детьми об истории шахмат в России.
4. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы».
5. Зарисовки, обводки по данной теме.
6. Аппликация «Шахматная доска»,рисование на тему: «Шахматное королевство»
7. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.
8. Обучение правилам игры в шахматы.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.
Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Рассматривание картинок из сказки.
1. Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки)
(под музыку «Шахматные кони)
Вся в квадратах – белых, черных,
А ряды фигур точеных – деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера.
Люди в шахматы играют, гениальная игра!
Ну вот ребята мы с вами немного отдохнули а теперь пора отправляться в сказку. Вы готовы?
СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ
В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ИГРАЕТЕ? Дети называют различные игры, которые знают. Например, шашки, домино, уголки и т. п. Ваша задача лишь немного помогать. А в какие игры играют дяди? Футбол, хоккей, воллейбол. А во что можно поиграть на улице? Прятки, пятнашки, Али-Баба. Хороший результат, если дети вспомнят 20 различных игр. Побеждает тот, кто знает больше игр или ответит последним.
Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?
Ответы детей: шахматы.
Правильно, шахматы. А ответьте мне, пожалуйста,на вопрос: «Сколько человек может играть в шахматы»?
Ответы детей: два человека, два партнера.
Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!
Раз, два, три, четыре!
Будем жить в ладу и мире!
Будем весело играть:
В шашки, шахматы, лото –
Не поссорит нас не кто!
Дети рассаживаются за столы и расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, преподаватель проверяет правильную расстановку фигур.
Конспект познавательного занятия по развитию речи «История возникновения новогодних атрибутов» Конспект познавательно занятия по развитию речи: «История возникновения новогодних атрибутов» Цель: Познакомить с историей возникновения.
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.
Конспект обучающей ситуации «История возникновения нашего города — Краснодара» Конспект обучающей ситуации на тему «История возникновения нашего города- Краснодара» Цель: расширять и закреплять знания детей о родном.
Конспект НОД в старшей группе «История возникновения города Ишима» Тема: «История возникновения города Ишима» Цель: Научить детей способам исследования: находить проблему, ставить цель, обобщать. Задачи:.
Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы «История возникновения книги» Цель: Дать детям понятия об истории возникновения бумаги, книги и книгопечатания. Задачи: Познавательное развитие: • Расширять и систематизировать.
НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой,.
Образовательный проект в подготовительной к школе группе «История возникновения книги» Проект «История возникновения книги» (подготовительная к школе группа) Автор: воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 375» г. о Самара Блинкова.
План-конспект занятия с применением ИКТ в подготовительной группе «История возникновения денег» План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «История возникновения денег». Цель: дать представление о денежной.
Конспект занятия в старшей группе «Шахматные фигуры»
Мария Бурмистрова
Конспект занятия в старшей группе «Шахматные фигуры»
Конспект занятия в старшей группе (познавательное и худ. эстетическое)
Тема: Шахматные фигуры
Цель: Закрепить знания детей о «шахматном королевстве», уметь правильно называть шахматные фигуры (от короля до пешки, совместно изготавливаем фигуры вместе с детьми.
• «Познание»: развитие у детей познавательных интересов. Познакомить с шахматными фигурами
• «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам и правилам.
• «Коммуникация»: формирование умения устанавливать контакт; формирование свободного общения; развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
• «Безопасность»: формировать основы безопасного поведения во время работы с шахматами и шахматными досками.
• «Здоровье»: обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровье
Ход занятия
— Ребята, вы любите путешествовать?
— А куда можно совершить путешествие?
— Я вам предлагаю отправиться в необычную страну, а в какую вы узнаете, если отгадаете мою загадку
Король с королевой живут без корон
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядом не человечки (ответы детей)
(Показываю фигуры)
– Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура, похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает!
В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.
Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами. В древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.
на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями, что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две.
А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже. шутом! Слонов в каждой армии по два.
Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником.
Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.
— А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы, повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
Наши ножки разомнём (приседания)
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим (садятся за столы)
Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты. Но в совсем не мирной когда-то Германии, пешки стали мирными крестьянами. В некоторых странах они превратились в животных.
Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
-Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а чтобы осталось хорошее настроение от нашего путешествия, я предлагаю выбрать изображение любой шахматной фигуры и изготовить её.
Дети обводят по шаблону, затем вырезают и вместе наклеиваем на основу.
— Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось?
Технологическая карта занятия по ФЭМП «Геометрические фигуры» в старшей группе Реализация образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Геометрические тела Тема занятия: Геометрические фигуры. Цель занятия:.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Геометрические фигуры» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Геометрические фигуры» Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах. Задачи:.
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Играем с Машей и Медведем. Геометрические фигуры» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о.
