Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «ГДС «Сказка», п. Городище, Волгоградская область
Цель: формирование духовно – нравственного потенциала дошкольников при их ознакомлении со страницами истории Великой Отечественной Войны, опираясь на факты и события Сталинградской битвы.
Задачи:
пробудить интерес и уважение к героям Великой Отечественной войны;
воспитывать чувство гордости за народ, победившего врага в годы Великой Отечественной Войны и не сломленного фашистами;
воспитывать чувство патриотизма к нашей стране, уважение к людям, испытавшим ужасы войны – ветеранам.
Ой ты, Волга, родимая Волга,
Кто не любит твоих берегов?
Ты, как море, полна,
Широка и сильна,
И грозна ты для наших врагов!
Держит город ключи золотые
От заветных путей и дорог,
И в решительный час
Воевал он не раз
И врага не пускал на порог.
Рвались к Волге немецкие орды,
Край родной был пожаром объят,
И у волжских дверей,
Отбивая зверей,
Грозно встал богатырь-Сталинград.
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой, —
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
День за днём сталинградцы сражались
В небывалом кровавом бою,
В эти грозные дни
Отстояли они
И отчизну, и Волгу свою.
И, собрав богатырские силы
Порасправивши грудь во всю ширь,
Всех несметных врагов
У родных берегов
Разгромил Сталинград-богатырь.
(Вас. Лебедев-Кумач « Песня о Сталинграде»)
Воспитатель: посмотрите на фотографии тех лет. В Сталинграде не было ни одного уцелевшего здания: все было разгромлено и разбито, потому что снаряды взрывались очень часто. Посмотрите вот фонтан возле железнодорожного вокзала. Так он выглядел в 43-м году.
Вглядитесь в их лица, детям очень страшно!
Ребенок (рассказывает стихотворение Лоры Тасси):
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. »
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.
Воспитатель: ребята, эта война была страшной, жестокой и кровавой! Много солдат и мирных людей погибло!
Помните! Через века, через года,
О тех, кто уже не придет никогда.
не плачьте! В горле сдержите стоны,
Горькие стоны, памяти павших будьте достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем – будьте достойны!
В годы грозные, в шквале огненном мы отстояли свободу Родины.
Память вечная павшим воинам.
(Р. Рождественский.)
Воспитатель: После войны, на месте, где шли самые ожесточенные бои в Сталинграде, на Мамаевом кургане поставили памятник-мемориал. Мамаев курган – самое высокое место. И фашисты очень сильно хотели захватить высоту 102, но им это не удалось. Этот памятник напоминает нам о тех страшных событиях. И вы должны знать и помнить об этом сражении!
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сталинградская битва»
Стратулат Маргарита Игоревна
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сталинградская битва»
Цель и задачи: воспитание детей в духе патриотизма; дать детям представление о мужестве и героизме защитников Сталинграда; развивать любознательность, наблюдательность, внимание.
Предварительная работа: организация выставки книг, картин, фотографий о Сталинградской битве.
Материал и оборудование: проектор и экран для просмотра слайдов; песня о Волгограде.
Ход НОД
Воспитатель: Это было давно, но память об этом жива. На Россию не раз нападали враги. Но наш народ героически самоотверженно вставал на защиту родной земли. Много славных побед есть в истории нашей страны.
Не случайно эти дни называют днями воинской славы. Сегодня в России 40 городов воинской славы и 7 Городов-Героев. (Просмотр слайдов)
Одним из первых был назван городом-героем Сталинград. Так он назывался во время войны. Сейчас этот город называется Волгоград.
За каждый метр, но к Волге от холмов с тягучим воем наползали танки…
Город лежал в руинах. К ним возвращались жители города, которые своими силами восстанавливали его.
Я никогда не видела войны: и ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины, сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось представить и узнать такие муки.
На вашу долю все это пришлось: тревоги, холод, голод и разлуки.
