Мойдодыр
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня,
Убежал, как от огня.
Что такое,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются котята,
И мышата, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то, как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подбежал — и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
Чуковский Корней сказка «Мойдодыр»
Читательский дневник по сказке «Мойдодыр» Корнея Чуковского
Автор: Корней Иванович Чуковский
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: мальчик-грязнуля, умывальник Мойдодыр.
Характеристика главных героев:
Мальчик — неряшливый и ленивый.
Не любил умываться и не соблюдал чистоту.
Мойдодыр — важный и строгий.
Характеристика второстепенных героев:
Крокодил — строгий.
Краткое содержание сказки «Мойдодыр»
Мальчик не любил умываться и ходил грязный.
Всё в доме стало убегать от него.
Появился Мойдодыр и позвал щётки.
Те стали мыть и тереть мальчика.
Мальчик попытался сбежать, потому что не хотел мыться.
Пришлось мальчику вымыться.
И сразу его полюбили все вещи и еда.
План сказки:
1. Ленивый и грязный мальчик.
2. Вещи уходят от грязнули.
3. Появление Мойдодыра.
4. Угрозы крокодила.
6. Возвращение вещей домой.
Основная мысль сказки «Мойдодыр»
Главная мысль сказки заключается в том, что необходимо следить за личной гигиеной и всегда быть чистым.
Основная идея произведения в том, что чистота — хорошо.
Чему учит сказка
Сказка учит быть чистоплотными, соблюдать личную гигиену и следить за своим внешним видом.
Краткий отзыв о сказке «Мойдодыр» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нельзя себя запускать, ведь соблюсти чистоту очень просто.
Нужно умываться каждый день, а руки мыть каждый раз, когда они замараются.
Чистота важна для здоровья, а значит необходима.
Это очень смешное и полезное произведение.
Автору удалось показать преимущества гигиены и чистоты.
Мне понравился строгий Мойдодыр, который всё-таки вымыл героя, как тот не сопротивлялся.
И мальчик понял, что чистым быть приятно.
Я всем советую прочитать эту сказку и никогда не забывать умываться и чистить зубы.
Пословицы к сказке
Вода не любит грязных детей.
Чист как трубочист.
Чистота — залог здоровья.
Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.
Видно неряху по грязной рубахе.
Словарь неизвестных слов
Кушак — широкий пояс.
Вакса — чёрная мазь.
Ушат — деревянное корыто.
Лоханка — деревянная круглая посудина для стирки.
«Мойдодыр» читательский дневник
«Мойдодыр» – добрая и вместе с тем поучительная сказка. В ней описывается история одного грязнули, которого перевоспитал строгий, но справедливый Мойдодыр.
Краткое содержание «Мойдодыр» для читательского дневника
Название: Мойдодыр
Число страниц: 10. Корней Чуковский. «Мойдодыр». Издательство «Самовар». 2016 год
Жанр: Сказка в стихах
Год написания: 1921 год
Главные герои
Мальчик – нечистоплотный грязнуля, неряха.
Мойдодыр – большой, важный умывальник, требовательный и суровый.
Крокодил – большой, зеленый, очень не любит грязнуль.
Сюжет
От мальчика в страхе разбежались все вещи, которые находились рядом с ним: подушка, одеяло, простыня, книжка, свечка. Даже пузатый самовар пустился наутек от него. Мальчик никак не мог понять, что случилось, и почему при виде его все вещи старались как можно быстрее убежать.
Вдруг из маминой спальни вышел огромный, внушительный Мойдодыр. Он принялся укорять мальчика в нечистоплотности, и обозвал его поросенком. Мойдодыр не удивился, что от такого чумазого трубочиста сбежали башмаки и брюки. Всем известно, что даже зверята умываются по утрам, и только мальчик никогда этого не делал.
Мойдодыр созвал клич, и тут же в комнате появились его верные помощники: щетки, мочалки, мыло. Они крепко-накрепко вцепились в грязного мальчика, чтобы как следует отмыть его.
Мальчик испугался, и побежал обратно домой. Он сам как следует умылся, и вскоре стал чистым и опрятным. К мальчику тут же вернулись его брюки, книжки, а пирожок так и просился сам в рот.
Мойдодыр уже не казался таким грозным и страшным. Напротив, он принялся обнимать и целовать мальчика, напоминая ему, что нужно не забывать умываться по утрам и вечерам, а всяким грязнулям должно быть очень стыдно!
План пересказа
Главная мысль
Быть грязным – очень стыдно, и с грязнулями никто не дружит.
Чему учит
Сказка учит быть чистоплотным, аккуратным, опрятным. Нужно самостоятельно следить за чистотой своего лица и тела, а также держать в чистоте личные вещи, не забывать наводить порядок в своей комнате.
Отзыв
Общаться с чистыми, опрятными, аккуратными людьми всегда гораздо приятнее, чем с грязнулями, от которых дурно пахнет. Это совсем несложно – умываться утром и вечером, чистить зубы и не забывать мыть руки с мылом.
Рисунок-иллюстрация к сказке Мойдодыр.
Пословицы
Что понравилось
Сказка Чуковского «Мойдодыр» для читательского дневника
Произведение Корнея Чуковского «Мойдодыр» было написано в 1921 году. Это добрая и поучительная сказка в стихах про нечистоплотного мальчика, не приученного к чистоте. На примере героев автор показал важность соблюдения гигиены с малых лет. Краткое содержание «Мойдодыра» для читательского дневника поможет понять мотивы поведения персонажей и определить главную мысль сказки.
