Рассказ о слоне для 1 класса по шахматам

Сказки

Как ходит и бьёт слон в шахматах

Слон — шахматная фигура равноценная по силе трём пешкам или коню. Иногда слона называют офицером — не будем следовать этому примеру. В англоязычных странах принято название Bishop — епископ.

Так выглядит шахматный слон

Как ходит слон

Слон движется по диагонали на любое количество полей, вперёд или назад. На диаграмме ниже показаны все возможные поля, на которые может встать слон. В начале партии у каждой стороны есть два слона; один слон перемещается только по белым полям (белопольный слон), а другой только по чёрным (чернопольный слон).

Белопольный слон расположился на центральном поле e4. Он может переместиться на любое поле выделенное зелёным цветом

Путь слона может быть заблокирован другими фигурами на шахматной доске. На диаграмме ниже значительно меньше полей, на которые может переместиться слон, потому что другие белые фигуры ограничивают его подвижность.

Ладьи и конь значительно ограничили подвижность слона — в его распоряжении всего 5 полей

Хороший и плохой слон

Слоны, в отличие от коней, любят простор.

Манёвренность фигур во многом зависит от их расположения. Белый слон может пойти на 13 полей, а чёрный только на 7. Наибольшую свободу передвижения получают слоны расположенные в центре доски

Для проявления всех своих возможностей, слонам нужны открытые диагонали. Помня об этом, следует располагать свои пешки на полях противоположного цвета. Например, если у вас белопольный слон, ставьте пешки по чёрным полям.

Белый слон значительно активней, нежели чёрный. Белый слон, не имеющий перед собой никаких препятствий, называется хорошим слоном. Манёвренность чёрного слона ограничена собственными пешками, такой слон называется плохим

А вот что может произойти, если не заботиться о потребности своих слонов в пространстве. Чёрного слона уже можно назвать не плохим, а ужасным. Он никак не может помочь своему королю

Как бьёт слон

На диаграмме ниже белый слон может взять чёрную ладью — ладья убирается с доски, а на её место становится слон.

Слон может взять ладью

Положение после того, как слон взял ладью

Видео

В отличие от двух коней, два слона при поддержке короля могут поставить мат одинокому королю противника.

Источник

«Игры с шахматным слоном». 1 часть

Презентация помогает провести занятие в игровой, увлекательной форме. Предложенный материал позволяет закрепить с учащимися 1 класса действия со слоном в процессе разбора представленных шахматных игр: кратчайший путь, один в поле воин, лабиринт, тем самым сделать серьезное занятие для ребенка занимательным.

Просмотр содержимого документа
«»Игры с шахматным слоном». 1 часть»

МКОУ «Погорельская СОШ»

Не живет в зверинце,

Почему про слона говорят, что сами одного цвета, а дороги их – разного.

Слоны способны ходить на протяжении всей партии только по белым или черным клеткам.

Сколько слонов имеет каждый из игроков в своем войске.

Как называется слон который ходит только по белым диагоналям

Как называется слон который ходит только по черным диагоналям

Как называется слон с8?

Как называется слон с1?

Слон ходит по диагоналям

Слон рубит также как и ходит по диагоналям

Сколько полей контролирует слон стоящий на поле f6

Найди ошибку на диаграмме?

На диаграмме расположено 8 белых пешек.

на доске два белых чернопольных слона.

Какую фигуру может взять слон

Какие фигуры может взять белый слон.

Какую фигуру слон рубит без потерь

Какую фигуру может взять слон

Доберись слоном до ракеты за наименьшее число ходов не перепрыгивая заминированные поля.

Доберись слоном до ракеты за наименьшее число ходов не перепрыгивая заминированные поля.

Доберись слоном до ракеты за наименьшее число ходов не перепрыгивая заминированные поля.

Доберись слоном до ракеты за наименьшее число ходов не перепрыгивая заминированные поля.

Один в поле воин №1

Побей белым слоном все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре

Один в поле воин №2

Побей белым слоном все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре

Один в поле воин №3

Побей белым слоном все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре

Проберись слоном к ракете (не перепрыгивая через заминированные поля)

Проберись слоном к ракете (не перепрыгивая через заминированные поля)

Проберись слоном к ракете (не перепрыгивая через заминированные поля)

Проберись слоном к ракете (не перепрыгивая через заминированные поля)

1.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый

Источник

Конспект занятия по шахматам “Знакомство с шахматной фигурой слон” (1 занятие)

Конспект занятия по шахматам

“Знакомство с шахматной фигурой слон”

1. Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

2. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

3. Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

Читайте также:  Рассказ о крепостных герасиме и татьяне

4. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

5. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.