Ребенок: Благодарим, солдаты, Вас
В котором мы живём!
Здесь возведены чудесные жилые дома, школы и детские сады, театры и больницы, заводы и фабрики, разбиты сады и парки.
В знак благодарности и уважения, в память о героической истории города, во многих местах нашей области установлены памятники защитникам Сталинградской земли. Люди несут цветы к их подножию, чтобы поклониться до земли тем, кто отдал свою жизнь для того, чтобы жили мы.
И в дальних городах, и в близких стоят солдатам обелиски.
В ознаменование победы над немецко-фашистскими войсками на Мамаевом Кургане сооружен величественный памятник вечной славы героям Великой отечественной войны. (Просмотр слайдов).
И ты к Мамаеву кургану придешь второго февраля.
И там, у той заиндевелой, у той священной высоты,
Ты на крыло метели белой положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц – пурга в лицо, снега по грудь.
Сто зим пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними всё в долгу.
Февраль, февраль. Солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу.
Над городом в честь победы каждый год гремит артиллерийский салют. День и ночь горит Вечный огонь у священных могил защитников города-героя Волгограда. Они отдали свою жизнь за Родину, за победу, за наше с вами счастье. Предлагаю почтить память погибшим в войне минутой молчания.
Ребенок Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь
И над Волгой стоишь величаво.
Многие поэты и композиторы воспели подвиг защитников Сталинграда в стихах и песнях.
Звучит «Песня о городе-герое Волгограде», автор В. Дербишер.
Прикреплённые файлы:
Конспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возраста «…День, проведенный с ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». (К. Д. Ушинский) Наблюдение в природе является.
Конспект НОД «Какой бывает вода?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи. • Закреплять у детей умение использовать.
Конспект НОД по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста «Рождественский ангел» Конспект НОД по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Рождественский ангел» Цель: Формирование у детей представления.
Конспект НОД по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя береза» Конспект НОД по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зимняя береза» Цель: Развитие творческого воображения у.
Конспект НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Бархатцы» Цель: Обобщать знания детей об условиях роста растений, их развития и размножения. Задачи: 1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [О]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком О». С презентацией. Задачи: Учить детей выделять звук О. Определять.
Конспект открытой (для родителей) НОД с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет) «Грусть» Конспект открытой (для родителей) непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Грусть»Составила.
Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.
Проект «В память о Сталинградской битве» для детей 5–6 лет
Наталья Яковенко
Проект «В память о Сталинградской битве» для детей 5–6 лет
Проект «В память о Сталинградской битве». 78 лет со дня победы советских войск под Сталинградом
Актуальность проекта:
Прошло много лет с тех пор, как окончилась Сталинградская битва, но мы помним, храним и чтим подвиг защитников Сталинграда.
Многие воспитанники нашей группы знают о Великой Отечественной Войне, о празднике «День Победы», но им не известна роль города Сталинграда в этой войне. Большинство детей мало знают о причастности своей семьи к Великой Отечественной войне. Именно поэтому становится актуальной разработка проекта по данной теме, затрагивающей именно связь семьи ребенка с военным прошлым города Волгограда.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, с 20.01. по 31.01.2021.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
1. Дать детям представление о Сталинградской битве, ее значении в ходе истории войны, мужестве и героизме защитников Сталинграда.
2. Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа в битве под Сталинградом.
3. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое малой родины; вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы.
4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
•Дети усвоят и закрепят знания о ВОВ, Сталинградской битве и её значении в победе в ВОВ.
•У детей появится чувство гордости за подвиги своих предков, за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут.
•Родители оценят значение нравственно-патриотического воспитания и продолжат знакомить детей с историей своей семьи, своего города.
•Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Продуктом проектнойдеятельности являются:
• Альбом Памяти «Мы помним, мы гордимся…»
• Выставка рисунков детей совместно с родителями «Дорогами военных лет» • Коллективная аппликация «Поклонимся великим тем годам…».
