специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
на тему: «Средневековая Азия – Китай»
по предмету: История
Выполнила: Алексеенко О.М.
2021 г.
Средневековье
Средневековье условно делят на 3 периода:
Раннее средневековье (конец V – середина XI века).
Высокое или Классическое Средневековье (середина XI – конец XIV века).
Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV – XVI века).
2.
3.
Средневековая Азия – Китай
4.
Средневековый Китай. Правление династий Тан и Сун.
В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан. Она управляла страной около 300 лет. Возглавлял единое государство – император. Китай имел большую армию и стремился подчинить себе соседей (Корею, Вьетнам). Полвека китайская армия владела Великим Шелковым путем.
5.
Средневековый Китай. Правление династий Тан и Сун.
Внутри страны, для облегчения перевозок, был сооружен Великий канал длинной 1700 км. Он соединил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север.
Продолжалось и строительство Великой Китайской стены, призванной защитить империю от северных кочевников.
Средневековый Китай. Правление династий Тан и Сун.
6.
Средневековый Китай. Правление династий Тан и Сун.
7.
В 907 году, династия Тан, ослабленная от многочисленных восстаний и войн, была свергнута. После нее, на севере Китая сменилось целых 5 династий. Данный период характерен политическими потрясениями и расколами. В 960 году к власти пришла династия Сун.
Средневековый Китай. Под властью монголов.
В 1211 году войско Чингисхана вторглось в северный Китай. В течении 4 лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со столицей Пекином. А с конца XIII века Китай и вовсе стал основной частью Монгольского государства. В последствии, монголы переняли у китайцев осадные орудия и научились брать штурмом крепости.
8.
Средневековый Китай. Под властью монголов.
9.
В 1368 году Китай добился независимости. Этому способствовало «восстание Красных повязок» – восстание повстанцев против монгольских захватчиков.
Средневековый Китай. Великие изобретения.
10.
В Китае научились печатать книги раньше европейцев: мастера вырезали текст на деревянных досках, затем наносили жидкую краску и накладывали лист бумаги. А в VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник».
Средневековый Китай. Великие изобретения.
11.
Китайские врачи хорошо знали лечебные свойства растений. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание, прижигания, точечный массаж.
13.
Средневековый Китай. Великие изобретения.
В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке – металлические (клепаные) пушки.
Средневековый Китай. Великие изобретения.
14.
Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретенный еще в древности.
15.
Средневековый Китай. Великие изобретения.
Китайцы первыми изобрели фарфор, который изготовляли из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть: «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как конг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день».
Китай также славился производством шелка.
16.
Средневековый Китай. Великие изобретения.
Астрономы из Китая умели определять длину меридиана, предсказывать затмения. Задолго до европейцев они открыли пятна на солнце. В XIII веке создали календарь с удивительной точностью.
Средневековый Китай. Литература и искусство.
VIII – IX века были золотым веком китайской поэзии: в то время творили около 2 тысяч поэтов.
17.
Средневековый Китай. Литература и искусство.
Развивалась и архитектура. Архитекторы строили пагоды
– буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.
18.
Средневековый Китай. Литература и искусство.
19.
Главным видом искусства была живопись. Картины писали красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Художники изображали пейзажи, которые китайцы называли «горы и воды».
Средневековый Китай. Литература и искусство.
20.
Кроме пейзажей, живописцы также изображали плоды, нежные цветы и листья, зверей, птиц. Такие картины назывались «цветы и птицы».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Средневековый Китай
Урок 34. Всемирная история 6 класс ФГОС
Конспект урока «Средневековый Китай»
Китайская цивилизация является одной из самых древних в мире. Её возраст составляет несколько тысяч лет.
Но особое место в истории Китая занимает период Средневековья.
Периодизация истории Китая отличается от европейской.
Для удобства она делится на периоды правления династий.
В период Средних Веков в Европе Китаем правили несколько династий.
С VII по X век – династия Тан.
