Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Бунеев. Тетрадь по литературному чтению 2 класс. Ответы
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Бунеев. Тетрадь по литературному чтению 2 класс. Ответы
3. Какой характер у старика, а у старухи? Соедини.
Характер старика: добрый, мягкий, смиренный, податливый
Характер старухи: сварливый, злобный, властный, жадный, алчный, грубый, неуживчивый
4. Подготовь устный рассказ об одном из героев сказки (о старике, старухе или рыбке) по плану. Используй слова из задания 3.
1. Где живет герой, чем занимается
2. Какие поступки совершает, почему
3. Какой характер у этого героя
4. Что думает о нем автор
5. Как ты относишься к этому герою
Волшебная Золотая рыбка живет в Окияне-море, умеет исполнять желания. Может быть, она правит Океаном.
Когда Золотая рыбка попадает в сеть, то просит старика отпустить ее и взамен обещает откуп, но старик отказывается и отпускает ее просто так. Когда смиренный старик возвращается к ней с просьбой выполнить желание старухи, Рыбка раз за разом исполняет его просьбы.
Рыбка – добрый герой. Рыбке нравится добрый старик, который бескорыстно отпустил ее и не просит ничего для себя, поэтому она помогает ему.
Автор через Рыбку показывает людей и события, которые помогают нам по жизни – поэтому так важно быть благодарным и ценить то, что имеешь, ценить ту помощь, которую тебе оказывают бескорыстно близкие люди.
Мне нравится Золотая рыбка, потому что она помогла старику и при этом проучила алчную сварливую старуху.
5. Что хотел сказать автор этой сказки? Выбери наиболее точную формулировку, обведи ее.
Ответ: 3) Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.
6. Прочитай строчки из сказки. Обрати внимание на выделенные ключевые слова. Подумай, почему меняется описание моря.
Вот пошел он к синему морю. Видит – море слегка разыгралось. Помутилося синее моря. Неспокойно синее море. Почернело синее море. Видит, на море черная буря.
Состояние моря отражает настроение Рыбки, которая может исполнять желания, и ее реакцию на поведение старухи, которая хочет получить все больше и больше власти. Рыбка исполняла ее просьбы ради доброго старика, но когда старуха возжелала стать владычицей морской, чтобы сама Рыбка ей прислуживала, Рыбка в гневе вернула все как было.
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
Подтверждением этого являются следующие строки:
«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».
Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
Подтверждением этого являются следующие строки:
«Старика старуха забранила»,
«Ещё пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чём свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Ещё пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Автору симпатизирует старик.
К нему он относится с трепетом, жалостью, уважением к его скромности и доброте.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Я считаю, что главная героиня сказки является справедливой.
Сначала она заслуженно отблагодарила старика за сохранение жизни.
А потом наказала старуху за её нрав.
4. Сравни начало и конец сказки.
Они одинаковые: старуха возле корыта, которое разбито.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Основная мысль – всему есть мера; нужно уметь довольствоваться тем, что есть.
Каждая из пословиц отображает эту мысль.
Выражение «Остаться у разбитого корыта».
6. Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?
С каждым желанием старухи море становилось суровее.
Героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.
7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План для пересказа:
2. Договор с рыбкой
4. Столбовая дворянка
6. Желание быть владычицей морскою
Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса
Жили себе старик со старухой.
Старик каждый день ходил на рыбалку.
И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.
Она попросила не убивать её, за что пообещала выполнить желания рыбака.
Сжалился старик, и выпустил улов в море.
Рассказал он о случившемся жене.
Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.
Старик послушался, а рыбка исполнила желание.
Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.
И в этом желании рыбка не отказала.
А потом старуха вовсе стала царицей.
Последним желанием старухи было стать владычицей моря.
Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.
Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Шёл Мишка со школы и зашёл в продуктовый магазин, где работала его мама.
Она дала ему пакетик конфет и сказала поделиться с младшей сестричкой Анютой, которая на тот момент была уже дома.
Мишка решил схитрить, ведь Анюта не узнаёт, сколько мама дала конфет.
Он отделил сестре 2 конфеты, а остальные съел по дороге.
На вечер у Мишки сильно разболелся зуб, его отвезли в больницу.
Доктор сказал, что из-за сладкого портятся зубы, поэтому Мишке ближайшее время категорически запрещено есть конфеты.
Вот что значит «Жадность всякому горю начало».
Сочинение на тему: «Золотая рыбка, Пушкин»
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, сопровождают нас с самого раннего возраста. Их сюжеты утешают в самые трудные минуты, веселят и поднимают настроение, а также учат уму-разуму, делясь народным опытом и знаниями. Каждая сказка является настоящим бриллиантом русской литературы.
Но одну сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как взрослые, так и дети. Именно с ее поучительных строк, обычно начинается знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.
Почему этот сюжет так популярен и любим мной и читателями всего мира? Секрет в том, что эта сказка, во все времена поднимала вопросы настоящей честности и справедливости.
На берегу моря проживает бездетная пожилая пара. Живут они небогато, старик ловит в море рыбу, а старуха ведет их простое домашнее хозяйство. В один из дней, попадается в сети к рыбаку волшебная Золотая рыбка, которая умоляет старика выпустить ее обратно в море, за любое его желание. Рыбак добр и жизнью своей вполне доволен, поэтому он отпускает рыбку, не требуя ничего взамен. Старуха, узнав об этом, заставляет вернуться к морю и попросить у рыбки, хоть новое корыто. Но жадность старухи не знает границ. Получив корыто, желания и самомнение старой женщины растут час от часу, и хочется ей все больше, не только богатства, но и власти. Все заканчивается, когда безумная старуха приказывает сделать ее владычицей морской, а самой Золотой рыбке перейти в ее услужение. Разгневанная рыбка отнимает все, что дала, оставляя старуху у разбитого корыта.
Даже сегодня, не найдется ни одной истории, которая смогла бы так ярко и точно обрисовать главные недостатки человеческого характера. Образ старухи, это живая иллюстрация жадности, глупости и неблагодарности.
Старого рыбака, часто обвиняют в слабости и безволии, перекладывая определенную долю вины и на него. Но, как мне кажется, его поступки и подчинение капризам жены, говорит скорее о доброте и вере в благородство души. Недаром, каждый раз после исполнения желания супруги, рыбак спрашивал, довольна она теперь или нет. Это говорит о том, что старик любил свою старуху и надеялся, что она станет, наконец, довольной и счастливой, после стольких лет бедности.
По моему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания самой Золотой рыбке. Кто она и почему рыбка способная выполнить любое желание, так глупо попалась в дырявые сети бедного рыбака? Не является ли сама Золотая рыбка, могущественной морской владычицей? Той самой, место которой мечталось занять старухе. Возможно, морская царица долгие годы наблюдала, за тяжелым трудом семьи рыбака, и наконец, задумала вознаградить старика за честную жизнь, для чего обернувшись рыбкой, согласилась выполнить любое его желание. Ведь даже море, которое неразделимо со своей хозяйкой, очень точно передает настроение Золотой рыбки, становясь с каждой просьбой все мрачнее и беспокойнее.
Волшебство и мудрый урок рыбки, научил не только старуху, но и каждого прочитавшего сказку не злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу.
Литературное чтение на тему А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 класс
специалист в области арт-терапии
Класс: 2
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказки. Картины моря в сказке. Характеристика героев.
Цель: образовательная: формировать умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, характеристика образов героев литературного произведения,формировать умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям, составлять словесный портрет литературного героя;
развивающая: развивать память, речь, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
воспитательная: способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме, способствовать нравственному воспитанию.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник ( стр. 90-101), иллюстрации моря, иллюстрации героев сказки, слова с характеристикой героев сказки, карточки с заданиями, план характеристики героев на карточках.
Ι. Организация начала урока.
1.1 Приветствие.
1.2 Сообщение темы и целей.
-Мы сегодня продолжаем изучение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы целей и задач урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему: А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы будем выполнять разные задания по содержанию этой сказки. Узнаете еще о одном герое сказки (море). И составим характеристику герое сказки « Сказка о рыбке и рыбке».
— Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку?
2.1.1. Работа на карточках
— На партах у вас карточки с заданиями. Посмотрите на 2-е задание. Прочитайте его. Вам необходимо со своим соседом по парте выполнить это задание. На это вам пара минут.
2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».
(4)1) Хочет быть вольною царицей.
(1)2) Хочет иметь новое корыто.
(3)3) Хочет быть столбовою дворянкой.
(6)4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.
— Давайте прочитаем вслух цепочкой отрывок из сказки настр99 и ответьте на вопрос: Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках? (черную бурю.).
— Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.
— Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
— Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная.).
— Море – это тоже герой сказки, так как у него есть свое действие. Оно злилось на прихоти старухи и своим «волнением» показывало это.
2.1.4. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
— Посмотрите на доску. Что изображено? ( старик словил рыбку)
— Прочитайте первую часть сказки на стр 90 и найдите этот отрывок в тексте и зачтите его.
— Что изображено на этой картинке? ( старуха с корытом)
-Прочитайте часть сказки на стр 92 и найдите этот отрывок в тексте и зачтите его.
— Что изображено на этой картинке? ( изба)
— Прочитайте часть сказки на стр 93 инайдите этот отрывок в тексте и зачтите его.
— Что изображено на этой картинке?( старуха приказала страже выгнать старика)
— Прочитайте часть сказки на стр 98 и найдите этот отрывок в тексте и зачтите его.
3. Осмысление знаний.
3.1. Работа с пословицами.
— Прочитайте пословицы на странице 100.
-Как вы понимаете первую пословицу? ( 1-4, работа со всеми пословицами).
— Могут ли эти пословицы быть главной мыслю «Сказки о рыбаке и рыбке».
— А какое выражение часто употребляется в жизни? ( Остаться у разбитого корыта)
— Как вы понимаете это выражение? ( остаться без ничего)
Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.
Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».
Автор произведения
Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.
Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.
За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.
История создания
Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.
Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.
Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.
Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.
Сюжет сказки
Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.
Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.
Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории
Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.
Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).
Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм
До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.
Принципиальное различие двух сказок
Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.
Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.
Общая концовка и мораль
Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.
Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.
Главные герои
Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:
Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.
Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.
Религиозный подтекст сказки
Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?
«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?
Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.
Образ старика
Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.
Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.
Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.
Образ старухи
Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.
Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.
Торжество плоти над телом
Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.
Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.
Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.
Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»
Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.
А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.
Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.
Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:
Не следует быть жадным.
Важно радоваться тому, что есть.
Благодарить судьбу за ее подарки.
Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.
А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:
Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.
Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.
Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.
Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!