Александр Афанасьев
Биография
Благодаря труду великого собирателя сказок, мифов, легенд и фольклора Александра Афанасьева дети с детства знакомы с такими замечательными поучительными произведениями, как «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Жар-птица и Василиса-царевна». Поистине ценное наследие оставил после себя талантливый фольклорист и ученый.
Детство и юность
Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.
Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.
Портрет Александра Афанасьева / Православная энциклопедия
В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.
Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата парень переехал в Москву.
В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.
Карьера
Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.
Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.
Документальный фильм «Александр Афанасьев. Жизнь, отданная сказке»Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.
Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте мужчина проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.
Кто подарил нам народную сказку? Ко дню рождения А. Н. Афанасьева
23 июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии родился Александр Николаевич Афанасьев — человек, подаривший нам чудеса народных сказок.
Исследователь славянской духовной культуры, собиратель и первый издатель народных сказок появился на свет в семье уездного стряпчего. Отец будущего пропагандиста народной сказки высоко ценил образование и смог привить это детям.
По окончании воронежской гимназии Александр поступил на юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, печатался в литературных журналах, публикуя литературоведческие статьи.
В 1849 году Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Именно работа в архиве приоткрыла для будущего исследователя и собирателя фольклора завесу тайн, недоступных большинству книг. Александр Николаевич часто скупал редкие книги на рынке у Сухаревской башни, так возникла его личная уникальная коллекция старинных книг. А. Н. Афанасьев, портрет до 1871 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В годы работы в архиве он издает журнал «Библиографические заметки», создает множество публикаций.
Тогда он впервые сталкивается с цензурой, и часть трудов Афанасьев передает за границу. В Лондоне они публикуются в журнале Герцена «Полярная звезда». Именно сотрудничество с эмигрантами и стало причиной увольнения Афанасьева из архива.
Александр Николаевич серьезно занимался исследованиями этнографии, верованиями, мифологией народа. Идея создания сборника возникла еще в 1851 году, тогда же он обратился к редактору «Отечественных записок» Краевскому с просьбой выделить в журнале место для сказок.
Планировалось печатать по одной сказке с комментариями каждые 2−3 номера. Краевский согласился, но к этому времени Афанасьев уже был избран членом Русского географического общества, и в его распоряжение попали бесценные архивные записи, сборники русских народных сказок. Эти материалы передал ему совет географического общества. Так была заложена платформа издания первого сборника. Разворот современного издания сказок
Фото: labirint.ru
И он появился в 1855 году. До этого издания русская народная сказка была почти неизвестна массовому читателю, выпускались лишь лубочные издания и литературные переделки. Стоит отметить, что количество сказок, записанных лично Афанасьевым, очень мало, их он записывал лишь на родине, в Воронежской губернии. В сборник вошли сказки, собранные этнографами и хранящиеся в Русском географическом обществе, записи других любителей народного этноса. Большое количество сказок перешло к Афанасьеву от Даля. Афанасьев не собиратель, а именно издатель.
Выходили сказки Афанасьева несколькими сборниками. Всего в 8 выпусков вошло 600 текстов, на тот момент это самое большое издание сказок в мире. Именно тогда массовый читатель и узнал о Бабе Яге, Змее Горыныче, Кощее Бессмертном, Марье Моревне и других персонажах. Всего же собрание Афанасьева насчитывает около 2000 сказок. А. Н. Афанасьев
Фото: ru.wikipedia.org
Афанасьев не просто издавал сказки, но и классифицировал их: мифологические, сказки о животных, бытовые, былинные, рассказы о колдунах и мертвецах, волшебные сказки. Позже классификация подвергнется реформе, но основа, заложенная Афанасьевым, останется.
Афанасьев издавал и сказки для взрослых, но напечатать их в России было невозможно, и сборник «Русские народные сказки не для печати» выходит в Женеве.
Сборник «Сказания, легенды и притчи» тоже запрещен цензурой. Властям показалась опасной критика жадности, глупости, а также тексты о мифических существах и нечистой силе.
После «легенд» Афанасьев попадает под подозрение как неблагонадежный. У него устраивают обыск, и хоть и не находят запретной литературы, ему запрещают занимать государственные должности. Современное издание народных русских сказок
Фото: knigabook.com
Александр Николаевич остался без постоянной работы, продал свою библиотеку, очень нуждался. В 1871 году он скончался от скоротечной чахотки.
Второе издание вышло уже после его кончины. Великий сказочник ушел, оставив нам мир волшебства народной поэзии, мир народных традиций и верований, чудесный мир русской сказки.