Династия Сун – с X по XIII век.
Династия Юа̀нь – с XIII по XIV век.
Династия Мин – с XIV по XVII век.
Сами китайцы называли свою страну «Поднебѐсной империей». Императора считали «Сыном Неба».
Император был верховным правителем. Его власть была неограниченной. Он управлял при помощи чиновников. В его подчинении находилась огромная армия.
В период империи Тан Китай подчинил Корѐю и Вьетна̀м. Земли бывшего Тюркского каганата и многие другие территории.
Было восстановлено движение по Великому шёлковому пути.
Благодаря этому Китай поддерживал торговые отношения с Арабским халифатом, Средней Азией, Византией.
Великий шёлковый путь
Успешно развивалась морская торговля. Морские пути связывали Китай с Индией, Японией, Ираном.
Собственником всей земли в Китае был император. Крестьяне, работавшие на ней, платили за это налоги и выполняли различные повинности.
К IX веку наместники окраин страны присвоили себе эти государственные земли. Между ними и центральной властью начался затяжной конфликт.
От действий наместников и бездействия центра больше всех страдали простые люди.
К этому добавились неурожаи и голод, коррупция среди чиновников, слабость последних императоров. В стране началось восстание.
Одним из руководителей восставших был Хуа̀н Ча̀о. Его армии удалось захватить столицу империи – Чанъа̀нь. На короткое время Хуан Чао стал новым императором.
Но раздоры и военные неудачи заставили восставших покинуть столицу.
Вскоре их лидер погиб. Восстание пошло на убыль, но окончательного мира это не принесло. Мятежи продолжались ещё несколько лет.
В ходе всех неурядиц империя распалась. Династия Тан была свергнута.
Вновь объединить страну после полувека раздробленности удалось новой династии – Сун. Её представители стали править Китаем с 960 года.
В период правления династии Сун население Китая возросло с 60 до 100 млн. человек. Получили развитие металлургия и судостроение. Развивались наука и культура.
Но в XII веке между Китаем и враждебной ему чжурчжэ̀ньской империей Цзинь началась долгая война. Она шла с переменным успехом до 1234 года. До тех пор, пока монголы не уничтожили империю Цзинь.
После они направились в Китай и за 70 лет ожесточённой борьбы подчинили его.
С конца XIII века Китаем стала править монгольская династия Юа̀нь. Её основателем стал хан Хубила̀й (1294–1307 годы).
Новый император перенял многие китайские обычаи, в управлении ему помогали китайские советники. Он заботился об экономике страны. Способствовал росту её могущества.
Но китайцы, в противовес завоевателям-монголам, считались более «низкими» людьми.
Уже при Хубила̀е ситуация в стране стала обостряться. Неудачные походы в Японию, Вьетнам и на Яву, борьба за контроль над землями Монгольской империи привели к огромным расходам.
После смерти хана его приемники стали увеличивать налоги, проводить непопулярные реформы. Внутри страны шла борьба за власть.
Всё это вызывало недовольство простых китайцев и привело к началу антимонгольского восстания.
Оно началось в середине XIV века, и было названо восстанием Кра̀сных повязок.
Война длилась около 20 лет. В 1368 году Китай добился независимости.
В стране воцарилась новая династия – Мин. При её первых императорах экономика страны была восстановлена, в стране наблюдался хозяйственный подъем.
За период Средних Веков китайские мастера и учёные достигли больших успехов.
Продолжалось производство шёлка (из него шили самую дорогую одежду) и фарфоровых изделий (посуды, декоративных предметов).
Эти товары высоко ценились в других странах. Технология их производства держалась в строгом секрете.
Ещё в VI веке китайцы освоили книгопечатание. В XI веке ими был изобретён наборный шрифт.
В Китае был изобретён порох. Сначала он использовался в фейерверках. После – в военном деле. В XI веке китайские моряки начали применять компас.
Для управления огромной страной требовалось большое количество грамотных чиновников. Поэтому образование в Китае находилось на очень высоком уровне.