• Лепка из пластилина. «Легендарный танк Т-34».
Этапы реализации проекта:
• Выявление первоначальных знаний детей о Сталинградской битве;
• Информирование родителей о предстоящем проекте;
• Подбор литературы, открыток, фотографий, плакатов по теме проекта, подборка песен военных лет;
• Предварительный сбор информации для альбома Памяти.
•Определение форм работы: беседы, НОД, д/и, с/р игры, составление перспективного плана по теме проекта.
• Проведение НОД, бесед о Сталинградской битве, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, стихов о войне.
• Привлечение родителей к участию в проекте;
III этап –заключительный этап:
• Организация и проведение выставки рисунков (совместная деятельность детей с родителями)
• Выставка совместной деятельности детей и воспитателей: коллективная аппликация, танки из пластилина, альбом Памяти.
• Подведение итогов в реализации проекта.
План реализации проекта
1. Проведение НОД.Беседа на тему: «Сталинградская битва». Рассматривание иллюстраций о войне.
2.Прослушивание песен военных лет: «Вставай, страна огромная», «Катюша», «На Мамаевом кургане тишина», «Синий платочек».
3. Чтение и последующее обсуждение рассказов из книги Владимира Богомолова «Сталинградский дневник».
4. Коллективная аппликация «Поклонимся великим тем годам»
5. Рисунки детей совместно с родителями «Дорогами военных лет».
6. Изготовление альбома памяти «Мы помним, мы гордимся».
7. Лепка из пластилина «Легендарный танк Т-34».
Выводы: В результате проведенной работы с детьми и родителями цель проекта была достигнута.
Дети усвоили и закрепили знания о Сталинградской битве и её значении в победе в ВОВ. У детей появилось чувство гордости за подвиги своих предков, за свой город, уважение к его истории. Родители оценили значение нравственно-патриотического воспитания и заинтересовались в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.
Проведение НОД.Беседа на тему: «Сталинградская битва». Рассматривание иллюстраций о войне.
«Поклонимся великим тем годам»
Чтение и последующее обсуждение рассказов из книги Владимира Богомолова «Сталинградский дневник».
Рисунки детей совместно с родителями
«Дорогами военных лет».
Лепка из пластилина «Легендарный танк Т-34»
Изготовление альбома памяти
«Мы помним, мы гордимся».
«Мы память бережно храним». Проект, посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы память бережно храним » Информационно-познавательный, проект посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войнев.
«Мы память бережно храним». Проект, посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Видео Летят года. Но время это Вовек России не забыть, Минувших лет святую память Мы будем бережно хранить Хоть каждый год мы отмечаем Немало.
Фотоотчет о литературно-музыкальном вечере «Сталинградской битве — 75 лет» Мы живем на Священной Сталинградской земле, где каждый метр полит кровью и слезами. Волгоград – Сталинград, Души павших солдат Всё горят.
Инфо-перемена «Воспоминания о Сталинградской битве» для 9 класса Мамаев курган – расположен на самом высоком месте в городе, когда-то носившем имя Иосифа Сталина. Этот холм, с которого открывается щемящий.
Конспект занятия «Сталинградская битва»
Ольга Высоцкая
Конспект занятия «Сталинградская битва»
Цель: знакомство с важной исторической датой города-героя Волгограда
Задачи:1. Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Оборудование: мультимедийная презентация «2 февраля – Сталинградская битва», стихи о войне, запись «Минута молчания».
Ход мероприятия
— Ребята, сегодня, 2 февраля, у нас необычный классный час. В этот день в 1943 году прозвучали последние залпы одной из важнейших битв Великой Отечественной войны – Сталинградской.
(Здесь и далее стихи читают учащиеся)
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои,
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
— Эта битва началась 17 июля 1942 года. Под городом начались тяжелые кровопролитные бои. Все мужчины ушли на фронт, а дети, женщины и старики помогали в тылу – работали на заводах, шли в партизаны.
