Рассказ о собаке легенда

Собаки

Собака в мифологии и легендах разных стран

С древнейших времен собака была верным другом человека: она помогала ему на охоте, охраняла его скот от хищников и жилище — от воров, играла с ребятишками, а народы Севера издавна использовали собак и в качестве ездовых животных.

Неудивительно поэтому, что за собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности.

Острое природное чутье четвероногого друга сделало его эмблемой бдительности. У китайцев и японцев, высоко ценивших самоотверженность верного сторожа, собака — символ надежной защиты.

В мифологии собаку часто связывали с богами подземного Царства Мертвых: египетским Анубисом, индуистским Ямой, греческими Аидом и Гекатой и т.д. В загробном мире собака исполняла либо роль проводника душ умерших, либо охраняла ворота ада. В последнем случае адскому псу придавалась соответствующая внешность.

Так, Цербер, страж греческого ада, имел три песьи головы, издававшие грозное рычание.

Из смрадных пастей Цербера на землю капала ядовитая слюна, на шее вместо ошейника извивались шипящие змеи, а хвост его оканчивался зубастой головой дракона. Это чудовище надежно охраняло ворота загробного царства Аида, и лишь величайшему герою Эллады, Гераклу, удалось его укротить и доставить ко двору микенского царя Эврисфея (11-й подвиг Геракла).

Почему же собака в мифах имеет отношение к смерти и Царству Мертвых? Дело тут, по-видимому, в ее обостренном чутье. Часто люди не могли понять, почему собака настораживается, начинает лаять или выть без видимой для них причины. Из этих наблюдений за ее поведением родилось поверье, будто собака способна видеть духов.

В корейских мифах, например, фигурируют «огненные собаки» пулькэ или хвагу, пожирающие солнце и луну. Они, таким образом, признаются виновниками солнечных и лунных затмений.

В скандинавской мифологии злобный гигантский пес Гарм, олицетворение разрушительных стихийных сил, сорвавшись с цепи, приковывавшей его к скале Гни-пахеллир, угрожает гибелью всему человечеству, но могучий Тор, спасая богов и людей, убивает чудовищного пса.

Наряду с чудовищными адскими псами в мифологии древних действуют и добрые божества в собачьем обличье.

Древние китайские символы – легендарные собаки «фу», императорские покровители в фэн шуй являются очень сильным символом защиты.

В армянской мифологии аралезы, духи умерших собак, слетаются с неба на поля отгремевших сражений, усеянные трупами. Они зализывают раны убитых солдат, и некоторые из них оживают.

В древних мифах и средневековых легендах особое место занимают нелепые предания о кинокефалах — людях с собачьими головами.

Римский писатель и оратор Элиан Клавдий (II—III вв.) причислял к кинокефалам одно из индийских племен. Он отзывался о его представителях как о честных и добрых людях с головами собак, занимающихся охотой и скотоводством, вполне разумных, но лишенных дара речи и способных только рычать.

Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло (1254—1324), описывая жителей Андаманских островов, напротив, упоминает о кинокефалах как о диких и злобных людоедах с песьими головами.

О кинокефалах писали и Плиний Старший, и Павел Диакон, и Адам Бременский, и другие известные авторы античности и Средневековья, однако их «авторитетные» свидетельства базировались лишь на непроверенных слухах и досужих вымыслах. Что же касается Марко Поло, действительно повидавшего мир, то он, по-видимому, наблюдал за дикими андаманцами с большого расстояния, опасаясь угодить им на закуску.

В религии народов мира мнения о собаке резко разделились.

Если иудеи и мусульмане считали ее нечистым животным, олицетворением низости, жадности и угодливости, то в «Авесте», священной древнеперсидской книге, утверждается, что собака — наиболее чистое животное, обладающее некой мистической силой для борьбы с полчищами духов мрачного Аримана. В маздеистском культе жизнь собак была поставлена под охрану, а хоронили их с почестями, словно выдающихся людей, в специальных склепах — оссу-ариях.

Многие североамериканские племена индейцев почитали собак как священных животных, а ацтеки даже бальзамировали умерших собак.

В буддизме же отношение к собаке презрительное. Это можно заключить даже из слов самого Будды, сказавшего однажды: тот, кто живет как собака, после смерти и перевоплотится в собаку.

В античной иконографии с собачьими головами изображались египетский бог Анубис-покровитель мира мертвых и эллинистический Гермес Трисмегист.

В христианской иконографии собака — верный спутник некоторых католических святых, и прежде всего св. Доминика. Собака Доминика держит в пасти горящий факел, символизирующий пламенную веру. Дело в том, что испанский монах Доминик основал в 1215 году монашеский орден доминиканцев, выполнявший обязанности инквизиции. Благодаря игре слов («Dominus» на латинском означает «Господь», «canes» — «собаки»), доминиканцев, неустанно преследовавших еретиков, прозвали «псами Господними».

Собака является также атрибутом пилигрима Роха и Маргариты Кротонской. Согласно церковным легендам, бредущему через пустыню и умирающему от голода страннику собака принесла хлеба, а Маргариту она привела к месту, где было спрятано тело ее убитого возлюбленного.

В православной иконографии по указанным выше причинам собаке нет места.

В изобразительном искусстве соответствующие качества собаки сделали ее атрибутом нескольких аллегорических фигур: Верности, Обоняния и Меланхолии.

В портретной живописи собака олицетворяет супружескую верность, если она лежит на коленях или у ног женщины.

В геральдике пес, также символизирующий верность, мог изображаться сидящим, стоящим или бегущим, но только в профиль.

В английских и венгерских гербах использовались и профильные изображения собачьей головы.

В российской геральдике, по уже известным читателю причинам, эмблема пса долгое время отсутствовала, однако в XVIII веке, после петровских преобразований и в результате усилившихся контактов с Западом, она все же вошла в русские гербы.

Как правило, эта эмблема употреблялась в качестве «говорящей» (в гербах дворян Собакиных, Собаковых, Борзовых и др.), но в отдельных случаях она несла на себе классическую символику верности. Именно в таком значении, например, собака в золотом ошейнике была изображена в гербе Милора-довичей.

В мировой истории эмблема собаки использовалась и в древности, и в Средние века, и даже в Новейшее время.

В античной Греции она принадлежала философам-киникам (от греч. «куоп» — «собака»). Один из главных представителей философской школы киников, Ан-тисфен, утверждал, что жить следует «подобно собаке», т.е. в полном согласии с природой. Киники, как анархисты древности, отвергали государство и другие политические институты, считали ненужной обузой семью и собственность, отрицали науку, культуру, искусство и т.д. Готовые довольствоваться малым, они стремились к максимальной независимости от общества.

Начиная с мрачной эпохи Средних веков собака неожиданно становится символом палачества.

В Западной Европе эмблему собаки приняли, как уже отмечалось, католические монахи-доминиканцы, особенно «прославившиеся» при подавлении и искоренении альбигойской ереси.

Цветущие провинции Южной Франции, залитые в результате Крестовых походов потоками крови, покрытые руинами и пеплом пожарищ — на их совести, равно как и на совести безжалостных палачей-крестоносцев.

Еще один подобный пример переносит нас в начало XX века. В ноябре 1918 года в Германии вспыхнуло пламя народной революции. Готовясь к расправе над восставшими рабочими, член германского правительства Густав Носке, словно оправдываясь перед собравшимися на совещание министрами и генералами, заявил: «Кому-то ведь надо быть кровавой собакой!»

Читайте также:  Собака помесь с терьером

Палач утопил революцию в крови, зверски расправился с ее вождями Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, и вошел в историю под именем «кровавой собаки Носке».

В заключение данной главы необходимо отметить, что уподобление выродков рода человеческого собаке является, без сомнения, тяжким и незаслуженным оскорблением для доброго, верного и преданного животного.

Источник

Легенда о собаке для детей короткие. О собаках — Легенды. Коротко о дрессировке

Каждый из нас еще в самом раннем детстве так или иначе познакомился с собакой. Многие, вероятно, не раз задумывались о ее происхождении. На эту тему написано так много научной и популярной литературы, что при желании можно довольно легко удовлетворить свое любопытство. А вот как же наши далекие предки выходили из положения, задаваясь подобным вопросом в то время, когда никаких исследований по этому вопросу не проводилось? Может быть, своеобразной энциклопедией служили им предания и легенды, порой очень интересно объясняющие различные явления в природе и животном мире?

Однако это поверье не мешало существовать в тех же краях и другому, которое объяснило не только появление собак, но и происхождение вражды между собаками, кошками и мышами. В Трудах этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1872 году, говорится:

«Однажды человек шел на охоту и, повстречав двух зверьков, начал их спрашивать: откуда они? Те отвечали:
— Мы прежде жили в воде, а теперь будем жить на земле.
— Как вы называетесь?
— Собаки.
— Чем я могу удостовериться?
Собаки вынули свои документы и показали ему. Действительно, собаки. Тогда он сказал им:
— Смотрите, вам дозволено жить на земле всего только один год, а по истечении этого времени вам опять нужно идти жить в воду.
Через год встретился он опять с теми же зверьками и стал бранить их, зачем они живут на земле, когда срок прошел?
— Без документов нам нельзя идти в воду.
— Где же ваши документы?
— Мы отдали коту.
— Пойдите же и возьмите их у кота
Собаки пошли к коту и потребовали у него свои документы, но документов у кота уже не было: они были украдены у кота мышами, которые съели собачьи документы. Таким образом, собаки должны были остаться на земле и по настоящее время. Оттого теперь человек преследует собаку, собака кошку, а кошка мышей, и они всегда будут между собой непримиримыми врагами».

В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет».

В Болгарии считали, что «собака возникла из трупа братоубийцы Каина, убитого случайно слепым охотником».

Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения. Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.

В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки:

«Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться на общий конгресс, на этом конгрессе каждое из них должно было высказать свои нужды и желания и взамен того выслушать как внутреннюю организацию каждого, так равно и его отношение к другим созданиям Творца.

Собака же заявила: «Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я не буду в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его».

Выслушав это, пророк произнес: «Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить высказанное ею рвение».

Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидали, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное.

Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость; считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, пророк, избранник Бога, сказал лошади и собаке: «Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога».

Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение.

Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо. Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость. У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».

В «Авесте» много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Там же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей: «Собака сторож и друг, данный тебе. она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».

Предписывая заботиться о собаках, «Авеста» дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня.

Упоминается в «Авесте» о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым.

Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей.

Читайте также:  Черно белые собаки породы фото и названия


Составитель Суслина Елена Николаевна
Рисунки Воронина Александра Николаевича

В сказках, мифах, легендах и реальных историях олицетворением зла часто является волк. Он немало плохого сделал человеку, принес много бед, страха и страданий. Но есть и другая сторона медали. Ведь именно благодаря волку у человека появилась собака: надежная, верная, преданная, не чета серому хищнику. Во внешности многих пород собак до сих пор явно выражены волчьи черты, немецкая овчарка яркий тому представитель. Но немцы совершенно утратили дух свободы, это больше не вольные птицы, как, например, хаски. Немецкой овчарке нужен человек, хозяин, товарищ, и, благодаря своему характеру, на сегодня это одни из самых преданных собак.

История породы

Выведение породы начал немец Макс Фридрих фон Штефаниц, что интересно, экстерьеру он придавал второстепенное значение. Его интерес был направлен на интеллект, характер и поведение собаки, он стремился вывести умную, сообразительную, ответственную и надежную породу. Можно сказать, что у него это получилось. По мнению Штефаница немецкой овчаркой можно было назвать любую собаку на территории Германии, которая обладала определенным набором качеств.

В 1899 году заводчиком фон Штефаниц и его помощником был презентован первый стандарт породы. До этого несколько собак принимали участие в выставках и пользовались успехом. Такое отношение к селекции было в новинку, да и по сей день редко когда шлифовка экстерьера не первостепенна. Штефаниц хотел получить хорошую пастушью собаку, а вывел практически гения: уравновешенного, понятливого, податливого в дрессуре, отважного — перечислять сильные качества породы можно долго.

И если раньше немцы использовались исключительно как пастухи, то после они блестяще проявили себя в совершенно различных областях. Немецкие овчарки считаются лучшими служебными, охранными собаками, они наравне с человеком осуществляют деятельность в различных сферах жизни, принимают участие в боевых действиях. Вторая Мировая чуть было не уничтожила породу, к концу 1946 года оставалось очень мало особей. Немецкие овчарки оказались почти на грани исчезновения, но породу удалось возродить. Разделение Германии способствовало различному развитию породы и образованию отдельных видов.

В 1925 году прошла первая выставка, а в 1968 году был организован Европейский союз любителей немецких овчарок. В дальнейшем союз приобрел статус Всемирного.

Есть мнение, что предками немецких овчарок являются азиатские и северные волки.

Немецкая овчарка и колли близкие родственники, при выведении этих пород использовалась одна линия.

Первое упоминание о предках немецкой овчарки датируется 7 веком, но собаки того времени имеют мало чего общего с нынешними немцами.

Самой первой немецкой овчаркой считается пес Грайф. Он был серо-белого окраса, его представлял Макс Фридрихфон Штефаниц на выставке в 1882 году.

Немецкая овчарка входит в мировую тройку самых умных собак.

Это самая популярная в мире порода служебных и спортивных собак.