Будущему чиновнику было необходимо отучиться в специальной школе. После – сдать особый экзамен на пригодность к службе.
Особое уважение китайцы проявляли к своей истории. Они старались тщательно задокументировать период правление каждой династии. Сохранить все указы и распоряжения отдельного императора.
Больших успехов достигли китайские мореплаватели. Желание оживить внешнюю торговлю Китая, разведка новых земель и стремление к международному признанию династии Мин побудили императора Китая снарядить морские экспедиции в Южную и Юго-Восточную Азию.
С начала XV века было проведено 7 экспедиций. Во главе китайского флота стоял адмирал Чжэн Хэ.
В ходе плавания были составлены многочисленные карты. Установлены дружественные и дипломатические отношения со многими странами.
Седьмое плавание Чжэн Хэ.
В Средние Века получила развитие китайская литература. В XIV веке появился исторический роман. Самые известные произведения этого жанра – «Троеца̀рствие» и «Речные за̀води».
Архитектура Китая гармонично вписывалась в окружающий ландшафт.
Наиболее примечательными постройками этого периода были па̀годы, буддистские храмы, дворцы правителей.
Но самым главным искусством Китая была живопись. Картины писались на шёлке или бумаге. Художники часто называли свои творения получившей форму поэзией.
Средние Века стали для Китая временем испытаний.
Внутренние проблемы и внешняя угроза часто приводили Китай к краю пропасти.
Но стране постоянно удавалось восстановить свою государственность.
Серьёзных успехов достигли мореплавание, наука и техника Китая.
В Средние Века продолжала развиваться китайская культура.
Она оказала большое влияние на культуру других стран.
§ 26. Китай и Япония в средние века
§ 26. Китай и Япония в средние века
Китай – Срединное государство
Китай – одна из крупнейших стран мира с древней историей и богатой культурой. Государство возникло здесь около четырёх тысяч лет назад. С тех пор периоды существования единого государства неоднократно сменялись временами раздробленности. Но в течение многих веков устройство государства и образ жизни обитателей Китая почти не менялись. Китайцы считали свою страну центром мира и называли её Срединным государством или Поднебесной империей. Китайцы считали своего императора повелителем и всех окрестных земель. Поэтому любое посольство иностранной державы они воспринимали как символ выражения покорности императору.
Верблюд. Статуэтка эпохи Тан
На протяжении всей своей истории китайцы вели войны с пограничными странами и племенами. Главная угроза исходила от кочевников, живших к северу от границ Китая. Для защиты от их вторжений ещё в древности была построена Великая Китайская стена.
Будда. Китайская скульптура. XII век
В периоды существования единого государства правителям Китая силой удавалось отражать вторжения врагов и даже заставлять северные племена платить дань. Ослабление Китая, его распад на враждующие государства нередко приводили к подчинению значительных частей страны иноземной власти. Однако со временем завоеватели смешивались с более культурным и многочисленным местным населением. Даже создавая свои государства, завоеватели стремились подражать китайским порядкам. Культура, образ жизни и мудрость китайцев становились образцом для окружающих народов.
Монгольское завоевание Китая
В VII веке Китай был объединён под властью династии Тан. Однако мятежи в армии и вторжения иноземцев привели к ослаблению государства, и в начале X века династия Тан была свергнута. За периодом смут и раздробленности в середине X века последовало объединение Китая династией Сун.
Кочевники – соседи Китая. Средневековый рисунок
В первой половине XIII века на страну обрушились монголы. После завоевания Северного Китая они приступили к покорению Южного Китая. В 1279 году государство Сун было уничтожено, а его последний император попал в плен. Весь Китай оказался под властью жестоких чужеземцев, став частью Монгольской державы. Монгольское правление продолжалось почти сто лет.
Китайская бронзовая монета
В середине XIV века жестокая власть монгольских правителей вызвала народное восстание. Его возглавили члены тайной организации «Белый лотос». В 1368 году восставшие заняли столицу Китая город Пекин, изгнав монголов из страны. Их предводитель был провозглашён императором и положил начало династии Мин.
Китай в VII–XII веках
Территории каких народов граничили с Китаем? Куда были направлены завоевательные походы китайских императоров? Как изменилась территория Китая в XII веке по сравнению с VII веком?
Учения китайских мудрецов
В Китае с древности было распространено несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. Все религии находились под покровительством государственной власти, а император являлся верховным жрецом всех богов. Древние верования были языческими: все китайцы верили в духов, оборотней, почитали усопших предков, поклонялись нескольким сотням божеств, среди которых встречались и реальные люди, прославившиеся в прошлом, – мудрецы, герои, императоры, выдающиеся чиновники.
Китайская пагода – место поклонения буддистов
В I веке н. э. в Китай из Индии проник буддизм – учение об освобождении от страданий и достижении состояния полной отрешённости от внешнего мира (нирваны). Со временем эта религия стала одной из самых распространённых в Китае. Большое число почитателей было также у возникшего ещё в древности даосизма. Согласно этой религии, человек должен стремиться достичь согласия с природой и естественным течением жизни.
Китайские учёные. Средневековый рисунок
Всеобщим уважением в Китае пользовалось учение Конфуция – мудреца, жившего в VI–V веках до н. э. Благородные люди, по мнению Конфуция, должны обладать такими качествами, как любовь, благосклонность, человечность, верность, а также чувством долга. Важнейшим правилом жизни, ниспосланным людям самим Небом, Конфуций считал уважение к старшим. Сын должен повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчинённый – начальнику, друзья – долгу верности. Только если эти правила соблюдаются, в государстве царит порядок и оно процветает.
Китайская ваза. XIV век
Самой важной добродетелью человека является сыновья почтительность. По мнению Конфуция, лучше умереть, чем отказаться почитать родителей. Столь же важно, как и почитание родителей, подчинение власти государства. Однако и правитель должен вести праведную жизнь и добиваться уважения народа. После смерти мудреца китайцы стали обожествлять Конфуция и сооружать в его честь алтари и храмы.
Государство в Китае
Государственная власть играла важнейшую роль в жизни китайцев. На вершине государственной пирамиды стоял император, обладавший огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Китайцы считали, что его власть исходила от Божественного Неба. Поэтому императора в Китае именовали Сыном Неба. Он не только должен был правильно управлять своими подданными, но и «отвечал» за природные явления. Император в соответствии с календарём, созданным учёными, возвещал о начале сева или уборки урожая.
Император из династии Тан. Средневековая миниатюра
Император считался «подателем жизни» не только для своих подданных, но и для всех живых существ. Поэтому любое сопротивление ему рассматривалось как тягчайшее преступление. Конфуций сравнивал императора с ветром, а народ – с травой: «Куда дует ветер, туда и трава гнётся». Все жители Поднебесной были одинаково бесправны перед императором, который являлся ещё и верховным собственником всей земли в стране. Любое слово императора было законом.
Императорский дворец в Пекине
Согласно учению Конфуция, высшей целью власти было обеспечение общественного блага. Поэтому император должен был заботиться о народе и прислушиваться к его мнению, чтобы править справедливо. Народная поговорка гласила: «Когда государь нарушает закон, он становится подобным простолюдину». Утверждения о том, что император нарушил волю Божественного Неба, служили оправданием для многочисленных переворотов и мятежей. В результате императоров свергали и даже убивали.
В Китае не было родовой знати, и власть императора опиралась на многочисленных чиновников. Они отвечали за все стороны жизни – от сбора налогов до постройки каналов, дорог, дамб, дворцов. Должности чиновников не передавались по наследству, считалось, что ими должны становиться самые мудрые, талантливые и добродетельные люди. Согласно учению Конфуция, достигнуть совершенства человек мог лишь путём упорного учения и праведного труда. Поэтому в Китае высоко ценились знания и образованные люди. Любой, кто претендовал на получение учёной степени, дававшей возможность стать чиновником, должен был выдержать трудный экзамен. Будущие чиновники писали поэму в стихах на заданную тему, а также сочинение, выявлявшее знание законов, трудов Конфуция и других древних мудрецов. Сдав экзамен, одарённые люди, даже если они происходили из простого народа, могли рассчитывать на получение важных должностей. Однако преимущество получали представители богатых семей, так как они могли обеспечить своим детям хорошее образование. Учёные и чиновники были освобождены от уплаты налогов и выполнения повинностей.
Китайский чиновник. Средневековая статуэтка
Обучение в школе было долгим и трудным. Занятия продолжались с семи утра до шести вечера. Чтобы овладеть чтением и письмом, нужны были хорошая память и твёрдая рука. В китайской письменности существует 80 тысяч иероглифов. Но лишь немногие знали все иероглифы, даже учёные помнили только 25–30 тысяч. Образованному человеку было достаточно знать 6–7 тысяч знаков.
Детей обучали грамоте по «Книге трёх иероглифов», в каждой строке которой было лишь три знака. Освоив её, ученики переходили к чтению «Книги тысячи иероглифов», в которой из тысячи знаков ни один не повторялся. Затем следовало заучивание изречений Конфуция и других древних авторов. Вслед за обучением чтению ученики приступали к постижению искусства письма. Они должны были научиться красиво и чётко писать иероглифы кисточкой и тушью.
Поэзия и живопись Китая
Зародившееся ещё в древности, китайское искусство в Средние века достигло совершенства. Художники и поэты любили описывать разнообразную природу Китая – его горы, речные долины, леса. Особенностью искусства было стремление показать, что человек является частью природы и должен жить в соответствии с её законами.
Традиционное японское жилище
Поэзия и живопись Китая были тесно связаны между собой. Поэт и художник пользовались кистью и тушью, чтобы создавать свои творения на бумаге или на шёлке.
Многие поэты были и живописцами. Об одном из них говорили: «В его стихах – картины, в его живописи – поэзия». Сами иероглифы, которыми записывали стихи, благодаря их живописности становились произведением искусства.
Какие мысли стремились отразить китайские художники и поэты?
Япония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на множестве мелких и четырёх крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего бога.
Предки современных японцев переселились на острова из Азии. Они умели выращивать рис, ставший основной пищей японцев, и разводили скот. Воюя с местными племенами, они постепенно заселили все четыре главных острова архипелага. Издревле большое влияние на культуру, религию и государство Японии оказывали её соседи – Китай и Корея.
Демон-фонарщик. Средневековая скульптура
Согласно легенде, первым правителем Японии был император Дзимму, живший в VII веке до н. э. Однако учёные считают, что первое государство здесь появилось на рубеже III–IV веков на землях племени Ямато. К VII веку вожди Ямато подчинили себе другие племена на островах Кюсю и Хонсю, нередко они совершали завоевательные походы против Кореи.
Многие японцы полагают, что существующая и поныне императорская династия имеет божественное происхождение. Предком императоров называют богиню солнца Аматэрасу, которая передала им знаки власти – бронзовое зеркало (символ божественности), яшмовые бусы (символ верности подданных) и меч (символ могущества). Император пользуется всеобщим почтением и уважением. Однако реальной власти у него почти никогда не было. Страной правили, сменяя друг друга, представители богатых и знатных семей.
Чиновник. Средневековая скульптура
Важное событие произошло в 645 году. Сторонникам императора удалось совершить переворот и устранить от власти могущественный род Сога. Начался период преобразований, которые японцы назвали «временем Великих перемен». Целью переворота было укрепление государственной власти. Примером для японского императора послужил Китай, где после нескольких столетий раздробленности и междоусобных войн возникло сильное единое государство. Теперь все должны были подчиняться единым законам, а местные власти – неукоснительно выполнять распоряжения императорского правительства. Знать лишилась прежней власти.
Постепенно власть императоров ослабевала. С VIII века реальными правителями государства стали представители знатного рода Фудзивара. Они правили, не считаясь с императорами, которые жили затворниками в своих дворцах.
Постепенно знатные семьи сосредоточили в своих руках большие земли и начали передавать их по наследству. Знать могла содержать военные отряды, которые использовались для войн с соседями и междоусобных столкновений. Воинов, служивших знатным хозяевам, называли самураями (от слова «служить»). Первоначально их набирали из богатых крестьян, охотников, домашних слуг, а затем воинское занятие стало наследственным. За службу самураи получали земельные наделы с крестьянскими дворами. Со временем самураями стали называть представителей всего воинского сословия – и простых воинов, и предводителей крупных отрядов.
Битва между отрядами самураев. Средневековый рисунок
Главным занятием и смыслом жизни самураев считалась война. Они мечтали о том, чтобы с доблестью погибнуть на поле боя за своего господина. Самураи не должны были сдаваться в плен или отступать. Самурай, совершивший проступок, недостойный его положения, или потерявший своего господина, должен был совершить обряд самоубийства – сэппуку (или харакири). Тем самым он доказывал своё мужество и самообладание. Правила поведения самурая, его «кодекс чести» были изложены в книге, получившей название «Бусидо» («путь воина»).
Сражение войск самурайских родов Тайра и Минамото. Средневековый рисунок
Захват власти сёгунами
В XII веке развернулись войны между различными самурайскими группировками. Победу в междоусобице одержал самурайский род Минамото. В 1192 году его глава объявил себя сёгуном. С этого времени и до XV века, когда начался период раздробленности, страной управляли сёгуны. Они лишили императоров всякой власти, но правили от их имени. Для японцев личность императора была священной, а сёгуны заявляли, что выполняют его волю. Поэтому любое непослушание военному правителю считалось выступлением против императора и жестоко каралось. В XIV веке император попытался вернуть себе власть, но удержать её не смог, и к власти пришёл новый род сёгунов-самураев.
Чтобы управлять Японией, сегуны создали военное правительство. Оно распоряжалось войском, чиновниками и сбором налогов. В разные части страны были отправлены доверенные люди сёгуна, а его главной опорой стали верные самураи. Сёгунам удалось укрепить государство и отразить первое за несколько столетий иноземное вторжение: Япония избежала монгольского завоевания. Монгольский хан – сын Чингисхана, правивший в Китае, дважды пытался захватить Японские острова. После первой неудачи в 1281 году он приказал поставить бок о бок несколько тысяч лодок, перегораживавших Корейский пролив. По проложенному по ним настилу в Японию должна была вторгнуться монгольская конница. Однако внезапно налетевший тайфун разметал суда. Япония была спасена.
Религия средневековой Японии
Так же как и в Китае, в средневековой Японии происходило переплетение различных религий. Распространённой религией был синтоизм («синто» – путь богов). Согласно мифам, в которые верили все японцы, японский народ имел божественное происхождение. Предками императора были духи Неба, а простых людей – духи более низкого порядка. Синтоисты почитают многочисленных духов предков и верят, что после смерти сами станут духами.
В VI веке в Японию из Китая пришло учение буддизма. Первыми его приверженцами стали представители придворной знати. Они рассчитывали с помощью новой религии укрепить центральную власть и объединить страну. Сосредоточенность, самоконтроль, характерные для буддизма, легли в основу воспитания и тренировки воинов-самураев. Во многих частях страны стали возникать буддийские монастыри.
Будда. Японская скульптура
Появление буддизма способствовало распространению в Японии грамотности. Японцы заимствовали из Китая иероглифическую письменность, которая использовалась при написании священных буддийских текстов.
В Японии не было религиозных конфликтов между синтоизмом и буддизмом, которые подчас в представлениях японцев сливались воедино. В синтоизме берёт начало важная черта японской культуры – почитание природы, её красоты и гармонии.
