Рассказ о слове 3 класс огонь

Сказки

Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Татьяна Писарева
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.

Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

Произносим до/шть/, пишем дождь.

1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.

4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.

5. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».

6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.

7. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

Загадка. Приложение №2.

С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.

2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.

3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.

4. Антонимы: жара – мороз, холод.

5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).

6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).

7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.

Из стихотворения Роберта Рождественского:

Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.

Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба, пишем дружба.

1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.

4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.

5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).

6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).

7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.

2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.

3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,

4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.

5. Интернет – ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове» Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.

Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.

Проект «Театр — как много в этом слове!» Проект «Театр-как много в этом слове». Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.

Рассказ о бабушке. Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».

Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.

Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. «МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.

Источник

Рассказ о слове 3 класс огонь

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»

Читайте также:  Сказки ханты и манси презентация

Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации

примеры слайдов презентации

Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)

Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)

Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»

Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

Источник

Презентация по русскому языку на тему: «Рассказ о слове» (3 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по русскому языку на тему: « Рассказ о слове» ученицы 3В класса Судакской СШ №2. Слободянюк Елены

Солнце Произносим [сонцэ] Записываем солнце

Лексическое значение Солнце – раскалённое тело шарообразной формы. Солнце – звезда.

Однокоренные слова Солнце, солнышко, солнечный, солнечно.

Синонимы: Солнце, светило, свет, тепло Антонимы: Солнце – мрак Солнце – тьма Фразеологизм: Место под солнцем. (Право на жизнь, на существование.)

Сочетаемость слова: Яркое, красное, жгучее, жаркое, желтое, раскалённое (солнце)

Предложения: Я пускаю теплый лучик К вам в оконное стекло, Выплываю из-за тучек – И становится светло! Я ведь Солнышко, я грею Птичек, дерево, ручей. И нисколько не жалею Золотых своих лучей!

Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект; работать со словами: солнце, дружба, семья, улыбка, радость, счастье, здоровье; рассмотреть лексическое значение этих слов, подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы; вспомнить, в каких пословицах, загадках, фразеологизмах встречаются данные слова.

Русский язык богат и могуч, в нем содержится огромного количество слов и словосочетаний. Для того, чтобы однозначно понимать и разбираться необходима информация о словах и их толкованиях.

Лексическое значение слова

Собственно значение слова, как оно обычно понимается — соотнесенность с каким-либо явлением объективной действительности.

Слова по лексическому значению разделяют на однозначные и многозначные (по разным источникам, например, у слова «земля» до 90 значений).

Разделять-то их разделяют, но тут есть тонкая грань между прямым значением слова и переносным, а при переносе значения любое однозначное слово легким движением руки превращается в многозначное. Поэтому, здесь скорее можно говорить об устойчивости и общепризнанности многозначности слова.

Источник

Проект «Рассказ о слове» 3 класс

специалист в области арт-терапии

Выполнили ученики 3 класса

учителя начальных классов

Витязевой Елены Владимировны

Проект «Рассказ о слове»

подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;

составить словарную статью о слове;

участвовать в презентации своей страницы.

формировать умения подбирать текстовую информацию;

выделять из большого количества информации главное;

представлять свой проект.

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

находить пути решения поднимаемой проблемы;

пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

находить полезную информацию в словарях;

совершенствовать умения находить однокоренные слова;

собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

оформлять страницу журнала;

оценивать результаты работы;

пользоваться результатами собственной деятельности.

Результат проекта (продукт): журнал о словах, выбранных учеником самостоятельно. Обучающийся готовит информацию о нескольких словах, оформляет информацию на листе формата А-4. Из страниц мы сформируем журнал. (шаблон оформления листа см. ниже)

План работы над проектом

Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

Обсуждение названия проекта.

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

Рассказ о слове «снег»

1.Лексическое значение слова:

мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков; самый рыхлый лед, заменяющий зимой дождь. Белей снегу белого.

снег, снежок, снежинки, снеговик, снеговой, подснежник, Снегурочка, снегоход, снегирь.

3. Синонимы : осадки, пороша, зазимок, крупа

4.Фразеологизм : «Как снег на голову»

«Обещанной телеграммы Валентин не послал и явился в Кузнецк как снег на голову»

Дети зимой играют в снежки.

Ночью выпал первый снег.

Белый снег на черную землю и то к лицу.
Снег глубок — год хорош.
Был бы снежок — так скатаем комок.
Белее белого.
Снегу нету и следу нету.
Одержишь снег на полях зимой — будешь с хлебом осенью.
Снежком все прикроет.
Снег холодный, а от стужи укрывает.

