Рассказ о средневековой литературе 6 класс

Сказки

Презентация по истории «Средневековая литература» 6 класс

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЛАН УРОКА. 1.Средневековый эпос. 2.Рыцарская литература. 3.Городская литература. 4.Крестьянская литература. 5.Великий Данте.

Задание на урок. Докажите, что на развитие средневековой литературы оказали влияние исторические события того периода?

В период средневековья бродячие музыканты создали эпосы, посвященные героическим страницам истории. В немецком эпосе «Песнь о Нибелунгах» отражено великое переселение народов. Герои совершают богатырские подвиги ради личных интересов. В «Песне» ярко отражен рыцарский быт той эпохи. Зигфрид.Трагический герой. «Песнь о Нибелунгах».

Лучше всего сохранился французский эпос- «Песнь о Роланде».Он рассказывает о гибели отряда графа Роланда и о мести Карла Великого за него. Роланд наделен чертами безупречного рыцаря-честен,благороден верен клятве сеньору. «Песнь» воспевает патрио-тизм и ненависть к вра-гам Франции. Миниатюра 11 века к «Песне о Роланде».

2.Рыцарская литература. В Англии и во Франции процветала рыцарская литера-тура,создаваемая трубадурами.Они были образован-ными и до нас дошли их имена.Трубадуры создавали образ идеального рыцаря,воспевали культ Прекрасной Дамы и рассматривали любовь как великое благо.Ры-царская поэзия создавалась на народных языках.Поэ-ты стремились к изяществу языка и точности рифмы. Гильом де Машо. Похвала дамам. Миниатюра 14 в.

2.Рыцарская литература. В это же время возникли рыцарские романы и по-вести.В них широко от-разились легенды о Ко-роле Артуре и рыцарях Круглого стола.Окруже-ние Артура,его двор пре-дставлялись как мир иде-альных рыцарей. Огромное количество про-изведений были посвя-щены любви Тристана и Изольды.Этот сюжет стал классикой мировой литературы. Эдард Берн-Джонс. Последний сон короля Артура в Аваллоне.

3.Городская литература. В 12 в.литературные про-изведения стали созда-вать горожане.Они лю-били короткие басни и стихи.В «Романе о лисе» (Франция) под видом зверей изображаются люди. Лис-горожанин,в борьбе с волком-дворянином-вы-ходит победителем,но притесняя петуха и зай-ца,оказывается в проиг-рыше. Роман о лисе.Миниатюра 13 в.

4.Крестьянская литература. Мировоззрение крестьян отразилось в устном на-родном творчестве.В пе-снях и сказках он стре-мится к добру и достига-ет цели с помошью вол-шебства. В Балладах ситуация иная. Робин Гуд активно про-тестует против неспра-ведливости и полагается на свою хитрость и по-мощь друзей. Робин Гуд и Мариана. Миниатюра 14 в.

5.Великий Данте. Самым выдающимся поэ-том Средневековья стал Данте Алигьери.Родив-шись во Флоренции он окончил городскую шко-лу и затем всю жизнь продолжал учиться. Пережив несчастную лю-бовь он описал свои чув-ства в стихах и вскоре стал известным поэтом. За борьбу против Папы его изгнали из Флоренции на 20 лет. Доменико де Микелино. Данте и три царства.

5.Великий Данте. В изгнании Данте написал «Божественную комедию».В ней описывает путешествие в ад. Его проводником стала возлюбленная-Беатриче.В 9 кругах ада он встречает предателей, властолюбцев,корыстолюбцев и др.В поэме отражена картина мироустройства и поставлены важнейшие нравственные проблемы. Джованни ди Паоло. Изгнание Данте из Флоренции.

Номер материала: ДБ-689624

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока. Средневековая литература. 6 класс.

специалист в области арт-терапии

Урок 24. Средневековая литература.

Цель: познакомить с известными произведениями средневековой литературы; подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени.

научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения средневековой литературы;

-изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

— формулировать свою точку зрения;

— слушать и слышать друг друга;

— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

— выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

— давать определения понятий;

— анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

— объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования исторического материала;

— формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: иллюстрации учебника, мультимедийная презентация, мобильные приложения.

Тип урока: открытия нового знания.

И друг другу улыбнулись!

Учитель: Ребята, ко мне в руки попало письмо из будущего, но оно зашифровано. Кто знает, что это такое? (штрих-код, QR – код). К счастью, у меня есть устройство, способное расшифровать этот код.

Зашифрованное послание: Мы дети из будущего, обращаемся к вам – нашим предкам за помощью! В нашем современном мире люди совсем перестали читать книги, слово «литература» теперь под запретом! Вся надежда на вас, мои юные друзья! Не дайте угаснуть знаниям!

Ребята, что делать? Как быть? Давайте поможем и начнем с этого момента, с нашего урока. Попробуем поставить цель на этот урок, для этого у нас есть слово-помощник «изучить». Итак, что мы сегодня будем изучать?

Цель урока: изучить средневековую литературу.

Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век компьютеров и новых технологий, а мы с вами погрузимся в далекую эпоху Средневековья, эпоху доблестных рыцарей, шумных турниров, феодальных войн и Крестовых походов.

Сегодня нам предстоит встреча с удивительной литературой, в которой отразилась эпоха Средневековья, которая стала источником сюжетов, тем, образов, нравственных ценностей для последующего развития литературы и оказала огромное влияние на умы и сердца многих поколений.

— Что такое культура?

Читайте также:  Проект в старшей группе на тему сказки зарубежных писателей

— Какие темы из области культуры мы уже с вами изучили?

— Какие изменения происходят в области образования?

С развитием образования, увеличением грамотных людей, развивается и средневековая литература.

Стихи о Робине Гуде, «Песнь о Роланде» относятся именно к этой эпохе. Знакомы ли вам эти произведения?

На уроке мы должны не просто познакомиться с выдающимися произведениями литературы, а попробовать понять, что ценили люди того времени, что их волновало, радовало и огорчало, к чему они стремились.

Тема урока: «Средневековая литература».

Литература раннего Средневековья.

Проблемные вопросы урока : Почему куртуазная поэзия и рыцарские романы влияли на поведение рыцаря? Какие качества человека воспевали средневековые трубадуры?

Когда говорят о Средних веках, обычно вспоминают закованного в латы рыцаря, Крестовые походы, каменные громады феодального замка, изнурительный труд крепостного крестьянства, инквизицию. Немало в Средние века было тягот, но можно ли говорить о Средневековье столь пессимистично? Определим это на нашем уроке.

Работа по теме урока.

Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после Античности и охватывающую длительный период истории.

Предлагаю вам выступить в роли исследователей. Работа предстоит нам трудная, требующая усидчивости, кропотливости и терпения, поэтому давайте для начала разомнемся.

Пора и за работу приниматься!

Для эффективности работы разделимся на три исследовательских группы.

2. Распределить обязанности в группе.

3. Подготовить выступление.

4. Презентовать свою работу.

Помимо этого, к каждой выступающей группе вы должны задать по 1-2 вопроса.

После выступления групп, мы проверим насколько хорошо вы усвоили материал, проведем проверочную работу и выставим оценки за урок.

Задание для первой группы: работая с текстом п.1 &27, исследуйте особенности и характерные черты литературы раннего Средневековья. Заполни схему, используя шаблон. Оформи графически.

Источник

Средневековая литература и искусство

Урок 31. Всемирная история 6 класс ФГОС

Конспект урока «Средневековая литература и искусство»

За период Средневековья европейская литература не только возродилась, но и обогатилась новыми жанрами.

Жанр ры̀царской поэзии появился в XI веке на Юге Франции.

Поэтов и певцов, слагавших стихи о похождениях рыцарей, стали называть трубаду̀рами. Расцвет их творчества пришёлся на XII–XIII века.

Трубадурами был создан образ идеального рыцаря.

Он обладал такими качествами, как щедрость, смелость, справедливость, благородство, верность сеньору. К ним добавлялись вежливость, привлекательность, образованность, умение вести себя в обществе и почтение к женщинам.

Особенно в творчество трубадуров воспевалось служение Прекра̀сной Да̀мекульт идеальной любви к избраннице рыцаря.

Рыцарская поэзия прославляла походы и сражения, доблесть и мужество рыцарей.

В Средние Века получает развитие жанр рыцарского романа.

Рыцарь в рыцарском романе

В этих произведениях, которые были похожи на античные мифы и сказания, рыцари совершают подвиги во имя добра и личной славы. Ведут борьбу со злом во всех его проявлениях.

В этих романах велика доля фантастики (сказочные существа, драконы, выдуманные страны и герои). Рыцарь в таком романе – не конкретная историческая личность, а идеальный образ.

Наиболее популярными были произведения о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В них были отражены все особенности жанра рыцарского романа.

Вместе с ростом городов идёт развитие городской литературы.

В среде горожан были популярны небольшие стихотворные сатирические рассказы.

В них повествовалось о быте простого народа и его тяготах. О находчивых бюргерах и крестьянах, оставлявших в дураках феодалов, рыцарей и монахов.

К городской литературе относят творчество вага̀нтовбродячих поэтов.

Их песни, сложенные в основном на латинском языке, также затрагивали более «земные» темы. Ваганты воспевали любовь и веселье, высмеивали пороки феодалов и духовенства.

Литература Средневековья часто была анонимной. Но до нашего времени дошло большое количество авторских произведений.

Особое место среди них занимает «Божѐственная комедия», созданная великим итальянским поэтом Да̀нте Алигьѐри (1265–1321 годы).

Данте описывает своё путешествие в загробный мир. Его сопровождает знаменитый римский поэт Вергѝлий.

При помощи аллегорий поэт описал окружающий его мир, высказал своё мнение и отношение к существующему порядку вещей.

Данте и Вергилий посещают Ад, где проходят все его 9 кругов и видят муки самых известных грешников: Иу̀ды, Бру̀та. А также современников Данте, известных духовных лиц и политиков.

Чистѝлище – в нём находятся души, успевших покаяться грешников. За это они получили возможность попасть в Рай. В Чистилище также находится много современников Данте и реальных исторических персонажей.

Рай – в нём, по мнению автора, заслужили место великие правители, христианские святые и достойные того современники Данте.

«Божественная комедия» сильно повлияла на развитие европейской литературы. На протяжении веков вдохновляла поэтов, художников и философов.

С XI века в Западной Европе постепенно увеличивается доля построек из камня.

Из камня строились храмы, замки, ратуши, значимые общественные здания.

В Средневековье в архитектуре Западной Европы преобладали два стиля: рома̀нский (XI–XII века) и готѝческий (XIII–начало XVI века). Лучше всего они проявились в храмах и соборах.

Архитекторы Раннего Средневековья брали за образец постройки времён Римской империи. Отсюда название стиля – «романский».

Поэтому романский храм – мощное здание с толстыми стенами и узкими окнами. Оно похож на крепость и часто выполняло эту функцию, служа убежищем населению во время опасности.

Готические храмы появились благодаря накопленному опыту строительства и развитию инженерных знаний.

Они выглядят лёгкими, устремлёнными ввысь. Для них характерны высокие заострённые башни, большие окна с витражами.

На постройку храма или собора уходили десятилетия. На его украшение – порой ещё больше времени.

Внутренне и внешнее убранство храма, состоящее из Библейских сюжетов, (резьба, живопись, скульптура) служило «Библией для неграмотных».

Образы, созданные средневековыми мастерами, доходчиво объясняли и показывали простому человеку величие христианской церкви, её значимость.

Художники и скульпторы Средних Веков в своих произведениях делали упор на богатство внутреннего мира человека, его души, а не на внешней красоте.

Кроме церковного искусства в период Средневековья получили развитие и светские направления.

В живописи большим достижением стала книжная миниатюра.

В «Больших хро̀никах» и «Календаре герцога Беррѝйского» отражены повседневные занятие средневековых людей, их быт, досуг, окружающая их природа.

За период Средних Веков литература и искусство значительно продвинулись вперёд.

Выделились новые жанры литературы: рыцарская поэзия и роман, городская литература.

Появилось большое количество новых произведений и авторов.

В архитектуре закрепились новые стили: романский и готический.

Развитие получили церковное и светское искусство.

Источник

Урок истории в 6-м классе по теме «Литература средневековья»

специалист в области арт-терапии

Читайте также:  Рассказ шинель краткое содержание самое главное

Урок истории в 6-м классе по теме «Литература средневековья»

Цели урока:

Ознакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и памятниками искусства

1. Продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы

2. Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени

3. Расширить словарный запас и понятийный аппарат обучающихся

Средства обучения:

Отрывки стихов средневековых поэтов

Задания на закрепление материала

План урока

Озвучивание темы урока и постановка целей

а) особенности развития культуры

а) рыцарская поэзия

7. Героический эпос

9.Закрепление изученного на уроке материала

10.Оценки, домашнее задание

Ход урока

1.Приветствие: сегодня у нас необычный урок-мы совершим путешествие в Западную Европу средних веков и познакомимся с одним из направлений культуры средневековья. Но сначала давайте вспомним:

Что такое «Средневековье»

Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов.

Итак, мы вспомнили, что такое «культура» и «Средневековье». А теперь давайте познакомимся с дамой, о которой сегодня пойдет речь.

Послушайте высказывания о ней известных людей и попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока

В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые. Николай Васильевич Гоголь

Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.
Хемингуэй Э.М.

Озвучивание темы и постановка целей.

2.Становление культуры средневековья

Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V – XV вв.).

Во-вторых – Великим переселением народов (с IV по VII вв. ), (Что такое Великое переселение народов ), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. 9

Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство.

