Материалы к урокам ОДНКНР, 5 класс
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Тема урока: Порядочность
Работа со словарём.(государство, гражданин, конституция, парламент. этика)
Однажды Скорпион попросил Черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но Скорпион всё-таки её уговорил.
— Ну, хорошо, — согласилась Черепаха, — только дай слово, что ты меня не ужалишь.
Скорпион дал слово. Тогда Черепаха посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно ужалил черепаху.
— Как тебе не стыдно, Скорпион? Ведь ты же дал слово! — закричала Черепаха.
— Ну и что? — хладнокровно спросил он. — Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?
— Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, — ответила Черепаха.
— Твоя природа — помогать всем, а моя — всех жалить. Я сделал ровно то, что делал всегда!
Вывод: приближая к себе необязательных и непорядочных людей, не обижайтесь и не ропщите, если вдруг они вас подведут. Такова их природа. Если сомневаетесь в человеке — держитесь от него подальше. Не пускайте его в свою жизнь.
— Ребята, о чем эта притча?
— Как вы думаете, какова тема нашего урока?
4. Учитель рисует на доске круг и лучи, которые отходят от него.
– Сегодня мы поговорим о таком важном качестве человека, как порядочность.
Как вы понимаете слово «порядочность»?
Учитель записывает слова, с помощью которых раскрывается смысл термина «порядочность», на лучах, а затем дети читают записи на доске. К примеру:
– Порядочность – это когда у человека все в порядке: мысли, чувства и поступки.
– Порядочность связана с такими качествами, как честность, отзывчивость, смелость, ответственность, уважительность, доброта, совесть и другими.
Работа с учебником с. 18- 21(ответы на вопросы 1.2)
Чтение текста с.22-24.
6. Чтение с остановкой.
А. Кунанбаев. «Испытание учителя»
Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им:
– Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей.
Ученики согласились, что, в самом деле, пришла их очередь послужить своему учителю, но сказали:
– А где, господин, мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам.
– Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю?
– Мы, мы! – закричали ученики. – Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать!
Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.
Все ученики уже собирались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его:
– В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?
– Как вы думаете, что сказал мальчик?
– Прости меня, мой господин, – сказал мальчик. – Но я не смогу сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где на нас никто не будет смотреть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!
– Как вы думаете, что ответил учитель?
Лицо старика засияло радостью:
– Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления!
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова своего товарища: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
– Объясните, как вы понимаете слова: « Мое «Я» всегда наблюдает за мной ».
– Что значит быть честным по отношению к себе?
– Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
– Порядочность делает человека человеком. Она не позволяет человеку поступать плохо не потому, что кто-то это может увидеть и осудить его, а потому что сам человек осудит себя строже, чем кто-либо, потому что себе соврать нельзя, свои поступки от себя не скроешь.
7. Как вы знаете, человек – это не только физическое тело. У человека есть чувства, эмоции, мысли. Свое физическое тело мы стремимся содержать в чистоте, принимаем каждое утро и каждый вечер водные процедуры, закаляемся, тренируемся, ведем здоровый образ жизни.
– А вы знаете, ребята, что внутренний мир человека, то есть наш духовный мир, также нуждается в чистоте, согласии и порядке?
Учитель предлагает детям подумать и закончить фразу : «Для меня порядок в душе это когда…», «…порядок – это когда уютно; …когда меня любят родные и близкие; когда на сердце хорошо; … когда в семье лад; … когда в школе меня ценят и любят и т.д.
с.24 «Воспитанный человек» Продолжи, дополни….
с.22-23 дополнительный материал
Рабочие листы (понятие «порядочность»)
Выбранный для просмотра документ ок 2.doc
1. Запиши подходящие слова.
____________________ П __________________
____________________ О __________________
____________________ Р __________________
____________________ Я __________________
____________________ Д __________________
____________________ О __________________
____________________ Ч __________________
____________________ Н __________________
____________________ О __________________
___________________ С __________________
____________________ Т __________________
____________________ Ь __________________
2. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
чтобы тебя не погубило зло
Твори добро, чтобы любя
От злого – зло родится
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
кто добра не делает никому
Запиши подходящие слова.
____________________ П __________________
____________________ О __________________
____________________ Р __________________
____________________ Я __________________
____________________ Д __________________
____________________ О __________________
____________________ Ч __________________
____________________ Н __________________
____________________ О __________________
___________________ С __________________
____________________ Т __________________
____________________ Ь __________________
2. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
чтобы тебя не погубило зло
Твори добро, чтобы любя
От злого – зло родится
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
кто добра не делает никому
Выбранный для просмотра документ понятия.doc
Выбранный для просмотра документ карточки.docx
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
3.Актуализация опорных знаний по теме.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное скажите в человеке?