Анализ произведения
Считается, что сказка была написана, когда дочка Корнея Ивановича не хотела умываться. Благодаря «Мойдодыру» автор повлиял не только на своего ребенка, но и на множество других детей. На основе книги был сделан мультфильм, где наглядно показана необходимость соблюдения гигиены.
Краткий сюжет
Маленький мальчик не мог понять, что происходит, так как от него в страхе разбежались подушка, одеяло, книга, простынь, свечка. Даже пузатый самовар бросился наутек.
Вдруг из маминой спальни вышел грозный умывальник. Он стал мальчишку укорять в неряшливости, обозвал поросенком. Мойдодыр не видел ничего удивительного в том, что от такого грязнули сбежали ботинки и брюки. Он сравнил мальчика с трубочистом, сказал, что даже зверята умываются по утрам, а он никогда этого не делал. Тут же был созван клич.
В комнате появились щетки, мочалки и мыло. Это были верные помощники Мойдодыра. Они вцепились в неряху.
Мальчик испугался и бросился бежать домой. Он сразу умылся, стал чистым и опрятным. Сразу к нему вернулись все вещи, а пирожок даже сам полез в рот. В этот момент Мойдодыр уже не казался грозным и страшным, наоборот, он стал обнимать и целовать главного героя.
Он напомнил, что нужно всегда умываться по утрам и вечерам, а грязным и неряшливым быть стыдно.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить план сжатого пересказа сказки. Он состоит из следующих пунктов:
Характеристика героев и основная мысль
В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих действующих лиц:
Автор показал важность чистоты и гигиены. На примере мальчика видно, что с грязными и неряшливыми ребятами никто не дружит. Сказка учит:
Необходимо самостоятельно следить за собой и своими вещами, чтобы все было чистым и опрятным. Важно поддерживать в порядке себя и свой дом. К этому произведению подходят следующие пословицы:
Отзывы о книге
Стихотворение «Мойдодыр» показывает важность соблюдения чистоты, так как с человеком, который опрятный и чистый, общаться приятней, чем с грязными и неухоженными людьми. Читать сказку интересно с рисунками, так как наглядно представляешь, что происходит с героями. В классе мы разбирали важность гигиены, а еще на уроке рисования изображали картинку по мотивам этого произведения. Главная мысль заключается в следующем: человек должен следить за собой, ухаживать. Важно поддерживать чистоту во всем.
Писатель по фамилии Чуковский создал много интересных и поучительных произведений: «Муха-цокотуха», «Путаница», «Айболит», «Краденое солнце». Во всех своих работах автор затрагивает важные темы, благодаря которым дети могут научиться правильным вещам и поступкам. «Мойдодыр» не стал исключением. Рекомендую прочитать сказки этого автора.
Действующие лица
В сказке «Мойдодыр» персонажей не так много. Главный герой истории — мальчик. Он грязнуля и неряха. Из-за этого от него убежали книжки, одежда, игрушки. Сам мальчик не видит проблемы в своей неряшливости. Его настоящая внешность скрыта под грязью.
Автор «Мойдодыра» включил в сказку еще одного персонажа — Мойдодыра. Это большой умывальник, который управляет всеми чистящими предметами: мочалками, мылом, щетками и т. п.
Основные личностные качества Мойдодыра:
Краткое содержание
Мальчик просыпается утром и не идет умываться. Но попытки взять одежду не увенчались успехом. От него в ужасе убежали вещи: одеяло, подушка, простыня, даже свечка. Ушел и пузатый самовар. Мальчик не мог понять, что случилось и почему все вещи убежали.
Неожиданно из спальни мамы выходит Мойдодыр. Он огромный и внушительный, упрекает мальчика в нечистоплотности. Он указывает на ваксу на лице ребенка, на грязные руки, кляксы на коже. Мойдодыр не стесняется и называет мальчика поросенком и трубочистом. Неудивительно, что от такого грязнули все убежали. Мойдодыр рассказал, что даже мышата и птицы умываются по утрам. После этого он приказал щеткам и мылу насильно привести мальчика в чистое состояние. Пришел таз с водой, налетели мочалки и принялись очищать ребенка.
Ребенок испугался и побежал домой. Там он сам помылся, прибрался в комнате, и к нему вернулись все вещи. Мойдодыр стал добрым и ласковым. Он похвалил мальчика и сказал, что грязнулям должно быть стыдно.
Анализ сказки
«Мойдодыра» Чуковский написал в 1921 году. Сказка учит простым вещам — соблюдению правил личной гигиены. На создание книги писателя подтолкнула необходимость объяснять людям важность поддержания чистоты. В начале XX века это было сложно сделать.
Книга показывает, как важно самостоятельно поддерживать опрятность. Нужно следить за чистотой рук, тела, прибираться в комнате, стирать и ремонтировать вещи. Иначе другие люди откажутся общаться с грязнулей.
Книга Чуковского отличается простым сюжетом. Сказка написана в виде стихотворения, и поэтому текст легко запомнить. Характеристика героев позволяет представить ярких персонажей. Поначалу Мойдодыр кажется страшным и опасным, но потом становится понятно: его строгость связана с заботой об окружающих.
Если человек не будет соблюдать правила личной гигиены, он начнет часто болеть. С ранних лет ребенок должен привыкать умываться, следить за своим внешним видом и поддерживать дом в чистоте.
Чуковский использовал свой любимый прием. В забавной форме он показал связь между причиной и следствием. Мальчик не хотел умываться, поэтому от него ушли все вещи. В такой форме проще объяснить ребенку важность гигиены.