А) . Особенности средневековой литературы

4. Литература средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству.

Периодизация средневековой культуры

Средневековую литературу разделяют на клерикальную (церковную) и светскую.

4. Официальная клерикальная литература

В этом доме Данте прожил лучшие годы своей жизни. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную культуру. Сторонники папы Римского во Флоренции приговорили его к изгнанию из города. До конца жизни он скитался по городам Италии, тоскуя по родине, и умер на чужбине.

В 18 лет Данте пережил любовь к юной девушке Беатриче. Но, она вынуждена была выйти замуж за другого, и рано умерла. Свои переживания Данте рассказал в книге «Новая жизнь». Его стихи, посвященные Беатриче, прославили его имя в литературе.

В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Во времена Данте комедией называлось серьезное действие со счастливым концом. Потомки назвали ее « Божественной комедией» в знак высшей похвалы. «Божественная комедия» состоит из 3-х частей, которые называются «Ад», « Чистилище», «Рай». Поэт посещает каждое из этих мест.

Ад для грешников, находится на севере. Там 9 кругов, и чем тяжелее грех, тем суровее наказание. Чистилище, для тех, кому бог еще не вынес свой приговор, находится в центре южного полушария – это огромная гора в виде усеченного конуса. Рай, место для праведников, расположен на плоской вершине горы.

В сопровождении римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В конце своего путешествия Данте удостаивается встречи с богом.

Это произведение написано на итальянском языке, чтобы его понимал самый широкий круг читателей. Людям, читавшим Комедию казалось, что поэт видел все своими глазами. А по существу Данте описал земной мир своего времени с его недостатками и противоречиями.

5. Клерикальная лирика

Как и вся латинская литература этого периода, лирика вагантов опирается на античные и христианские традиции (источники сатиры вагантов – Ювенал и библейские пророки, эротических тем – Овидий и «Песнь песней»). Поэтическое наследие вагантов широко и многообразно: это и стихи, воспевающие чувственную любовь, кабаки и вино, и произведения, обличающие грехи монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивые и даже нахальные просительные стихи. Ваганты сочиняли и религиозные песнопения, дидактические и аллегорические поэмы, но эта тематика занимала незначительное место в их творчестве.

Творчество вагантов в основном анонимно. Известно мало имен, среди них – Гугон, прозванный «Примасом (Старейшина) Орлеанским» (кон. XI – сер. XII в.), Архипиит (XII в.), Вальтер Шатильонский (вторая половина XII в). Антиаскетическая, антицерковная литература вагантов преследовалась католической церковью. К концу XIII в. вагантская поэзия сошла на нет из-за репрессий, наложенных церковью, и не выдержав конкуренции со стороны светских соперников – с новоязычпой поэзией провансальских трубадуров, французских труверов и немецких миннезингеров.

Отрывок: Исповедь Архипиита Кельнского

С чувством жгучего стыда
я, чей грех безмерен,
покаяние свое
огласить намерен.
Был я молод, был я глуп,
был я легковерен,
в наслаждениях мирских
часто неумерен.

Человеку нужен дом,
словно камень, прочный,
а меня судьба несла,
что ручей проточный,
влек меня бродяжий дух,
вольный дух порочный,
гнал, как гонит ураган
листик одиночный.

Как без кормчего ладья
в море ошалелом,
я мотался день-деньской
по земным пределам.
Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
или к виноделам.
4. Рыцарская культура как компонент светской культуры

Создателем и носителем рыцарской культуры являлись рыцари (Кто такие рыцари?)- военное сословие, зародившееся еще в VII – VIII вв., когда получили развитие условные формы феодального землевладения. Рыцарство, особый привилегированный слой средневекового общества, на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения. Становлению идей, обычаев, морали рыцарства способствовали во многом Крестовые походы, его знакомство с восточной традицией.

Расцвет рыцарской культуры приходится на XII-XIII вв., что было обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию (в предшествующий период большая его часть была неграмотной).

Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию формируется специфически рыцарские идеалы и рыцарская культура.

В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным «правилам чести», так называемому «кодексу рыцарской чести». (Что входило в кодекс рыцарской чести?) Основа кодекса – идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число «семи рыцарских добродетелей», наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь.

Читайте также:  Прочитайте фрагмент рассказа в драгунского друг детства какие слова и словосочетания из прочитанного

Указанные идеалы составляли основу представления о специфически рыцарском поведении – куртуазии (от французского court –двор). КУРТУА́ЗНОСТЬ, куртуазия – средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином . Важнейшее воздействие на сложение идеала куртуазной любви оказал римский поэт Овидий (1 в.), поэтический «трактат» которого — «Искусство любви» — стал своеобразной энциклопедией поведения рыцаря, влюбленного в Прекрасную Даму: он дрожит от любви, не спит, он бледен, может умереть от неразделенности своего чувства.

В конце XI в. в Провансе возникает лирическая рыцарская поэзия трубадуров (приблизительный перевод – «слагающие стихи»). Последующие два столетия были временем наивысшего расцвета поэзии трубадуров, ставшей первой светской лирикой средневековья и ознаменовавшей собой конец господства церковной поэзии. Тематика поэтического творчества трубадуров обширна – стихи посвящались рыцарским доблестям, но главная тема – куртуазная любовь (само понятие «куртуазность», культ прекрасной дамы как новый эстетический идеал, были впервые разработаны в поэзии трубадуров).

Наиболее известным куртуазным поэтом был Бернард де Вентадорн (XII в.). Среди трубадуров – Бертран де Борн (умер в 1210 г.), Пейре Видаль (XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.), Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 – 1127). Стихи сочиняли и знатные женщины, самая известная из них – герцогиня Аквитанская Альенора.

Я знаю все, что лгут вам про меня

Льстецы презренные, клянусь вам я!

Не верьте им, их речь полна обмана;

Не уклоняйте сердца своего

Вы от меня, служителя его;

Подругою останьтеся Бертрана.

Пусть улетит позорно ястреб мой,

Пусть дичь его погонит пред собой,

Пусть сокол мой его ощиплет в ссоре,

Коль ваша речь уж неприятна мне,

Коль я люблю кого на стороне,

Коль радость мне вдали от вас не горе!

Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический эпос.

Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов, от которых главным образом до нас дошли лишь фрагменты. Роман был восстановлен французским ученым Ж. Бедье в начале XX в. Сюжет восходит к ирландским сказаниям.

Сообщение: Тристан – доблестный рыцарь «без страха и упрека», преданный вассал своего короля, влюбился в его невесту – красавицу Изольду. И она полюбила его. Но Тристан не мог нарушить клятвы верности королю и решил удалиться за море. Там он был смертельно ранен. Перед смертью Тристан посылает за Изольдой, мечтая увидеть ее в последний раз. Чтобы издалека узнать ее корабль, он попросил поднять на нем белые паруса. Изольда отправилась в путь. Всю дорогу простояла она на носу корабля, всматриваясь в туманную даль. Уже была близка минута долгожданной встречи. Однако, одна коварная дама из ревности сказала Тристану, что паруса на приближающемся корабле черные. Посчитав, что любимой на корабле нет, Тристан умирает от горя. Изольда, стремительно сбежав с корабля на берег, видит бездыханное тело возлюбленного и замертво падает рядом с ним.

К XIV в. в связи с наступлением кризиса рыцарской идеологии куртуазный роман постепенно приходит в упадок, утрачивая связь с реальностью, все больше становясь объектом пародий.

6. Городская культура

Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования.

В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья – животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных – хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма «Роман о Лисе».

Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII – XIV вв. были фаблио (от французского – фабльо – побасенка). Фаблио – это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин.

7. Героический эпос

Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологического эпоса о первопредках – «культурных героях», считавшихся родоначальниками племени.

Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже – прозаической.

Англосаксонский эпос «Беовульф»,

Выдающийся памятник немецкого эпоса – «Песнь о Нибелунгах» – был записан около 1225 г. В основе сюжета «Песни» – древнегерманские сказания времен Великого переселения народов – гибель одного из германских королевств – бургундского – в результате нашествия гуннов (437 г.).

8. Фольклор западноевропейских народов

Фантастические баллады отражали верования народа.

Крестьянский труд и отдых был связан с песнями – обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными танцами.

9. Итак, мы видим, что в литературе средневековья присутствовали многие жанры.

Давайте попробуем угадать к литературе какого сословия относятся следующие отрывки

Бросим все премудрости,

Наслаждаться в юности –

Нам ли, чьи цветущие годы,

Над книгою сутулиться?

Нас девичьи хороводы

Ждут на каждой улице.

Юный хлопец, ты невесту

Не ищи себе на глаз.

Уши, думаю, здесь к месту

И помогут в самый раз.

Пусть бела и пусть румяна

Панна с ангельским лицом,

Но беда, коль эта панна

С очень длинным языком.

… И к одной мечты летят,

К той, что в каждом без преград

Торжествует над тоскою…

Все от милой – все, что знаю:

Слов и дел достойных сила.

Даром песен дорогая.

Все свершить я был бы рад

За один прекрасный взгляд

Той, к кому стремлюсь душою. (рыцари)

Источник

Познавательное и интересное