«Он шёл по сказочному царству» – Афанасьев Александр Николаевич
МБУК «Межпоселенческая библиотека Апшеронского района» > «Он шёл по сказочному царству» – Афанасьев Александр Николаевич
Любите ли вы сказки? Что за вопрос! Конечно, любите, даже если вы уже совсем взрослые и очень серьезные.
Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
Сказки – это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
Таким мудрым человеком был Александр Николаевич Афанасьев. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.
Так их и называют теперь – «Сказки Афанасьева». Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
«Шестьсот сказок – не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, – шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев». Так написал в замечательной книге «А рассказать тебе сказку. », посвященной Афанасьеву, В. Порудоминский.
Выдающийся русский историк, исследователь русского фольклора, литературовед Александр Николаевич Афанасьев родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим – мелким судейским чиновником.
Когда Саше исполняется 11 лет, он поступает в воронежскую губернскую гимназию. Гимназические годы остались в воспоминаниях будущего фольклориста не только зубрежкой, но и первыми попытками бороться за свои права и убеждения, против несправедливых наказаний. Уже тогда в мальчике проявились те черты, которые со временем переросли в сильный характер. Годы учебы в гимназии для А. Афанасьева – это и определение своих дальнейших путей: в нем проявляется интерес к литературе и истории, к творческой деятельности.
После окончания гимназии Александр уезжает в Москву, где поступает на юридический факультет университета. Ещё студентом, в 20-летнем возрасте, Афанасьев опубликовал первую статью.
По окончании университета А.Н. Афанасьев находит работу в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Одновременно он редактирует журнал «Библиографические записки», публикует исторические документы. Он издал также письма и некоторые стихотворения А.С. Пушкина, написал несколько статей о русских писателях, в том числе о Лермонтове и Фонвизине. Его перу принадлежат интересные этнографические статьи о верованиях и обычаях славян: «Дедушка Домовой», «Колдовство на Руси в старину», он писал о ведьмах, леших, о сказочном острове Буяне. Позднее Афанасьев издал книгу в трех томах «Поэтические воззрения славян на природу».
Афанасьев А.Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.
Главный труд Александра Афанасьева – трёхтомное собрание сказок. Всего было их восемь выпусков. В издании 1873 года тексты впервые расположены в определённом порядке – сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Учёные приняли такую классификацию, и она применяется до сих пор. Из каких материалов сложилась книга? Сам Афанасьев записал не более десятка сказок. 150 сказок ему передал В.И. Даль. Афанасьев работал в архиве Русского географического общества. Там он познакомился с записями многочисленных сказок, собранных по далёким окраинам России. Далеко прокладывали свои пути экспедиции общества. Отделы русского географического общества открывались на Урале и в Сибири, на Украине и Кавказе. Общество собиралось серьёзно изучать нравы и язык народа, его поверья, сказки, песни. Замыслы общества совпали с замыслами Афанасьева – выпустить сказки на свет белый. Со всех концов страны потекли к Афанасьеву весёлые прозрачные ручейки записей.
Разные герои живут в сказках А.Н. Афанасьева: необычайные, волшебные – Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные – солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.
Последним трудом Афанасьева стало издание «Русских детских сказок», куда он отобрал самые интересные сказки для ребят, приспособив фольклорные произведения для детского чтения. Сказки о Лисе и Журавле, о Теремке, о Пузыре, Соломинке и Лапте, о Колобке – такие родные для всех нас сказки! Несмотря на тяжелую болезнь, А. Н. Афанасьев упорно трудился над составлением этой книги. Он очень хотел, чтобы маленькие читатели узнали и полюбили народную сказку.
Собирание произведений народного творчества продолжалось и в последующие годы другими учеными-фольклористами. Выходят все новые сборники сказок, пословиц, поговорок, песен и легенд. Но почти в каждой книге сказок мы встретим знакомые пометки: «из сборника А.Н.Афанасьева». Значит, дело всей жизни нашего замечательного земляка продолжает жить.
А.Н. Афанасьев навсегда остался в истории русской культуры – своим трудом и любовью к родному слову, воплощенным в «Народных русских сказках Александра Николаевича Афанасьева».
Читаем сказку с Афанасьевым
Давайте и мы вместе с Александром Афанасьевым побываем в Медном, Серебряном и Золотом царстве народной сказки.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». С первых слов Афанасьева покоряет красота сказки — ее поэтическая искренность, чистота, ее детская наивность и доверчивость, живописная меткость слова. Он писал, что сказка пробуждает в человеке теплую любовь к людям, благородные намерения, освежает чувства. Но первоначальная пленительная поэзия сказки — это еще Медное царство.
И в Серебряном царстве открывается Афанасьеву благородный смысл сказки, вызревший в уме и сердце народа. Кривде и Злу никогда не побить Правды и Добра. Бедняк, готовый отдать убогому последнюю краюху, побеждает жадного Богача. Счастье золотым яблоком падает в руки Сироте, а не жестокой Мачехе. И настоящий герой сказки – человек добрый, простой и душевный, которого злые и хитрые люди называют с насмешкою Дураком.
Но Афанасьев спешит в Золотое царство. Там хочет он понять значение сказки: разгадать сокровенную суть ее событий и образов, увидеть ее появление; он хочет побывать среди тех первых сказочников, для которых все вокруг было неведомым, таинственным и чудесным – солнце, звезды, тучи, река.
В Золотом царстве сказку читает Афанасьев-ученый. Ищет в ней отзвуки древних представлений и верований. Его манят открытия.
Вместе с Афанасьевым-ученым прочитаем и мы сказку про Марью Моревну.
…В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Пошел царевич с сестрами во зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная. «Пойдемте, сестрицы, домой!» – говорит Иван-царевич. Только пришли во дворец, как грянул гром, раздвоился потолок и, влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать… Вскоре Ольгу-царевну посватал орел, а Анну-царевну – ворон. Унесли птицы царевен в свои далекие царства.
Женихи-птицы, прилетающие с грозой, темными тучами, вихрем, молнией – это образы стихий, объясняет Афанасьев. В некоторых записях сказок женихов прямо зовут: Дождь, Гром, Ветер. Так же и красные девицы, которых сватают, выступают иногда под именами Солнца, Луны, Звезды. Люди видели, как во время грозы исчезают на небе светила, поэтический язык сказки создал образ похищенных красавиц.
Заскучал Иван-царевич один и собрался в дорогу – сестриц навестить. Наезжал он на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна: «Здравствуй, царевич. Куда едешь – по воле аль по неволе?» Отвечал ей Иван-царевич: «Добры молодцы по неволе не ездят».
— «Ну, коли не к спеху, погости у меня».
Остался Иван-царевич, погостил два дня, полюбил Марью Моревну да и женился на ней.
Марья Моревна, говорит Афанасьев,- поэтический образ солнца. В отчестве её – «Моревна» — высказано представление о солнце, как о дочери моря (героиня другой сказки Василиса Премудрая прямо названа дочерью Морского царя). Солнце восходит из-за моря и опускается в него. На рассвете и закате солнце «купается в море, – не отсюда ли частый образ сказок: «купающиеся царевны». «Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты неска- занныя: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют».
…Уезжала Марья Моревна из своего дворца, Ивану-царевичу наказывала: «Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!» Но Иван-царевич не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: «Сжалься надо мной, дай мне напиться!»
Пожалел его царевич, дал ему ведро воды. Кощей опять запросил. Царевич дал ему другое ведро, потом третье. Как выпил Кощей третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал. Сказал: «Спасибо, Иван Царевич! Теперь тебе никогда не видать Марьи Mo- ревны, как ушей своих!» — и страшным вихрем вылетел в окно.
Кощей на железных цепях, размышляет Афанасьев, – это туча, окованная зимним холодом. Она снова набирает силу, когда вдоволь напьется воды, то есть весною. Тогда она срывается с места и уносит Марью Моревну- закрывает солнце.
…Снарядился Иван-царевич и пошел в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!» Долго брел по белу свету, наконец увидал Кощеев дворец. Нашел Марью Моревну и увел с собою. Но Кощей Бессмертный догнал их на добром коне, Марью Моревну отобрал, а Ивану-царевичу сказал: «Ну, первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!» Не послушал его Иван-царевич, в другой раз увел Марью Моревну, – Кощей опять их догнал. А в третий раз изрубил Кощей Ивана-царевича на куски, сложил в смоленую бочку, скрепил бочку железными обручами и бросил в синее море. Спасли царевича зятья: орел поднял бурю, и волны выбросили бочку на берег; сокол подхватил её, унес в поднебесье, бросил с высоты и разбил; а ворон полетел за живою и мертвою водою.
Так ветры приносят облака, из которых льются оживляющие землю дожди, замечает Афанасьев.
Иван-царевич на богатырском коне, заключает Афанасьев, есть сам Перун, языческий бог грома и молнии: своим могучим ударом он разбивает тучи и выводит солнце из-за темных гор.
В ученых статьях Афанасьев отвергает пословицу «Сказка – складка, а песня – быль. Сказка – не пустая складка, пишет Афанасьев, в ней, как и во всех созданиях целого народа, не могло быть и нет ни нарочно сочинённой лжи, ни уклонения от действительного мира. Чудеса сказки – это чудеса могучих сил природы, увиденные глазами| древности. А сама сказка — это родившийся в далекие времена рассказ человека о природе. Чтобы понять первоначальное значение сказки, мы должны снова найти живое понимание древних преданий, тогда все загадочное объяснится само собою.
Аникин, В. Александр Николаевич Афанасьев и его фольклорные сборники / В. Аникин // Народные русские сказки: из сб. А.Н. Афанасьева. – Москва, 1990. – С. 5-14.
Аникин, В. Александр Николаевич Афанасьев и его сказки / В. Аникин // Русские детские сказки. – Москва, 1986. – С. 5-8.
Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки / А.Н. Афанасьев; Науч. ред. текста, послесл. и примеч. В.П.Аникина; Илл. Л. Непомнящего. – Москва: ОНИКС 21 век,2001. – 336 с., ил. – (Золотая библиотека)
Бахтин, В. От былины до считалки: рассказы о фольклоре / В. Бахтин. – Ленинград.: Дет. лит., 1982. – 189 с.
Телегин, С. А.Н.Афанасьев: мифологический взгляд на природу и человека / С. Телегин // Лит. в школе. – 1997. – № 3. – С.69-79.
Яковлев, А. Менестрели, или Песня выбора: рассказ об Александре Николаевиче Афанасьеве (1826-1871) / А. Яковлев // Первое сентября. – 2003. – 19 апр. (№ 28).
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей:
Чем известен А. Н. Афанасьев?
Чем известен А. Н. Афанасьев?
Александр Николаевич Афанасьев был крупнейшим собирателем сказок и исследователем русской культуры. После окончания Московского университета он поступил в архив министерства иностранных дел, где проработал почти 20 лет.
В 1855–1863 годах он впервые выпускает полное собрание русских народных сказок. В подготовленные исследователем три тома вошло более 600 текстов, присланных собирателями со всех концов России. Подобной программы по собиранию до Афанасьева не было не только в русской, но и в мировой фольклористике.
Затем в 1859 году Афанасьев выпускает сборник «Народные русские легенды», а в 1872 году в Женеве выходят «Русские заветные сказки», представлявшие уникальное собрание фольклора для взрослых.
Подготовленный Афанасьевым трехтомник «Поэтические воззрения славян на природу» (1865–1869) до сегодняшнего дня является настольной книгой для всех исследователей славянской культуры.
Однако имя Афанасьева останется в памяти каждого читателя прежде всего благодаря его сказкам. Многие основывались на этом фундаментальном исследовании, создавая свои обработки русских сказок. Так, в XX веке были выпущены «Сорочьи сказки» А. Толстого и сказки А. Платонова.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Белая ворона (Андрей Афанасьев)
Абраша и морская (Андрей Афанасьев)
Абраша и морская (Андрей Афанасьев) Проснулся. Съел, что было. Прогуляться бы. Но перед этим одеваемся. Все просто: светло — голубые джинсы, белая джинсовая рубаха, черные солнцезащитные очки, светлые нубуковые ботинки на высокой подошве. Мой рост 173 см, с ними я 177. Не брит,
Афанасьев
Афанасьев Афанасьев (Александр Николаевич) – исследователь народной поэзии; род. 11 июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в воронежской гимназии и московском
Кем был А. Н. Афанасьев?
Кем был А. Н. Афанасьев? Александр Николаевич Афанасьев был крупнейшим собирателем сказок и исследователем русской культуры. После окончания Московского университета он поступил в архив министерства иностранных дел, где проработал почти 20 лет.В 1855–1863 годах он впервые
АФАНАСЬЕВ
АФАНАСЬЕВ Корни этой фамилии в православном имени Афанасий, что в переводе с греческого означает ‘бессмертный’. Его просторечная форма Апанас и производные Афоня, Фаня, Фоня, Фося, Фоша породили много фамилий: Апанасов, Афанасов, Афонин, Афоничев, Афончиков, Афончин,
АФАНАСЬЕВ, Юрий Николаевич
АФАНАСЬЕВ, Юрий Николаевич (р. 1934), историк, публицист 353 Мы сформировали сталинскобрежневский Верховный Совет. И я обращаюсь к этому, я бы сказал, агрессивнопослушному большинству, которое завалило вчера все те решения Съезда, которые от нас ждет народ. Речь
Широко известен в узких кругах
Широко известен в узких кругах Первая строка стихотворения с тем же названием (1961) советского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого (1919— 1986).По некоторым сообщениям, эта ироническая фраза была в досье, которое НКВД завел на Б. А. Слуцкого в 1940-е