Он тучей чёрной был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(Снег)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути.
(Снег)

Загадки про метель и вьюгу

Это кто, воя, без крыльев летает,
Без метёлки следы заметает,
Лепит сугробы из снежного теста,
Да двигает их с места на место?
(Метель)

Порассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Вот и улица бела.
(Метель)

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Никого знать не хочу.
Вдоль дороги пробегаю,
И сугробы наметаю.
(Метель)

Стихи о снеге, метели и вьюге

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Легенда о подснежнике

Зима славится своими белыми тонами. В белом царстве особо выделяется яркой окраской снегирь — певчая птица рода снегирей (Pyrrhula), семейства вьюрковых.

Читайте также:  Рассказ о перелетных и зимующих птицах 1 класс окружающий мир

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.

Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.

Лесные территории особенно нравятся птице летом, ведь именно в лесу она выводит птенцов. Осенью же снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

А летом – рай. Паукообразные, насекомые, растительный корм составляют рацион питания этих птиц.

Зимний вечер Николай Крымов

Первый снег Аркадия Пластова

Мороз и солнце Виктор Цыплаков

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов Витязева Е.В.

МОУ ИРМО « Бургазская НОШ»

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Толковый словарь, орфографический словарь.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Изобразительное искусство, окружающий мир

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень,

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом.

Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

формировать орфографическую зоркость;

работать с толковым и орфографическим словарями

осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;

уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе.

учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

— нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»

1. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

( метод стимулирования к обучению)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

(вхождение в проектную деятельность)

2.1.Самоопределение к деятельности.

— На экране ребус 7Я ( слайд 2, 3)

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

— Где еще встречается понятие семья?

— А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? ( Слайд 8)

— Откройте учебник на странице 101,прочитайте тему урока.

— Предположите, какой будет урок?

( Подводящий к теме диалог)

-Почему вам предложили именно такой проект?

— Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект Семья слов?

— Составим план работы на уроке( Фиксация на доске)

— Желаю вам хорошо поработать на уроке!

-Дают определение семьи.

-Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов.

-Делятся опытом ( волчья стая, улей пчел, муравейник)

Открывают учебник на странице 101,читают :

Наши проекты. Семья слов.

-Будем работать над проектом Семья слов

-Интересный, необычный, познавательный.

— Что такое родственные слова, уметь определять состав слова.

1. Подготовка к проекту.

2. Создание проекта.

4. Оценка проекта.( Слайд 9 )

Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез

Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности на уроке.

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

2.2.Повторение и систематизация знаний

2.Изучите задание №1 на стр 101.

— Сколько слов можно образовать от одного корня?

-Можно ли эти слова назвать семьей?

.Выполняем задание №3

— С чего начинаем разбор слова по составу?( Выстраивание схемы на доске- моделирование ) ( Слайд 11)

Докажите, объясните значение всех слов.

Дети анализируют задание

— Много. Для каждого слова свое количество.

Повторяют алгоритм разбора слова по составу ( моделирование у доски)

Лесной, лесок, лесище, лесистый,

Для четвертой схемы слова нет

методы контроля и самоконтр оля( Слайды12-15)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Учатся находить информацию в толковом словаре.

Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Учащиеся выполняют упражнения

3.Создание продукта проектной деятельности

— Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?

— Что можно нарисовать для проекта? Приведите примеры.

— Как хотите работать : самостоятельно, в парах и группах?

( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы)

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Дети выбирают форму работы, составляют семью родственных слов.

— Приводят примеры.( Снег, море, зима, весна, осень, вода, сад, зерно)

Решение проблемы творческого характера

Умение вести монолог и диалог

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Рассказ о слове «ёж»

Лексическое значение слова ёж

Небольшой зверек отряда насекомоядных, спинка и бока которого покрыты острыми иглами.

перен. разг. Человек, резко реагирующий на что-л. неприятное, обидное.

3.Противотанковое или противопехотное заграждение в виде прочно соединенных между собою и скрещивающихся железобетонных шпал, рельсов, брусьев, деревянных кольев.

ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежонок, ежовый, ёжиться, съёжился

Сочетаемость слова: лесной ёж, весёлые ежата, съёжился от холода

Голыми руками ежа не ухватишь.

Читайте также:  Положительные персонажи сказки гуси лебеди

Диковина ёж: а и его много!

Это ёж, его руками не возьмешь.

Даёт совет Ежиха-мать:
— Детей не следует держать
В ежовых рукавицах

(При посторонних лицах)!

• Фыркает, когда сердит
Весь колючками покрыт
С головы до ножек
Зверёк этот
(Ёжик)

• Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это —
(Ёж)

• Между сосен, между ёлок
Пробежали сто иголок.
Сто иголок не простых,
Едут яблоки на них.
(Еж)

• Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Еж)

• Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго.
(ежик)

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Предложения со словом :

Ежи пьют молоко.
Зимой ежи спят.
Я летом видел ежа.
В лесу живут колючие ежи.

Это интересно. Про ежей

Еж – это млекопитающее животное

Среда обитания
Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах, любят кучи хвороста.На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них.Самка строит гнездо в незаметном месте, устилает его листьями, травой. У нее весной рождается 5-7 детенышей.

Ежата рождаются слепыми и без иголок. Иголки начинают появляться через несколько часов после рождения. Глаза у ежат открываются только через 2 недели.

Питание
Еж- хищник. Питается он насекомыми, змеями, червями, улитками, лягушками. Ночью ежи выходят на охоту и тщательно ищут добычу.

Спит медведь. Уснула галка.
Сон сморил лису.
Я не сплю. Мне очень жалко
Ежика в лесу.
Бедный ежик, бедный ежик!
По ночам не спит.
Весь в иголках, лечь не может,
Сядет и сидит!

На бочок приляжет — колко.
Колется спина.
Я б не мог всю ночь под елкой
Просидеть без сна.
Как себя он спать уложит?
Снял бы шкурку прочь.
Бедный ежик, бедный ежик,
Как тебе помочь?

На опушке, чуть дыша,
Я споткнулся о ежа.
Заревел негромко
И – нашёл ребёнка.

Он сказал:
— «Чего ревёшь?
Это мой знакомый ёж.
А на ёлке дятел –
Тоже мой приятель

Дай мне ягодок скорей,
Угощу своих друзей!»

НЕ ХОЧУ НОСИТЬ КОЛЮЧКИ!

Все знают, что ежик – колючий зверек. Многим это не нравится, но что поделать: таким уж он уродился. Как надел свой колючий кафтанчик, так и ходит в нем зимой и летом, никогда не снимает. И все бы ничего, да только жить с колючками не всегда приятно. Играет, например, ежик с друзьями в догонялки, а колючки вдруг – раз! – как уколют бельчонка, и друг уже обижается. А ведь ежик ни в чем не виноват!

Или бежит он по лесу, а на шубку листочки все время цепляются – и никак их потом не сбросить. Так и приходится ходить всю осень в разноцветном костюме. Да мало ли еще чего… Потому-то однажды и случилась эта история: надоело ежику колючки на себе носить.

– Не хочу быть колючим! – сказал малыш. Сбросил он свой кафтанчик, спрятал его в самый дальний уголок норки – и пошел гулять без иголок.

Идет ежик по тропинке, радуется: как хорошо гулять без колючек. Травинки гладят его по спинке, тихонько щекочут, и никакие листочки не норовят зацепиться. Вдруг видит ежик – грибок растет. Хотел он его, как и раньше, сорвать и на спину положить, да только ничего у него не получилось. Раньше грибок за иголки держался, а теперь – плюх! – и все время на землю падает.

– Ну, ничего, – подумал ежик, – забегу за грибочком попозже.

Долго он бегал по лесу и все не мог нарадоваться: как же здорово ему теперь живется! Только вдруг показалось ежонку, что мелькнул за деревьями рыжий хвост.

– Лиса! – испугался малыш и тут же свернулся в клубочек. – Пусть теперь попробует подойти – я ее мигом колючками…

И тут он вспомнил, что одежка его дома осталась, и некому теперь защитить маленького зверька от коварной и злой лисы.

– Ай-яй-яй! Что же я наделал? – заплакал ежонок и побежал поскорее в свой домик прятаться. Бежал и дрожал от страха, а когда очутился в норке, надел свой колючий кафтанчик – и сразу успокоился.

– Ну уж нет, лучше я буду колючим, – подумал малыш. – А друзья мои на меня обижаться не будут – они же друзья!

Так ежик понял, что очень любит свои колючки и больше не хочет с ними расставаться.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

— Зачем это ёжику газета понадобилась?

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.

Я подпустил облака и спрашиваю:

— Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.

Я встал. Ёжик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.

Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.

— Хороший ты малый, хороший!

Напился ёж, я говорю:

— Давай спать. Лёг и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Источник

Познавательное и интересное