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.-
Я поклонилась голову склоня.
Второй ответил: -Воля на пути -(прикрепляем карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.-
Я поклонилась в пояс мудрецу.
-Послушайте, что строго он ответил( пауза).
Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Невелика моя об этом повесть,
-Давайте поставим цель урока
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
-Этому важнейшему качеству каждого человека и посвятим урок
3.Изложение нового материала.
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Из букв данного слова составьте слова и запишите их на листе
сеть — то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
сос (sos) — то, что подает сигнал бедствия;
вето — то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.)
Работа с афоризмами.
.Что такое совесть? Попробуем вместе с вами дать определение этому слову
А) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на доску.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Ребята посмотрите, что у нас получилось
Мультфильм («Лунтик. Совесть»)
Работа с учебником.
-Человека начинает мучить совесть, он раскаивается, работает над собой, так начинается самоисправление. Таким образом, первое условие исправления связано с осознанием своей вины. Совесть и стыд неразделимы.
Но чего на самом деле надо стыдиться? Ответьте «да» или «нет»
*физических недостатков человека
*не модной, но аккуратной и чистой одежды
*положения родителей, их работы
*своего невежества, необразованности
*жестокого отношения к окружающим
*неряшливого вида, грязных рук
— Нужна ли тренировка для развития чувств совести? Прочитайте об этом на с.27-28.
— Что нужно делать для развития чувства совести (второй абзац на с.28)
-самоуважение и уважение
-чуткость и внимание
Портрет совестливого человека
Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него… ( глубокое раскаяние ).
Совесть побуждает человека следовать… ( добру, истине и справедливости ).
Отвращает его от… ( дурных поступков и действий)
И в заключение нашей беседы я хотела бы, что бы вы прочитали выразительно стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
Выбранный для просмотра документ ок 3.doc
2. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, подчеркните его
«Закон, живущий в нас, называется совестью». Иммануил Кант (немецкий философ)
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов Александр Васильевич (русский полководец)
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
Пушкин Александр Сергеевич (русский поэт)
«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель)
«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель (древнегреческий философ)
2. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, подчеркните его
«Закон, живущий в нас, называется совестью». Иммануил Кант (немецкий философ)
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов Александр Васильевич (русский полководец)
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
Пушкин Александр Сергеевич (русский поэт)
«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель)
«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель (древнегреческий философ)
3. Собери пословицы
4. Портрет совестливого человека
Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Он все делает по совести, стыдится поступать (как?)_______________________________________________
Это – человек (какой?)_______________________________
Он не совершает поступков, которые __________________
Он не пройдет мимо ________________________________
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( как? ) _____________________, и они вызывают у него… ( что? )_________________________.
Совесть побуждает человека следовать ( чему?)__________
Отвращает его от… ( чего?)______________________________
3. Собери пословицы
4. Портрет совестливого человека
Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
1.Он все делает по совести, стыдится поступать (как?)_______________________________________________
2.Это – человек (какой?)_______________________________
3.Он не совершает поступков, которые __________________
4.Он не пройдет мимо ________________________________
5.Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( как? ) _____________________, и они вызывают у него… ( что? )_________________________.
6.Совесть побуждает человека следовать ( чему?)__________
Отвращает его от… ( чего?)______________________________
Выбранный для просмотра документ понятия.doc
Выбранный для просмотра документ для работы в парах.doc
Выбранный для просмотра документ конспект.docx
Тема урока: «Доверие и доверчивость»
Цель : расширять представление учащихся о значимости доверительного отношения между людьми.
— Раскрытие значения понятия «доверие»;
— Развитие умения строить доверительные отношения со сверстниками;
— Воспитание в себе веры в доброе и хорошее в людях.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний
день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили
сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
1. Работа с понятиями
2. Определение темы урока.
Позитивное высказывание (цитата и стихотворение на доске)
Взаимное доверие — основа дружбы.
— Объясните смысл этой цитаты
Чтоб на свете дружно жить,
Надо радость всем дарить!
Верить людям и любить,
Их доверьем дорожить!
Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?
3. Актуализация ранее изученного материала.
Беседа по вопросам.
-1. Что значит верить людям?
2. Что такое доверие?
(Доверие (между людьми) — это уверенность, в поступке другого человека.
Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные
взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и
доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в
тех или иных отношениях.
Согласно толковому словарю Ушакова, доверие — это убежденность в
Запись темы на рабочих листах
4. Творческая работа в парах или группах (карточки потом собираются на доске)
Упражнение «Расшифруй слово»
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие
группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и
объясняют свой выбор. Какие ассоциации у вас возникают?
В–вера, верность, воодушевленность.
— Что вы чувствуете, когда вам доверяют?
— Кому вы доверяете? Почему?
5. Работа с учебником. С.36
Представьте себе, что вы должны отправиться в путешествие на большом корабле. Путешествие это полно приключений и опасностей. Одному вам не справиться с трудностями. Кого бы вы позвали с собой на корабль в свою команду, кому вы доверяете? А кто бы согласился отправиться с вами в путешествие?
Я доверяю Мне доверяют
— Какой список оказался больше? Как вы думаете, почему?
7. Видеоролик. «Дорога к счастью. О доверии»
8. Размышление над ситуацией: ПРИТЧА-РАССКАЗ «СИЛА ДОВЕРИЯ»
В центре города в девятиэтажном доме вспыхнул пожар. Служащие с нижних этажей здания и жильцы с верхних в спешке покидали помещения. Только восьмилетний мальчик крепко спал в своей квартире на восьмом этаже. Его мать была в отъезде, а отец вышел за продуктами в соседний супермаркет.
Огонь быстро охватывал этаж за этажом и поднимался все выше и выше. Пожарные боролись с огнем, но безуспешно. Они просили помощи у пожарных других районов и предместий города. Драма стала превращаться в трагедию, когда пожарные увидели в окне восьмого этажа лицо испуганного ребенка. Сила огня возрастала, пламя продолжало распространяться с огромной скоростью и уже поглощало пятый этаж. Появился отец ребенка, его лицо было искажено ужасом. Пожарные попытались приставить лестницу к стене здания, но огонь не давал возможности взобраться по ней.
— Папочка! Мне страшно! — услышали пожарники голос мальчика.
Отец, плача, кричал сыну:
— Не бойся, мой мальчик! Я здесь, внизу! Но дым мешал ребенку видеть отца.
— Папа! Я не вижу тебя! Я вижу только дым и огонь! Но отец видел ребенка, огонь освещал его.
— Но я тебя вижу, сынок! Знаешь, что ты должен сделать? Прыгнуть вниз. Мы тебя тут поймаем, нас тут много. Прыгай!
— Но я ничего не вижу! — кричал сын.
— Тогда закрой глаза и прыгай! Я тебя вижу!
— Папа! Я тебя не вижу, но иду к тебе!
8. Можно ли доверять всем и каждoму? Пoчему?
Чтение притчи по ролям.
Притча « Косуля и ворон»
9. Самостоятельная работа с учебником с. 37-39
-Как вы думаете, когда создали такую уникальную службу? С какой целью?
-Что вы вообще знаете о Телефоне доверия?
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем)
Вывод :Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь! Взаимное доверие является самым надёжным фундаментом, на котором строятся человеческие отношения.
Доверие — также, как и дворец из стекла. Если разобьется,
каждый его кусочек воткнется в сердце человека.
Презентация по Светской этике. » Справедливость».
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы светской этики Справедливость Урок 12. Г.о.Самара Составил Учитель МБОУ СОШ№85 Шмонина Наталья Александровна
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. Узнать о противоположных понятиях. Раскрыть смысл понятий «справедливость» и «несправедливость» Обсудить и усвоить с учащимися моральные правила справедливого человека.
Задачи урока: Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека. Воспитать в детях чувства справедливости. Развить учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию, делать выводы и обобщения. Развить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.
Вы узнаете: Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним. Виктор Франкл Вывод : австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Мотивационный блок.
Работа в группах Первая группа попробует определить откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова. Вторая группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы. Мотивационный блок.
О справедливости Андрей Эйсмонт Я в углу стою, скучаю – за проступок отвечаю и тихонечко грущу – справедливость всё ищу! Мы с мячом играли. Сразу, как-то так попали в вазу. Пусть, я пнул, разок- другой по мячу своей ногой… Вазу мяч разбил – не я! В чём же здесь вина моя? Я стою, а мяч с котом обежал уже весь дом… Ну, скажите же на милость где же в этом справедливость? Рефлексивный блок.
Домашнее задание Расскажите случаи из жизни, когда с вами поступали справедливо или несправедливо. Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Рефлексивный блок.
Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Рефлексивный блок.
И в заключении за хорошую работу на уроке. Просмотр видеоклипа. «Лунтик и справедливость».