Китай в Средние века был высокоразвитым государством с богатым культурным наследием. Несмотря на вражеские вторжения и смуты внутри страны, он сохранил свою культуру и самобытность.
Власть императора в Японии была слабой, что позволило представителям самурайских родов – сёгунам – захватить власть. Многое в общественной жизни и культуре Япония заимствовала у других народов. На этой основе возникло своеобразное общество с высокой культурой.
Сёгун – титул военного правителя в Японии.
Синтоизм – языческая религия японцев.
• 645 год. Переворот, осуществлённый сторонниками императора. Начало «Великих перемен».
• 1192 год. Захват власти сёгунами.
• 1279 год. Подчинение монголами Южного Китая.
• 1281 год. Неудачное вторжение монголов в Японию.
• 1368 год. Изгнание монголов из Китая. Начало правления династии Мин.
«Когда ведёшь себя ты правильно, то за тобой пойдут и без приказа. Когда же ты ведёшь себя неправильно, не послушают, хоть и прикажешь».
Поучение Конфуция правителю
1. Как было устроено Китайское государство? Какова была власть императора?
2. Какие религии существовали в Китае? В чём заключались основные положения этих вероучений?
3. Почему учение Конфуция способствовало укреплению государственной власти в Китае? Обоснуйте своё мнение.
4. Расскажите о школе в Китае. Почему там высоко ценилось образование?
5. Чем отличалось положение японского императора от китайского?
6. Как сёгуны сумели захватить власть? Как они управляли Японией?
7. Каково было влияние Китая на государство и культуру Японии?
В чём заключались сходство и различия японских самураев и западноевропейских рыцарей?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Средние века
Средние века Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов. Василий Ключевский Пожалуй, идеализация идолов — одна из самых характерных черт второй серии исторического трагифарса. Идолы существовали и раньше, в первой
6. Средние века
6. Средние века Показав лучшие свои стороны, историк Дельбрюк немедленно раскрывает себя и с наихудшей стороны. Он не хочет признавать внутреннего разложения Римской мировой империи — ни хозяйственного, ни духовно-морального ее упадка; по его мнению, она оставалась
Средние века
Средние века Интриги святой Феодоры Одним из самых известных в истории властителей Византийской империи был Юстиниан I (483—565 гг., император с 527 г.). Придворное общество времен Юстиниана представляло собой эталон мира аристократических интриг, коварства и преступлений.
Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века)
Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,
Древняя Индия, Китай и Япония
Древняя Индия, Китай и Япония В древнеиндийской цивилизации уровень хирургических вмешательств был довольно высок. Что касается зубоврачевания, то там издавна практиковалось прижигание нерва раскаленной иглой или кипящими составами (мед, нефть или воск), заливаемыми в
Китай и Япония
Китай и Япония Китай и Япония относятся друг к другу без какой-либо симпатии, и это отчуждение в последние десять лет скорее росло, а не уменьшалось. В начале сентября 2010 года в Китае впервые за все послевоенные годы широко отметили 65-ю годовщину «победы китайского народа
Китай и Япония
Китай и Япония Китай. Китай был изолирован от соседних стран Среднего Востока высокими горами. Однако его заселили не позднее Европы. В Юаньмоу найдены зубы человека прямоходящего, датируемые 5 миллионами лет, а в Лантьяне — челюсть, орудия и следы огня, горевшего
13. Почему Англия, а не Китай, Индия или Япония?
13. Почему Англия, а не Китай, Индия или Япония? Люди этого острова Япония добродушны, учтивы превыше всякой меры и доблестны на войне; правосудие у них сурово исполняется без какой-либо пристрастности к нарушителям закона. Управляют японцами на самый просвещенный манер.
§ 33. Япония в средние века
§ 33. Япония в средние века Природа и население ЯпонииЯпония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на тысячах мелких и четырех крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего