Презентация «Школа Льва Толстого в Ясной Поляне»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Школа Льва Толстого в Ясной поляне
Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”.
Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”. Несколько позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. “Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.
“Новая азбука” обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы. Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения. Возьмём, например, книгу рассказов “Скучен день до вечера, коли делать нечего”. Рассказы эти необычны, они написаны на русские пословицы, в каждом в образной форме раскрывается смысл той или иной пословицы.
Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве.
Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.
Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.»
Номер материала: ДБ-464610
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Чем труднее учителю, тем легче ученику». Как живёт школа в Ясной Поляне, которую создал Лев Толстой
Внимание к личности ребёнка, ненасильственное проявление интереса к знанием, развитие творческих способностей, поддержание уважительных отношений — всё это принципы работы Яснополянской школы, которую Лев Толстой открыл 160 лет назад. Мы узнали историю старой школы и поговорили с нынешними преподавателями о том, как в ней меняются поколения и какие традиции удалось сохранить.
«Я хочу образования для народа»
Яснополянская школа, открытая Львом Толстым в 1859 году, в то время сильно отличалась от других русских и зарубежных школ. В первую очередь это было связано с тем, что при её создании писатель руководствовался лишь одной идеей — теорией свободного воспитания. Он был убеждён, что дети будут заинтересованы в обучении лишь в том случае, если учителя будут относиться с уважением к ученикам и их творческим интересам.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель», — писал Толстой.
С 1859 по 1862 год Яснополянская школа Тульской области бесплатно работала для учеников от 7 до 15 лет. Всего было около 40 школьников и четырёх преподавателей, одним из которых был сам Лев Николаевич. Он учил старших ребят математике, истории и физике. Занятия начинались в 08:30 утра и заканчивались под вечер.
Во время уроков все ученики сидели в классах так, как им было комфортно. Школьники изучали русский язык, чтение, письмо, этику, труд, математику, черчение, физику, историю, естествознание, пение, рисование, гимнастику и религию.
Домашних заданий не было. Если ученик опаздывал на занятия или не приходил вовсе, его никто не наказывал
Преподаватели понимали: во внеучебное время ребёнок мог быть по уши загружен помощью родителям в крестьянской работе. В школе также было запрещено любое насильственное действие по отношению к ученикам, как моральное, так и физическое. После уроков учителя вместе с учениками могли вместе ходить купаться или кататься на санях.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе» — так писал о целях своей школы сам Толстой.
Порой могло показаться, что учителям в этой школе приходилось сложнее, чем ученикам. Педагоги должны были поддерживать интерес школьников к учёбе, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Должны были развивать их творческие стороны. Не только объяснять сложное просто, но и наглядно разъяснять, проводить опыты и экскурсии, обращать внимание на различные картины и таблицы, показывать явления в их естественном виде.
В книге «История образования и педагогической мысли» приведены примеры советов, разработанных Толстым, для учителей Яснополянской школы.
Летом 1862 года на Льва Толстого поступил донос. Писателя обвиняли в том, что он содержит подпольную типографию. Это дало жандармам право прийти в дом писателя с обыском. Кроме того, жандармского полковника возмущало положительное отношение Толстого к крестьянам. В итоге писатель был вынужден закрыть школу.
В письме родственнице он писал: «Школы не будет, народ посмеивается, дворяне торжествуют, а мы волей-неволей, при каждом колокольчике, думаем, что едут везти куда-нибудь. У меня в комнате заряжены пистолеты, и я жду минуты, когда всё это разрешится чем-нибудь».
7 советов учителям от русских классиков
Вновь Яснополянская школа заработала только в 1928 году. В этот раз её открыла младшая дочь писателя — Александра Львовна, которая и стала её первым директором. Во время Великой Отечественной войны школу сожгли, от неё остались лишь стены. Только в 1948 году она была вновь открыта и работает по сей день.
С 1948 года ведёт свою историю и детский дом, воспитанники которого также учились в Яснополянской школе. Был период, когда их даже объединили в единую структуру под общим названием «Яснополянская школа-интернат». В 2014 году детский дом перестал существовать из-за аварийного состояния здания.
«Это сельская школа, где можно получить качественное образование»
Александр Сухоруков, заместитель директора по научно-методической работе
«В 2018 году по инициативе губернатора были созданы два класса для одарённых детей, куда были набраны дети с разных концов Тульской области. Именно они живут в бывшем здании детского дома, которое было полностью отремонтировано. А наша школа получила название «Яснополянский образовательный комплекс имени Л. Н. Толстого», где сегодня учатся 235 человек. Что вполне нормально для сельской школы.