Собака из известного мультика «Вольт» — немецкая овчарка, точнее белая немецкая овчарка, очень редкая разновидность. Еще сорок лет назад такая окраска считалась дефектом, а сегодня эти собаки полноправно принимают участи в выставках.

Немецким овчаркам часто приписывают «человеческие» качества. Например, эти собаки могут сострадать и жалеть. Однажды в китайском зоопарке тигрица после родов заболела, тигрята были одни. Овчарка «усыновила» их и ухаживала за ними как за своими щенками.

Есть мнение, что постепенно порода вырождается, ухудшаются ее физические качества. В пример приводят такие сравнения, что в середине прошлого века собака свободно брала высоту в 3-4 метра, а сейчас, из-за слишком опущенного крупа, ее предел составляет 2-2,5 метра, что, несомненно, негативно сказывается на ее служебных и охранных качествах.

Стандарт породы

У немецев средний рост в холке кобеля составляет 62 см, суки — 57, допустимы колебания в 2-4 см. Тело вытянутое, с развитой мускулатурой, крепкое, мощное. Большое значение имеет постановка задних конечностей, любое отклонение от нормы снижает выносливость и физические качества. Длина туловища по стандарту должна быть больше, чем высота собаки в холке. Грудь развитая, но не широкая, живот подтянут. Хвост прямой, опущен, кончик слегка загибается наружу вверх, длинная шерсть присутствует до середины.

Голова средняя, лоб умеренно выпуклый, скулы скруглены, губы плотно прикрыты, прикус ножницеобразный, клыки большие. Нос черный, прямой, переход от головы и лба к морде плавный. Уши среднего размера, высоко поставленные, вертикальные. Глаза миндалевидной формы, средние, поставлены под углом.

Характер немецкой овчарки

Немецкие овчарки используются в качестве охранных, служебных собак, также они хороши как поводыри и компаньоны. Немцы считаются легко обучаемыми, но хозяину следует проявлять настойчивость и действовать планомерно. Ленивая или плохо воспитанная собака может быть агрессивной. Щенки немецкой овчарки не всегда прилежны в учебе, иногда требуется помощь специалиста по дрессировке.

Немецкая овчарка бдительна, чужак не пройдет мимо нее. К посторонним относится настороженно, всегда контролирует обстановку.

Собака этой породы нуждается в ежедневных физических нагрузках. С ней надо не просто гулять, но и тренировать ее. Она обожает подвижные игры, да и просто бег. Для содержания в домашних условиях подходит мало, из-за размеров, активности, линьки и характерного запаха. Мыть немецкую овчарку можно не чаще одного раза в год, иначе разрушается защитное покрытие на поверхности шерсти. Домашнему животному (которое живет не на улице, будке, вольере) регулярно надо подрезать когти. Несвоевременная гигиена может привести к хромоте.

Собака сопровождает человека повсюду с древнейших времен. За многие тысячелетия люди сложили об этих животных множество легенд и сказок. В одних собака выступает мистическим защитником, благодетелем человеческих существ, в других животному также приписываются волшебные способности, но их истоком является обитель темных сил.

Северные легенды про собак

Жизнь народов Севера тесно связана с собаководством. Псы здесь это не только тягловая сила, но и практически члены семьи, которые нянчатся с детьми и сопровождают хозяина повсюду. Вот одна из легенд о собаке, пришедшая к нам от жителей правого притока Енисея Остяков.

Однажды Бог увидел, как люди горюют, собравшись возле своего товарища, который погиб, упав со скалы. Тогда Творец послал на землю одного из своих сыновей, чтобы он успокоил людей и сообщил им, что умерший на седьмой день оживет вновь. Но сын Бога был очень непослушным. Он сказал людям, чтобы они скорее рыли яму для своего друга и закапывали его. Люди поверили и исполнили волю Бога, переданную его сыном. С этого дня люди на земле стали умирать. Узнав о проделке своего отпрыска, Творец рассердился. За непослушание он превратил его в пса, который должен всегда служить человеку.

Другая легенда, принадлежащая народу инуитам, живущим на Аляске, объясняет происхождение полярного сияния. В ней говорится, что чудесное явление природы появляется, когда на небесах танцуют души умерших собак и людей, напоминая о своем существовании. Поэтому земные псы всегда воют, глядя на полярное сияние. Они узнают в хороводе духов своих сородичей.

Читайте также:  Процент свободного пса к общему

Легенды древнего мира

Собаку чтили в Древней Греции. Мифический пес Цербер охранял вход в подземное царство бога мертвых Аида. Огромное животное следило, чтобы никто не мог вернуться обратно из загробного мира. Существовала традиция класть в гроб усопшего сладкие пряники, чтобы задобрить Цербера. Иначе он мог съесть тело умершего.

О собаке писал и Гомер. Когда Одиссей вернулся после многолетних странствий на родину, прикинувшись нищим, никто не узнал его, кроме старого, слепого пса Арго. Верность животного до слез растрогала Одиссея.

С почтением к собакам относились и римляне. Они использовали их во многих ритуалах. Например, приносили в жертву перед битвой, чтобы вдохнуть в солдат дух победы.

Легенды народов Африки

В сказаниях африканских племен собака является посланником Всевышнего. Так миф племени химба повествует о том, что Бог передал людям вместе с собакой огонь. Она принесла во рту пылающую ветвь. С тех времен собаке позволяется спать возле огня и повсюду сопровождать человека.

В сказании племени ньянга говорится, что собака украла огонь у богов и принесла его людям. С тех пор пес и человек стали неразлучными друзьями.

Интересная легенда связана с происхождением пород голых собак. В ней говорится, что пес нашел в лесу младенца, которого потеряла мать и чтобы, обогреть его, стряхнул с себя шерсть. Родители, нашедшие малыша невредимым, в благодарность поселили животное в своем доме.

Собаки герои литературных произведений

Все мы читали в детстве сказку Г.Х. Андерсена «Огниво». В ней собаки выступают в роли всемогущих существ, способных выполнять любые желания. Именно они появлялись, стоило лишь главному герою высечь искру из волшебного огнива. Именно они принесли простому солдату богатство и счастье с прекрасной принцессой.

В повести «Собака Баскервилей» Артур Конан Дойл также использовал легенды древних кельтов, рассказывающие о существовании ужасного собакоподобного чудовища, приходящего за душами мертвых людей.

Немецкая овчарка – одна из самых популярных во всем мире пород собак. Она легко поддается дрессировке, поэтому ее используют в качестве служебной в полиции и в армии. Овчарки также неплохо чувствуют себя в семьях, они дружелюбны и прекрасно ладят с детьми. Между тем эта порода – одна из самых молодых, немецкие овчарки появились лишь чуть более ста лет назад.

Это представление мало-помалу менялось благодаря более пристальным наблюдениям за животными, когда люди, хотя и с трудом, но составили представление об их инстинкте. Всегда одинаковый, идущий к цели с неизменной верностью, инстинкт в понимании наших предков мог быть уподоблен только божественной силе, которая находилась в животном. Животные считались как бы рабами богов. И это понятие окончательно утвердилось, когда различные их виды были «распределены» между разными богами.

Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. А может быть, это было связано с ритуалом гадания по внутренностям жертвенных животных.

Но особой популярностью пользовались в Риме комнатные собачки, которые были так любимы в домах патрициев, что Юлий Цезарь однажды поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение собачкам.

Использование собак в военных целях практиковалось во многих странах.
Например, древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры применял в сражениях своры мощных мастифов. В IX веке до нашей эры халдеи при вторжении в Южную Месопотамию обучали своих собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами.

Когда-то и крепость Гагра имела ночной патруль из двухсот собак, состоящих на казенном довольствии По вечерам их выпускали из крепости, они рыскали вокруг стен и в случае опасности поднимали лай, служивший сигналом для гарнизона.

Собаки составляли стражу многих греческих храмов. Они пропускали только греков и ожесточались при виде чужестранцев. По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер защитник и спаситель Коринфа». В его честь был воздвигнут мраморный памятник.

Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах.

Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Эти кладбища существовали чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека.

В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство.

По сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых.

Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.

Прекрасным подтверждением привязанности собаки к роду людскому служит новоассирийская притча, которую можно назвать «притча об истинной дружбе».
Жил человек, у него была собака. Собака сторожила дом и сад, но пришло время, собака состарилась, и тогда сказал себе человек: «Зачем мне держать собаку, если она такая старая? Пойду и утоплю ее». Он отвязал лодку, посадил в нее собаку, которой привязал на шею камень, и поплыл на середину реки. Когда лодка выплыла на быстрину, человек встал, поднял собаку и бросил ее в воду. Но от резкого толчка лодка покачнулась, человек не удержался, упал в реку и стал тонуть. Петля с камнем соскользнула с мокрой шеи собаки, и она оказалась на свободе. Изо всех сил кинулась собака спасать человека и дотащила его до берега. Человек остался жив и вместе с собакой вернулся домой. Он стал заботлив и ухаживал за ней, пока она была жива.

Источник

Познавательное и интересное