Оборудование и материалы:

Шахматные доски с фигурами “слона”, ИД (интерактивная доска), пластилин.

Сухина «Приключения в Шахматной стране»,«Совсем этот слон на слона не похож», отгадывание загадок, работа с раскрасками.

Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит лето, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в очень интересную игру. А вот в какую игру вы сами должны догадаться. Для этого вам необходимо отгадать загадку.

«Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я везде

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!»

Дети слушают педагога и отгадывают загадку.

I. Давайте с вами отправимся в увлекательное шахматное путешествие и вспомним с какой шахматной фигурой мы с вами уже знакомы. Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, играем в игру “Угадай-ка”. Педагог описывает фигуру, дети называют.

Сколько в начальном положении на доске ладей? (4; 2 белые и 2 черные)

На каких полях в начальной позиции стоят белые ладьи? (a1;h1)

На каких полях в начальной позиции стоят черные ладьи? (a8;h8)

Давайте определим с помощью загадки о какой шахматной фигуре пойдет речь сегодня:

Не живет в зверинце, не берет гостинцы.

По косой он ходит, хоботом не водит.

Всего на шахматной доске 4 слона: 2 белых и 2 черных.

Мы белые шахматные слоны.

Мы черные шахматные слоны.

Ребята, если слон стоит на белом поле, то он может передвигаться только по белым диагоналям; такой слон называется белопольным. Если же слон стоит на черном поле, то он может передвигаться только по черным диагоналям, такой слон называется чернопольным. До конца игры слоны цвету своему верны.

-Я вам предлагаю превратиться в пешек.

Ну-ка, пешки, поиграем

Вправо-влево, а потом (наклоны головы)

Наши ножки разомнём (приседают)

Встали пешки дружно в ряд

Мы размялись от души,

За столы скорей спеши.

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы, выбрать себе партнёра и поиграть. Не забудьте как правильно расположить шахматную доску (игра в парах).

Закрепление изученного материала:

Педагог на ИД, а дети за столами.

— Поставить слона на одно из полей шахматной доски, уточнить какой это слон (белопольный или чернопольный), а затем показать всевозможные варианты ходов.

— Ответить на вопросы:

1. По клеткам какого цвета ходит белопольный слон? Чернопольный слон?
2. На какие поля не может попасть белопольный слон? Чернопольный слон?
3. Может ли слон пойти с белого поля на белое? С черного на черное?
4. Ходит ли слон с белого поля на черное? С черного на белое?
5. Перепрыгивает ли слон через одну клетку? Через две клетки? Через три?
Четыре? Пять? Шесть?
6. Удается ли слону пойти через семь полей?

-Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а чтобы осталось хорошее настроение от нашего путешествия, я предлагаю вылепить из пластилина шахматную фигуру “Слон”.

Работы детей выставляются на специальной подставке.

— Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось?

А на последок я вам хочу прочитать стихотворение:

Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.

Автор: Дементьев Даниил

Удивительная приключения в Шахматной стране — М.: Поматур, 2000. — 320 c.

Источник

Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Светлана Тимина
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Цель: Расширять представления об игре в шахматы. Закреплять названия шахматных фигур. Формировать представления о шахматной фигуре «Слон», месте слона в начальном положении, ходе слона, что такое болопольные и чернопольные слоны.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

2. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

3. Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

4. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

5. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.

Оборудование и материалы:

Д/и «Чудесный мешочек» (шахматные фигуры); доска (мольберт); 6 силуэтов шахматных фигур плоскостных; карточки к игре «Перенеси картинку на новое место» на каждого ребенка; цветные карандаши; ИД (интерактивная доска); конверты с домашним заданием на каждого ребенка.

Читайте также:  Рассказ как я ловил человечков житков читать полностью

Предварительная работа:

Чтение отрывков из книг В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»; ознакомление с шахматной доской и шахматными фигурами; чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»; отгадывание загадок из «шахматной шкатулки»; работа с раскрасками; д/и «Что общего», «Белые и черные», «Прятки», «Путешествия», «Кто быстрее».