Долгое время в школе шёл эксперимент по возрождению педагогической идеи Толстого. Для него был важен принцип преподавания, который основывался на учёте личного опыта ребёнка, на отношениях между учениками и учителями. Большое внимание всегда уделялось сотворчеству. Учителя должны были не только делать что-то вместе с учениками на общих мероприятиях, но и вместе участвовать в исследовательской работе, спортивной и внешкольной жизни. Чтобы учитель всегда остался примером. Это одна из главных особенностей толстовской педагогики, которая актуальна и сегодня.
Кроме того, в нашей начальной школе существует большая игра под названием «Вселенная», где каждый класс — это планета. На ней есть премьер-министр, министр финансов, министр здравоохранения, министр спорта. Весь год ребята участвуют в мероприятиях, где получают метеориты — денежные единицы. Два раза в год класс может обменять все полученные метеориты во время аукциона, например, на канцтовары или игрушки. Детям это очень нравится. Здесь есть одновременно возможность для реализации творческих способностей, основы экономической теории и соуправления.
С 2003 года мы проводим спортивную олимпиаду для учеников и учителей. Она включает в себя семь туров.
Школьники соревнуются со своими учителями в футболе, волейболе, настольном теннисе, баскетболе, киберспорте и шахматах
Она пользуется популярностью, потому что каждый ребёнок готов сразиться с учителем, будь то в составе команды или в личном первенстве. Вообще, когда мы устраиваем такие общие мероприятия, будь то КВН, спектакли или день рождения школы, то всегда делаем так, чтобы в командах были и взрослые, и дети. Для нас важно сотворчество в каждом аспекте школьной жизни.
Ключевой момент всё же — появление центра поддержки одарённых детей. Благодаря этому Яснополянская школа пережила кардинальные изменения. Прежде всего материально-технические. Отремонтировано само здание, проведён ремонт всех кабинетов, завезено оборудование. Лабораторией пользуются абсолютно все ребята, не только из специализированных классов. Это очень правильно для сельских школ, где у детей не всегда есть возможность получить качественное образование. В Яснополянском комплексе она есть.
В школе существуют два музея — литературный имени Л. Н. Толстого и музей истории школы. Туда часто приходят воспитанники детских садов, школьники, иностранные гости. Посмотреть саму школу тоже может любой желающий, предварительно согласовав этот вопрос с администрацией школы.
В нашей школе существует крепкая связь поколений. Дети учатся здесь, поступают в университет, потом приходят к нам работать. Здесь учатся дети детей. К нам часто приезжают, чтобы перенять опыт толстовской педагогики. Мы всегда рады. Естественно, ощущение исторической значимости у наших учителей тоже есть. Все прекрасно понимают, в какой школе они работают. И всем это нравится».
«Мне всю жизнь помогает Лев Толстой»
Марина Кубарькова, выпускница Яснополянской школы и учительница английского языка
«Моё знакомство с Яснополянской школой началось в качестве школьницы. После получения среднего образования я поступила в педагогический университет имени Льва Толстого. В 1984 году директор школы пригласил меня к себе работать. Сначала я четыре года была пионервожатой, потом стала преподавать английский язык.
В школьные времена я была активной ученицей. Прошла весь путь: октябрёнок, пионер, комсомолец. Яснополянскую школу любила безумно. Всегда хотела учиться. Уже с августа начинала мечтать о 1 сентября. Даже когда поступила в университет, каждое утро хотела свернуть по дороге в школу.
У нас были отличные педагоги. Самым любимым был директор — Дориан Михайлович Романов. Всю свою жизнь он посвятил разным школам, в том числе Яснополянской. Человек-легенда, который имел несколько высших образований. Преподавал русский язык, литературу и географию. Он много путешествовал, вёл туристический клуб. Общался с великими людьми и нас с ними знакомил. Например, с Иваном Папаниным.
«Архитектор виноват!»: как шутили и высмеивали друг друга в семье Льва Толстого
В 1986 году Романов покинул школу. Но я продолжала навещать его дома. Он писал книгу про декабристов, читал мне свежие главы и говорил: «Марина, ты у меня первый слушатель». Дориан Михайлович ушёл из жизни в 2009 году.
За все годы, которые я провела в школе, изменилось многое. Недавно в ней сделали ремонт. Теперь Яснополянская школа свежая, комфортная, уютная.
Мне бывает горько и досадно, когда кто-нибудь из бывших выпускников школы забирает детей от нас и отдаёт другую в школу. Такое случается редко, но случается. Конечно, я уверена, что существует много хороших школ. Но мне кажется, что наша самая лучшая. Мы трепетно бережём традиции.
К нам часто приезжают люди из правительства или гости из других стран для обмена опытом. Однажды я проводила урок для Валентины Матвиенко
Мы всегда находимся на виду, поэтому нам постоянно приходится развиваться. Но самое ценное здесь — взаимоотношения учителя и ученика. Для хорошей учёбы нужно, чтобы всё было без давления. Если мы научим их учиться, тогда они сами горы свернут. Вот наша главная задача.
В своей работе я всегда ставлю на первое место то, что интересно детям. Нужно, чтобы всё было понятно, тогда интерес не будет пропадать. Ещё важно, чтобы всё было посильно. Тогда у учеников будет хорошая мотивация.
Я всегда говорю: «Мне всю жизнь помогает Лев Толстой». Я училась в его школе. Окончила институт его имени. Познакомилась со своим супругом в Никольско-Вяземской школе имени Л. Н. Толстого. Потом позвала его работать в Яснополянскую школу. Мы ездим в Берлин по обмену, потому что там есть школа Льва Толстого. Мы ездили в болгарскую Ясную Поляну. Так что да, Лев Толстой — мой покровитель, всегда мне помогает».
Школа в «Ясной»
Дружные ребята, № 4 / Апрель 1945 г.
«Лев Николаевич был ужасный-ужасный шутник, — вспоминал один из учеников яснополянской школы, — не пропустит случая, чтобы как-нибудь всегда не пошутить, не посмеяться».
Он и в самом деле был «ужасный-ужасный шутник»: то посадит маленькую девочку на высокий шкаф, чтобы все ей завидовали, то пустится с быстроногим мальчишкой наперегонки и на бегу так рассмешит его, что тот от смеха свалится в сугроб, то поведет детей в лес и обучит их лаять: «гав! гав!» Он любил затевать ералаш.
Зимою он играл с ребятами в снежки, катался в санях, а летом — барахтался в пруде.
«Возьмем розвальни, на себе в гору ввезем, — вспоминает любимая его ученица, — а на горе садимся и катимся вниз. Бывало возьмем снегу, друг в друга пуляем, а граф хохочет на нас. А мы и его снегом заваливаем, а он только смеется».
Летом веселились еще пуще.
«Был у нас через пруд плот на веревке. Вот бывало с ним сядем и потащим. На середину выедем, он скажет: «Ну, кто грязи достанет?» — «Попробовали бы вы сперва, ваше сиятельство!» Он и пробует. Нырнет в воду, потом вынырнет и держит в руке грязь… Да мало ли он чудил!»
В те годы, когда Лев Николаевич Толстой устроил у себя в Ясной Поляне бесплатную школу для крестьянских ребят и сам принялся их учить, — в те далекие годы, более восьмидесяти лет тому назад, крестьяне были еще крепостными, и школ по селам и деревням почти не было. Соберет какой-нибудь дьячок или писарь пятерых-шестерых мальчиков, возьмет с их доверчивых отцов «мучкой и крупкой» да и засадит мальчиков в дымной избе зубрить наизусть псалтырь — вот тебе и школа. Учитель, сам человек темный и малограмотный, ничего не мог объяснить своим ученикам, ничему не умел научить их, а потому и колотил их нещадно, вколачивая им в головы замысловатую и пустую премудрость.
Когда Лев Николаевич попросил одного своего ученика, одиннадцатилетнего мальчика, написать рассказ о том, как он учился, прежде чем попал в яснополянскую школу, тот написал всего несколько строчек, но чуть ли не в каждой строке его нехитрого повествования встречается слово «били».
«Меня отдали учиться к скотнице. Там я учился хорошо. А потом пришла скука на меня, и я стал плакать. А бабка возьмет палку и ну меня бить. А я еще больше кричу… Потом меня отдали к Фоке Демидовичу. Он меня очень больно бил. Однажды я от него убежал, а он меня велел поймать… Он меня взял, разложил на скамейке и взял в руки пук розог и начал меня бить. А я кричу на всю глотку…»
Толстой уехал за границу, надеясь там увидать образцовые школы; ознакомился со школами Германии, Швейцарии, Франции и всюду увидел ту же бессмысленную зубрежку, тот же страх учеников перед учителем и презрение учителя к ученикам и то же битье: не розгой, так линейкой.
И вот у себя, в Ясной, он задумал устроить новую школу, такую, какую он искал по всей Европе и не нашел ни в одной стране, — такую школу, где учиться детям было бы интересно, где ребята знали бы и труд и веселье, где учитель был бы для них не врагом, а другом.
Осенью 1859 года Лев Николаевич начал заниматься с ребятами окрестных деревень в каменном флигеле яснополянского дома. Один класс был у него розовый, другой голубой; на полках вдоль стен лежали редкие камни, травы, физические инструменты; в сенях стоял верстак.
Летом занятия не прекращались, только школа перебиралась на новое место: в сад, под яблони, низко склонявшие свои тяжелые ветви над головами ребят. Пощелкивая в липовые и кленовые листья, рассаживались ребята вокруг учителя. Он учил их читать, писать и считать, учил их пению и геометрии, истории и гимнастике, и учились они с такой страстью, с такой жадностью, что учителю не приходилось подгонять их.
«Иногда увлечется учитель и ученики, — вспоминал Толстой, — и вместо одного часа класс продолжается три часа. Бывает, что ученики сами кричат: «Нет, еще, еще!» И гонят тех, которым надоело: «Надоело, так ступайте к маленьким!»
Ребята сами восставали на тех, кто возней или шалостями мешал им заниматься.
— Что ты тут замешался? — кричали они проказнику. — Будет тебе! Иди, иди, вон, на улицу!
Учились дети с 9 до 12, а потом с 3 до 6, но этого им было мало, и они до поздней ночи не расставались с учителем. Если Лев Николаевич видел, что они утомлены, он придумывал для них сказки, сочинял вместе с ними смешные стишки и поучительные рассказы, уходил с ними на прогулку в Заказ — лес близ Ясной Поляны, а на праздники угощал у себя в доме блинами или ставил спектакли. «Гуляй, ребята, масленица!» — написано было однажды на широкой ленте, украсившей кабинет яснополянского дома, а под этой лентой Толстой раздавал детям фартуки, шапки и кушаки… В яснополянской школе ребятам было так интересно и весело, что по утрам они прибегали туда чуть свет, а вечерами засиживались до темноты, нередко засыпая под столом. Тогда Лев Николаевич одних укладывал спать у себя в кабинете, других — в шалаше в саду, а третьих сам разводил по домам. Школьники любили дальние прогулки с учителем в лунные зимние ночи. В темном лесу он рассказывал им страшные истории, а они жались к нему, крепко держали его за пальцы и просили рассказать еще.
«Только что я замолкал, — так вспоминал об одной из этих прогулок Толстой, — Федька уже требовал, чтобы я говорил еще, и таким умоляющим и взволнованным голосом, что нельзя было не исполнить его желания… Мы прошли лес и стали с другого конца подходить к деревне. «Пройдем еще, — заговорили все, когда уже стали видны огни, — еще пройдемся». Мы молча шли, кое-где проваливаясь по рыхлой, плохо наезженной дорожке; белая темнота как будто качалась перед глазами, тучи были низкие, как будто на нас что-то наваливало их; конца не было этому белому, в котором только мы одни хрустели по снегу; ветер шумел по голым макушкам осин, а нам было тихо за лесом». Оторвавшись от учителя, ребята наконец разбегались по избам, и Толстой один шел к себе в Ясную, шагая по снегу и прислушиваясь к ветру в осинах.
А назавтра начинался новый день веселого труда. Снова сидят в классе ребята, стараясь не проронить ни словечка.
«Войдите в комнату, — с гордостью говорил Лев Николаевич, — редко кто оглянется на вас. Идет новый рассказ — все замерли, слушают. Кажется, все мертво, не шелохнется — не заснули ли? Взгляните в лицо какому-нибудь маленькому — он сидит, впившись глазами в учителя, сморщивши лоб от внимания, и десятый раз отталкивает от плеча навалившуюся на него руку товарища. Вы пощекочете его за шею — он даже не улыбнется, согнет головку, как будто отгоняясь от мухи…»
Однажды Лев Николаевич на уроке истории рассказал ребятам об Отечественной войне 1812 года.
— Он с самого начала, — сказал кто-то. Нечего было и спрашивать, понял ли он, — видно было по лицу».
Лев Николаевич любил своих учеников, и они отвечали ему преданной и нежной любовью. «Мы так сблизились со Львом Николаевичем, как вар с дратвой, — рассказывали впоследствии бывшие школьники. — Мы страдали без Льва Николаевича, а Лев Николаевич без нас. Мы были неотлучны от Льва Николаевича, и нас разделяла одна только ночь».
«Нельзя рассказать, что это за дети, — с восхищением писал о крестьянских ребятах Толстой, — надо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал… Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова».
Толстой любил крестьянских ребятишек, верил в их великую одаренность и мучился тем, что помещичий строй приговорил их к невежеству.
«Я хочу образования для народа, — писал он, … для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных… Ломоносовых. Ах, батюшки! Как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить!»
Вера в могучие духовные силы простых деревенских ребят — вот что сделало Толстого таким необыкновенным учителем.