Рассказ о старике из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

Сказки

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Ещё пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чём свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Ещё пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Автору симпатизирует старик.

К нему он относится с трепетом, жалостью, уважением к его скромности и доброте.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Я считаю, что главная героиня сказки является справедливой.

Сначала она заслуженно отблагодарила старика за сохранение жизни.

А потом наказала старуху за её нрав.

4. Сравни начало и конец сказки.

Они одинаковые: старуха возле корыта, которое разбито.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль – всему есть мера; нужно уметь довольствоваться тем, что есть.

Каждая из пословиц отображает эту мысль.

Выражение «Остаться у разбитого корыта».

6. Проследи, как постепенно менялось море:

море слегка разыгралось;

помутилось синее море;

не спокойно синее море;

почернело синее море;

на море чёрная буря.

Почему так происходило?

С каждым желанием старухи море становилось суровее.

Героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

2. Договор с рыбкой

4. Столбовая дворянка

6. Желание быть владычицей морскою

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса

Жили себе старик со старухой.

Старик каждый день ходил на рыбалку.

И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.

Она попросила не убивать её, за что пообещала выполнить желания рыбака.

Сжалился старик, и выпустил улов в море.

Рассказал он о случившемся жене.

Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.

Старик послушался, а рыбка исполнила желание.

Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.

И в этом желании рыбка не отказала.

А потом старуха вовсе стала царицей.

Последним желанием старухи было стать владычицей моря.

Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.

Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Шёл Мишка со школы и зашёл в продуктовый магазин, где работала его мама.

Она дала ему пакетик конфет и сказала поделиться с младшей сестричкой Анютой, которая на тот момент была уже дома.

Мишка решил схитрить, ведь Анюта не узнаёт, сколько мама дала конфет.

Он отделил сестре 2 конфеты, а остальные съел по дороге.

На вечер у Мишки сильно разболелся зуб, его отвезли в больницу.

Доктор сказал, что из-за сладкого портятся зубы, поэтому Мишке ближайшее время категорически запрещено есть конфеты.

Вот что значит «Жадность всякому горю начало».

Источник

Урок литературного чтения во 2-м классе. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки

Учитель:— С каким произведением мы познакомились вчера на уроке? Сюжет какой сказки использовал А. С. Пушкин для написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?

Сюжет народной сказки.

— Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

— Кто герои этой сказки?

— Кто волшебный помощник?

— Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

— О каком герое мы говорили на прошлом уроке? (О старухе.)

— О ком хотели бы узнать подробнее сегодня? (О старике.) 4 мин. III. Проверка домашнего задания. Характеристика героя.

Учитель:- Дадим характеристику старику. Для этого вспомним алгоритм

Читайте также:  Сказки на праздник видео

«5 вопросов герою», который поможет нам сформулировать мораль сказки.

(На прошлом уроке дети получили домашнее задание: подчеркнуть действия старика.)

1. Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):

2. Характер старика (определяем по действиям):

3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:

остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

4. Результат (смотрим на цель):

5. Мораль (формулируют дети).

Проводит экипаж по здоровью и спорту.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

— Ребята, вам жалко старика?

— А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает?

(В результате учебного спора дети приходят к выводу, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты. »

Автор ласково называет героя, сочувствуя ему, жалея его.

А как бы вы поступили на месте старика? 4 мин. VI. Выявление сюжетного построения сказки.

Это повторяющийся эпизод.

Старик отпустил рыбку, ничего не попросив.

Учитель: Зачитайте остальные эпизоды. Чем они отличаются друг от друга?

Старик просит всё большего и большего у рыбки по требованию старухи.

Учитель: На доске висят рисунки к этой сказке, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Восстановите порядок (2 человека выходят к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле землянки. Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле землянки.

Задание для групповой работы: нарисовать схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали следующие цепочки:

(Каждая группа поясняет свою схему.)

Остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять по собственной вине. 13 мин. Дополнительное задание (если на уроке останется время).

— Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо, когда есть стремление достичь большего.

— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

— Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему? 2 мин. VII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Учитель:— Обнаружили ли мы черты народной сказки в сказке Пушкина?

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Бунеев. Тетрадь по литературному чтению 2 класс. Ответы

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Бунеев. Тетрадь по литературному чтению 2 класс. Ответы

3. Какой характер у старика, а у старухи? Соедини.

Характер старика: добрый, мягкий, смиренный, податливый

Характер старухи: сварливый, злобный, властный, жадный, алчный, грубый, неуживчивый

4. Подготовь устный рассказ об одном из героев сказки (о старике, старухе или рыбке) по плану. Используй слова из задания 3.

1. Где живет герой, чем занимается

2. Какие поступки совершает, почему

3. Какой характер у этого героя

4. Что думает о нем автор

5. Как ты относишься к этому герою

Волшебная Золотая рыбка живет в Окияне-море, умеет исполнять желания. Может быть, она правит Океаном.

Когда Золотая рыбка попадает в сеть, то просит старика отпустить ее и взамен обещает откуп, но старик отказывается и отпускает ее просто так. Когда смиренный старик возвращается к ней с просьбой выполнить желание старухи, Рыбка раз за разом исполняет его просьбы.

Рыбка – добрый герой. Рыбке нравится добрый старик, который бескорыстно отпустил ее и не просит ничего для себя, поэтому она помогает ему.

Автор через Рыбку показывает людей и события, которые помогают нам по жизни – поэтому так важно быть благодарным и ценить то, что имеешь, ценить ту помощь, которую тебе оказывают бескорыстно близкие люди.

Мне нравится Золотая рыбка, потому что она помогла старику и при этом проучила алчную сварливую старуху.

5. Что хотел сказать автор этой сказки? Выбери наиболее точную формулировку, обведи ее.

Ответ: 3) Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.

6. Прочитай строчки из сказки. Обрати внимание на выделенные ключевые слова. Подумай, почему меняется описание моря.

Вот пошел он к синему морю. Видит – море слегка разыгралось. Помутилося синее моря. Неспокойно синее море. Почернело синее море. Видит, на море черная буря.

Состояние моря отражает настроение Рыбки, которая может исполнять желания, и ее реакцию на поведение старухи, которая хочет получить все больше и больше власти. Рыбка исполняла ее просьбы ради доброго старика, но когда старуха возжелала стать владычицей морской, чтобы сама Рыбка ей прислуживала, Рыбка в гневе вернула все как было.

Читайте также:  Рассказ драгунский арбузный переулок краткое содержание

Источник

Сказка о рыбаке и рыбке

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик-испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила,
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Читайте также:  Рассказы про честь и достоинство 4 класс

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Источник

Пушкин Александр «Сказка о рыбаке и рыбке»

Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рыбак — старый и добрый мужчина.

Старуха — жадная и ненасытная.

Неблагодарная и злая.

Не ценит то, что имеет.

Рыбка — добродушная и мудрая.

Исполнила все желания старика.

Справедливая и мудрая.

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.

Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.

Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.

Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.

С каждым разом всё чернее становилось море.

Всё больше гневалась рыбка.

И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.

А старик вернулся и увидел разбитое корыто.

План сказки:

3. Старик выполнил просьбу Золотой Рыбки.

4. Первое желание — корыто.

5. Второе желание — изба.

6. Столбовая дворянка.

8. Желание стать морской владычицей.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»

Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.

Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.

Чему учит сказка

Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.

Учит не жадничать, ни завидовать чужому.

Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться.

Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.

Но любая благодарность имеет границы.

Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.

Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.

Она была доброй, благодарной, но справедливой.

Старуха была просто жадной.

А старик был слабым и бесхарактерным.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.

Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.

Пословицы к произведению:

За большим погонишься — малое потеряешь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Жадность всякому горю начало.

Жадности богатого конца-краю нет.

Жадный глаз только сырой землёй насытится.

Словарь неизвестных слов:

Невод — рыбацкая сеть.

Простофиля — бесхитростный человек.

Сварливая — злая, сердитая.

Светёлка — чистая комната в доме.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках».

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Познавательное и интересное