Вводная часть

Педагог проводит ритуал приветствия:

— Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.

Дети стоят на ковре.

Дети встают парами.

Дети обмениваются рукопожатиями.

Похлопывают по плечу друг друга.

Треплют друг друга за ухо.

Руки прикладывают к своему сердцу.

Обнимают друг друга.

Педагог показывает детям мешочек и говорит, что там спряталась интересная игра. Предлагает ее угадать, прослушав стихотворение.

«Скучно было во детворе

Ранним утром во дворе.

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я, везде

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!»

Дети слушают педагога и отгадывают загадку про шахматы.

Основная часть

I. Д/и «Чудесный мешочек»

Педагог: Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.

Дети по очереди определяют попадающуюся шахматную фигуру, называют ее, выставляют на стол.

II. Д/и «Что изменилось»

Педагог помещает на доску 6 фигур, просит детей закрыть глаза, и или меняет фигуру на такую же, но противоположного цвета, или меняет местами 2 фигуры, или ничего не меняет.

Дети сидят за столами, слушая задание педагога.

Угадывают, что изменилось на доске.

III.Д/и «Перенеси картинку на новое место»

Педагог предлагает детям карточки с заданиями: Я раздаю вам необыкновенные карточки с дорожками. Вы должны перенести картинки по этим дорожкам в пустые клеточки, нарисовать их, а затем раскрасить красным карандашом шахматные фигуры.

Дети работают по карточкам самостоятельно: переносят картинку в пустую клетку, раскрашивают красным карандашом шахматные фигуры.

IV. Загадка

Педагог предлагает определить, о какой шахматной фигуре на карточке загадка:

Не живет в зверинце,

Дети отгадывают загадку.

IV. Работа на ИД «Белопольные и чернопольные слоны»

Педагог на ИД показывает детям начальную позицию слона: Посмотрите, слоны близнецы есть и в белом и в черном войске. Но слоны одного войска никогда не пересекаются: один из них выбирает себе черную дорожку, а другой – белую.

Дети слушают рассказ – объяснение педагога на ИД.

— На каких по цвету полях стоят все слоны?

-Назовите черные поля.

-Назовите белые поля.

Педагог: Те слоны, которые стоят на черных полях с1 и f8, оба назывются чернопольными, хотя и принадлежат к разным войскам; а на f1 и с8 – белопольными.

Соответственно они и перемещаются по полям (диагоналям) своего цвета. Так ходит только слон.

Педагог показывает диагонали на ИД.

Дети показывают на ИД нужные поля и называют их.

V. Физминутка «Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Педагог предлагает провести физминутку:

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны пошире – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Дети выполняют движения, в соответствии с текстом.

VI. Работа на ИД Д/и «Огонь»

Педагог предлагает детям игру «Огонь», объясняет правила и показывает:

Слон ходит по диагонали и на одну клеточку – поле, и может проскочить до конца всей диагонали.

Дети слушают и наблюдают за показом педагога.

-Сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции?

Дети самостоятельно считают поля на ИД.

Педагог предлагает отметить стилусом любого цвета, сколько полей «обстреляет» слон с середины поля, угла, края.

3 ребенка выкладывают 3 разных дорожки по заданию на ИД, остальные дети проверяют правильность выполнения.

Заключительная часть

Педагог: Понравилась ли вам игра на ИД? Что еще было вам интересно? Что нового сегодня вы узнали? Готовы ли вы к новым играм в шахматной стране?

Шахматные слоны тоже остались довольны, ждут еще раз к себе в гости и приготовили каждому из вас домашнее задание.

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Педагог раздает конверты с домашним заданием: нарисовать кружочками поля, на которые может пойти слон.

Дети берут конверты с заданиями домой.

«Наши храбрые слоны». Конспект занятия шахматного кружка с применением ИКТ в подготовительной группе Задачи: Образовательная область «Познание»: Расширять представление об игре в шахматы. Закрепить понятие о шахматной доске, шахматном поле,.

Читайте также:  Пираты карибскава моря мертвецы не рассказывают сказки

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования Перспективные планы занятий Занятие 1. Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы». Цель. Познакомить детей со.

Источник

Шахматы 1 класс. Слон

Презентация помогает провести урок в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. Предложенный материал позволит повторить тему «начальное положение» и познакомить учащихся 1 класса с шахматной фигурой «Слон».

Просмотр содержимого документа
«Шахматы 1 класс. Слон»

10. Сколько фигур расположено на каждой вертикали? (4.)

11. На каких диагоналях стоит больше всего фигуры? (На больших.)

12. Стоят ли в начальном положении в центре? (Нет.)

7. На всех ли горизонталях стоят фигуры? (Нет.)

8. На всех ли вертикалях стоят фигуры? (Да.)

9. На всех ли диагоналях стоят фигуры? (Да.)

13. Есть ли диагонали, на которых стоит одна фигура? Две фигуры? Три фигуры? Четыре фигуры? Пять фигуры? ( Нет. Есть. Есть. Есть. Нет.)

4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями? (Никакие.)

1. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? Черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? (8,2,2,2,1,1.)

6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? Белый король? (Черного.)

2. Каких фигур на доске больше всего? меньше всего? (Пешек. Ферзей и королей.)

3. Какие фигуры стоят на углах доски? (Ладьи.)

5. Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.)

В сравнительной силе слон ценится как и конь – 3 пешки.

Однако в ударной силе слон превосходит коня.

Одним слоном, так же как и конем, мат поставить невозможно, но парой слонов или слоном и конем мат поставить можно.

Начальное положение Слона

Слон – вторая легкая шахматная фигура.

В древнерусских шахматах слон называется также « офицер ».

В начале партии у каждого из игроков в распоряжении 2 слона.

Исходная позиция слонов c1 и f1 (белые) и c8 и f8 (черные).

из начального положения

Слон ходит по диагонали на любое количество клеток, при условии, что путь слона не прегражден.

Если слон на белом поле встал вначале (не забудь!), Он другой не хочет доли – Знает только белый путь.

А когда на поле черном слон стоит, вступая в бой, Ходит, правилам покорный, Черной тропкой слон такой.

Особенность слонов состоит в том, что они способны ходить на протяжении всей партии только по белым или черным клеткам

Один слон называется «белопольный» он ходит только по белым диагоналям.

Второй слон называется «чернопольным» он ходит только по чёрным диагоналям.

До конца игры слоны

цвету одному верны.

Во время игры слон ходит по диагонали, также на любое количество клеток, при условии, что путь слона не прегражден.

Белый слон, ни когда не встретится с черным слоном.

Слон не может «перепрыгивать» через фигуры, как чужие, так и свои.

Слон бьёт также как и ходит: по диагонали, становясь на место той фигуры, которую взял.

Если встречается чужая фигура, то слон может её взять ( : взятие!)

Вражеская фигура снимается с доски и слон становится на её место

Можно бить вражескую фигуру, можно не бить- взятие не обязательно!

Связка – это нападение линейной фигуры (ладьи, слона, ферзя) на фигуру неприятеля, которая закрывает собой либо другую фигуру (обычно более ценную), либо важное поле.

Диагональю друг наш ходит.

По силе равный лишь коню,

Он связки любит. В поле бродит

И хвастает: «Я всех вяжу».

Виды шахматных связок

Шахматная связка бывает полной и неполной.

Если прикрывает короля, то связка полная, так как связанная фигура не может отойти.

Не живет в зверинце,

Почему про слона говорят, что сами одного цвета, а дороги их – разного.

Слоны способны ходить на протяжении всей партии только по белым или черным клеткам.

Сколько слонов имеет каждый из игроков в своем войске.

Как называется слон который ходит только по белым диагоналям

Как называется слон который ходит только по черным диагоналям

Как называется слон с8?

Как называется слон с1?

Слон ходит по диагоналям

Слон рубит также как и ходит по диагоналям

Сколько полей контролирует слон стоящий на поле f6

Найди ошибку на диаграмме?

На диаграмме расположено 8 белых пешек.

на доске два белых чернопольных слона.

Какую фигуру может взять слон

Какую фигуру может взять слон

Какие фигуры может взять белый слон.

Какую фигуру слон рубит без потерь

Игра «Слон против слона»

Если сейчас ход белого слона, может ли он атаковать черного? На какое поле он пойдет?

Может ли черный слон избежать гибели? Подскажите ход.

1.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый

Источник

Познавательное и интересное