Конспект занятия по математике в старшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по математике в старшей группе «Геометрические фигуры»+ Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы дошкольников «Шахматные фигуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Пионерского городского округа Конспект занятия по обучению.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы в подготовительной группе «Шахматные фигуры. Конь» Тема: «Шахматные фигуры – КОНЬ» Цели и задачи: Учить ориентироваться на шахматной доске. Воспитывать интерес к игре в шахматы, внимание,.
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в старшей группе Конспект к занятию по математике старшая группа. Тема «Геометрические фигуры». (подготовила Степаненко Н. А.) Задачи: 1) Совершенствовать.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей и подготовительной групп «Веселые фигуры» Методическая разработка занятия педагога – психолога с детьми старшей и подготовительной группы. Тема занятия: «Веселые фигуры» Цели:.
Технологическая карта занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические фигуры» Тема:Геометрические фигуры Цель: создание условий для закрепления у детей знаний об изученных геометрических фигурах через использование.
История шахмат для детей
Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру.
История появления шахмат
Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов «шах» — «король» и «мат» — «мертв».
Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.
Легенды создания игры
Существует несколько версий происхождения этой игры. Рассмотрим две основные.
Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало.
И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.
Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале.
Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.
Есть еще не менее интересная версия появления такой игры. Жил был сильный властитель. Много лет он воевал, разбивая все армии своих противников с помощью обученных боевых слонов. Однажды наскучили ему эти битвы. И объявил он своему народу, что желает, чтобы придумали ему новое занятие, да поинтересней.
Каких только интересных вещей ему не приносили из золота и драгоценностей, но ничего его не увлекало. Но вот, однажды, пришел во дворец небогатый Шах и принес деревянную доску и деревянные фигурки. Правитель сначала рассердился, кричал, что это за дар такой простой, деревянный.
Но Шах объяснил правила этой игры и научил короля, как действовать. Понравилась властителю эта новинка. Почти сразу он выигрывать стал. И каждый раз, как правитель приближался к фигурке короля, кричал: «Шах», то есть «Король», а когда побеждал еще добавлял: «Шах! Мат!», то есть «гибель королю».
Шахматы в Европе и России
В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было.
На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками. Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам.
Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед.
Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.
Виды шахмат
В период исторического развития шахмат постепенно появлялись некоторые изменения, правила. Современность тоже внесла свои коррективы и в результате мы можем познакомиться с интересными разновидностями шахмат.
Польза игры в шахматы
Эта игра настолько уникальна, что ей легко увлечься. Особенно она полезна для младшего поколения. Дети без больших сложностей осваивают ее. Шахматы развивают множество познавательных и мыслительных процессов у человека.
Шахматы, несомненно, являются захватывающей увлекательной игрой, несмотря на внешнюю кажущуюся малоподвижность игроков. Плюсом еще является язык шахмат, его знают во всем мире. Это дает возможность сразиться в партию с игроками из любой страны. Если заинтересовать ребенка таким увлечением еще в раннем возрасте, то он приобретет очень много полезных черт характера. Также, несомненно, в игре в шахматы – развитие интеллектуальной и мыслительной деятельности.
Сказки про шахматы
На данной странице мы собрали для вас сказки про шахматы для детей и дошкольников. Их сюжет прост для понимания и потому наверняка заинтересует детей младшего возраста, которым будет любопытно слушать разные истории из древности.
Сказка №1
Примерно 2 тысячи лет назад в Индии жил один могущественный и невероятно богатый падишах Шеран-Шихран. Он владел сотнями дворцов и имел сильную армию, которая под его руководством совершала воинственные набеги на другие государства. Прошло время, падишах всех своих неприятелей победил и завоевал их земли, ведь у него была самая мощная армия во всем мире. Она состояла из ста тысяч воинов, десятков тысяч конных всадников с прочными доспехами, скоростных колесниц и слонов, которым не было равных, ведь в старину не было ни танков, ни самолетов.
Ни одна сила в мире не могла противостоять им – они все преодолевали и разрушали. Неприятелей не осталось – все противники были повержены. Великий падишах заскучал, так как раньше не было мультфильмов, ведь ни компьютеров ни планшетов еще не существовало. Немного развеселила великого государя царская охота, но длилось это недолго, так как все звери были пойманы и сидели на цепях. Не осталось ни одного развлечения у Шеран-Шихрана. Падишах побыл еще на троне пару недель и заорал: «Мне очень скучно! Быстро ко мне доставьте всех мудрецов и волшебников!». Все умы государства собрались перед правителем, который им сообщил: «Развеселите меня, как угодно. Придумайте интересное занятие, чтобы меня оно увлекло. Кто сможет сделать это – тому дам кучу золота, а кто нет – пеняйте на себя! Отрублю голову».
Расстроились мудрецы, но стали ломать голову, как угодить великому падишаху, так как не хотели терять жизни, а времени им правитель дал всего три дня и три ночи. Срок вышел, и грозный владыка вновь созвал всех у себя во дворце. «Ну что, придумали, как развеселить меня», – грозным голосом промолвил падишах. Один волшебник достал цепочки из золота и кубики из серебра. Поиграл ними падишах несколько часов и заорал: «Вон с глаз моих долой, не хочу тебя видеть, а то отрублю голову». Хорошо, хоть не казнил чародея. Следующий мудрец вручил владыке шарики из изумрудов. Тот их покатал немного и снова прогнал мудреца. Так падишах всех выгнал из дворца, и остался единственный, самый знаменитый. Владыка задал ему вопрос: «А что ты мне приготовил?».
Самый опытный мудрец достал из ларца ящик из дерева, внутри которого лежали фигурки из обычного дерева. Владыка заорал: «Что ты мне принес? Другие предлагали золотые и бриллиантовые вещи, а что это?». На что мудрец ответил: «Не все ценится, что блестит и дорого стоит». Решил владыка внимательно посмотреть на фигурки из дерева и о чудо, он узнал в них свою армию. Там были боевые кони и слоны, пехота, крепости и он сам. После мудрец вытянул из ларца доску с черными и белыми квадратами, после расположил на ней фигурки. С одного края была размещена белая армия, а с другого черная. Падишах рассмеялся: «Неужели ты считаешь, что я самый грозный полководец во всем мире не смогу победить отряд фигурок?». Мудрец рассказал правила, после чего началось сражение на доске. Спустя несколько часов индийский государь понял, что настоящими войсками управлять намного легче, а сама игра сильно увлекает.
Падишах сидел за этой игрой дни и ночи напролет, его соперниками были все придворные и мудрецы, но он научился так играть, что никто не мог его победить. Мудреца, который придумал это увлечение, великий владыка щедро наградил золотом и бриллиантами. Когда падишах доходил до неприятельского короля, то кричал: «Эй, шах!». А когда тот был сражен на поле боя, владыка произносил: «Шаху мат», так как поединок на этом заканчивался. С тех пор игра так и называется «ШАХМАТЫ», что означает король погиб!
Сказка №2
Очень давно жили король с королевой. Они сильно любили друг друга и всегда вместе объезжали королевство на лошадях. Король был светлый, но любил темного коня, а королева темной и любила светлую лошадь. Они посещали границы своего государства, каждый житель их радостно приветствовал. В государстве не было войн, но король с королевой грустили, так как не имели детей. Все знали об их проблеме, но ничем не могли помочь.
Но одна ведьма слепила из теста две живые фигурки – два крошечных мальчика, которые подарила королеве с королем. Она наделила их добротой и умом, сказав, что вновь превратит их в твердое тесто, если они себя будут плохо вести. Росли они очень быстро, все в королевстве им было дозволено, поэтому стали очень капризными, постоянно дрались друг с другом. Прошло много лет, мальчики повзрослели, женились и обзавелись семьями, у них появились дети. Вместе жить они не хотели, поэтому решили поделить государство пополам – у каждого появилась своя армия, прислуга.
Пока король с королевой были живы, они кое как дружили, но после их смерти окончательно рассорились, поделив государство на квадратики. Темный принц раскрасил свои владения в черные цвета, а светлый – в белые. Начались споры и постоянные войны, из-за чего страдали мирные жители. И вот внезапно в один прекрасный момент они вновь стали твердыми крошечными фигурами, как и завещала старая ведьма, после чего войны и распри полностью превратились, а в королевстве воцарился мир.
Сказка №3
Два государства располагались рядышком, а в них были свои шахматные законы, которые принимали короли черного и белого цвета. Разглашением законов занимались ферзи. И вот в один момент короли издали указ о проведении сражений, так как у каждого королевства было по 16 полей, а еще 32 оставались полностью свободными. Вот на них и развернулись яростные сражения за свободные земли. Шеренги с пехотой наступали по прямой линии, слоны передвигались по диагоналям, из-за спин пехоты выпрыгивали боевые кони, ладьи сновали по полю вперед и вбок. Главные помощники ферзи тоже часто подключались к бою – их можно было встретить в любом из квадратов.
И только короли не принимали участие в битвах, а сидели под охраной. Через время остались только короли со свитой, все остальные погибли, а бои прекратились. Правители начали дружить друг с другом, приглашали своих прежних неприятелей в гости, пешки, дойдя до края поля, становились важными фигурами – ферзями. На пустующих землях были построены дачи и заводы, засажены поля, возведены фермы. Войны прекратились, а короли лишь иногда вели шахматное сражение на компьютере.