Жди меня, и я вернусь,
Жди, когда наводят грусть
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
— Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины – Москве, а также окружить Ленинград. Главнокомандующий советской армии И. В. Сталин издал приказ – «Ни шагу назад».
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
— Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придет – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют.
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал.
Я подползал, они вон там, в саду.
На танке с вами. Прямо приведу.
И вот мы катим к месту вчетвером.
И только рубашонка пузырём.
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот.Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
— Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом- 2 февраля 1943 года.
Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.
— В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь.
Ложатся строчки ровные в тетрадь…
Снега сойдут со склонов,
Все так же сердце будет замирать
При этой цифре – 20 миллионов.
— Да, много советских солдат погибло в Сталинградской битве. Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания.)
— За выдающиеся заслуги перед Родиной наш город был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Показ изображений наград.)
— В память о Сталинградской битве в нашем городе есть много памятников. А какие памятники Сталинградской битвы знаете вы? (Ответы детей.)
— Одним из самых известных во всем мире памятников Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган».
Сообщение учащегося: Мамаев курган, возвышенность в центральной части Волгограда (севернее Центрального вокзала, господствующая над городом, в районе которой во время Сталинградской битвы 1942—43 происходили упорные бои. В 1963—67 на Мамаевом Кургане в ознаменование победы под Сталинградом создан памятник-ансамбль (авторский коллектив под руководством скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского; Ленинская премия, 1970). В центре ансамбля монумент Матери-Родины (высота 52 м). У подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями, раскрывающими тему героической борьбы.
— Еще одним памятным местом Сталинградской битвы является Площадь павших борцов.
Сообщение воспитанника: Летом 1942 года площадь Павших борцов стала местом, откуда на защиту города уходили отряды ополчения и регулярные части Красной армии. Когда враг вошел в город, площадь Павших борцов стала ареной ожесточенных боев. Здесь сражалась 13-я Гвардейская дивизия генерала Родимцева, здесь было кладбище немецких офицеров, здесь, в подвале универмага, 31 января 1943 года был пленен фельдмаршал Паулюс. В братской могиле, рядом с защитниками красного Царицына, были похоронены более 100 советских солдат. В ознаменование окончания Сталинградской битвы 4 февраля 1943 года на площади Павших борцов состоялся многолюдный митинг воинов-победителей и жителей города. На митинге выступили командующие армиями В. И. Чуйков, М. С. Шумилов, командир 13-й гвардейской стрелковой дивизии А. И. Родимцев. Секретарь областного комитета партии А. С. Чуянов, показывая на развалины города,сказал: «В боях с ненавистным врагом – немецко-фашистскими захватчиками – наш город превращен в груды развалин. Сегодня мы клянемся нашей Родине, партии и правительству, что мы возродим наш любимый город». И город был возрожден.
— Люди не жалели себя в этой войне. Бились до последнего, совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Такой подвиг совершил красноармеец Михаил Паникаха, памятник которому находится в Краснооктябрьском районе города Волгограда.
Сообщение учащегося:2 октября 1942 года красноармеец Паникаха пошёл на головной танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью. Когда одна из бутылок была разбита осколком вражеского снаряда, и одежда воспламенилась, Паникаха бросился на танк противника и, разбив о его броню другую бутылку, поджёг его, и сам погиб. Остальные танки повернули вспять. Место подвига Паникахи долгое время было отмечено мемориальным знаком с памятной плитой. 8 мая 1975 года на месте подвига был открыт современный памятник. Он изображает воина-моряка в момент броска к фашистскому танку. Авторами проекта являются скульптор Р. П. Харитонов и архитектор Ю. И. Белоусов. Скульптура выполнена из кованой меди и установлена на железобетонный постамент размером 813 метров и высотой 0,8 метра. Сама скульптура имеет высоту 6,3 метра.
— Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым.