М.П. Мусоргский. «Старый замок»
Изучение раздела «В концертном зале» продолжается на примере такого жанра камерной инструментальной музыки как сюита.
1. Запишите в тетрадь тему урока: Сюита «Картинки с выставки»
2. Запишите в тетрадь текст из рамочки.
Сюиту «Картинки с выставки» русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский сочинил под впечатлением от рисунков своего друга, художника Виктора Гартмана. В ней 10 частей. Каждая из них имеет свой характер, раскрывает свой музыкальный образ.
4. Прочитайте текст и посмотрите мультфильм.
Ещё во 2 классе мы с вами знакомились с пьесами из этого произведения:
«Прогулка»,
«Балет невылупившихся птенцов»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»),
«Богатырские ворота».
В мультфильме «Картинки с выставки» режиссёра Инессы Ковалевской
в исполнении замечательного пианиста Святослава Рихтера
использованы две пьесы из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»:
«Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», которые связывает тема «Прогулки».
5. Рассмотрите рисунки художника Виктора Гартмана.
Устно ответьте на вопрос: отличаются ли образы рисунков художника от музыкальных образов?
В.Гартман. «Балет невылупившихся птенцов»
В.Гартман. «Богатырские ворота»
В.Гартман. «Часы в русском стиле»
Эта пьеса основана на акварели архитектора Гартмана, нарисованной им, когда он изучал архитектуру в Италии. На рисунке был изображен старинный замок, на фоне которого нарисован трубадур с лютней. Эскиз картины не сохранился, так как выставленные работы активно продавались и местонахождение полотна неизвестно.
Рассмотрите старинные средневековые замки на фотографиях!
Музыка описывает средневековое строение и поющего перед ним трубадура. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует плавную, задумчивую мелодию, звучащую на фоне размеренного аккомпанемента. Печальная мелодия льется из уст печального трубадура. Средняя часть наполняется светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Это произведение относится к числу наиболее знаменитых произведений Модеста Мусоргского. Послушай, в этой музыке кроется какая-то тайна!
5. Послушайте пьесу «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Устно ответьте на вопросы: о чём эта песня? что выражает музыка? здесь одно настроение или несколько?
«Старый замок»
Разработка урока по музыке в 4-м классе на тему «М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки (старый замок)»
Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Задачи:
Оборудование урока:
Словарь урока:
Ход урока
Музыкальное приветствие учителя и учащихся.
Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?
Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.
Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.
Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.
Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).
Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!
Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:
Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.
Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?
(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).
Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.
Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.
Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).
Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?
О чем поет свою песню трубадур?
(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).
В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.
Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.
Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?
Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.
Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.
Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).
А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.
Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?
Слушание песни и обсуждение.
(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).
Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.
Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?
Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».
Разучивание «Песни трубадура».
Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».
Презентация на тему «Старый замок» 4 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Мы за парты сели дружно,
Заниматься всем нам нужно!
Модест Петрович Мусоргский
1839 — 1881
Фортепианная сюита
Виктор Гартман
1834 —1873
Русский архитектор, художник
Гном
Старый замок
Тюильрийский сад
Быдло
Балет невылупившихся птенцов
Два еврея – богатый и бедный
Лиможский рынок
Катакомбы
Избушка на курьих ножках
Богатырские ворота
Фортепианная сюита
«Картинки с выставки»
Что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневековье?
Трубадур – средневековый поэт
и певец.
Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков. Они пели о любви, весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей. Часто трубадуру аккомпанировал на виоле или гитаре сопровождающий его менестрель.
Старый замок это пришелец из глубины далёких веков или старый замок – это замок сегодняшнего дня?
Старый замок одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня или мы слышим в музыке движение и устремлённость вперёд?
О чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур?
Какими же средствами музыкальной выразительности композитор рисует нам старый замок?
Мелодия
Темп
Лад
Ритм
Что идёт в развитии ритм или мелодия?
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок «Старый замок»
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции
Время чтения: 3 минуты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сценарий урока музыки в 4 классе» Старый замок»
специалист в области арт-терапии
Тема урока «Старый замок «М. Мусоргского 4 класс
Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.
М. П. Мусоргский. Прогулка.
Плакат с музыкальными терминами.
М. П. Мусоргский. Старый замок.
Музыкальное приветствие учителя и учащихся.
Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая нарисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?
Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.
Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.
Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.
Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» ( Портрет композитора и художника ).
Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!
Правильно тема урока сегодня фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского
Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:
«Балет невылупившихся птенцов»;
«Два еврея – богатый и бедный»;
«Избушка на курьих ножках»;
Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки».
Как вы думаете, что означает слово сюита? ( Это простое или сложное муз. Произведение? Почему? Объединяет ли что-то общее отдельные части сюиты?)
Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.
Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?
( Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки ).
Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.
Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.
Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты ( иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).
Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
Слушая пьесу, постарайтесь ответить на вопросы:
вслушайтесь в аккомпанемент, что он тебе напоминает?
Какое здесь настроение?
О чем поет свою песню трубадур?
( Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками ).
Мнения детей (В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. )
Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.
У вас на партах лежит образец написания синквейна. Вы теперь знаете, что это произведение называется «Старый замок» и вы уже определили характер и образ этого произведения. И теперь, слушая музыку, сочините синквейн, который бы рассказывал о ней.
Индивидуальная работа детей. Итог – озвучивание 4-5 синквейнов. Те, кто не озвучивал свои синквейны, читаю их друг другу в группах и сдают учителю в конце урока.
А теперь давайте посмотрим, как же выглядел старый замок у Гартмана.
Показ слайда изображением «Старого замка» Гартмана.
Подведение итогов урока.
— Справились ли мы с поставленными задачами?
— Чьё творчество мы сегодня изучали (Мусоргского,) Гартмана.
— Что нового вы сегодня узнали? Назвать новые слова.
Поставьте себе оценку в соответствии с критериями урока:
Я умею слушать и слышать музыку;
Я активно работаю при выполнении творческих заданий;
Я соблюдал(а) правила синквейна и его соответствия музыке.